alexrat (Алексей Кожевников):
Г.Л. Олди «Ойкумена. Книга третья. Кукольных дел мастер»
В первый момент может показаться, что название перекликается в чём-то с классической книгой Роберта Хайнлайна «Кукловоды» («The Puppet Masters»). Но это только первое впечатление, вызванное сходством английского термина с русским названием. На самом деле подразумеваются две совершенно разные сущности: мастер управления у Хайнлайна и мастер создания — творец — у Олди. Герой трёхтомной космооперы имеет ещё одно сходство с отвратительными слизняками с Титана: он умеет управлять людьми. Он может управлять любым человеком словно куклой. Подчинить своей воле его движения, слова. Но эта его способность оказывается совсем не главной. Скорее это удобный инструмент посредством которого авторы предполагают вывести человечество из очередного эволюционного тупика, который из наших доисторических глубин кажется широкой магистралью. Казалось бы, в этом мире реализовано многое из того, о чём мы можем только мечтать: космические полёты не от планеты к планете, а от звезды к звезде, а может быть даже от одного звёздного скопления к другому, или от галактики к галактики, торжество компьютерных технологий, мгновенная связь на огромных расстояниях (скорость света уже явно не является предельной скоростью для передачи информации), невиданная энергетическая мощь, позволяющая людям на равных сражаться с космическими чудовищами, самоподстраивающиеся матрасы. Но... человеку и этого мало. Ему видите ли хочется превратить космос в естественную среду обитания. Чтобы ни корпус звездолёта, ни материал скафандра не отделяли его от губительных для физического тела человека космического пространства. И есть для этого ничтожная лазейка — антисы — люди, способные говорить и летать меж звёзд реализовывать квантовые принципы на макроскопическом уровне. Они умеют превращать своё корпускулярное (материальное) тело в волновой пакет (энергию). В этом состоянии человек превращается в гражданина Галактики. Не де юре, как мечтал другой герой одноимённого произведения Хайнлайна, а де факто.
Казалось бы, вот он вектор эволюции — указатель-стрелочка. Иди, куда указано и радуйся. Но непонятен механизм подобного явления. То ли он врождённый, то ли благоприобретённый благодаря космическим аномалиям. Пока у человечества нет ясного ответа на этот вопрос, непонятно как всем двигаться в указанном природой направлении. Лишь считанные единицы, случайным образом выбранные гомеостатическим мирозданием, поднимаются на следующую ступеньку эволюционной лестницы. Остальные видят указатель, но за ним не видят дороги. Тупик.
И в дело вмешиваются мистические эволюционные процессы. Современная наука, кажется, так и не может пока однозначно определить те силы или механизмы, которые заставляют живых существ меняться, развиваться, обретать новые способности. И в книге тоже: авторы, судьба, творец, непознаваемые законы вселенной, случайные совпадения — нельзя с определённостью сказать, что движет главными героями, что заставляет обстоятельства, людей, способности и технологии сойтись, сплестись в одном пучке событийного пространства-времени, чтобы одним махом перескочить даже не на следующую ступеньку (следующая это уже существующие антисы), а через несколько. Чтобы из уже имеющихся деталей собрать принципиально новое... существо? устройство? организм? конгломерат? точка Омега? Трудно с нашего эволюционного дна дать правильное определение для обитателей заоблачных (или точнее межзвёздных) эволюционных вершин. Или может быть эта ступенька эволюции должна носить имя «боги»? Чем уступает футуристический коллант (как нарекли его авторы) какому-нибудь архаическому божеству? Да, пожалуй, что ничем.
Но для авторов трилогии важен не столько результат, сколько процесс. Не случайно самому венцу эволюции в романе уделено несколько строчек. Кем станет человек сверхновый, сохранит ли он привычные нам черты человека (Homo Sapiens Sapiens), каково будет общество этих существ. Всё это остаётся за пределами книги. Зато подробно рассматривается процесс обретения и осознания эволюционного механизма. Хотя, как мне кажется, читателю будет всё-таки затруднительно сказать каковы же всё-таки были движущие силы этого процесса. Что, как и зачем направляло его. Зато можно выделить основные вехи этого пути. Их фактически две (на мой взгляд, у самих авторов и других читателей, естественно, могут быть и другие мнения и выводы).
Первая это дискомфорт. Чувство порождаемое неудобством, неустроенностью в нынешней среде обитания, как физической так и социальной. Чувство высшим проявлением, которого в романе выступает Королева Боль — образ сопутствующего главному герою божества. Боль как инструмент эволюции. Наглядная демонстрация того принципа, что развитие всегда идёт через преодоление трудностей, проблем, которые в процессе доставляют немало неприятных (как чисто с физической, так и с моральной стороны) моментов. Путь на вершину станет гладким лишь тогда, когда человек подобно Сизифу укатает его камнем, претерпев страдания, лишения, и приложив немало сил к преодолению преград. Лишь после этого, оглянувшись с вершины назад, он увидит ровную и гладкую дорогу, которую с таким трудом проложил.
Вторая веха — это общность. Это взаимопомощь и взаимовыручка. Способность помогать другим людям, вплоть до самопожертвование. Отрицание личных амбиций, способность к сотрудничеству. Именно это и позволяет людям объединиться и шагнуть вперёд.
Не смотря на всю мощь заложенных в книгу идей, её всё-таки не стоит расценивать в первую очередь как инструкцию к эволюции человечества. Прежде всего в ней заложен огромный потенциал для духовного самосовершенствования читателей.