НАМ ЗДЕСЬ ЖИТЬ.
РЕЦЕНЗИЯ.

Уважаемые Олег и Дима!

Ну вот и настала благодатная пора, когда сессия сдана, и забыта дорога в родную alma mater. А значит, есть время (и, главное, желание) сесть за родной "пень" и написать вам пару строк.

Сейчас, когда делать, собственно говоря, нечего, можно, наконец, вспомнить о своем главном увлечении -- чтении книг, книг фантастических, книг наших писателей. И получать море удовольствия, погружаясь в новый мир, глотая строчки за строчками, будучи не в силах оторваться.

И вот дрожащими от волнения руками тянусь я к книжной полке и с закрытыми глазами беру первую попавшуюся книгу (этакий элемент случайности... хотя все равно я знаю, что буду сейчас читать!). И что же я вижу, наконец взглянув на обложку: Олди (серце замирает) и Валентинов -- "Нам здесь жить", сочинение в двух томах. Вот и все, еще одна бессонная ночь, ибо не оторвусь, пока не прочту до конца. И понеслось...

А потом был скачанный из И-нета файл "Путь проклятых".

А потом... родилась идея написать рецензию. Не просто, чтобы похвалить мастеров, чьи работы стоят выше вымученных клише "круто" или "очень круто"; не просто, чтобы указать на недостатки, ибо книги Олди и Валентинова надо читать не для поиска таковых, а для удовольствия. Нет, хотелось просто поделиться своими мыслями. Да и, чего скрывать, надеялся увидеть её, рецензию, на и-нетовской страничке Олди. :))

И вот вам результат...

АРМАГЕДДОН БЫЛ ВЧЕРА... А МЫ И НЕ ЗАМЕТИЛИ

Книги -- моя страсть.

Книги в ярких обложках -- страсть в квадрате.

Книги Олди -- страсть, помноженная сама на себя три раза.

И я уже вижу, как окружают меня воинствующие интеллектуалы, потрясая увесистыми фолиантами литературы излишне умной, приторно эстетской, и кривятся при одном слове "фантастика". Вот они разводят костер, на котором должен буду пылать и я -- еретик, презревший основы Большой Литературы в пользу жанра легкого, одномоментного. И мне немного стыдно... но к черту эту предательскую слабость!

Итак, я уже стою, прикованный к столбу и обложенный хворостом; уже дрожащая рука интеллектуала подносит факел к подножию моей персональной Голгофы. А я смеюсь ему в лицо, спокойно перелистывая страницы новой книги.

Нам.

Здесь.

Жить.

Кентавры. Пятая конфорка-алтарка сонно пережевывает очередную жертвенную булочку под тихое камлание. Агент "Стрела" с экзотической фамилией Гизело (у меня она (фамилия) постоянно рифмовалась с булгаковским Азазелло; может, одна из фишек авторов?!). Мир, потрясенный недавней Игрушечной войной. Мир, вставший с ног на голову...

Каждый, кто хоть раз в жизни попробовал себя в качестве писателя, поймет меня, если я скажу: как порой бывает трудно писать рассказы (повести, романы, etc.), стараясь, чтобы не было дыр в сюжете, тупиковых нитей, потерянных героев, невыстреливших ружей. И как помогает в этом случае работа в паре: ведь можно проконтролировать товарища и быть уверенным -- твои промахи тоже будут замечены и исправлены. И вот два таланта, два Мастера сплетают воедино свои заклинания, рождая миры, в которые хочется верить, в которых хочется оказаться... ну хотя бы на денек!

Да, именно таким оказался дуэт Дмитрия Громова и Олега Ладыженского -- ярким, самобытным, талантливым (да простят читатели мне несколько пафосный стиль!). Каждая их новая книга пожинала заслуженные лавры, и всегда хотелось еще -- больше и больше.

И вот из-под пера Мастеров (а теперь их уже трое) выходит новая книга, заставляя сердце замереть в ожидании очередной феерии, праздника духа. Конечно, не обошлось без маленькой доли сомнений -- писать втроем несколько труднее, нежели дуэтом -- хотели-то, как лучше, а не получится ли, как всегда?

Не получилось.

