Игорь Глотов
(Московская обл., г. Жуковский)
Краткий курс "отрядоведения"
Маленькое предисловие, или тема для разговора
Сегодня государство всё меньше и меньше уделяет внимания досугу детей (причины мы рассматривать не будем). Вследствие этого всё меньше и меньше тема детских организаций упоминается, рассматривается и исследуется в литературе. Хотя, в последнее время и появился ряд книг, посвящённых вопросам досуга детей, но все они касаются организации летнего, лагерного досуга, а про детские клубы, отряды, объединения молчание стало ещё глуше, чем раньше. Некоторое исключение составляют скаутские отряды и скаутское движение, о котором изредка пишут в прессе и периодически говорят по телевидению. Но литературы по скаутизму мало и энтузиасты скаутов достают западные издания и старые "советские" публикации.
Может, проблема детских и подростковых объединений не стоит на повестке дня? Может, в свете последних достижений в строительстве "светлого капиталистического далёко" детские отряды, клубы, объединения просто не нужны? Может, они изжили себя? Или сами дети и подростки сказали своё веское "НЕТ!" и не идут ни в какие детские организации? А может, уже нет взрослых, которые хотели бы этим заниматься? Ибо все ударились в процесс делания денег?
Но оказывается, всё не так. И отряды, и клубы, и объединения детей существуют и сейчас. Есть люди, которые, невзирая ни на какие трудности, создают, ведут отряды, отчаянно пытаясь выжить. Находятся желающие работать с детьми, но не знающие, как за это взяться. И главное, есть масса детей, которым некуда идти, нечем заняться, но которые хотят дружбы, дела, общения.
Исходя из всего сказанного, я набрался наглости и решил в меру своих скромных сил, накопленного опыта работы и общения с отрядами попытаться рассмотреть проблемы детских объединений на всех этапах их жизни - от создания до роспуска.
Не претендуя на истину в последней инстанции, я только хочу рассказать о том, что понял на личном опыте, и опыте моих друзей, к чему пришёл через синяки и шишки, и попытаться обобщить наши удачи и поражения в надежде, что это хоть малость поможет тем, кому ещё не наплевать на детство.
Но мне не хотелось бы, чтобы вы подумали, что я пытаюсь свысока учить и поучать. Всё это лишь мой скромный опыт, который я попытался здесь изложить и представить вашему вниманию.
Основные термины и понятия
Для начала, чтобы не было неясностей в терминах, попробую дать ряд определений.
"Ребёнки" - существа вида "Homo sapiens" от 2 до 6 лет.
"Дети" - существа вида "Homo sapiens" от 7 до 14 лет.
"Подростки" - существа вида "Homo sapiens" от 15 до 18 лет.
"Люди" - обобщённое название ребёнков, детей и подростков, когда необходимо перечислить все выше упомянутые группы (не надо путать понятие "люди" с инструкторами, кружководами и т. п. лицами - см. главу "Заповеди инструктора").
"Инструктор", "кружковод", "воспитатель", "учитель", "руководитель" и т. п. - существа вида "Homo sapiens" старше 18 лет, по роду деятельности постоянно контактирующие с существами вида "Homo sapiens" младше 18 лет. Для краткости я буду оперировать термином "инструктор", делая исключения в тех случаях, когда это принципиально. (Вообще, термин "инструктор", по-моему, наиболее отвечает духу и сути взрослого, работающего с детьми).
"Кружок", "секция", "объединение", "клуб", "отряд", "партия" - место (как правило, официальное), куда дети и подростки приходят добровольно (а иногда под давлением родителей) для того, чтобы под руководством инструктора заниматься какими-либо конкретными делам, получать какие-либо конкретные навыки, проводить досуг, общаться с друзьями и инструкторами.
"Кружок" - небольшое объединение, как правило, детей (реже ребёнков и подростков), занимающихся (изучающих) одним (реже двумя) каким-либо прикладным искусством (занятием) или наукой. Например, вязанием, шитьём, лепкой, рисованием, сценическим искусством, литературой и т. п. Реже - минералогией, геологией, экологией, биологией, математикой и т. п.
"Секция" - небольшое объединение людей, занимающихся, как правило, чем-то спортивным. Например, хоккеем, футболом, бадминтоном, туризмом, регби и т. п.
"Объединение" - оно объединение и есть: кого-то объединяют по каким-то интересам. Это понятие очень широкое и расплывчатое. Часто "объединением" называют "союз" или "содружество" двух или нескольких клубов (отрядов), нашедших какие-то точки соприкосновения и решивших заняться более тесно и глубоко чем-то общим для них.
"Клуб" - объединение людей, как правило большее, чем кружок или секция и (главное отличие) более разностороннее, т.е. занимающиеся несколькими занятиями (делами), каждое из которых является основным. Кроме того, клубы обычно имеют более разновозрастный состав, чем кружки и секции. Также клубы отличает от кружка и секций наличие свода правил (устава) для членов клуба.
"Отряд" - в основе очень похож по структуре на клуб (разновозрастное объединение людей, занимающиеся несколькими занятиями (делами), каждое из которых является основным). Но "отряд", в отличие от клуба, имеет более жёсткий устав, чётче разработанные цели, жёстче дисциплину, жёсткую и, как правило, более тщательно разработанную программу. Отряд - это наиболее цельное, наиболее целенаправленное объединение людей, требующее наибольшего приложения сил от инструктора при создании и жизни, и наиболее жизнеспособное и устойчивое к внешним воздействиям, по сравнению со всеми вышеперечисленными (за редким исключением объединений, которые называют себя клубами, но по своей внутренней сути ближе к отрядам).
"Партия" - специфическое объединение детей и подростков, занимающихся очень серьёзно геологией, минералогией, палеонтологией, археологией или чем-нибудь сходным на очень высоком профессиональном уровне (как правило, создаются при учебных институтах или НИИ соответствующего профиля). В партиях профиль как правило один, а в остальном они совпадают по структуре и принципам с отрядами.
Для начала несколько оговорок:
Первое - я буду в основном говорить о такой организации людей, как отряд. Это сделано по следующим причинам. Во-первых, из всего, что мне известно, отряд наиболее жизнеспособная и устойчивая к внешним воздействиям структура организации детей и людей. Во-вторых, в мой круг общения входят несколько долгоживущих отрядов (хотя и не только они). В-третьих, с моей точки зрения отряд - наиболее эффективное и полезное объединение как для детей, так и для инструкторов. И, в-четвёртых, я сам в течение ряда лет пытался создать именно отряд, во всяком случае структурно.
Второе - поскольку разговор пойдёт об отрядах, то (как следствие) речь в основном будет идти о детях (и частично о подростках), ибо именно из этой возрастной категории в основном и состоят отряды.
