[ возврат ]
Окнигах Г. Л. Олди трудно писать. Все время кажется, что еще не все понял, не все почувствовал и браться за ручку рано. Действительно, листая в сотый раз знакомые страницы, вдруг открываешь для себя новую грань, новый мир, не осознанный ранее подтекст. Наверное, это один из отличительных признаков настоящей литературы.
Представьте, что в один прекрасный день вы случайно вошли в пещеру, а вышли из нее шахом, владыкой и повелителем могущественного государства, где ваша воля -- больше, чем закон, она никогда не осуждается, не обсуждается и не ставится под сомнение. Вы можете казнить и миловать, одаривать и разорять... А те, кто осмеливается возражать (на это идут только люди, убогие с детства, "небоглазые", не способные сразу понять, что перед ними -- Шах!), превращаются со временем в дэвов, чудовищных звероподобных существ, коорые на все готовы, чтобы вернуть себе свой облик, только помочь им уже нельзя. Да и живут шахи втрое больше простых смертных.
Даже не снилось такое бродяге и поэту Аль-Мутанабби Абу-т-Тайиб Ахмету ибн аль-Хуссейну из племени Бену Джуфф. Поэту, надо сказать, малоизвестному и в свои пятьдесят лет не имеющему ни семьи, ни своего угла. Только счастья свалившаяся с неба удача не принесла.
Ибо Повелитель -- всего лишь носитель и хранитель фарра, его марионетка, кукла. И если "хозяину" угрожает опасность, шах умирает, и к власти приходит новый владыка, призрачный властитель, ибо на его мысли и поступки влияет фарр.
А шах? "Шах вне добра и зла, света и тьмы, справедливости и сумасбродства". Он не имеет права на друзей и врагов. Он шах.
Но фарр ошибся в выборе своего носителя. Не нужны поэту богатства и покорность. И он борется, чтобы остаться самим собой в этом странном мире и пробудить в этих людях человеческие чувства; как может, завоевывает себе друзей и врагов. Но если преданность спасенного грабителя и убийцы искренна, то даже завоевательная война не помогла обрести недоброжелателей. И разорительный для любой другой страны поход никак не сказался на экономике Кабира. Потому что "пока тело шаха здорово, а разум ясен, с государством ничего не произойдет". Государство -- это он сам.
Абу-т-Тайиб уничтожает фарр, убивает золотого барана, и проклятье уходит из Кабира: люди становятся людьми, а шах -- вновь бродягой, как и прежде, чужим в этом мире. Хотя кто знает? -- может быть, просто это другой мир, другое измерение, где жители страны хорошо помнят шаха-воина Аль-Мутанабби, но никто не помнит его стихов. Не под силу оказалось фарру дать шаху славу поэта.
Но этой славы бродяга добился сам.
[ Е. Карева ]
[ возврат ]