Альманах "Та сторона"
И.Отдельнова. Рассказы Содержание выпуска 11 Отклики на статью Е.Савина в ТС-6: Игорь Глотов

Сергей Тишин
(г. Москва)

"Визитная карточка"

Привет, друзья! С клубом "Лоцман" и альманахом "Та сторона" я познакомился довольно интересным образом. На третьем курсе я написал, чтобы получить автоматом экзамен по педагогике, статью для газеты "Педагогический Университет". Зимой же этого года мне вдруг позвонил Ваня Иостман и сообщил, что прочитал мою статью в альманахе какого-то клуба любителей Крапивина. На мои удивлённые расспросы он рассказал о клубе и перечислил имена членов редакции. Я среагировал на имя Димы Ватолина, который, как мне вспомнилось, действительно откликнулся осенью 1994 года на статью и приходил на сбор отряда "Атлантида".

Материалы 8-ого номера альманаха меня сильно заинтересовали, а затем Ваня снабдил меня и остальными номерами. Чем дальше я их читал, тем больше крепло во мне желание вступить в клуб и сотрудничать с альманахом.

Несколько слов о себе. Родился 4-ого апреля 1974 года. Сейчас заканчиваю МПГУ. Намереваюсь поступить в аспирантуру на кафедру ботаники по направлению экологии болотных фитоценозов. Увлекаюсь авторской песней, по которой собрана достаточно внушительная коллекция. Но самое главное, что необходимо сказать - это то, что я являюсь членом организации, упоминавшейся в альманахе под именем объединения "Рассвет". В том виде, в каком его знали многие, "Рассвета" не существует уже около пяти лет. Процентов на 70 изменился основной состав, а также структура и форма работы. Если раньше "Рассвет" представлял из себя чисто отрядную систему, то сейчас в объединении параллельно развиваются несколько направлений и форм деятельности. Сейчас организация более всего известна под названием Центра Ролевого Моделирования "БРИЗ" и включает в себя экспериментальную частную школу (на данный момент она состоит из трёх классов, но в будущем году количество классов обещает удвоиться), непосредственно Центра Ролевого Моделирования (ЦРМ), занимающегося разработкой и проведением ролевых игр разных форм и направлений, а также несколько разновозрастных отрядов и клубов. Пользуясь случаем, позволю себе маленький "наезд".

"Уважаемый" А.Колесников, кто дал вам право так безапелляционно говорить о том, о чём вы узнали через четвёртые руки?! Я имею в виду ваше утверждение в восьмом номере о том, что случай гибели человека на воде был связан с нарушением техники безопасности, кстати говоря, во время парусного похода, а вовсе не практики, что тоже несколько меняет ситуацию.

Что такое ролевые игры?

У большинства людей слово "игра" непременно ассоциируется с какими-то детскими забавами, а информация о том, что играть могут и взрослые, вызывает недоумение. Однако, в ролевые игры с одинаковым удовольствием играют как школьники, так и не слишком закомплексованные взрослые.

Вообще, ролевые игры - это настолько обширное явление, что должным образом охватить его в одной статье не представляется возможным, поэтому здесь предлагается только краткий обзор по сути и основным формам. Термин "ролевая игра" впервые был предложен американскими педагогами 50-ых годов (извините, не помню фамилии). В нашей стране им впервые начал пользоваться детский психолог Эльконин применительно к детским играм типа "Война", "Дочки-матери" и т. п. Со временем это понятие приобрело более широкий смысл. Многим людям стало понятно, что ролевые игры, должным образом организованные, могут быть интересны и для более старшего возраста. И где-то в конце 80-ых годов в среде неформального молодежного движения неожиданно возникло целое направление клубов, для которых ролевые игры стали основной формой деятельности. Можно сказать, что это движение возникло как бы на стыке фэновского образа жизни и методики педагогов-новаторов.

