МИР ФАНТАСТИКИ №52, ДЕКАБРЬ 2007:
«Симфония Космоса»


 

МИР ФАНТАСТИКИ №52, ДЕКАБРЬ 2007
КНИЖНЫЙ РЯД. КНИГИ НОМЕРА. 1 ПОЛОСА
=Редактор П.Тюленев
1)
***********************************

Симфония Космоса

 

********картинка

Генри Лайон Олди
Ойкумена
Роман
Книга третья: Кукольных дел мастер
Обложка: Е. Гондик
Издательство: «Эксмо», 2007
Серия: «Миры Г.Л. Олди»
Жанр: Космоопера

Финалы – не наш конек. Они оскорбляют человеческое подсознание самим фактом своего существования. Не в этом ли залог нашей чудовищной жизнеспособности?
Карл Мария Родерик О'Ван Эмерих, "Мемуары"

В классической симфонии (например, в Пятой Бетховена), как правило, четыре части. Первая часть - сонатная форма, быстрый темп, нарастание напряжения, но не ударное. Вторая часть – сложная, но в целом неспешная, допускает множество вариаций (рондо, рондо-соната, реже «чистая» соната). Часть третья (скерцо или менуэт) — в форме da capo с трио (то есть по схеме A-trio-A). Финальная четвёртая часть – развязка: быстрый темп, сонатная форма, рондо или рондо-соната. При этом первая и последняя части пишутся в одной тональности, а средние – в родственных, но несколько иных, да ещё и отличных друг от друга. Среди композиторов симфония по праву считается наивысшей формой, настоящим испытанием и мастерства, и таланта.
Изначально «Ойкумена» задумывалась именно как классическая симфония – не трёх, но четырёхкнижие. Возможно, отсюда и авторское название «жанра»: не привычная всем космоопера, но космическая симфония. Однако на то и каноны, чтобы их обходить: сегодня симфония может иметь сколь угодно частей. Олди остановились на трёхчастном варианте.
Темпоритм романа – вполне себе симфонический. Если внимательно рассмотреть структуру, мы увидим, что в ней есть сквозная событийная тональность (вечер одного дня на Борго, когда Гишер, Карл и Фелиция дожидаются «малыша» Борготту), есть и вторая – собственно рассказ о событиях, как выясняется, двухлетней давности. Третья часть-тональность – «контрапункты» от лица Лючано Борготты, содержащие либо воспоминания о событиях разной степени давности из его жизни, либо участие в событиях, с ним связанных, но происходящих в иной точке пространства, и в ином времени.
Три книги романа можно рассматривать, как три части симфонии. Правда, в этом случае остаётся признать, что каноническое написание нарушено и тут. События первой книги занимают несколько недель. Вторая книга тоже начинается довольно неспешно. Но с момента похищения Борготты, Юлии Руф и близнецов-гематров действие словно взрывается безумным крещендо: дальнейшее, занимая половину всего текста романа по объёму, по времени занимает несколько суток. Герои за эти считанные сутки успевают пережить столько, что нормальному человеку хватит на несколько жизней, с запасом. Этот темп сохраняется на протяжении всей третьей книги, и лишь финал, обрываясь на встрече природного антиса и антиса коллективного (коего скоро назовут «коллантом»), останавливает эту круговерть. Ударный аккорд повисает в воздухе между книгой и читателем, создавая знаменитую «югэн», «тёмную прелесть» финала в пьесах театра Но. А последние аккорды – весёлая пьянка друзей, успевших побывать друг для друга и врагами, и рабами, и адвокатами, и спасителями, - звучат мягко, выводя читателя к той самой сквозной тональности, которой начинается и заканчивается текст каждой из книг. Именно текст – сами книги звучат совсем иначе, и действие лежит как бы вовне главной темы, лишь в конце вливаясь в неё и сливаясь с нею.
Как сливаются в коллективном антисе сущности, его составляющие. Как сливается антис с пространством и временем, как едины во Вселенной все расы, независимо от путей их развития. Кстати, расы в итоге и стали едины, но… всё-всё, за деталями – в книгу!
Каноны нарушены. Но кто скажет, что симфония не удалась? Разумеется, найдутся и такие - кто бы сомневался! Они всегда находятся, эти такие, хоть их никто и не ищет. Но их брюзжание не отменит мощного, прекрасного, победного звучания космической симфонии сочинения Олди. Звуки в космосе не слышны? Ещё как слышны! Мелодия Ойкумены – не просто слышна, ею звучит всё вокруг нас. Помните голос Океана в «Одиссее»? Так и тут, точно так же, только вместо Океана – Вселенная. И люди, шагающие сквозь звёзды. Это ведь так просто, верно?

