Альманах "Та сторона"
В. Каплан. "Но они не собирались смотреть так глубоко..." Содержание выпуска 12 И. Глотов
Краткий курс "отрядоведения"

Анна Ямпольская
(г. Москва)

Интервью с О.В.Лишиным

Сначала цитата.

"Почему я иду ать-два? Правой ногой, левой, ать-два, ать-два! Музыка где-то играет марш. Ать-два! - я иду. Ать-два! А кто знает, я и сам не знаю, я независимо от себя иду ать-два! Как я ни противлюсь, я все равно иду ать-два. Что же мне делать, раз я не могу идти ать-два, когда рядом играет марш!"

Эту миниатюру замечательного писателя Виктора Голявкина я постоянно вспоминаю, общаясь с некоторыми членами клуба "Лоцман". Вот недавний пример: в Москву приехала какая-то группа детей с руководителем, называющим себя последователем Крапивина, и кто-то из "лоцманитов" позвонил мне с просьбой достать для них адреса каких-нибудь объединений... ну, скажем, клуба юных моряков или юных десантников...

Почему же люди, считающие себя последователями Крапивина и работающие с детьми, так тяготеют к военизированной, иерархической форме организации детских групп? Почему содержанием работы тоже становится что-то псевдомужественное, и при этом напрочь игнорируются воспитательные и развивающие возможности искусств и ремесел? [Речь идет об Игоре Киршине из Калининграда, руководителе школы эстетического воспитания "Солнечный сад" (см. "Что такое "Солнечный сад"?" в ТС-8). Редакции неизвестны высказывания Игоря о том, что он "последователь" Крапивина. В тяготении к военизации он также пока не был замечен... Кроме того, мы можем гарантировать, что Игорь не "игнорирует воспитательные и развивающие возможности искусств и ремесел" (в его школе как раз занимаются только этим). Видимо, Анна Ямпольская в данном случае сделала самые худшие предположения из телефонного звонка. - прим. редакции.]

С этим вопросом я обратилась к человеку, знающему проблему детских групп не понаслышке. Моим собеседником стал кандидат психологических наук, ведущий сотрудник Института психологии Российской Академии Образования, руководитель поискового отряда "Дозор" Олег Всеволодович Лишин.

- Олег Всеволодович, ну почему всё-таки многие руководители подростковых групп предпочитают "идти ать-два"? Так, что ли, легче?

- Прежде всего, я хотел бы отметить, что все эти подростковые объединения носят очень яркий отпечаток личности руководителя. Его мировоззрения, его характера, его интересов. То есть, каждое такое объединение уникально. Я знал объединение, просуществовавшее при одном руководителе 47 лет. Естественно, дети там менялись, менялся и уровень работы. А на каком уровне работает объединение - это главное! На уровне активно-исполнительском, на личностно-групповом или еще более высоком. Вот исходя из этого я бы оценивал психолого-педагогическую продуктивность работы объединения. Что касается широты интересов, то если это входит в программу и методический арсенал руководителя, то она есть. Это бывает не всегда, потому что каждая группа родилась в конкретных условиях. И вопрос: что может дать детям руководитель, насколько широк спектр его интересов, - становится второй проблемой после проблемы уровня сформированности совместной деятельности. Второй - потому что этот уровень даёт направленность личности, базу, а свои интересы после этого подросток может найти и сам.

- Если всё зависит от личности руководителя, не кажется ли вам, что стремление к форме, "армейский" подход - слишком сильное оружие, и очень важно, в чьи руки оно попадает? Ведь очень часто заимствуют именно форму: пуговки блестят, дети идут строем, красиво - и все счастливы!

- Да, здесь есть два полюса, в зависимости от того, какое содержание за этой формой стоит. Может стоять, например, корпоративный дух.

- Корпоративный - это "наши" и "ваши"?

- Ну да. Мы - умы, а вы - увы. А может быть дух, развернутый наружу. Я бы глядел всё-таки не на форму, а на содержание. Знал я в своё время великолепное объединение в Тюмени. Большое, могучее объединение, ориентированное на трудных подростков, предкриминальные и практически криминальные слои. Военизированы они были до безобразия! Жуть какая-то была... Но это была не цель, а средство "взятия" этих ребят. А спектр занятий был огромный! От бальных танцев до шахмат. И всё это было поставлено в довольно жесткие армейские рамки. Были отряды, были комиссары, были командиры, были задания. И было то, что у них называлось "лестницей инструкторского роста". За ряд лет можно было подняться по этой "лестнице", и человек, поднявшийся на лейтенантский уровень, имел право такой клуб организовать сам. Это была система саморазвивающихся клубов.

Я не знал их судьбы после 90-х годов. И вдруг оттуда приехала женщина, которая теперь возглавляет этот клуб. А возглавлял его много лет Геннадий Александрович Нечаев, майор милиции. Его преемница защитила кандидатскую, причём на очень глубокую тему, и я для себя сделал вывод, что люди, работающие в этом клубе, чрезвычайно глубоко подходят к анализу личности каждого ребенка. Так вот, эта женщина рассказала мне, что с новыми временами они практически сняли всю военизацию. Теперь флаг над клубом - социальная работа. И к ним по прежнему идут дети.

Так что форма - не главное. Она диктуется массой обстоятельств: и личностью руководителя, и ожиданиями и чаяниями детей, и тем, что это за дети...

- Это прекрасно, но ведь среди людей, которые стремятся создавать отряды и объединения, очень много неумелых, не знакомых с азами психологии, подражающих кому-то и заимствующих в первую очередь форму!

- А вот это - проблема! Неумелость и искусственность. Когда не форма служит делу, а дело служит форме. Педагогическая квалификация руководителя очень важна! Важно также, единолично ли он руководит, есть ли у него помощники, постоянны ли они, сколько их, насколько в организационную работу втянуты все дети... Одна из типичных ошибок руководителей - замыкать всё на себя и своего помощника. Это значит, что все остальные дети не поднимутся выше активно-исполнительского уровня. А помощник рискует обрести перекос в развитии личности, становясь этаким "серым кардиналом", раздающим кому тумак, кому конфету.

- Олег Всеволодович, вернёмся всё-таки от неумелых руководителей к умелым. К таким "умельцам", которые с помощью столь сильного оружия, как военизированная форма, способны вылепить из детей отряды штурмовиков а-ля "Гитлер Югенд". Ведь это не исключено?

- Ну, вы знаете, как раз когда организуются вот эти фашистские группы - они совершенно незаметны для постороннего глаза. Они глубоко законспирированы, что доставляет особое удовольствие их участникам. А бросать обвинение в фашизме только за форменные рубашки и строй - это просто глупо.

Ну что ж, Олегу Всеволодовичу виднее. Не один десяток лет работает он с подростковыми группами. И всё-таки... почему мы так любим "идти ать-два"?!

К началу страницы
В. Каплан. "Но они не собирались смотреть так глубоко..." Содержание выпуска 12 И. Глотов
Краткий курс "отрядоведения"

Русская фантастика -> Писатели -> Владислав Крапивин
                                       -> Журналы -> Альманах "Та сторона"


Русская фантастика -- Премии и ТОР | Писатели | Фэндом | Журналы | Календарь | Книжная полка | Ссылки

(c) Р.Ахметшин, Д.Ватолин, Ю.Никитин (гл. ред.), 1997
(c) Вёрстка Д.Ватолин, Ю.Никитин, 1997
(c)Рисунок Е.Стерлиговой, 1985
(c) HTML-версия К.Гришин, 1998
Перепечатка материалов без согласования с редакцией запрещается.