Сейчас многими людьми и командами ролевые игры разработаны уже настолько глубоко, и формы их настолько различны, что весьма трудно подобрать удовлетворительное определение для ролевых игр в целом. Они очень отличаются друг от друга по направленности, формам, масштабам и пр. Можно выделить игры дидактические, воспитательные, развлекательные и т. д. в зависимости от целей, которые ставят перед собой те, кто их проводит. Различные формы игр могут продолжаться от нескольких часов до нескольких дней и даже недель.

Наверное, простейшей формой ролевой игры можно считать ситуативку. Это виртуальная игра, в которой есть один ведущий, рисующий в своём воображении некий мир и цепь событий, происходящих в нем. Он как бы погружает в этот мир всех игроков, отводя каждому свою роль, и описывает события, происходящие с игроками, на что игроки отвечают описанием действий, которые они совершили бы в этой ситуации. Т.е. ситуативка представляет собой словесный диалог между ведущим и игроками. Ситуативка часто используется мастерами игр для погружения игрока в роль перед более сложными играми. Многие клубы используют ситуативку, как форму досуга на один вечер или на какой-то длительный срок.

Другой простой формой ролевой игры может быть ролевая дискуссия. Эта форма подразумевает наличие некого предмета обсуждения и нескольких сильно различающихся позиций по нему. Есть по одному - два человека, которые отстаивают ту или иную позицию (причём, по жизни они могут её и не придерживаться). Их задача - доказать как можно большей части играющих свою правоту. Общий план такой формы выглядит следующим образом: сначала каждому даётся по несколько минут на изложение своей позиции с уточняющими вопросами, далее из зала следуют дискуссионные вопросы и аргументированные мнения по поводу услышанного и закончить дискуссию можно голосованием, чья же позиция ближе участникам игры. Для проведения такой формы необходим ведущий, дабы следить за культурой ведения спора и пресекать аргументы типа "сам дурак".

Чтобы непосвящённому человеку было понятнее, приведу пример. На конференцию слетаются представители трёх различных цивилизаций, где, по их мнению, построено светлое будущее. Первая планета - общество потребления, где изобретён гипноизлучатель, реагирующий на желание каждого жителя планеты и гипнотизирующий его так, чтобы ему казалось, что его желания выполняются, если их невозможно выполнить без этого или они являются асоциальными. (Модель, близкая к обрисованной в "Хищных вещах века"). Вторая планета - технократическая цивилизация, пошедшая по пути технического скачка и заменившая полностью природу на синтетические субстанции. Третья планета наоборот уничтожила технику и пошла по пути самосовершенствования и усиления использования собственных возможностей организма. Жители на ней живут в единении с природой при полном отсутствии техники. Задача каждого из представителей - доказать игрокам, что их мир лучше.

Следующая форма ролевой игры - ролевая игра по карте. Она принципиально отличается от ситуативки только тем, что игровой мир нарисован не в воображении мастера, а на бумаге. Участники игры передвигают фишки по карте, и то, что происходит с ними, зависит от того, в какую часть карты они попали.

Целый блок форм представляют так называемые деловые ролевые игры. Общие их принципы заключаются в том, что игрокам приходится уже не фантазировать, а совершать реальные игровые действия в жестких рамках правил. При этом есть несколько групп, имеющих свои цели. В игре существуют определённые пути достижения этих целей, предусмотренные и продуманные мастерами игры. Чтобы такая игра была интересной, необходимо предусмотреть как можно больше пересечений между группами на почве невозможности достижения целей в одиночку или, наоборот, на почве взаимоисключающей необходимости обоим группам одного и того же предмета, каждой для своих целей.

И наконец, переходим к динамическим играм, которые в настоящее время в основном и подразумеваются под понятием "ролевые игры". Это игры с основательно продуманным сюжетом на историческую, литературную, экологическую или какую-либо ещё тему. Здесь игроку, так же, как и в деловых играх, приходится совершать какие-то реальные действия в помещении или на местности, но рамки правил и возможностей гораздо шире, нежели в деловых играх. Т.е. динамические ролевые игры представляют собой как бы спектакль без сценария, в котором каждый получает свою роль, должен её отыгрывать и действовать так, как действовал бы, будь он реально этим героем. Такие игры продолжаются от нескольких часов до нескольких дней. На последних, которые мы называем БРИГами (Большие Ролевые ИГры), следует остановиться отдельно.