Возникновение отряда
Итак, откуда появляется отряд? Откуда он возникает? Из опыта отрядов видны два пути:
Первый - (достаточно частый, но не главный) новый отряд возникает путём деления какого-либо старого отряда на два в результате внутреннего раскола старого отряда. При этом в новый отряд уходят часть людей из старого и оппозиционно настроенные инструкторы. Например, отряды "Рафаль" (г. Екатеринбург), "Винджамер" (г. Симферополь) и другие.
Второй - (основной, поскольку изначальный) структурное преобразование в форму, близкую к отряду, объединения более скромного, например, кружок, секция и т. п. Этот процесс постепенный и происходит только при наличии двух условий:
Без этих двух условий создание отряда просто невозможно. Да, существует ещё ряд желательных условий, как-то: наличие своего помещения, наличие материальной и финансовой базы, поддержка властей. Но, даже при наличии всего выше перечисленного, без первых двух условий создание отряда (как оно дано в определении) просто невозможно, тогда как имея первые два и не имея всего остального, отряды не только не распадались, но и крепли.
Рассмотрим условия необходимые для возникновения отряда более подробно.
1. Желание и готовность инструктора - собственно здесь рассматривать особо нечего, совершено очевидно, что без желания инструктор не сможет никого за собой вести, если же он не способен за собой вести, то шансы того, что отряд развалится, стремятся к ста процентам.
2. Желание и готовность людей - это более спорное положение, о которое споткнулись очень многие. Очень много отрядов самораспустились именно из-за не соблюдения этого условия. Многие инструкторы, при наличии первого условия, пытались создать отряд по упрощённой временной схеме, основываясь на "отрядной библии", т.е. на известной трилогии Владислава Петровича Крапивина "Мальчик со шпагой" (чего, надо сказать, никак не ожидал сам Владислав Петрович!). Инструкторы полагали, что в этой книге Владислав Петрович точно описал создание и становление отряда "Каравелла". На самом же деле всё обстояло гораздо сложнее. Действительно, в "Мальчике со шпагой" Владислав Петрович точно описал многие, действительно имевшие место в "Каравелле" ситуации и случаи. Однако, чтобы не нарушить замысел, и чтобы книга была хорошо "читаема", реальные описываемые события в трилогии помещены в промежуток 5-6 месяцев, тогда как в жизни реального отряда они происходили в течение 3-5 лет. Кроме того, эти реальные события происходили уже в отряде, тогда как эти же люди, составившие костяк первого отряда (а отряд в дальнейшем менял свою направленность и название не раз), ещё до официального принятия статуса "отряд" уже вместе с Владиславом Петровичем собирались вместе и занимались целой кучей разнообразных дел. В трилогии же этот период совершенно опущен и отряд "Эспада" возникает с нуля и достигает весьма солидного развития всего-то за пару месяцев. Вероятность такого развития событий вообще-то существует, но для его претворения в жизнь требуется Инструктор
с большой буквы, Инструктор экстракласса, с большим опытом и фанатично преданный идее отрядов (по сути, - умный фанатик), а это, к сожалению, на грани фантастики.
Сравнивая истории разных отрядов (не считая отрядов, отколовшихся от старых) я пришёл к выводу, что только на базе нажитых со временем традиций, привычек и истории можно начинать строить действительно отряд. Строительство же заключается в том, чтобы довести людей до такого состояния, когда они сами почувствуют, что им хочется чего-то более масштабного и сложного, чем есть сейчас. Чего-то несущего в себе перспективы и ответственность. Дела сложного, ответственного и многоступенчатого. Подвести их к мысли, что они не просто собрание людей, а нечто большее - общность людей, занятых серьёзным делом, всерьёз отвечающих за это дело и отвечающих друг за друга, то есть - отряд. И достигается это, конечно же, не за 5 и даже не за 12 месяцев. Многие инструкторы, приняв "Мальчика со шпагой" как руководство к действию, ломались именно на отсутствие быстрой отдачи. Из своего опыта могу сказать, что стремление ребят к чему-то большему, чем секция (ребята из туристической секции при школе, где я был инструктором), появилось у них только через два с половиной года моего с ними общения и нашего совместного шатания по стране.
Опыт остальных долго живущих отрядов убеждает меня в том же. Интересующихся этим вопросом подробнее отсылаю к книгам "Чем крепче ветер" и "Барабанщики - вперёд" (автор - отряд "Каравелла", Средне-Уральское Издательство).
И, напоследок, ещё раз хочется сказать, что когда Владислав Петрович писал "Мальчика со шпагой", ему даже не мерещилось, что это будет кем-то воспринято как "катехизис", и как руководство к действию.
Принципы строения (структуры) отрядов
Жизнь отряда строится на определённых принципах. Естественно, при построении отряда эти принципы необходимо учитывать. Попробуем их сформулировать.
Первый принцип. Прежде всего, членам отряда должно быть в отряде хорошо психологически (в принципе, это относится к любому объединению людей). Люди должны хотеть ходить в отряд. Они должны чувствовать что отряд - это Их дом. Место, где их поймут, где им всегда помогут. Тогда люди и отрядом гордиться будут, и отряд будут защищать. Это первый принцип.
Вторым принципом является принцип разновозрастности. То есть отряд должен состоять из людей разного возраста. Совершенно не верна мысль, что младшие всегда в тягость старшим, и старшим не интересно с младшими. Младшие всегда тянутся за старшими, стараясь быть не хуже их, а в старших всегда заложен инстинкт защиты и помощи младшим (надо только его разглядеть и развить). Разновозрастность создаёт прочные разнообразные связи внутри отряда, превращая его в "семью", в дом для членов отряда.
Третьим принципом является принцип наличия для людей в отряде "ступеней роста". "Ступени роста" - это ясная программа для людей их статуса в отряде, рассчитанная на несколько лет. Естественно, что более опытные люди, которые в отряде давно, знают и умеют больше новичков, а стало быть несут и больше ответственности за отряд и отрядную жизнь. Но новички всегда должны понимать, что они могут достичь не меньшего, вопрос только времени. Новички должны видеть перспективу роста своего положения в отряде. Наиболее полно это достигается в системе званий, значков, нашивок, различных эмблем.
Многие инструкторы настроены резко против системы званий, видя в этой системе армию и казарму. Это не совсем справедливо. Конечно, довольно легко скатиться на "армию" в отношениях с людьми, но это всё целиком зависит от ума инструктора. Кроме того, есть ряд принципов, позволяющих избежать скатывания в сторону казармы (или хотя бы уменьшения этой вероятности). Приведём эти принципы:
В конце концов, можно обойтись и без званий, но без системы "ступеней роста" вряд ли. Человек должен видеть - куда стремиться.
