Хроники кукловода
В этом году завершил свою космическую трилогию двухголосый писатель Зорич. Дуэт Андронати и Лазарчука добавил третий том в неведомых размеров эпопею про межзвездных космополитов. Вот и романист Г. Л. Олди, тоже двухголовый, как российский орел, положил первый камень в грандиозную, судя по всему, постройку под названием «Ойкумена». И если разнополые содружества пытались одомашнить Вселенную, населив ее обычными людьми и понятными всем реалиями, то чисто мужской коллектив харьковских любителей театра создал истинную «космическую оперу» с пышной бутафорией и нарочитой, поражающей воображение яркостью. Чем-то их мир напоминает любимый фильм «Хроники Риддика» — и это отрадно.
Космос Ойкумены вмещает колоссальное сообщество миров, населенных человеческими расами разных ступеней развития, различных культур и цивилизаций. Управляется сообщество едиными принятыми законами (правда, за пределами ойкумены есть и неосвоенные пока миры «варваров»). Среди этих цивилизаций — и привычные нам технологические («техноложцы»), но ведущая тенденция состоит в психоэнергетической эволюции. Сложились целые расы «энергетов», способных то ли собирать рассеянную энергию планеты и космоса, то ли черпать мощные энергетические потоки из тонких структур своего организма. Они-то, собственно, и питают почти всю используемую в Ойкумене технику. (Наконец-то, нам объяснили, зачем нужны были «Матрице» люди-батарейки!) Но таким промышленным освоением психоэнергии эволюция не исчерпывается. Уже возникли новые формы разумной жизни — имеющие собственную волю «флуктуации континуума», чье появление связывают с разрывами пространства во время межзвездных перелетов. Некоторые флуктуации даже могут принимать на время форму людей. С другой стороны, и очень редкие люди (не чаще одного на целую планету) сделали шаг к переходу из корпускулярной природы в лучевую. Они могут временно превращаться в сгустки энергии, свободно путешествуя меж звезд и участвуя в катаклизмах космических масштабов.
Трудно судить о грандиозности сюжетного замысла только по первой части, представляющей собой незаконченную историю жизни странствующего артиста. Играет он, как это ни забавно, на человеческих нервах — специальность называется «нейропаст». Он может перехватывать управление моторикой и речью человека, подправляя его или ведя полностью, как марионетку, но только — только! — с согласия самой куклы, причем троекратного. Помощь профессионального кукловода востребована и полезна там, где человек не слишком полагается на собственные таланты, главным образом, при публичных выступлениях. Но здесь таятся и ловушки, в которые невезучий артист иногда попадает. После тюремного заключения на планете каннибаллов, где ему приходилось, выполняя роль экзекутора, транслировать узникам страдания, работа кукольника сопряжена с риском. Временами его все еще навещает Госпожа Боль, и если в этот момент он находится в связи с клиентом, тому не сдобровать...
Пока рано рассуждать, какие человеческие или художественные уроки можно извлечь из новой работы Олди, но главную задачу своего жанра роман выполняет с избытком. Фантазия, с которой выстроена конструкция небывалого мира, работает как непрерывный впечатляющий аттракцион. Здесь не только захватывающие дух полеты, но и обворожительные орнаменты, предназначенные для внимательного рассматривания. Цивилизация, в которой происходит большая часть действия, блещет диковатой африканской экзотикой, но попадаем мы и в другие места — на посконно-отсталую «а ля рюсс» планету со свиным салом, валенками и крепостничеством или в боевую эскадру воинственной рабовладельческой цивилизации древнеримского типа. В общем, театральности Олди не занимать, и поражать искусством стилизации он умеет. Здорово, что за декорациями и костюмами стоит все-таки человеческая жизнь, которой можно сопереживать. Надо надеяться, ничто не помешает нам досмотреть это трогательное кино до конца...
Валерий Иванченко