В смысле, получилось еще лучше, еще вкуснее.

Перед читателем разворачивается, как тугая пружина, эдакая "хроника Судного Дня". И пали птицы и звери, вода стала алой, подобно крови. Еще свежи в памяти людей ужасы Игрушечной войны (не той ли, последней, предвещаемой Иоанном?). А мы, люди, слишком увлеченные своими, вполне людскими, страстями и заботами, так и не заметили всего этого. Мы лишь отгородились от этого стеной кордонов и пропускных зон, оставив тех немногих, переживших Армагеддон, в их маленьком мирке, в пределах одного города. Да и собственно герои -- куда больше остались людьми; они не привыкли рассуждать на вечные темы, попутно укладывая в сыру землю сотню-другую внеочередных недругов.

Кентавры, домовые и приведения-скитальцы. Страшный "психоз Святого Георгия" или, по-простому, Первач-псы. Освящение у батюшки; одноразовые иконки святых -- приватный диалог с Той стороной. Но нам этого всего не увидеть. Вначале надо привыкнуть (или, как мне кажется, все-таки поверить), и только после этого человек, который зачем-то притащил в вашу комнату свой мотоцикл, окажется кентавром с этаким киберпанковским загибом: вместо ног -- колеса, живущие по своим собственным законам анатомии. Только после этого миляга Минотавр-Миня (сокращенно МММ) будет выглядеть не как дюжий молодец в рогатом шлеме, а именно как мифический монстр, плод воображения молодого писателя.

Стоит лишь привыкнуть... поверить...

Но не надо громко вздыхать и думать -- ну вот, опять герои с мечами наперевес, маги-колдуны и проч. Отнюдь! -- гротеск мифологической фантастики органически вплетается в крутой детективный сюжет, наполненный всенепременным убийством, погонями и шпионскими страстями. Да-да, именно шпионскими. А кем, вы думали, может оказаться старший следователь местной прокуратуры Эра Игнатьевна Гизело, как не шпионом (а скорее, агентом таинственной организации, что ищет секреты печально памятного "Мира").

Ну вот, я вам почти все и рассказал.

На поверку -- все лучшие элементы центона. Для знатоков -- ссылки на произведения английского классика жанра Генри Лайона Олди и его русского коллеги А. Валентинова, имена персонажей второго эшелона, раскавыченные цитаты. Динамика сюжета и тонкая игра a la Льюис Кэррол увлечет не только поклонника геройской fantasy, но и любителя рекомой в начале "интеллектуальной литературы".

Иными словами: "Нам здесь жить" "должен быть прочтен".

Итак, о достоинствах я рассказал. А о недостатках? Объективно -- без упреков. А вот субъективно... лично мне несколько притянутой за уши показалась концовка книги. Особенно та часть, где следователь Гизело убивает своего любимого, а по совместительству -- шефа шпионской организации. Мне вдруг вспомнился незабвенный "Сорок первый", где девушка (главная героиня) -- солдат Красной армии -- точно также, не задумываясь, стреляет в своего любимого -- пленного белого офицера, когда он пытается уйти к своим.

Но повторюсь: это мой, сугубо субъективный взгляд.

И вроде бы намерения у г-жи Гизело вполне благие -- спасти Мессию (как?! я вам еще не рассказал?.. и не расскажу, читайте сами!). Да вот только хорошо известно: путь в Ад именно такими поступками и вымощен.

Вот и все. "Нам здесь жить" занял свое почетное место на полке. А в душе зародилась надежда -- может быть, еще встретимся мы с героями романа. Они ведь столько еще не сделали, не сказали друг другу.

Да и есть там один ребенок...

(с) 1999. Евгений Таранцев aka Yargo.



Фантастика -> Г.Л.Олди -> [Библиография] [Фотографии] [Интервью] [Рисунки] [Рецензии] [Книги


Оставьте ваши Пожелания, мнения или предложения!
(с) 1998 Дизайн Дмитрий Ватолин.
(с) 1999 Верстка, подготовка Павел Петриенко.
(с) Рисунки Екатерины Мальцевой

Рисунки, статьи, интервью и другие материалы НЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАНЫ без согласия авторов или издателей. Страница создана в июле 1997.