Четвёртый принцип - самоуправление отряда. В отряде обязательно должен быть орган самоуправления, иначе это будет диктатура, и люди будут привыкать безвольно тащиться за инструктором, а наиболее беспокойные и талантливые просто уйдут из отряда. Инструктору на порядок проще ввести железную дисциплину и всё решать самому, но, во-первых, тяжело всё тащить в одиночку, а во-вторых, недолго и иссякнуть (может не хватить идей, задумок). Если же люди осознано возьмут на себя бремя принятия решений в жизни отряда (а к этому путь долгий и нелёгкий), то можно гарантировать фонтаны идей и сознательное поддержание дисциплины в отряде. Самоуправление в отряде обычно осуществляется наиболее опытными и уважаемыми людьми отряда. Это "совет отряда", "совет старейшин", "совет капитанов", "круг командиров" и т. д. В совет обязательно должны входить инструкторы (хотя голос инструктора может идти за 1.5, 2 и т. д. - везде по-разному). Вопросы решаются голосованием, чаще открытым - люди должны доверять друг другу. Наиболее важные вопросы выносятся на общее собрание (сбор) и решаются всеми. Разумеется, что решение сбора обязательно для всех (и инструкторов тоже). Если это не соблюдать, то появляется лицемерие, приводящее либо к диктатуре (со всеми сопутствующими хреновостями), либо к развалу отряда.
При наличии самоуправления в отряде, перед инструктором встаёт трудная задача: развивая отряд, проводить свои идеи так, чтобы отряд воспринимал их как свои, исходящие от них самих, а не навязанные кем-то сверху. Политику нельзя навязывать. Это сложно, но возможно.
Пятый принцип - многопрофильность отряда. Этот принцип означает, что профилирующее (основное) дело в отряде должно быть не одно. Ведь люди разные. Кому-то нравится одно, кому-то другое. Люди в этом возрасте ещё не определились со своими пристрастиями и стремятся попробовать себя в максимально возможном количестве дел и занятий. В них живёт потребность потрогать, попробовать, узнать, научиться. И многопрофильность даёт им такую возможность. При этом желательно, чтобы хотя бы одно дело было направлено вовне - было полезным не только отряду.
Шестой принцип - любое дело в отряде должно делаться профессионально. Это не означает, что делом должен руководить только "гигантский профи" (если затеяли съёмки фильма, то искать Тарковского), но подход к любому делу должен быть серьёзным и основательным.
Седьмой принцип - обязательная программа. В отряде должна быть обязательная программа. Человек, осваивая ее, переходит с одного отрядного уровня на другой. Программа даёт людям ясность ближайших целей и показывает пути их достижения. Кроме того, программа лишает людей в отряде аморфности: если программа есть, её надо выполнять.
Наличие программы обуславливает необходимость проведения плановых занятий. Занятия проводят не только инструкторы, но и старшие (командиры, капитаны и т. п.). Это частично освобождает инструкторов и, главное, повышает ответственность старших, выводит их на более высокий нравственный и интеллектуальный уровень.
Восьмой принцип - наличие Устава (свод законов или правил) жизни отряда. Какие-то трения и конфликты в отряде неизбежны. Для их решения и сведения к минимуму и необходим Устав (или Правила, или Законы). При наличии устава, который обязательно должен знать каждый члена отряда, сильно уменьшается вероятность ряда конфликтов. Устав должен быть краток, ясен и касаться только конкретных понятий и поступков. Устав должен быть понятен и логичен. Должно быть понятно, зачем каждый его пункт. Устав создаётся, за исключением наиболее очевидных положений (обычно по Технике безопасности (ТБ)), на конкретных прецедентах из отрядной жизни. Только тогда он жизненен.
Устав обязателен для выполнения всеми членами отряда, а в особенности инструкторами (за исключением критических и кризисных ситуаций), иначе это будет не Устав, а ни к чему не обязывающая профанация. Говоря проще, Устав в этом случае работать не будет.
Девятый принцип - наличие истории отряда. Отряд обязательно должен иметь свою историю, знать её и продолжать. Это порождает чувство общности между людьми в отряде разных поколений, чувство единства поколений. История отряда порождает традиции. Традиции укрепляют отряд изнутри, давая богатую возможность для общения, фантазии и развития людей. Особенно ярко это проявляется
в отрядных праздниках. Так в "Каравелле" всегда отмечают День отряда, он же День первой линейки, и Равноденствие - отмечают всегда красочно, шумно, с фантазией и приколами.
Кроме того, история отряда - это ещё одно увлекательное дело (особенно для новичков) которым очень интересно заниматься.
Десятый принцип - форма в отряде. Это тоже сложный вопрос, вызывающий много споров. Многие не приемлют форму, так же как звания, видя в этом казарму. По-видимому, всё же вопрос в мере. Я лично считаю, что форма нужна, нужна в силу следующих причин:
Чего следует избегать при введении формы. Прежде всего, потуг копирования формы крутых: десанта, спецназа, вообще военных и т. п. Лучше придумать что-то своё. Но форма должна быть функциональна - удобна, практична, заметна, красива и гигиенична. Форма должна быть доступной - т.е. не дорогой и доставаемой (можно купить). И форма не должна вызывать к жизни потуги строевой подготовки - шагистику и т. п.
Следует помнить и об отрицательном моменте формы: она не только выделяет людей, но и противопоставляет их остальным. Это может привести к конфликтам людей отряда с внешним миром. Но любой отряд тоже противопоставляет себя окружающим просто фактом своего существования, а форма только подчёркивает этот факт.
Форма требует символики отряда - шевронов, значков и т. п.
Взвесив все плюсы и минусы, я считаю, что в отряде форма нужна.
Одиннадцатый принцип - внешние связи отряда. Отряду не следует замыкаться в себе. Опыт показывает, что замыкание на себя ведёт к затуханию жизни отряда. Мало новых впечатлений. Отряд должен работать вовне, встречаться с другими отрядами, проводить совместные мероприятия (соревнования, походы, КВНы, участия в праздниках и т. п.) Правда здесь есть опасность - при очень большом количестве "внешних" мероприятий можно войти в противоречие с повседневной жизнью отряда: для неё просто не останется времени и места. Встречи и совместные мероприятия лучше всего готовить заранее с предварительной договорённостью всех сторон. И наверное, оптимально проводить крупные сборы (обмены делегациями) не чаще 5-6 раз в год (если только выезд вовне не есть один из видов основной деятельности отряда - например, концертный). Во всём необходимо соблюдать меру.
