ПОЁЗИя ФЁНТЕЗИ
(дискуссионные выдержки из сетевых статей)
Фрагмент первый
У А. Свиридова в свое время был чудный рассказ(или трактат?) "Малый
типовой набор для создания произведений в стиле фэнтези". Большинство наших
фантастов, похоже, им успешно пользуются. Там опущена только одна деталь
- произведение в жанре фэнтези как правило приправляется изрядной долей
поэзии. Не знаю, как в "малый", а уж в "большой типовой набор" точно входят:
героические эпосы, народные песни, стихотворные заклинания... Моделью послужил
, конечно, Профессор, у него стихов много и вполне талантливо. Вот и сейчас
- "Волкодав" Семеновой - так непременно стихотворные интермедии, героическая
фэнтези Олдей без стихов Ладыженского и многочисленных цитат ( из Галича-Бродского-Гумилева-Хайама,
да кого угодно) вообще невозможна, сонеты Калугина лепят эпиграфами к чему
угодно (песни у него, надо сказать, лучше , чем сонеты получаются), а о
толкинистских произведениях уж не говорю. Нет, есть прозаические куски,
которые не разбавлены стихоплетством, та же "Лейхоквента" или какойнибудь
"Ёльфийский синдром". Зато "Сказка" эта пресловутая - стихи (точнее песни)
на 70%. К ЧКА существует множество соответствующих стихотворных текстов
- как самой Ниэнны (вошедших и не вошедших в печатное издание), так и ее
последователей и не совсем последователей... Больше всего, конечно, стихов,
написанных по мотивам собственно Толкиена или абстрактно-фэнтезийных, сочетающих
в себе разные мотивы.
Первый и основной признак - закрытость этих стихов. Не прочитав
внимательнейшим образом всего Толкиена (ладно бы просто "Властелина...",
это большинство "нормальных" уже читали - именно всего) не поймешь вообще
из-за чего сыр-бор. Ёкзотические имена, отсылки к уже известным событиям,
вариации на уже известные образцы (те же переводы Кистяковского)... Только
для своих. (К Ниэнне это относится в еще большей степени, там еще ЧКА читать
надобно, чтоб хоть что-то понять, а в некоторых случаях знать сюжеты, которые
еще не написаны, во всяком случае не напечатаны и не вывешены в Инет).
Стихи намертво повязаны с исходным текстом и написаны исключительно для
"внутреннего пользования". В Нескучнике поймут, что к чему - и хорошо.
На Арде повесят - замечательно.(отдельный раздел - поэзия на темы кельтские.
Хорошо еще, если артуровский цикл поминают, но ведь самый шик - какой-нибудь
совершенно неизвестный сюжет. Ох, а есть ведь еще некоторое количество
чисто игровых песен, на играх и возникших, и понятных только участникам
той, конкретной игрушки такого-то года)
То же самое со стихами Ладыженского, каковые составляют изрядную
долю обаяния олдевских книг. Сразу оговорюсь - все, что делает этот писатель
( пусть так и будет - в единственном числе) лично мне симпатично. Он украшает
свой текст эпиграфами, как виньетками, даже весьма посредственное варево
( как в "Дайте им умереть") укрепленное цитатами и сдобренное эпиграфами
выглядит вполне пристойно. Раннюю "Бездну голодных глаз" хорошо было читать
с карандашикам, отмечая - что из Бродского, что из Галича, что из Гумилева.
Некоторые из цитат я до сих пор не могу опознать, это делает перечитывание
интересным.
Добрая половина цитируемых стихов - Ладыженский. Великолепная
версификация. Способность написать нечто в какой угодно стихотворной форме,
хочешь - танку, хочешь - сонет, хочешь - эпос. Классные стилизации, ходишь
потом и думаешь, то ли перевел, то ли сам сочинил - не разобрать. Звонкие
и красивые стихи, не случайно такая любовь к раннему Гумилёву. Красивые
стихи. Меч - так уж один против неба, бездна - так уж голодных глаз, рифма
- так сквозная, размер - так четкий, эпиграфы - шикарны, но вырвете эти
стихи из контекста и они потеряют добрую половину обаяния: Вне прозы - скука
одолевает на третьем-четвертом бейте. Говоря о Ладыженском я готова признать
возможность существования и такой формы поэзии - воспринимаемой только
в качестве украшения и опоры для прозы. У него - получается, проза Олди
не была бы прозой Олди, не будь там такого количества стихов. (Кстати,
его уж если не любят - так именно за холодность, отстраненность и некоторую
иронию по отношению к читателю, по мне так все это скорее достоинства)
Любелия
Фрагмент второй
Любелия, ты не совсем права в том, что Поэт рождается один на
тысячу. Гораздо реже, гораздо. И Писатель тоже. Но что ж поделать? Бродят
умы, рвется из них увиденное, придуманное, наглюченное, как хотите, так
и называйте. Кто способен удавить в зародыше мир? Убить нерожденную мечту,
своих героев и злодеев? А если не рассказать, если умолчать, то они умрут.
И с ними умрет часть души. Маленькая частица. Но раз за разом убивая в
себе прекрасное, человек заставляет себя строить стену. Толстую, каменную
стену между своей душой и окружающим миром. И когда-то настает день, когда
стена отрезает душу от мира и от самого человека тоже. Изолирует. Выводит
за скобки. Не дай нам Бог такой участи.
О Мэтрах же пойдет разговор особый. Сразу хочу сказать, что,
возможно, у меня в этом вопросе своя иерархия, но все же, надеюсь, она
более или менее совпадает с мнением большинства. Фэнтези без стихов практически
не существует. Не только по причине модности, как мне кажется, а опять
же по причине сложности написания цельнолитого прозаического произведения
фэнтези. Ты говоришь об Олди:
"Красивые стихи. Меч - так уж один против неба, бездна - так
уж голодных глаз, рифма - так сквозная, размер - так четкий: Ёпиграфы -
шикарны, но вырвите эти стихи из контекста и они потеряют добрую половину
обаяния:Вне прозы - скука одолевает на третьем-четвертом бейте."
А что останется от прозы, если из нее вырвать стихи? Ты стала
бы читать "Путь меча" из которого бы убрали "Касыду о бессилии", "Путь
к Мазандеррану", "Касыду о взятии Кабира"? Стихи Олди настолько органично
вплетены в прозу, что ни одна из частей отдельно жить просто не сможет.
Если стихи еще и можно будет дотянуть до третьего-четвертого бейта, пряча
зевоту (тут я категорически не согласен! Стихи прекрасные!), то проза вообще
получится нечитаемой. В моих глазах творчество Олди, особенно Кабирский
цикл - великолепный пример того, как надо сплетать прозу и поэзию, создавая
поистине прекрасные книги. Создавая единое целое.