БРИГи продолжаются обычно 2 - 3 дня, если в помещении, и 3 - 5 дней, если на местности. Причём, ночное время тоже считается игровым. Модели, используемые на БРИГах, максимально приближены к реальной жизни. Так, на большинстве БРИГов действует реальная экономика, т.е. реальную еду в процессе игры игроки вынуждены добывать сами посредством моделируемого сельского хозяйства, охоты, собирательства. Как правило, в таких играх есть несколько больших кусков, представляющих собой отдельные народности, племена, цивилизации. В игре закладываются противоречия между этими группами, а также внутри них, которые заставляют игроков действовать. Большое внимание уделяется моделированию социальных взаимоотношений, культуры и религии в этих кусках. Вообще, о стандартах и правилах для БРИГов можно говорить бесконечно долго. Возможно, в одном из следующих номеров ТС я посвящу этому отдельную статью. Для того, чтобы БРИГ был более ярким и прошёл с большей пользой, в преддверии его делают подготовительный лагерь, в котором проходит строяк и погружение в игровой мир с раздачей вводных на игру, проигрыванием мира в форме ситуативок, погружением в культуру, религию и социологию моделируемого мира.

Хочу указать также на широкие перспективы использования ролевых игр в обучении и воспитании. В нашей школе при Центре Ролевого Моделирования "БРИЗ" были многократно опробованы самые различные формы дидактических игр для школьников - от настольных до БРИГов, и, надо сказать, опыт показал, что учебный материал, преподаный в игровой форме, усваивается ребятами гораздо легче, нежели в лекционной. Почти ни одна из наших больших игр не обходится без моделирования науки в большом количестве. Эта наука может и не соответствовать реальной земной, а иметь фантастический характер, но основана она всегда на строгих чётких законах. У людей, играющих в такую науку, сильно повышается уровень развития абстрактного мышления. Воспитательное значение ролевых игр тоже может быть велико, так как часто в играх создаются ситуации, для разрешения которых необходимы те или иные качества (организаторские способности, умение идти на компромисс, готовность жертвовать личными амбициями ради общего дела), или в которых те или иные качества ребёнка неожиданно проявляются. Характерно то, что последний факт неоднократно в моей практике повергал в шок представителей официальной педагогики.

Теперь несколько слов о людях, играющих в ролевые игры и делающих их. Одно из наиболее мощных направлений в ролевых играх сформировалось тогда, когда часть фэнов, после того, как их собственное движение пошло на спад, занялась ролевыми играми на фантастические темы. Прежде всего, в рамках этого направления были организованы игры по сюжету Толкиена. Первые Хоббитские игры были проведены в 1990 году в Красноярске. В организации их участвовали и выпускники "Рассвета", где ролевые игры проводились ещё с 1986 года. После этого Хоббитские игры стали проводиться ежегодно. Публика, собирающаяся на них, имела и имеет весьма неоднородный характер. Сейчас людей, имеющих отношение к этому движению можно разделить на три большие группы. Первая - это монстры-старики, стоявшие у истоков, знающие, чего хотят, но, к сожалению, слишком властолюбивые и непомерно много пьющие. Вторая группа - это так называемые "дивнюки" (издевательство над словосочетанием "дивный народ", т.е. по Толкиену - эльфы). Они относятся к ролевым играм, как к хипповским тусовкам, на которых можно вволю пообщаться, нажраться водки и уйти в иллюзорный мир. Но они не признают над собой власти стариков, поэтому конфликтуют с ними. Третья группа - это люди, относящиеся к ролевым играм как к искусству и как к педагогическим методам. На играх, проводимых такими командами, как правило, действует сухой закон, санкции за использование нецензурных выражений и т. п. К последней группе примыкаем и мы. На данный момент клуб или команда, так или иначе занимающаяся ролевыми играми, есть почти в каждом более или менее крупном городе. Особенно сильные центры есть в Москве, Харькове, Владимире, Питере, Калуге, Уфе, Казани, Екатеринбурге, Иванове, Красноярске.