Двенадцатый принцип - создание микроклимата в отряде. Это наиболее тонкий и непросто достигаемый в жизни отряда момент. Вообще-то это прямое следствие первого и второго принципов. Под микроклиматом я понимаю систему взаимоотношений внутри отряда между людьми всех рангов (от новичков до инструкторов) и на всех уровнях общения. Начиная от банальной шизы (игр), и до совета капитанов, разбора учений (полётов), намыливания шей и отрывания хоботов. Людям должно быть хорошо в отряде! Каждый должен быть уверен (должен чувствовать), что его всегда (без насмешек) выслушают, постараются понять и помочь. Должно быть чувство локтя - рядом друзья. Обидеть могут только случайно, и если это случилось - тут же остановиться, понять, что и почему, и мягко обиду убрать.
Это сложно. Это требует предельного такта и честности инструктора (он не имеет права быть не объективным и не чутким, не может иметь любимчиков). Это требует времени - такое не может прийти быстро. Это легко разрушить. Но если это есть, то отряд становится долгоживущим.
Структура отряда
Структуры отрядов (да и клубов) в целом очень схожи. Во всяком случае, в тех отрядах и клубах, о которых у меня есть информация, и тех, с которыми знаком и поддерживаю контакты (попросту говоря, с кем общаюсь). Поэтому я подробно рассмотрю структуру отряда "Каравелла". Я понимаю, что кому-то эта структура может показаться "не очень хорошей", но она прошла испытание временем (30 лет всё-таки немало), и опробована не на одном отряде. Но я буду очень благодарен всем, кто поделится с нами своим мнением и опытом. Сам же я лучшего пока не нашёл. Кроме того, надо помнить, что на структуру отряда всегда накладывает отпечаток (а иногда и просто определяет) его основной профиль (основные профили) деятельности.
Поэтому начну с полного названия и перечня профилей деятельности отряда "Каравелла".
Разновозрастный (пионерский) юнкоровский отряд фехтовальщиков, Парусная Флотилия "Каравелла". [Не совсем точно. Полное название: Пресс-центр и Парусная флотилия "Каравелла". Когда-то отряд имел статус пионерской дружины, сейчас к пионерии отношения не имеет. - прим. редакции.]
Основные профили в отряде "Каравелла":
Дополнительно (тоже на серьёзном уровне):
Структура отряда:
Верхняя структура
Средняя структура:
постоянная средняя структура:
переменная средняя структура (отряд делится на экипажи [В экипажах перемешаны все члены отряда. - прим. автора.]))):
Нижняя структура (членов отряда):
Внутренние структуры.
Это нечто вроде "структур внутри структур".
Очевидно, что такая структура в отряде появилась не сразу, а сформировалась постепенно, как наиболее соответствующая специфике дел и динамики жизни отряда (яхты - экипажи с матросами и экипажами, зима - обучение и строительство с ремонтом и т. д.). Каждый отряд вырабатывает свою структуру, соответствующую его жизни и стремлениям. Принцип один - структура должна соответствовать потребностям и направленности отряда.
Руководство отрядом
Жизнь отряда направляется инструкторами (это верхний уровень управления, стратегический, что ли), а руководить отрядом должны сами люди (средний - Совет капитанов, и нижний уровни - люди). Это сложно, и не всегда получается, но право же, к этому стоит стремиться. В итоге снимается часть забот с инструкторов и жизнь в отряде становится динамичнее и интереснее для самих ребят.
Так, например, в "Каравелле" инструкторы кидают в "массы" перспективную, с их точки зрения, идею, и если народ её воспримет, то сам вынесет в виде предложения (уже от себя). Предложения обсудят на совете (а если надо то и на сборе), разработают конкретную программу и постараются её выполнить. Так же рассматривается любая стоящая инициатива любого уровня. Всё это идёт на фоне проведения стандартных (привычно накатанных) дел. Без долгосрочной программы сложно, кроме того, только на разовых делах долго протянуть трудно.
Текущие дела отрядной жизни решаются: наиболее мелкие - инструкторами, флаг-капитанами и капитанами, более важные - Советом капитанов, ещё более глобальные - Флагманским советом, а наивысший орган власти - Общий сбор. Общий сбор может настоять на своём решении даже вопреки инструкторам.
Не следует забывать, что такую структуру невозможно навязать, или ввести искусственно. Люди её просто не воспримут, "не потянут", потому что она предполагает высокую степень ответственности и умений от старших и готовности старших принять на себя этот груз. Но до этого уровня надо дорасти, а путь не маленький. Только когда инструктор может опереться на таких людей, только тогда появляется возможность начинать строить систему самоуправления.
Типы и виды отрядов
Типы и виды отрядов повторяют типы и виды инструкторов. Эта мысль кажется слегка хамской, но по моему глубокому убеждению это так. Только тот, кто сам чем-то увлечён, может увлечь за собой кого-либо. И даже не обязательно инструктор должен это сразу знать и уметь (это неплохо, но не обязательно). Всему можно научиться, а учиться можно и всем вместе (это тоже способствует росту авторитета инструктора). Так, например, когда в отряде "Каравелла" решили строить яхты, никто понятия не имел (и Владислав Петрович), как это делается, но подошли к этому основательно, разобрались и всё получилось.
Отряды различаются по "месту приписки":
Отряды различаются по профилю, т.е. конкретными делами (см. Профили, дела, занятия или краткий перечень, чем можно заниматься с людьми в отряде).
Отряды различаются по возрастному составу - есть отряды ориентированные только на ребёнков, только на детей, только на подростков, есть смешанные. Для меня оптимальный возрастной состав - от 9 (иногда 7-8) - до 16 лет, (старше остаются те, кто на стезе инструктора).
Отряды различаются по жёсткости - дисциплине:
По дисциплине можно ещё сказать лишь то, что заниматься любым серьёзным делом без дисциплины невозможно - дела не будет. Люди всегда должны отвечать за порученное дело.
Собственно, это все градации отрядов (вроде бы как).
Пути создания Отрядов
Каждый создаёт отряд под себя (естественно, тот, кто этого хочет и делает). В этом я убеждён. Поэтому я также убеждён в том, что любая попытка скопировать конкретный, даже самый благополучный отряд - просто бессмысленна и, соответственно, обречена на провал. Сразу создать отряд практически невозможно, а развиваясь во времени, можно постепенно, естественным путём выработать такие формы организации, которые бы наиболее соответствовали данному инструктору, данным профилям, данному региону. Заимствовать какие-либо конкретные организационные и другие особенности и решения других отрядов, разумеется, надо, не забывая подгонять их под конкретные ваши условия. Иногда эти изменения настолько мощные, что те, у кого произошло "заимствование", находят в получившемся совершенно новое для своего отряда, и не догадываются, что в этом была заложена именно их идея. Учиться всегда полезно - и не только на ошибках.
