-- Фигура Н.В. Гоголя – одна из самых загадочных в русской литературе. Уж очень противоречива. Уж очень много недосказанности. Уж очень разносторонним был писатель. Многие нынче почитают его за мистика – но это не так. Многие почитают его как исключительно автора одного романа – «Мёртвые души», которые, к слову я уважаю, но совершенно не люблю. Многие называют его главной работой Тараса Бульбу. Все правы и не правы по-своему. Гоголь умело воспевал быт Малороссии (сразу делаю реверанс в сторону самостийных и самасвядомых) и рисовал портреты человеческих душ. С этим не поспорить. Однако… Вы сейчас будете смеяться, но лично я выделяю в творчестве этого классика два произведения. «Вий» и «Вечера на хуторе близ Диканьки». Почему? Очень просто. Именно дорвавшись до них, совсем ещё мальчишкой я испытал настоящий, неподдельный ужас. Липкий и холодный. До навязчивых мыслей и почти до галлюцинаций. Возможно, этому поспособствовала обстановка – ведь читал я всё это в гостях у своей бабули, чей домик стоит недалеко от сельского погоста. Не знаю. Но этот страх врезался мне в память надолго. Восторг пришёл гораздо позже.
Те, кто не читал «Вечера», а ограничился лишь школьными хрестоматиями, меня не поймут. На первый взгляд – сборник сказок, побасёнок… Но насколько реалистичных. Видно, что это МОГЛО быть. Что те, у кого Николай Васильевич собирал материал для книги, действительно верили в то, что говорят. Верили и боялись. Эту веру и кошмарную обыденность происходящего на страницах Гоголь донёс до читателя блестяще. Причём ухитрился донести не только страх, но и отношение своих респондентов – это когда к возможному появлению упыря относятся как к неизбежной неприятности. Ну вылезет так вылезет. Дело-то житейское.
К чему это я всё? А вот к чему. Роман в рассказах, которым и является «Пентакль» - это новое прочтение Гоголя. Переосмысление его идей на современный лад. И переосмысление чертовски удачное. Не верьте аннотации. Она слишком весёлая и юморная. Слишком легкомысленная. Украинские фантасты как никто «владеют темой» - со страниц этого произведения на нас выплёскивается мрачный, страшный, но чертовски привлекательный мир. Им просто-напросто веришь, веришь всему что написано, от первой до последней строчки. Веришь в то, что купленная по случаю, деревенская развалюха может оказаться домиком местного колдуна, помершего намедни, за силой которого охотится другой колдун и соседи в лице счастливых дачников ему ни к чему. Веришь, что есть где-то рынки, на которых вещи покупают людей.
В романе (а я настаиваю на том, что это именно роман) нет ни грамма сюрреализма. Истории простые. Бытовые. Произошедшие с обычными людьми в обычное время. И от того более захватывающие и страшные. Читая, ты понимаешь, что это может случиться здесь, с тобой. В твоей тёпленькой уютной квартирке, прямо перед экраном монитора. В котором, вполне возможно уже обживается чёрт-искуситель. Все голливудские монстры и страшилки мистера Кинга становятся… игрушечными что ли. Как детские пластмассовые клыки перед оскалом настоящего вурдалака. Ты осознаёшь, что рядом, на той земле, где ты родился и прожил всю жизнь, есть свой, загадочный и опасный мир, что не надо ехать за тридевять земель искать приключений на свою голову. Для этого вполне достаточно оказаться не в том месте, скажем в ночь на Ивана Купалу. Или прошвырнуться к церковному порогу в предпасхальную ночь.
Я не знаю точно, кто у авторов отвечал за юмор (хотя таки догадываюсь, что это Олди) – но он здесь присутствует там, где надо и ровно в тех количествах, чтобы впечатлительный читатель не начинал искать валерьянку трясущимися со страху руками.
Можно ещё долго расписывать здесь прелести романа. Но я вам скажу вот что – нельзя, не получится передать этот удивительный коктейль ощущений – страх и азарт, жуть и интерес, который охватывает, не даёт отложить книгу и заставляет читать ночью, хотя от этого может стать неуютно.
Если вы хотите пощекотать нервы – вам к мистеру Кингу. А если вы хотите прочитать то что испугает вас и заставит повнимательней приглядываться к теням за окном – то вам настоятельно рекомендуется «Пентакль».Итог плашка «MUST READ». Не добавить, не убавить. Это действительно надо читать.