[ возврат ]
...Переход к мэйнстриму Генри Лайона
Олди лично для меня был глубоко закономерен. Этот процесс был однозначно
определен всем предыдущим творчеством талантливого харьковского тандема.
В отличие от Лукина, Олди не столько реставрирует, сколько бестрепетно
творит новые миры. Он обладает редчайшим писательским качеством - посмотреть
на хорошо известное по-новому. Последняя книга "Маг в законе"
явилась этому блестящим подтверждением.
Первая книга романа читалась взахлеб, на одном дыхании. Окончив ее,
я сразу же схватил второй том, с трудом удержавшись от того, чтобы, не
откладывая в долгий ящик, тут же, в три часа ночи, станцевать вакхическую
пляску вокруг собственного дома, сопровождая телодвижения ритмическими
восклицаниями: "Ай да Олди! Ай да сукин сын!". Азия-с, не поймут-с,
дикий народец, знаете ли.
"Маг в законе" на мой взгляд, прекрасный образец того, что
Олди относится не только к узкой гильдии фантастов, но и ко всему достославному
цеху писателей. Это добротный увлекательный роман, соединяющий в себе все
достоинства психологической традиции русской литературы века 19-го века
и мирового авантюрного романа. Стиль зрелого Олди великолепен, читатель
просто не может оторваться от искусного переплетения словесных узоров.
А превосходные, молниеносные авторские ремарки?! Герои выпуклы, прорисованы
с потрясающей тщательностью.
Сюжет, который на беглый взгляд показался бы незамысловатым и укладывающимся
в короткую максиму, на самом деле куда более многогранен и насыщен нюансами.
Олди пишет об исключительности Таланта, определяющей его редкость и одиночество.
Можно ли передать Талант с помощью Магии? Принесет ли это пользу или лишь
расплодит ремесленников? Превращает ли Магия ремесленника в Творца? Что
происходит с теми, кто, защищая Закон, преступают Его? Что становится с
самим Законом, со всей Империей? Прервать ли привычную, хоть и порицаемую
практику или продолжить ее, в надежде обратить на пользу человечества?
Как всегда, Олди удалось не только вычленить одну из корневых проблем человеческого
существования, - преемственность, связь "учитель и ученик", "талант
и ремесло", - но и препарировать ее со всем присущим ему писательским
мастерством и глубиной психологического и философского анализа. Но не только
эти глобальные проблемы беспокоят героев: "Маг в законе" это
еще роман о любви и преданности, о тюрьме и о воле, о жизни и характерах
- на первый взгляд далеких и чужих, и таких близких и родных, когда присмотришься.
"Маг в законе" убедительное доказательство того, что Олди находятся
в расцвете писательского дарования.
[ Александр Лурье, Израиль ]
[ возврат ]