Наиболее целесообразный и естественный, с моей точки зрения, путь создания отряда - это путь "с нуля". Это когда инструктор начинает на новом месте или производит новый глобальный набор и начинает проводить с людьми от 8 до 24 часов в сутки. Лучше начинать с небольшой компании типа кружка или секции - где-то до 10-15 человек примерно одного возраста. В небольшой однородной по возрасту компании общение более тесное, что способствует сплочению в коллектив единомышленников и быстрому моральному, психологическому, духовному, интеллектуальному и физическому росту людей (при наличии соответствующих интересных и сложных дел, разумеется). Одновозрастность (±1-2 года) тоже способствует единению (общие понятия, близкие интересы). Всё это помогает сплотиться и укрепиться. Здесь есть небольшая колдобинка - такие коллективы быстро замыкаются на себе и не очень склонны допускать к себе новых членов (это нарушает их комфортное состояние). Если с этим не бороться, то через 4-5 лет повзрослевшие люди разлетятся по миру, а инструктор останется один.
Постепенно из людей выделятся наиболее активные и ищущие, а через год-два, когда их интеллектуальное и моральное развитие пересечёт некий рубеж, им станет тесно в узких рамках кружка или секции и захочется большего, захочется перспектив и дела. Причём Дела с большой буквы - сложного и интересного. На этих-то людей и стоит опереться. И здесь важно не пропустить момент и дать им это дело, иначе они уйдут в мир искать большего. Это, по сути, и есть начало строительства отряда. Теперь можно расширяться и организовываться. Это ещё год-два. В это время люди начинают себя ощущать чем-то большим, чем просто собравшейся группой по интересам - они начинают себя ощущать организацией - отрядом. И тогда надо привести "форму" в соответствие с содержанием - сменить статус на статус отряда. Закрепить отрядную систему, окончательно принять Устав. И жить дальше, по-прежнему развиваясь и изменяясь.
Я сам прошёл этот путь, и только ряд различных причин, навалившихся одновременно, не дали мне успеть закончить трансформацию туристической секции в отряд. А ведь отряд уже был! Но отчаиваться не стоит, ибо потерявший мужество и надежду - теряет жизнь. Сейчас я снова веду туристическую секцию, а дальше - как получится.
Устав отряда
Перед Уставом неплохо иметь небольшую декларацию, которая поясняла бы цели и направленность отряда (для вновь прибывающих в отряд, да и не только). Так в "Каравелле" это имеет такой вид:
"Мы хотим знать мир, в котором живём, как можно лучше, глубже, шире. Мы назвали наш отряд "Каравелла", потому что он как корабль, который плывёт к новым открытиям".
Устав - это свод законов и правил жизни, по которым живёт отряд. Устав включает в себя только ключевые моменты и ключевые принципы, на которых строится отряд и вся его жизнь. Устав должен знать каждый член отряда. Уставу подчиняются все в отряде, это тот случай, когда "все" - означает все. Нарушение устава инструктором - немыслимо, и допустимо только в чрезвычайных обстоятельствах.
Устав должен быть краток, ясен и касаться только конкретных понятий и поступков. Устав должен быть понятен и логичен. Должно быть понятно, зачем каждый его пункт. Устав создаётся, за исключением наиболее очевидных положений (обычно по ТБ), на конкретных прецедентах из отрядной жизни. Только тогда он жизненен.
Какие-то трения и конфликты в отряде неизбежны. Для их решения и сведения к минимуму и необходим Устав (или Правила, или Законы). При наличии Устава, обязательного к знанию каждого члена отряда, сильно уменьшается вероятность ряда конфликтов.
Устав может иметь не только оформленную (официальную, что ли) часть, но и "неявную" - неписаные правила. Это не занесённые в собственно Устав правила поведения и взаимоотношений в общем виде, тогда как Устав гораздо более конкретен.
В качестве примера приведу Устав и Неписаные правила отряда "Каравелла". (Напомню, что это Устав отряда достаточно специфического, с 30 летней историей).
Устав пресс-центра и Флотилии "Каравелла"
1. Ветер и волна не прощают никаких ошибок и во время шквала учиться поздно. Учись морскому делу заранее.
2. На судне только один командир. Слово его - железный закон.
3. Ночью и днём, в любое время года, в любую погоду каждый из нас готов к выполнению задания редакции, пресс-центра и Флотилии.
4. Я сделаю всё, чтобы выполнить задание точно и в срок.
5. Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их не встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня.
6. Я никогда не обижу того, кто меньше или слабее. Всегда буду помощником и защитником младшим товарищам.
7. Если мне когда-нибудь станет страшно, я не отступлю. Смелость - это когда человек боится и всё-таки не сворачивает с дороги.
8. Я буду помнить, что если в каком-то трудном деле, в борьбе один на один с опасностью или бедой я потерплю поражение, "Каравелла" придёт на помощь. Если победа не по силам "Каравелле", помогут её друзья.
9. Везде и всегда я буду помнить, что я состою в "Каравелле", и никогда не сделаю ничего такого, что может подвести отряд.
10. Я буду с гордостью носить форму и знаки различия "Каравеллы", не обращая внимания на завистливые взгляды, насмешки и разговоры. Я не позволю никому грубо коснуться нашивок и значков пресс-центра и флотилии.
11. Везде и всегда, всеми силами я буду охранять и беречь знамёна флотилии и пресс-центра.
12. Взяв в руки оружие, я буду помнить, что в нём заключена смерть. Поэтому я никогда не направлю даже незаряженное оружие на человека, не обнажу клинка против соперника, не защищённого маской, если только эти люди не будут настоящими и опасными врагами.
13. Никакие причины не освобождают от ответственности никого из членов "Каравеллы", если он, находясь в силах и сознании, нарушил ППСС или правила безопасности в плавании.
14. Я могу поссориться с друзьями, обидеться на всех ребят, но даже в этом случае я не покину "Каравеллу" в трудном деле, походе или плавании, потому что это - предательство.
15. Я готов немедленно оставить все дела и мчаться на сигнал "Тревога". Такой сигнал никто и никогда не имеет права подавать зря.
16. В любом деле, в любом шуме, в любом споре я немедленно замолчу и стану слушать человека, сказавшего "Внимание, Циклон!" Это сигнал особой важности. Он тоже никогда не подаётся зря.
Неписаные правила:
1. Самоутверждаться за счёт товарища - недопустимо. Нельзя унижать личность. Она - суверенна.