Особое направление в ролевых играх представляет так называемая Школа Методологов, возглавляемая П.Щедровицким. Она использует игру как психотехническое средство воздействия на человека, поэтому лично у меня вызывает отрицательное отношение.

О записях бардов

В одном из первых номеров ТС был опубликован призыв Р.Ковача из Белгорода о создании подклуба любителей авторской песни. Не знаю, имеет ли смысл создание подклуба, но информацией на эту тему обмениваться на страницах альманаха было бы полезно. Сам я увлекаюсь авторской песней уже давно и собрал у себя достаточно богатую фонотеку, каталог которой и хочу вам предложить (цифра обозначает количество часов фонограммы данного автора). (По состоянию на 07.03.96.)

Александр Городницкий (8), Юрий Визбор (7), Георгий Васильев и Алексей Иващенко (7), Владимир Ланцберг (7), Вадим Егоров (7), Александр Галич (6), Михаил Щербаков (6), Юлий Ким (5.5), Александр Дулов (4), Владимир Высоцкий (4), Владимир Туриянский (4), Юрий Кукин (4), Новелла Матвеева (4), Леонид Сергеев (3), Ансамбль "Белая Гвардия" (3), Владимир Капгер (3), Сергей Швец (3), Анатолий Киреев (2,5), Арик Крупп (2,5), Булат Окуджава (2,5), Олег Митяев (2,5), Виктор Берковский (2,5), Александр Суханов (2,5), Сергей и Татьяна Никитины (2), Вера Матвеева (2), Владимир Качан (2), Евгений Клячкин (2), Вадим и Валерий Мищуки (2), Виктор Луферов (2), Ада Якушева (1,5), Юрий Аделунг (1,5), Сергей Матвеенко (1,5), Геннадий Жуков (1,5), Игорь Михалёв (1,5), Александр Дольский (1,5), Юрий Лорес (1,5), Леонид Семаков (1,5), Александр Васин (1,5), Александр Краснопольский (1,5), Виктор Соколов (1,5), Александр Гейнц и Сергей Данилов (1,5), Андрей Анпилов (1,5), Юрий Зыков (1,5), Виктор Попов (1,5), Елена Фролова (1,5), Михаил Анчаров (1), Борис Вахнюк (1), Сергей Боханцев (1), Владимир Бережков (1), Валерий Боков (1), Юрий Устинов (1), Владимир Васильев (1), Борис Полоскин (1), Анатолий Загот (1), Дмитрий Бикчентаев (1), Михаил Кочетков (1), Анатолий Колмыков и Игорь Луньков (1), Евгений Бачурин (1), Борис Щеглов (1), Андрей Козловский (1), Елена Казанцева (1), Пётр Старчик (1), Борис Вайханский (1), Александр Иванов (1), Евгений Слабиков (1), Константин Тарасов (1), Владимир Щукин (1), Татьяна Дрыгина (1), Сергей Сисонов (1), Николай Якимов (1), Трио "Мультики" (1), Вячеслав Ковалёв (1), Андрей Крючков (1), Григорий Гладков (1), Виктор Кабанов (1), Степан Петросян (1), Дмитрий Авилов (1), Александр Кузнецов (1), Игорь Аксёнов (1).

К началу страницы
И.Отдельнова. Рассказы Содержание выпуска 11 Отклики на статью Е.Савина в ТС-6: Игорь Глотов

Русская фантастика -> Писатели -> Владислав Крапивин
                                       -> Журналы -> Альманах "Та сторона"


Русская фантастика -- Премии и ТОР | Писатели | Фэндом | Журналы | Календарь | Книжная полка | Ссылки

(c) Р.Ахметшин, Д.Ватолин, Ю.Никитин (гл. ред.), 1997
(c) Вёрстка Ю.Никитин, 1997
(c) HTML-версия К.Гришин, 1998
Перепечатка материалов без согласования с редакцией запрещается.