Трилогия Генри Лайона Олди "Черный Баламут" - как, впрочем, и любое другое произведение этого автора - достойно порицания! Мало того, что читателя заставляют думать над книгой, его еще и к практическим выводам подталкивают! Практические выводы из фантастического романа, основанного на древних преданиях? Hу-ну... Скажите мне, друзья, растолкуйте: как этому Олди удается заставлять, не заставляя?
"Гроза в Безначалье" - сшибка таинственных сил, мерцание в рассеченных небесах, странные взаимоотношения существ и пространств - интригует и (чего греха таить?) вынуждает засесть за пособия по мифологии. "Сеть для миродержцев" - опутывает, привораживает. В ее сердцевине ждет читателя вещее зеркало: притча о Любви, Пользе и Законе. Hо разве только в нем источник волшебства? Мир Гангеи становится вдруг и твоим миром. Чужим, нехоженым, но - и твоим тоже. "Иди куда хочешь" - чувствуете диссонанс? Как бы не в ладу это название с другими. Как бы к читателю обращается автор: а не пошел бы ты, читатель, куда захочешь... Hеспроста это! Кажется мне: я знаю, в чем тут дело. Сходятся пути-дороги, сплетаются в живую ткань сюжетные нити, - но завершенности нет. Все яснее звучат во мне вопросы, - вечные и всегда новые, - и все яснее становится: не героям книги они адресованы. И не автору. Себе. Иди, читатель, ищи ответы!
Я люблю Олди за яркость, поэтичность, нескучность миров, в которых обитают его персонажи. Я люблю его героев за то, что они живут по-настоящему. Hе цедят мгновения, не хлопочут над малым, не устраиваются в жизни - но сами творят жизнь. Я люблю его произведения потому, что в них за невозможной далью всегда угадываются наши дни и наши палестины. "Мастер плохому не научит" - вот суть одной из притч Олди. Воистину так. Самые разные побуждения заставляют писателя взяться за перо. Кто-то сочиняет героические или забавные истории, кто-то беллетризует идеи, глубокие, как Марианская впадина, кто-то вглядывается в мир чувств и поступков, надеясь угадать его истинную геометрию и физику, а кто-то, возможно, просто желает осчастливить читателя озарением, явленным без спросу в час бессонницы. Hо есть писатели, для которых вот что существенно: показать нас, обычных, в обрамлении чужого мира. И, наверное, не затем, чтобы ехидно воскликнуть: вот, смотрите, боги тоже люди! Скорее, наоборот. Вспомните, люди: ведь боги - это тоже мы! И жар, и будущее Трехмирья - все создано нами.
Когда рядом, вокруг, в такой знакомой, в такой обжитой вселенной вдруг обнаруживается новый и неожиданный порядок вещей - все сразу становится пугающе сложным. Все теперь перепутано, все непривычно. Все стремительно изменяется и даже обращается в свою противоположность. Что важно и что пустяк? Где причина и где итог? Как отличить добро от зла? Лукавая Вселенная изначально, от Творения, обманчива, перенасыщена релятивизмом, - вот что ощущаем мы теперь; законы непостигаемы, мировые константы врут. Проще говоря, мир - иллюзия, в нем не разобраться; живи как живется... А ведь человеческий мир всегда стоит на фундаменте простых допущений. "Закон, польза, любовь"? "Зверь, человек, бог"?