2. Человеку надо доверять. Если заплакал мальчишка - всё ему прощается, особенно, если прегрешение и человек маленькие. Слезам верят. Симулянты продержатся только до первого повтора.
3. Надо уважать в человеке личность, даже если заврался или нашкодил этот человек.
4. Право на ошибку. Ошибку не загонять внутрь - проще разобраться. Говорить свободно, что думаешь.
5. Забудь слово "Я", когда речь идёт об удовольствиях. "Я" звучит хорошо, когда вызывают добровольцев.
6. В отряде все равны. Инструктор - прежде всего товарищ, а потом уже командир. Грубость недопустима.
Все пункты появились в Уставе "Каравеллы" по конкретным прецедентам жизни отряда. И следует отметить, что за всю историю "Каравеллы" в ней ни разу не было ни одного серьёзного несчастного случая и ни одного серьёзного ЧП. Комментировать Устав "Каравеллы" я не буду. Сам я этот Устав принял и ему подчиняюсь. Если у кого-нибудь есть желание поспорить по поводу целесообразности его частей и его в целом, я всегда готов к диалогу и разговору. Пишите, звоните.
Профили, дела, занятия
или краткий перечень - чем можно заниматься с людьми в отряде
Здесь я попробую привести названия всех дел, которыми можно заниматься с людьми (всех, что прийдут мне в голову).
1. "Мягкие" дела (т.е. не требующие жёсткой дисциплины):
Фотография, кино, математика, биология, история, краеведение, литература, театр, бальные танцы, фольклор, поиск и систематизация игр, кройка и шитьё, выжигание, резьба по дереву, моделизм всех видов, рисование...
2. "Жёсткие" дела (т.е. требующие соблюдения ТБ, связанные с риском - требующие дисциплины):
Туризм, спортивное ориентирование, альпинизм, скалолазание, подводное плавание, все виды единоборств, стрельба, парашют, дельтапланеризм, планеризм, парапланеризм, фехтование, яхтенный спорт, геология, археология, палеонтология, этнография, спортивные секции (волейбол, футбол, регби, мамантобол, л/атлетика, плавание, мотоспорт, велоспорт и пр.), химия...
И ещё многое-многое, что пропустило моё воображение [Здесь у автора приведен подробнейший список материального обеспечения для организации деятельности по различным профилям работы отрядов (туризм, фото, кино, яхт.спорт и т. п.). К сожалению, мы не можем опубликовать его в силу ограничений на размер номера. Все желающие ознакомиться с этим списком могут обратиться к автору. - прим. редакции.].
Отряды в динамике жизни: что нужно, чтобы отряд не распался
Первое условие стабильности. - Для стабильности отряда прежде всего необходимо живое интересное дело. Не будет дела - ничего не будет. Очень желательно, чтобы дело было не одно или чтобы дела чередовались. Например: зима - учёба подготовка к маршруту, проведение полосы препятствий, встреча Нового года; весна - тренировочные походы, посвящение в туристы; лето - спортивно-тренировочный лагерь, основной многодневный поход; осень - подведение итогов похода, оформление результатов похода (фото-, киноотчёт, научные отчёты и т. д.), гусятник (вечер-отчёт, посвящённый основному маршруту). Или параллельно журналистика, история флота, школа рулевых, фехтование - это постоянно и плюс к этому праздники, летняя практика и многие другие (разовые) мероприятия.
Второе условие стабильности - наличие ясной перспективы на будущее. Люди должны видеть свой рост в будущем. Должен быть план на будущее. Это не обязательно что-то принципиально новое. В устоявшихся отрядах, где дел много и дела настолько сложные, что рост и совершенствование в них занимает несколько лет, перспектива для людей 8-14 лет уже есть и они просто должны её знать. Начинающие отряды обычно идут от простого к более сложному, и к ещё более сложному, т.е. по ступеням. Часто бывает, что отряд меняет свой профиль, или начинает заниматься какими-то делами в дополнение к уже существующим. Бояться смены профиля не надо, это совершенно нормальное явление. Так, "Каравелла" меняла своё название и ориентацию минимум три раза.
Третье условие стабильности - наличие у отряда своего постоянного помещения. Без помещения создать отряд можно, но сохранить его практически нереально. У людей должно быть постоянное место, где можно собираться, проводить занятия, хранить инвентарь и инструменты, просто посидеть поговорить, пообщаться. Это даёт устойчивость прежде всего в сознании людей и они верят, что всё это не на один день. Одна из причин, по которой мой отряд распался - полное отсутствие своего помещения. Опыт показывает, что объединения без своего помещения живут по 4-6 лет (максимум), а потом либо находят помещение, либо распадаются.
Инструктор и отряд
Иногда задают вопрос: "Что первично - отряд или инструктор?" По идее эти понятия связаны неразрывно. Ведь если нет отряда, то зачем инструктор? А отряда без инструктора лично я не встречал (если кто видел - обязательно откликнитесь). Опыт показывает, что во главе отряда всегда стоит инструктор (командир, командор и т. д. - всё это инструкторы разного веса и ранга). И он-то (инструктор) и создаёт, строит и развивает отряд в меру своих сил, знаний, стремлений, понятий и амбиций. Значит, инструктор всё-таки первичен, хоть и не существует без отряда.
Отряд - всегда прямое отражение своего инструктора. И не нужно этого бояться. Объединить всех под одной вывеской или крышей невозможно, да и не нужно. Или уж тогда создавать большое объединение из отрядов, где мог бы себе найти дело по душе любой из людей (этакий городок). К сожалению, это нереально. В отряды люди будут приходить, но оставаться в них будут лишь те, кому будет интересно заниматься делами отряда, кому понравится в отряде, кто уживётся с остальными людьми. Иначе он уйдёт и ничто его не удержит. Это нормально. Для этого и существует кандидатский стаж.
Так как отряд - это всегда прямое отражение инструктора, то и люди в отряде подбираются схожие по интересам. Интерес определяет инструктор (даёт то, что умеет и любит). Люди же или идут за ним, или уходят туда, где им интереснее. Это нормально. Они не "плохие", а просто другие. Вот и всё.
Заповеди инструктора
Эти заповеди - мои. Часть их я перенял в разных местах, до части дошёл сам. Если они кому приглянулись, то не стесняйтесь, я на монополию не претендую.
Что необходимо уметь инструктору и что желательно уметь инструктору
Что необходимо уметь инструктору:
Первое, что необходимо уметь инструктору, это уметь быть всегда внешне спокойным как боа-констриктор (это удав), заглотивший оленя (что у него внутри - никого не волнует). Впрочем, это не значит, что иногда не полезно убедительно изобразить гнев и бурю.