Яр Соболев

ПОХОЖИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Роберт Шекли, «Драмокл : Межгалактическая мыльная опера», «Координаты чудес», «Корпорация «Бессмертие»

Это интересно
Несколько намёков на развитие сюжета.
Основные расы Ойкумены – вехдены, брамайны, гематры и помпилианцы, - родом, разумеется, из нашего мира, Олди ничего не придумывали. Но вот кто - откуда, и сколько в каждой из рас намешано наших, земных национальностей и верований?
Названия родных планет у четырёх главных рас – месяцы календаря. Фравардин, Хордад, Октуберан, Квинтиллис, Тишри или Элул – всё это месяцы. Но есть вполне себе техноложский Сечень. И есть Китта – вудунская планета. А ещё? Есть, без сомнений – но вот где и сколько?
Работу невропаста Олди почти всегда описывают детально. Особенно детально – когда Борготта работает с помпилианцами. Единственной расой, способной делать из свободных людей рабов – энергетические батареи и дополнительные конечности. И ещё очень подробна описана работа Лючано с антисом. И ещё: само слово «антис» принадлежит расе, у которой антисы не рождаются. А если сравнить описание работы невропаста с антисом, и то же – скажем, с гард-легатом Тумидусом?..
В «Ойкумене» есть финал, но нет конца, хоть это слово и стоит под текстом. Нет предела – всё только начинается. Точнее – продолжается. В бесконечность.
А сериалов Олди как не писали, так и не пишут!

ЦИТАТЫ
<… Только профессор Штильнер радуется детским мутациям.
А Лючано Борготта, завкафедрой инициирующей невропастии в центре "Грядущее", не радуется. В отличие от шарлатанов и головотяпов, мы – солидные люди. У нас девять филиалов на разных планетах, не считая головной конторы на Октуберане – и головной боли с волонтерами, наперебой предлагающими свои сомнительные услуги. У нас проблем и забот – завались. У нас досуга – с гулькин нос.
Он без возражений находил свободное время только в одном случае: на годовщину шеольских событий. Где бы ни был, что бы ни делал, в это время Тарталья брал отпуск и прилетал на Борго. И привозил с собой всех, кого мог. Завтра, точнее, уже сегодня, утренним рейсом прибудет Авель О'Нейли. Нейрам извинился, сказал, что постарается, но не гарантирует – дела, сам понимаешь...
+++++++++++
Над головами людей, предчувствуя рассвет, тихо гасли звезды. Удивительные они существа, эти искорки во мгле. Если любоваться ими, сидя в уютных шезлонгах, выставленных на лужайке перед домом, хлебнув глоточек тутовой водки, вдыхая запах маринада, пропитавшего курятину, поджаренную на шпажках, и наслаждаясь приближением нового дня – звезды кажутся милыми котятами.
А если пешком ходить между ними, то так вовсе не кажется.>

 

ПРИСУТСТВУЮТ
Времена и нравы пару тысячелетий после наших дней
Брамайны, вехдены, помпилианцы, вудуны и даже гематры
Экшен — для тех, кому без него скучно

ОТСУТСТВУЮТ
Бластеры, роботы и киберы
Представители негуманоидных рас
Галактические войны и прочие великие катаклизмы

ОЦЕНКИ
Сюжет — 10
Мир — 10
Персонажи — 10
Стиль — 9
Качество издания — 8
Оценка «МФ» — 9



Фантастика-> Г.Л.Олди -> [Авторы] [Библиография] [Книги] [Навеяло...] [Фотографии] [Рисунки] [Рецензии] [Интервью] [Гостевая]


 
Поиск на Русской фантастике:

Искать только в этом разделе

Сайт соответствует объектной модели DOM и создан с использованием технологий CSS и DHTML.

Оставьте ваши Пожелания, мнения или предложения!
(с) 1997 - 2004 Cодержание, тексты Генри Лайон Олди.
(c) 1997,1998 Верстка, подготовка Павел Петриенко.
(с) 1997-2004 "Русская фантастика",гл.ред. Дмитрий Ватолин
(с) 2003-2004 В оформлении сайта использованы работы В. Бондаря
(с) 2001-2005 Дизайн, анимация, программирование, верстка, поддержка - Драко Локхард

Рисунки, статьи, интервью и другие материалы
HЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАHЫ
без согласия авторов или издателей.
Страница создана в июле 1997.