Журнал "Реальность фантастики" (г. Киев) номер 3 (19), март 2005 г.
Мария Галина
ПУТЬ ПИСАТЕЛЯ
Громов Д. Е. Путь проклятых. Избранные произведения. - М.: ЭКСМО, 2005. - 480 с. (Триумвират).
13 ноября 1990 года произошло знаменательное событие: родился писатель Генри Лайон Олди. То есть, именно в этот день был написан первый совместный рассказ Дмитрия Громова и Олега Ладыженского "Кино до гроба и...".
В результате писателя Генри Лайона Олди мы знаем гораздо лучше, чем писателя Дмитрия Громова. У Генри Лайона Олди на счету полным-полно книг. У Дмитрия Громова книг вообще не выходило. Теперь ситуация изменилась, - в серии "Триумвират" под той же фирменной обложкой, с тем же фирменным псевдонимом появилась книжка Дмитрия Громова. Сборник, в который вошли повесть и несколько рассказов, задуманные (и частью написанные), когда писателя Генри Лайона Олди еще не существовало. Тексты датированы - видно, что автор не раз возвращался к ним, доделывал, уточнял...
Открывающая сборник повесть "Путь проклятых" посвящена... вампирам! Не торопитесь упрекать Громова в уступкам конъюнктуре - повесть задумана давно, в 1991 году, а последняя точка проставлена в 1999. Просто в наше время вампиры, что называется, носятся в воздухе.
Равно как и идея об амбивалентности добра и зла, которую, каждый по своему, доносят до читателя авторы "некроромантических" (удачный термин, кажется, изобретенный самим Дмитрием Громовым) текстов. Жизнь вампиров темна и уныла, их мучает вечный голод, они рабы своего желудка, вечно жаждущего кровушки. Но, обладая неуязвимостью, быстродействием и неким особым шиком, вампир то и дело норовит спасти от насильников девушку - чтобы потом сделать ее вампиром! (у Дивова в "Ночном смотрящем" тоже есть такой эпизод). Герой "Пути проклятых" - вампир Влад - в общем-то приличный человек, то есть, прошу прощения, бывший человек, - охотится в основном на городских подонков и рэкетиров. То есть, превращается в этакого санитара города, не столько волка, сколько тигра (тиграм Громов вообще симпатизирует). И, в конце концов, продвигается на иной, более высокий уровень, - становится и вовсе бессмертной и неуязвимой сущностью, возможно, как с горькой иронией намекает Громов, ангелом. Потому что ангелами становятся по-разному...
Возможно, именно из-за нынешней моды на вампиров и, соответственно, чрезмерно широкого тиражирования этой темы, Громов не стал расширять повесть, оставив некоторые сюжетные линии лишь намеченными - такие, как линию "Отца" Влада, или линию Безумного Монаха - бессмертного истребителя вампиров.
Рассказы сборника, написанные, повторюсь, еще в 80-х, сейчас смотрятся несколько старомодно. Здесь и неприятие "мещанского рая", и "отказ от расчисленного благополучия", и внутренняя борьба под девизом "убей в себе монстра", и модная в те времена "экологическая тема", и весьма условный "западный", или не менее условный "наш" антураж.
Но их уже подробно проанализировал Андрей Шмалько в своем обстоятельном послесловии. Мне остается лишь процитировать некоторые его положения:
"Громов-соавтор, Громов-Олди сделал следующий шаг: от Притчи к Мифу. Место "пунктира" и маски заняли тщательно проработанные реалии, "миры" начали одеваться плотью. Но Громов-автор не спешил, его вполне устраивали привычные и традиционные Пространство, Время и Люди фантастики.
Итак, фантаст Дмитрий Громов в полной мере может считаться фантастом "старой" школы, той последней ее волны, которая вынесла на поверхность Бориса Штерна и Успенского"...
С последним, впрочем, я могу поспорить - Штерн и Успенский - писатели, в чьем творчестве достаточно силен элемент сюра, абсурда. Писатель Громов более пафосен, - но и более лиричен. Более предсказуем, - но более динамичен. Менее циничен - но и менее терпим. Иными словами, писатель Громов по сравнению со Штерном и Успенским еще очень молод . И в прямом, и в переносном смысле.
Лично я могу только гадать, какие книги писал бы сейчас Дмитрий Громов, пройди он этот путь проклятых в одиночку.
Скорее всего, у нас бы появился мастер городской сказки, притчи, лиричный и слегка сентиментальный, с выраженным "музыкальным уклоном", - на манер Юлия Буркина. Возможно, именно это, в конце концов, и произойдет. Просто писатель Олди уже прошел этот путь. А писатель Громов - еще нет. Ведь, несмотря на то, что тексты дорабатывались, когда тандем уже работал в полную силу, это именно те вещи, которые обычно пишутся в начале пути.
С уверенностью можно сказать только одно, - перед нами уже не часть Олди, а совершенно самостоятельный автор.