Второе - это знать и уметь оказать первую медицинскую помощь на профессиональном уровне (с учётом её детской специфики).
Третье - это умение поставить себя на место ребёнка и оценить ситуацию с его позиций (как мыслительных, так и эмоциональных).
Четвёртое - это умение играть на равных, играть всерьёз. Играть так, чтобы самому инструктору было действительно интересно (а не снисходить до игры).
Пятое - в любой ситуации (и игре тоже) помнить, что он - инструктор, а следовательно, целиком и полностью отвечает за жизнь и здоровье своих подопечных.
Шестое - умение учиться. Нет, и не может быть такого дела, которому инструктор не мог бы научиться.
Что желательно уметь инструктору:
Первое - уметь общаться с начальством и работать с документацией. Этот важный момент в выживании отряда очень часто недооценивается, особенно начинающими инструкторами.
Второе - иметь навыки рукопашного боя. Так оно бывает спокойней, находясь на улицах (и не только) с людьми.
Третье - иметь навыки выживания в экстремальных условиях в городе и лесах. Не дай бог, но может пригодиться.
Четвёртое - иметь навыки слесарных и столярных работ.
Пятое - знать, какое-либо дело (по профилю отряда) хотя бы на полупрофессиональном уровне.
Форма и отряд
Не знаю, стоит ли подробно останавливаться на этом вопросе. О форме уже упоминалось (см. Принципы строения отряда). Форму каждый может придумать сам. Из общих рекомендаций можно привести следующее:
Если же инструктор не приемлет саму идею формы и не выносит её вида, можно обойтись и без оной.
Финансирование отряда
Финансирование отрядов - это один из самых болезненных вопросов и был он всегда, а сейчас, с развалом системы образования, встал наиболее остро. Сейчас даже перечень спонсорства, дающего право на получение (но ещё не обязательно само получение) льгот по налогообложению настолько хил, что помощь детским клубам, отрядам, объединениям и даже школам туда не входит. Школы, в силу своего нищего бюджета, тоже не могут в этом помочь (за редким исключением). В некоторых городах при муниципалитетах создаются комиссии и организации по работе с детьми, которые (иногда) финансируются (например в виде детских программ). Есть шанс как-то присоседиться к такому финансированию. Также город иногда финансирует ЖЭКи на работу с детьми. Или можно попробовать найти крышу под ещё не развалившимся (желательно, помощнее) предприятием, как-то ещё думающим о своих детях. Правда, в случае ведомственного подчинения (особенно при школах и ЖЭКах) возникает конфликт на почве посещения отряда лицами из другого ведомства (других районов, улиц, школ, предприятий и т. д.). Можно попробовать уйти под НАРОБРАЗ и выбить хотя бы инструкторские ставки, а может, и какие-нибудь расходные деньги.
Чаще всего инструктор финансирует отряд сам, где что достанет, из своей зарплаты, подработки и т. д. Это грустный путь, но самый распространённый. Из своего опыта и из знакомств с отрядами я знаю, что инструкторское "самофинансирование" присутствует практически при любом другом основном финансировании. Увы, это так.
Подводные камни отрядов. Раскол в отряде
Этот раздел касается только долгоживущих отрядов. Чтобы до такого дожить, надо просуществовать хотя бы лет пять. Практически любой долгоживущий отряд каждые 3-5 лет начинает лихорадить, что иногда приводит к расколу отряда.
Любой отряд не имеет возможности заниматься всем (как чисто физически - нехватка людей, базы, так и психологически - желания инструкторов). Но практически любой отряд имеет свои более или менее строгие "возрастные ворота" - границы возраста посещающих отряд людей (термин мой). Кроме того, любой отряд имеет и "деловые ворота" - т.е. ограниченный круг дел, занятий и т. п. (термин мой). Когда ветераны ("старики") достигают "отрядного потолка развития" по возрасту или по интересу, а именно, когда они или становятся слишком взрослыми, или освоили и превзошли всё, что может предложить им отряд (прошли все отрядные ступени, всё знают и всё умеют), то им становится в рамках отряда просто тесно. Им хочется чего-то "большего", чего-то "светлого" (что совершенно естественно и логично), и это новое уже не вмещается в рамки существующего отряда. Для этих людей отрядные возможности уже исчерпаны. Но отряд им "родной", отряд для них "дом", для которого они немало сделали, и покидать его они не хотят! Но жизнь отряда им уже скучна. И тогда они (если их не "трудоустроили" или как то не удалили из отряда) начинают попытки перепрофилировать клуб под себя - под свой возраст, под свои интересы. Это особенно эффектно проявляется при наличии в рядах "стариков" идейного лидера (из их рядов или из инструкторов). Но возможности отряда и инструктора не беспредельны, и в результате возникает конфликт между отрядом (инструктором) и этими людьми.
То есть, основной причиной кризиса является наличие в отряде сплочённой группы людей, уже переросшей отряд.
Наиболее простой путь разрешения подобного конфликта в удалении этих людей из отряда (здесь способов уйма), но это, как правило, очень негативно отражается на психике людей. Уход человека в мир из хорошего отряда - всегда трагедия.
Один из наиболее оптимальных путей разрешения и предотвращения таких конфликтов - готовить людей к выходу в мир заранее, чтобы это не сваливалось им как снег на голову (иногда даже ломая их и уродуя). Это может быть традиционным выпуском, индивидуальными беседами и т. п. Инструктор должен всегда помнить - дети всегда вырастают и им потом жить в мире, который совсем не есть отряд. Этот путь требует большой дополнительной работы и такта от инструктора.
Другой путь решения конфликта - найти для этих людей инструктора и помочь организовать им новый отряд. Этот путь реален для развитых отрядов, пользующихся мощной поддержкой. Так поступают в объединении отрядов "Рассвет" (Москва).
Также раскол отряда может произойти в случае работы в отряде двух и более инструкторов, которые почему-либо не поладили. При этом часть людей может поддержать одного инструктора, часть другого. Если компромисс не находится, то отряд распадается на два.
Во всём вышеописанном я ничего ужасного не нахожу. Это жизнь. Это объективный процесс и от него не спрячешься. Надо только об этом знать, быть к этому готовым и думать прежде всего о людях и пользе дела.
Как это бывает (печальное, но частое - распад отряда)
Ничто не вечно, и отряды, к сожалению, тоже. Из практики известно, что инструктора хватает на 4-6 лет активной деятельности по руководству отрядом. Потом накопленная усталость, житейские и бытовые проблемы заставляют его отходить от дел. Многие через некоторое время начинают работать опять. Есть и стоики, которые руководят до упора, пока хватает физических сил.
