Давным-давно, целых семь лет назад (эпохи ныне сменяют друг друга с курьерской скоростью), собрались на нейтральной территории ведущие писатели-фантасты Украины: Дмитрий Громов и Олег Ладыженский, сиречь Г.Л.Олди, Андрей Валентинов да супруги Дяченко - и порешили написать роман. Впятером, в равноценном соавторстве, ни за что не раскрывая читателям, кто какой фрагмент сочинил. Сказано - сделано. Так на свет появился знаменитый "Рубеж", выдержавший за прошедшие годы немало переизданий. Но год утекал за годом, и первый опыт удивительного соавторства стал потихоньку забываться. Между тем идеи и сюжеты, которые авторы по какой-то причине не могли использовать в "сольных" проектах, продолжали накапливаться, опыт сотрудничества оставил самые приятные воспоминания, и однажды количество перешло в качество. У писателей возникла идея возродить фантастическую "тройку в составе пяти человек" - только на сей раз на совершенно иной основе...
В отличие от "Рубежа", "Пентакль" представляет собой не единое полотно с последовательно развивающимся сюжетом, а роман в новеллах, практически не связанных друг с другом. Только ключевые герои время от времени мелькают то в одной, то в другой истории: вот товарищ Химерный и его революционные бойцы, вот страшный немец Зигмунд Карлович, вот повелительница мух Геля Реф... Еще сильнее рассказы различаются по стилю. Смешные чередуются с жуткими, лихие - с сентиментальными, философские - с бытовыми... Несмотря на свое украинское гражданство, работают авторы скорее в традиции Гоголя и Булгакова, чем Тараса Шевченко или Ивана Франко. По сути перед нами современные сказки самых разных сортов: про то, как черт Луну закрасил, про вещи, торгующие людьми, про белогвардейский отряд, заблудившийся во времени, про советского археолога-третьекурсника, умудрившегося оживить девушку из скифского кургана... Многие из произведений, легших в основу книги, уже печатались в разнообразных журналах и антологиях, а треть "романа в рассказах" публиковалась около года назад отдельной книгой на украинском языке. Неудивительно: по "Пентаклю" и впрямь можно изучать историю Малороссии за последние два-три столетия. Прошлое, настоящее, будущее, со времен казачьей вольности до сегодняшнего дня и далее - все смешалось на страницах романа. Однако (редчайший случай!) целое оказалось куда ярче и весомее, чем механическая сумма составляющих. Этот том всерьез претендует на звание главного события 2005 года в отечественной фантастике. Маловероятно, что за оставшиеся девять месяцев выйдет что-нибудь сопоставимое. Давненько авторы не радовали нас проектом, столь демонстративно не укладывающимся в прокрустово ложе "формата".
(опубликовано в "Книжном обозрении)