Если одним современным отечественным авторам стиль представляется
наименьшим из зол, с которыми им приходиться бороться в процессе построения
сюжета, другим – главным достоянием писателя и единственным поводом для
выхода за чрезмерно узкие, по их мнению, жанровые рамки, а третьим – и
вовсе лишь функцией от свойств описываемого мира, то для проживающих в
Харькове Дмитрия Громова и Олега Ладыженского (коллективный псевдоним –
"Генри Лайон Олди") стиль прежде всего – среда обитания, воздух, вдыхаемый
так часто, что порой забываешь о его необходимости. Что еще раз с успехом
доказал их их новый роман "Герой должен быть один". В отличье от предыдущих
вещей Олди, практически полностью укладывающихся в один квази-цикл
"Бездна голодных глаз", эта вещь, значительно менее традиционно-фэнтезийная,
написана с явным расчетом на читателя, хотя бы понаслышке знакомого с персонажами
древнегреческой мифологии, и прежде всего – с Гераклом. Дело в том, что
роман представляет альтернативный общепринятому вариант биографии
именно этого величайшего героя древней Эллады. Но даже мощнейшее
– и вполне объяснимое – влияние древнегреческой трагедии, под которую авторы
слегка стилизуют свой текст (чего стоят только "эписодии" вместо
глав!) не смогло свести на нет необычное своеобразие поэтичного языка Громова
и Ладыженского, где проза прорастает стихами, а площадная брань звучит
не менее многозначительно, чем прямые цитаты из Гераклидаили Ли Бо.
Поразительно, как авторы, используя не столь уж богатый арсенал
изобразительных средств, умудряются вызывать у читателя на протяжении буквально
двух-трех страниц попеременно грусть и радость, смех и печаль, плавно и
органично переводя его от одного чувства к другому. Эмоциональный спад
следует за подъемом, трагическое чередуется со смешным, отвратительное
оборачивается
прекрасным – и наоборот... Совсем как в жизни. Так, странным образом умудряясь,
с одной стороны, за счет разносторонности и глубины личностей героев избежать
прямого эмоционального прессинга, а с другой, уже самим стилем доставляя
чисто эстетическое наслаждение самым привередливым из эстетов, заставляют
читателя по-настоящему прочувствовать все события романа, умом постигнуть
сложные истины, а сердцем почувствовать простые.