Друзья мои, скажите, вы читали по-настоящему оригинальные фантастические произведения с взаправдашними, живыми мирами? Не теми мирами, где идеально белые овечки щиплют изумрудную травку на экологически чистых лугах под охраной качка в набедренной повязке, но с двуручным мечом, а за ними подглядывает Зло из кустов. А теми, где счастье и горе, добро и зло переплетены в такой клубок, что порой и не отличишь, где закончилось одно и началось другое. Миров, в которых гармония рождает целостность, которые не нуждаются в магии — сюжетном костыле, но всегда открыты для магии-чуда. Так вот, в книгах Генри Лайона Олди можно найти такие миры.
Сегодняшняя героиня романа — гарпия. Гарпия – это ведь не человек, друзья мои. Это миксантроп, хомобестия, полуптица. И поверьте мне, разница куда больше, чем просто немного перьев на теле. И у читателя появляется полноценный шанс посмотреть на мир глазами нечеловека. Примерить на себя, попытаться принять разум, где крупицы человеческого сочетаются с крупицами разума чужого. Антропоморфизм удобен и прост в понимании, но Олди выбрали иной путь. Честь им и хвала за это. Стоит ли говорить, что проработка и прорисовка материала выше всяких похвал? Эти авторы, кажется, по-другому просто не умеют.
Не подумайте только, что авторы затеяли игру ради игры. Чуть отклонившись от маршрута и заигравшись в «Приюте героев», в «Гарпии» Олди снова насытили роман приключениями тела и духа. Героиня выбраться из своей резервации в столицу, спасает от безумия поэта, получает образование в Универмаге, и попутно выбирается из целого вороха разномастных переделок, поджидающих полуптицу в большом городе. А если гарпия еще и дерзнула затаить в душе… впрочем, ладно. Не менее интересно наблюдать и за судьбами героев второго и даже третьего плана. Мир взрослый, сложный, не укладывающейся в рамки и шаблоны.
Итог: Олди снова написали сильный роман, задав себе и другим очередную планку качества. Книга-веха. Книга, по которой нужно учиться писать умную фантастику.
Да, друзья мои, хоть книга и является полноценным, самостоятельным произведением, с рождением и становлением мира можно ознакомиться в следующих произведениях:
— рассказы «Старое доброе зло», «Дуэль», «Принцесса без дракона», «Турнир в Блезуа» и «Проклятие»;
— повести «Захребетник», «Снулль вампира Реджинальда» и «Скорлупарь»;
И рассказы и повести можно купить одним сборником: «Три повести о чудесах».