ГАРПИЯ
В последнее время книги Генри Лайона Олди возникают в книжных магазинах словно пирожки. С пылу, с жару. Только прочитали заключительную часть трилогии "Ойкумена", как пора уже браться за "Три повести о чудесах", за ними мчится "Гарпия" на крыльях книжных ветров. Вот о ней-то мне и хочется поговорить сегодня. Пусть на прилавках уже давно лежит следующая книга - "Фанты для фэна".
Похоже, Олди плотно взялись за разработку мира, который уже неоднократно встречался в предыдущих их произведениях. Говорят, всё началось со "Шмагии" (так уж получилось, что эту книгу я не читал ещё), затем кусочки, отзвуки мелькнули в "Ордене святого бестселлера", чтобы вновь развернуться в масштабное полотно "Приюта героев", поразить разнообразием в триптихе повестей о чудесах и углубиться в бездны человеческой и нечеловеческой психологии в "Гарпии". Хочется сказать большое спасибо авторам за то, что казалось бы детально проработанный и знакомый читателю мир, они умудряются раз за разом повернуть по новому. Возможно этому способствует характерная особенность их творчества - сильный акцент. Объект их литературной игры (работы, творчества, исследования), попадая в фокус книги, вытесняет из поля зрения читателя все другие объекты.
В данном случае, авторы упорно возвращаются к теме эволюции. К вопросу: что делает человека человеком? Несмотря на то, что книга пронизана даже не антинационалистскими, а антивидистскими настроениями, мне кажется, что авторы не только пытаются показать, сколь схожи и достойны равенства иные виды разумных существ, но и ищут то, что отличает от них человека. Возможно, я заблуждаюсь, и авторы хотели сказать своей книгой что-то совсем другое, но...
Человека делает человеком его память и его чувства. То, что память наша бережно хранит не только сухие сведения о событиях, подобно записям в архиве, но и связанные с этими событиями чувства, ощущения и эмоции. Именно эмоции - важнейший фактор и инструмент эволюции человеческого сознания. И они же его главная угроза.
Эмоции - это своеобразные маркеры, которым мы помечаем приятные и неприятные события нашей жизни, вызванные удачными и неудачными решениями и/или обстоятельствами. Чем важнее это событие, тем ярче связанные с ним эмоции. Мерило важности всего, что было, есть и будет в жизни человека. В книге такие эмоциональные пики нашей памяти названы якорями. Только мне порою кажется, что это не совсем верно. Якорь держит корабль на месте, как бы ни была длинна цепь, она ограничивает свободу перемещения. Если так случается с человеком, который зацикливается на одном (пусть даже очень важном) событии, это уже признаки болезни. Такой, как описана в книге. Но гораздо чаще наши воспоминания не приковывают нас к одному месту-событию. Они просто заставляют нас раз за разом возвращаться в прошлое. Таким образом человек повторяет, моделирует свои действия, ищет и вырабатывает правильные стратегии. Так он и растёт, эволюционирует, раз за разом повторяя в памяти произошедшее, чтобы прожить воспоминания повторно или изжить их вовсе. Затереть, исправить их хотя бы в своей памяти.
В этом заключается и сильнейшая опасность, о которой нас предупреждают авторы. Человек способен не только зафиксировать событие в своей памяти. Он способен переиграть. Переписать текст пьесы, поменять роли, сменить знак чувства. Это защитный механизм, который позволяет даже несмотря на сокрушительные поражения, извлекать из них уроки и двигаться дальше. Увы, механизм этот ненадёжен. Он способен вместо беспристрастного анализа ошибок подтолкнуть человека к ложной памяти. Раз за разом повторяя событие в памяти, слегка менять его, пока от истинных воспоминаний не останется и следа. Фантазия - основа фантастики. Она способна вытеснить реальные события из памяти человека и заменить их радостной и сладостной картинкой. Подменить движение вперёд через преодоление преград слащавой радостной иллюзией.
Следует отметить, что эта книга Олдей показалась мне чем-то похожей на творчество Марины и Сергея Дяченко. Книга полна воспалённых чувств и эмоций. В душе почти каждого героя зреет, а гораздо чаще перезевает нарыв. И один за другим они вскрываются. Но тут как раз и возникает ключевое отличие. В текстах Дяченок нарыв обычно вскрывается сам, от избыточного внутреннего давления, и все эмоции, вся боль героя изливаются на читателя мутным потоком. В этой книге всё совсем иначе. Перед нами словно бы операционная, через которую проходят вереницей герои. Кто-то приходит сам, кого-то приносят на носилках, а кого-то доставляют с холодка. Под наркозом, в халатах и масках, мастера проводят операции. Вот смотрите, какой чудный гнойничок, скальпель, зажим, дренаж...
Приятного чтения, дамы и господа.
P.S.: Есть в книге пара моментов, которые оставили меня в недоумении.
Во-первых, мне так и не удалось понять природу гарпий. Откуда они взялись, как эти существа могли достичь столь высокого уровня. Или они, наоборот, деградировали? Не понял. Этот народ совершенно лишён эволюционного механизма, который сделал человека человеком. Их память не хранит эмоции, а если и хранит, не позволяет заново их испытать. Мне трудно представить себе побудительные мотивы этих существ, которые заставили бы их развиваться. Как эти существа, смогли создать общество, язык, культуру? Ведь весь их вектор жизни, смысл существования заключён в смерти. Только после смерти у гарпии начинается подлинная, полноценная жизнь. Что есть у гарпии до смерти? Острые когти и способность проникать в момент атаки в мир грёз человеческих. В мир, точнее множество миров, которые гарпии почитают наилучшей средой обитания. Есть ли... Нет. Может ли быть будущее у расы, которая мечтает лишь о том, чтобы жить в вымышленных мирах, порождённых фантазией? Как они стали такими, откуда взялись? Я пока не смог найти ответов в книге. Может быть, гарпия - это метафора... Символ эскапизма... Но к чему тут этот символ...
Во-вторых, всегда считал, что Олди очень внимательно следят за стилистической составляющей текста, но... В книге приведены комментарии профессора Цирака из академического издания некоего научного труда. Не то правила написания комментариев для академических изданий в том мире сильно отличаются, не то ещё что, но я впервые вижу академические комментарии, написанные в стиле публичного выступления, какими радуют авторы на своих семинарах.
Алексей Кожевников (Alex Rat)