Олди Г.Л. Гарпия. – М.: ЭКСМО, 2008. – 384 с. Серия: Стрела Времени. Тираж: 10100.
Цикл «Фэнтези», несомненно, относится к числу наибольших творческих удач харьковского писательского дуэта Г. Л. Олди. После нескольких экспериментальных книг, неоднозначно принятых читателем, фантасты обратились к проверенному временем жанру авантюрно-приключенческого фэнтези и не прогадали. «Гарпия» - пятая книга цикла, продолжающая романы «Шмагия» и «Приют героев», сборники «Три повести о чудесах» и «Архивы Надзора Семерых». Соавторы уверенно обживают выдуманный ими мир, где магия, с одной стороны, превращена в высокое искусство, а с другой, является чем-то обыденным, самим собой разумеющимся. Жители Реттии ничуть не удивляются, когда вокруг них творятся невероятные чудеса, а по улицам столицы преспокойно разгуливают разнообразные монстры, вроде псоглавцев, человеко-львов и гарпий.
Не удивляются, но, тем не менее, не могут и примириться с таким положением дел. Настороженное восприятие «миксантропов» (помеси человека с животным) иногда перерастает в откровенную неприязнь и вспышки ксенофобии. Причем отчего-то подобная агрессивность заметно прогрессирует. И надо же, чтобы в это самое время тяжело заболел придворный поэт, любимец короля, Томас Биннори, и помочь ему может только представительница народа гарпий, не так давно побежденного людьми в кровавой войне и загнанного в резервацию на Строфадских островах. Захочет ли Келена Мрачная излечить страдальца? Или жажда мести выжгла ее душу, и, появившись в королевской резиденции, она станет сводить счеты с победителями? Неужели весь ее интерес и цель миссии сводится к тому, дабы прослушать курс лекций в самом престижном заведении страны – Университете Магии?
Вопросов много. А на ответы авторы скупятся, еще больше запутывая читателя всевозможными поворотами острого сюжета, где по законам жанра «плаща и шпаги» найдется место и таинственному преследователю, и погоням с дуэлями, и романтическим свиданиям... Фантасты лукаво подмигивают нам из-под карнавальной венецианской маски, предлагая пошевелить мозгами и своими силами «убить» вопросы ответами, приглашая надеть расшитую звездами мантию и стать одним из соучастников героико-романтического действа в духе волшебных опер Вагнера. Летящая над городом дева-птица, дева-воин, дева-чародей – ну, чем вам не «Валькирия»? Родство с оперным жанром придает роману и фирменный стиль Олди – напевный, благозвучный, буквально пропитанный поэзией, где для каждого персонажа прописана своя партия и определен свой музыкальный инструмент, так что голоса никак не спутаешь. Что ж до идеи, или, выражаясь музыкальной терминологией, лейтмотива романа, то суть ее можно определить словами Исайи: «И телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их». Иначе говоря, перед нами книга о взаимопонимании (сквозная тема для творчества Олди).
Игорь ЧЕРНЫЙ