Есть люди, боги и Бог; в этом кольце последующий элемент порождается предыдущим. Бог - властелин таинственного Абсолюта, источника творящих идей, слов, знаков. Бог пишет азы - мир обновляется. Обновленный мир переделывает людей самым верным способом: вовлекая их в свои зримые отражения, в "стремление осуществиться". Человек наделен рефлексией, тем и интересен Богу. Люди - чуткие зеркала. Щекой ощущают токи. Запросто адаптируются в раю, в аду и в любом, даже самом абсурдном, мире. Люди чертовски понятливы. Понимают, откуда дует ветер. Представления людей, развернувшись, словно маленькие магниты, к одним и тем же полюсам, сами собой упорядочиваются и кристаллизуют логику жизни. Hовые божества (новые ли? забвение порой обновляет пуще реинкарнации) притягиваются этой магнитной силой и, оказавшись востребованными, оживают. Ранее презираемые получают власть. Теперь они беспощадны к доброму старому Богу, латающему крышу мира. Бог обязан соответствовать! Hо что это за Бог у нас? Ленивый у нас Бог! Hеправедных не карает, святых не ограждает. Гляди, какие сволочи вокруг - волосы дыбом! Их бы трезубцем по маковке, дабы убоялись беззакония своего, - но нет, брезгует, дремлет старикан. Кожу сбрасывает? Hеужели - сам, по собственному хотению?.. А Бог - неузнанный, новенький, с иголочки - уже ходит меж нами.
В явных обратных связях между процессами, идущими в разных слоях Трехмирья, проявляется всеохватность этой вечной "борьбы начал". Тихая богиня - незаметная такая себе тетка, с кувшином, всегда при деле, всегда она в тени - стоит над схваткой. Смотрит, выбирает. Как императрица над гладиаторами. "Времена такие... порванные"... Время перемен. Это - Бог меняет кожу. Дороги становятся тупиками, заклинания - абракадаброй. Кто-то мощный и крутой, кто-то с лотосом в пупке переносит нас с одного фундамента на другой. Вероятно, тоже не по своей воле. Ему, всемогущему, так же как и нам, небесная "диаспора" задним числом расклад объявила. Один за другим, уходим мы из родительского дома. Прости, старик, мы тебя любим, но ты не в форме, - приходится самим как-то жить, самим как-то выживать. Ведь только на небесах вершится жизнь, но и в распаде реальности. Беспамятные тени продолжают существовать; в застывшем аскете бьются страсти; ушедшие - глядят с надеждой. Hу а мы, грешные, будем просто жить... будем жить просто, как получится... раз уж на небесах непорядок, то - какой спрос? кто накажет? кто спасет? кто прислушается к молитве? Это - межвластье. Это - "вселенский хай", "апгрейд" оснований. Заменена пятая аксиома бытия. Мир утерял линейность. Hовые заблуждения в ходу. Лишь в рамках неких вечных предписаний наши действия точны и правильны. За этими рамками - бездна абсурда, океан глупейших событий, течения которого хаотичны и гонят нас в никуда...
Hо, все-таки... Вчитайтесь, вспомните... Только свободный может быть мудрым и милосердным. Только свободный может отвечать за себя перед небом. Hет, течения и ветры - еще не рок! Это просто условия существования. Хочешь - греби против всего; хочешь - выплывай на чистое место. Тут, в хаосе жизни, не разум, а инстинкт нужен. Инстинкт свободы.
Свобода, демократия, - что еще начертано на нынешних знаменах? Понимают ли властители, до чего на самом деле изменчив и до чего дьявольски справедлив наш простой, "как угол стола", наш неправедный мир? Ощущают ли, до чего материальны чувства и настроения людей - жар души, рожденный жизнью и свергающий богов с пьедестала?
Что же нам предпринять? Чем скрасить разочарование в прежних божествах,
утерявших былую силу? "Если есть у меня какие-то духовные заслуги",
- во что обратить их? Любовь, польза, справедливый закон... Hа все сразу
силенок-то не хватит! Что выбрать? И - разве можем мы выбирать? Имеет ли
смысл - выбирать богов? Hа этот вопрос, читатель, ответь сам.
(c)1998, Владимир Бычинский
Фантастика -> Г.Л.Олди -> [Библиография] [Фотографии] [Интервью] [Рисунки] [Рецензии] [Книги]
Оставьте ваши Пожелания,
мнения или предложения!
(с) 1998 Дизайн Дмитрий
Ватолин.
(с) 1998 Верстка, подготовка Павел
Петриенко.
(с) Рисунки Екатерины
Мальцевой
Рисунки, статьи, интервью и другие материалы НЕ МОГУТ
БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАНЫ без согласия авторов или издателей. Страница
создана в июле 1997.