Фантазия цветет, но пока не плодоносит.
"Куколка" Олди
Вторая часть "космической симфонии" Г.Л.Олди еще глубже затягивает нас в замысловатый мир Ойкумены и, не прочитав первой книги, соваться туда не стоит - утонете. В сущности, это очень странный, изощренный экшн, начало которого интерактивно разветвляется так, что уже непонятно, где искать завязку, а продолжение теряется в неопределенности авторских планов. Главный герой Лючано Борготта перестал быть рабом помпилианца Гая Октавиана Тумидуса, но остался в его подчинении. Теперь он семилибертус, условно свободный, выступает в Гладиатории (это не бои, но тоже интересное шоу). Сознание Лючано (возможно, благодаря нанесенной антисом татуировке, оказавшейся флюктуацией-симбионтом) обретает новые свойства: он способен видеть события прошлого, очевидцем которых быть не мог. Флешбэки, разворачивающиеся у него в голове, раскрывают связанные в одну цепочку тайны. Лючано узнает, что его юные друзья, близнецы-гематры, появились на свет благодаря евгеническим опытам профессора Штильнера и являются наследниками богача с Китты - Мара Шармаля. В действие включается завладевшая близнецами помпилианка Юлия. Ее и близнецов похищает банда музыкантов-наемников, заодно прихватив принятого за профессора Лючано. В космосе в их корабль проникает коварно лишенный ума антис, с которым нейропаст усатновил в Гладиатории ментальную связь... Одним словом, творится бог знает что, фантазии авторов ветвятся, закручиваются клубком и спутываются в невообразимый узел, в котором какой-либо единый замысел разобрать уже невозможно.
Никоим образом не берусь критиковать эту избыточную историю. У поклонников Олди их безобразная роскошь фантазии -- с пугающими деталями, способными родиться лишь в галлюцинаторном трансе -- должна бы вызывать привычное восхищение. Однако порождаемое ею головокружение опасно для человека неопытного, тем более, что финала нет, и, чтобы выйти из этого болезненного состояния, просто не за что зацепиться. Может быть, стоит подождать завершения цикла.
В. Иванченко