N: 10 Олди и космическая опера: Опубликовано: 06.04.2007
Г.Л. Олди. Ойкумена. Кукольник.
Лючано Борготта по прозвищу Тарталья - невропаст. Он может управлять людьми как марионетками. Но Тарталья - не маньяк и не диктатор. Он директор театра. Кукольник. А куклы - его клиенты. Кому-то нужна помощь в переговорах. Кто-то хочет развлечься. Кто-то просто заикается...
С первых же страниц авторы погружают нас в мир техно-будущего. Герои разговаривают на унилингве. Грузопассажирские лайнеры и круизные звездолеты совершают РТП-маневры. От названий различных рас рябит в глазах - вудуны, гематры, брайманы, Хозяева огня... Так и хочется сказать: "Олди написали космическую оперу". Но не будем торопиться.
Разберемся. Чем отличается фэнтези от космической оперы? Конечно, обязательным набором персонажей и декораций. Если на фоне средневекового замка маги запускают файерболы, а эльфы метко стреляют из луков, то, понятное дело, перед нами фентези. А если космодесантник мчится от одной планеты к другой, на ходу отстреливаясь из бластера, то всякий скажет, что это космическая опера.
Все это справедливо, только не в данном случае.
Если в "Кукольнике" заменить космические корабли драконьими упряжками, а население различных планет - племенами со своими законами и богами, ничего не изменится. Тем более что гематров, вудунов и прочих можно оставить без изменений.
Возможно, этого недостаточно. Тогда посмотрим внимательней. В так называемой "твердой фантастике" нет артефактов. То есть бластер будет одинаково работать в руках воина, женщины, ребенка, да и вообще любого существа, у которого окажутся подходящие по размеру псевдоподии. Другое дело фентези. Волшебная палочка будет волшебной только в руках мага, для всех остальных это просто кусок дерева. Теперь откроем книгу.
Тарталья не управляет людьми с помощью приборов. Он делает это благодаря своему дару. Это не результат генной инженерии. Это именно непредсказуемый сдвиг, случайная мутация, наделяющая особыми возможностями. Они никак не объясняются с точки зрения науки. Просто невропаст видит нити, которые идут от людей, и умеет за них тянуть. Магия чистой воды!
Но и это еще не все. Космические корабли здесь летают не на реактивном топливе и не на холодном синтезе. Его приводят в движение своей энергией люди. Это тоже никак не объясняется, хотя в тексте можно встретить изрядное количество псевдонаучных слов. И читатель, привыкший верить авторам на слово, объяснений не требует. Ведь магию невозможно объяснить в принципе.
Так что не стоит обнадеживаться и ждать чего-то нового. Авторы остались верны себе в новой книге. Это не космическая опера, это не книга о магии. Это, как всегда у Олди, книга о Человеке. О том, как он идет по своему пути, стремясь сохранить то, что ему дорого - свои мысли, свои воспоминания, свое "я", наконец. Надо заметить, что это первая книга заявленной дилогии, но пролог взят из эпилога, и поэтому смело можно предположить, что у героя все получится.
Так же сохранился без изменений и авторский стиль. По-прежнему очень многословно. И по-прежнему книга перегружена неинформативными подробностями. Книга доставит удовольствие поклонникам Олди. Все остальные могут пробежать ее глазами по диагонали. Или вообще не читать.