Пять авторов для одной книги - это даже не перебор. Скорее невиданный
и неслыханный эксперимент по примирению индивидуальных литераторских манер
и видений. "Рубеж" - образцовое изделие бригадного метода в литературе.
В бригаду входят, судя по тексту, пара стилистов, знаток криптоистории,
мастер сюжетосложения и консультант по левобережно-украинскому языку и
суржику. Причем все - люди талантливые и в литературе не новички, не те,
кто от зависти к чужим гонорарам решил "писануть".
Тем не менее разобраться в содержании "Рубежа" и получить от чтения
удовольствие почти невозможно. Текст романа представляет собою откровенный
и густой наворот гопакующих словесных конструкций. В некоторых из них смутно
узнаются неудачные стилистические решения В.С. Пикуля ("Пшла вон, стерва!
- цыкнул Людовик Четырнадцатый..."), в некоторых - ультрасовременная стилистика
так называемой лирико-философской прозы.
Хронологически и географически роман привязан к "Малороссии гоголевских
времен, древнеиудейскому мистическому учению Каббалы, экзотике фэнтэзийных
земель и реальности горящих хат под Полтавою". Переплетение пластов эффектно,
но неорганично. Чрезмерно усложненная событийность романа, тщательное прописывание
мелких эпизодов, от которого теряется нить движения эпизодов крупных, разнобой
прямых и несобственно-прямых речей - все это невероятно утомляет и разочаровывает.
Вряд ли разумно подозревать авторский коллектив в работе исключительно
ради удовольствия, но несомненное любование стилем ("А мы вот как еще можем!")
подвигает читателя захлопнуть книгу с возгласом: "А мы - вот так!"