Что делать, если почувствовал - всё, ещё немного - и сил не хватит. Бросать сразу, резко - нельзя: люди этого не поймут и не простят. Для них это предательство - да так оно и есть, и это сильная моральная травма. Для себя я нашёл два пути.
Первый - постепенно свернуть отряд. На практике это можно реализовать так: не делать новых наборов, постепенно подготовить их к мысли о роспуске и когда люди подрастут, отряд свернуть. Этот путь занимает 1-2 года. (За это время инструктор опять находит силы и всё катится дальше - у меня так уже было.)
Второй - найти себе замену, ввести в отряд, и, передав дела, попрощаться и уйти. Этот путь короче (6-12 месяцев). Сложно найти замену. И при этом надо помнить, что с новым инструктором отряд таким же не будет - многое неизбежно изменится. Облегчить поиск замены можно, вырастив помощника. С ним и легче руководить, и есть на кого опереться, и ему, в крайнем случае, можно передать отряд.
Документация отряда
Документацию отряда можно разделить на "официальную" - т.е. такую, какую придётся представлять проверяющим всех рангов ("официальная" нужна всегда и очень помогает инструктору содержать отряд в порядке) и "отрядную" которая не предоставляется вовне, но нужна отряду.
"Официальная":
(1) Список членов отряда (с адресами и родителями);
(2) План работ на год (включая лето);
(3) Учебные программы, планы, методики;
(4) Расписание учебных занятий, секций, кружков;
(5) Журналы учёта работы занятий, секций, кружков;
(6) Табель учёта кадров;
(7) Книга приказов;
(8) Журнал техники безопасности;
(9) Журнал учёта и наличия материальных средств;
(10) Смета доходов и расходов;
(11) Справки от родителей (согласие на посещение человеком отряда);
(12) Медицинские справки.
"Отрядная":
(1) Вахтенный журнал;
(2) Отрядная газета (подшивки газет);
(3) Альбом фото-летописи;
(4) План занятий;
(5) План мероприятий (месяца на три);
(6) Отчёты (туристические, научные и пр.).
Небольшой обзор по отрядам и клубам
[Редакция не ручается за точность сведений в данном списке. - прим. редакции.]
В этом разделе я приведу все детские отряды и клубы, о которых мне что-либо известно. Все - и ныне здравствующие, и те, которые уже стали историей, и те, о которых на данный момент у меня свежих сведений нет. Для ясности изложения действующие отряды будут помечены знаком "*", те, что уже история - "#", остальные "& (199*)", где (199*) - год, когда, по моим данным, отряд ещё действовал.
Небольшой итог или попытка кратко пересказать всё ранее сказанное.
Необходимые составляющие отряда
1. Дело. Какой-либо вид физической культуры благородного уклона (фехтование, самбо, дзюдо, яхт. спорт, альпинизм, подводное плавание и т. п.), привлекающий людей романтикой.
2. Атрибутика. Начальная атрибутика типа пионерской, скаутской, военной, морской и т. п. развивается до собственной формы, атрибутики (знамён, горнов, барабанов), линеек, сборов и т. д.
3. Разноплановость. Каждый может себя попробовать в максимально возможном количестве дел. Например: киноактёр, режиссёр, оператор, художник, костюмер, сценарист и т. д.; юнкор - журналист, редактор, поэт, прозаик, оформитель, художник и т. д.; яхтсмен - матрос, рулевой, штурман, спасатель, конструктор, строитель и т. д. Дел должно быть много, но любое дело должно делаться серьёзно и обстоятельно.
4. Строгая направленность. Наличие (хотя бы небольшой) обязательной для всех программы. Программа должна быть увлекательной, чтобы людям самим хотелось её пройти.
5. Член отряда должен чувствовать себя в отряде полностью раскрепощённым, за исключением минимального ряда случаев (сбор, общее построение, линейка, тренировка, гонка, соревнование и т. п.). Развивается созданием атмосферы отряда как дома, как крепости за спиной, которая поможет и защитит. Инструктор - на "ты" - друг во всех отношениях: в деле, играх - везде.
6. Наличие перспективы по мере взросления. Наличие сложных дел, в которых можно определить ранги (например: матрос, рулевой, штурман, подшкипер, капитан; или: турист, старший турист, штурман, подшкипер, капитан; или: журналист, оформитель, редактор).
7. Наличие органа самоуправления. Это Совет капитанов, Совет старейшин, Круг командиров или ещё как-нибудь. Инструкторы входят в него с таким же или большим правом голоса. Иногда инструкторы обладают правом "вето".
8. Устав, Свод правил, Кодекс чести. На начальном этапе минимальный, направленный на техническую безопасность и простейшие моральные понятия. В дальнейшем дополняется и шлифуется, как правило, по прецедентам.
9. Создание истории отряда. Ведение летописи отряда. Фото и кинохроники отряда. Составление и закрепления традиций, обычаев, праздников отряда.
10. Отрядная вахта. Наличие вахты определяется её необходимостью (т.е. вахты может и не быть). Вахта занимается слежением за порядком в отряде, поддержанием порядка (вызывают ком. вахты или инструктора при необходимости, дают сигналы на занятия, построения, занимаются уборкой в отряде, отвечают за выпуск стенгазеты (в некоторых отрядах) и т. д.).
11. Отсутствие элитарности. Отряд открыт для всех.
Литература
1. Глотов В.В. "Учитель для сына". М.: "Педагогика", 1985
2. Карем Раш "Приглашение к бою". М.: "Советская Россия", 1984 (серия "Время, характер, судьба")
3. Багрянцев Б. "Отдать швартовы". М.: "Молодая гвардия, 1984
4. Симонова Л. "Человек приходит из детства". Пионер № 8-10, 1983
5. Соловейчик С. "Фрунзенская коммуна". "Вожатый" № 9-12, 1988; № 1-5, 1989
6. Кудинов В. "Суть и оболочка". "Вожатый" № 6, 1989
7. Крупская Н.К. "РКСМ и бойскаутизм". "Вожатый", № 1-2, 1989
8. Мариничева О. "Тайна командора". "Комсомольская правда", 15.05.1989
9. "Шумно, трудно, честно". "Пионер" № 9, 1989
10. Чернов В. "Первые строчки судьбы". М.: "Молодая гвардия", 1989
11. "Чем крепче ветер", Свердловск: Средне-Уральское кн. изд., 1972
12. "Море в конце переулка", М.: "Молодая Гвардия", 1976
13. "Здравствуй, Отряд!", М.: "Малыш", 1986
14. "Барабанщики, Вперёд!", Свердловск: Средне-Уральское кн. изд., 1986
Русская
фантастика -> Писатели
-> Владислав Крапивин
->
Журналы -> Альманах "Та сторона"