Кто из великих сказал:
если я вижу чуть дальше, то потому, что я стою на плечах гигантов? В мире,
нарисованном Олегом в новом романе Олди, все наоборот. Чем выше взбираются
герои, тем скромнее ландшафт, открывающийся им... Итак, Российская Империя,
XIX век. Мордвинский уезд, деревня Кус-Крендель. Двое ссыльных, переведенных
на поселение: Рашель Альтшуллер, авантюристка, воровка на доверии, и Дуфуня
Друц-Вишневский, цыган-лошадник. На первый взгляд - все вполне в традициях
критического реализма. Звон кандалов, тьма и отчаяние того, кто еще вчера
ощущал себя хозяином жизни, а теперь даже государством отброшен, как ненужный
закону, мастерски переданы Громовым и Ладыженским. К любимому жанру Достоевского
и Толстого "Мага в законе" первый" мешает отнести небольшая деталька. Дело
в том, что свои преступления и Княгиня-Рашель, и Дуфуня совершали при помощи
магии. Чем весьма усугубили свою и без того немалую вину.
Спрашивается, как остановить
мага, способного поднимать мертвых и проходить сквозь стены? Даже нечувствительные
к волшбе жандармы из Е. И. В. особого корпуса "Варвар" при Третьем отделении
не за всеми уследят и не каждого задержат. И тут на помощь приходит главный
закон, которому подчиняются все маги описанного сэром Олди мира. Сила колдуна
зависит здесь не от заклинаний или количества освоенной маны, даже не от
природного дара - по крайней мере, не впрямую. Могущество мага зиждется
на Договоре, связывающем учителя и ученика. Только тот волшебник, у которого
есть ученик, может творить настоящие чудеса. И чем меньшими знаниями владеет
ученик до заключения Договора, чем менее законченной личностью является,
тем дольше остается в силе его учитель.
Система магии, придуманная
в книге Олди, коренным образом отличается от любой другой. Чтобы передать
своему ученику знания, маг не должен обучать того ритуалам и заклинаниям.
Достаточно Договора, и через несколько лет ученик переймет все, что умеет
учитель. Станет точным оттиском. Копия может быть почти безупречной - но
увы, только "почти". И чем чище лист, тем вернее оттиск. В этом и сила,
и слабость магов, именно поэтому магов ненавидят за легкость овладения
профессией - и стремятся к ним в ученики. Именно в этом и главная опасность
для магического искусства: многократно повторенный оттиск теряет ясность
оригинала.
Кстати, ситуацию эту можно
рассматривать и как метафору любого творчества. Не становится ли ущербным
зеркалом писатель, заимствующий у предшественника литературные приемы,
интонацию,
героев? А если не у одного
предшественника, а у нескольких? Сколько таких зеркал среди авторов, книгами
которых мы зачитываемся? И плохо ли это - умение направить чужую силу в
нужное тебе русло? К сожалению, чтобы найти ответ на эти вопросы, героям
книги приходится положить всю свою жизнь. И загубить на этом пути многие
души...
Олди нарисовали очень интересную
и оригинальную картину. Фэнтези в декорациях реального XIX века - такого,
кажется, еще не было в отечественной фантастике. Впрочем, Громов и Ладыженский
вообще стараются не повторяться. На мой взгляд, будь этот роман короче
раза в три, цены бы ему не было. Слишком разноплановы куски, слишком велик
мир, чтобы связать все единой сюжетной линией. Понятно, что многое из того,
о чем любопытно было бы поговорить, и так осталось за рамками книги. И
без того каждая часть "Мага..." стоит отдельного романа. Например, часть
вторая: аромат южного приморского города, шум базара, крики чаек, перебор
гитарных струн, звонкие голоса цыганского хора...
Впрочем, затянутость повествования
- не единственное, в чем можно упрекнуть авторов "Мага в законе". На мой
взгляд, перемудрили Олди и с иерархией магов, строящейся по образцу карточной
колоды. Как прикажете называть мужчину, достигшего уровня Дамы, или женщину,
вышедшую в Короли? Подыскать варианты не так уж сложно, но сами авторы
"Мага в законе" старательно обошли вопрос. Как и не стали объяснять, почему
гонимые маги, со всеми их умениями, до XIX века не захватили власть во
всем мире, ограничившись мелкой уголовщиной. Наверное, Олди и не ставили
целью создать непротиворечивый, логически безупречный альтернативно-исторический
роман. Но уж больно удачно выбрана отправная точка, хочется большей тщательности
в деталях. Жаль, что далеко не все возможности использованы. Эх, какой
сериал можно было бы тут развернуть! Читаешь "Мага в законе", и в голову
приходит крамольная мысль: может быть, Дмитрию Громову и Олегу Ладыженскому
стоило бы попробовать себя в качестве составителей сюжетных антологий?
Миры живописные и парадоксальные, но живые, - эти миры они придумывают
без особого труда; опыт совместной работы с другими писателями имеют...
Почему бы не рискнуть? Заодно
и серию "Нить времен" будет чем заполнить...