С О Д Е Р Ж А Н И Е : Почта Оберхама.............4 М.Щукораков "Наставления по стрелковой фантастике" (окончание)................8 А.Измайлов "Референт" (Отрывки из романа).......11 А.Гурт "Пиршество для эрудита"..................15 А.Чертков "Инструкция фэнам-рыбарям"............19 ФЭНДОМ В ЛИЦАХ............22 Из коллекции фэн-фона.....22 С.Логинов "Темпроральная машинерия"................28 ФАНТ-ЗАЛИПУХА.............31 В оформлении об- ПЕРЕПЕЧАТКА С КОММЕНТАРИЕМ: ложки использова- Г.Иванов "Есть что ны работы Яны Аш- почитать!"................31 мариной. В номере ИЗ ПОРТФЕЛЯ КОНКУРЕНТОВ: помещены фотора- "Подготовка в Интерпрес боты Д.Григорьева скону"....................35 и Г.Гуревича. БЕСЕДЫ СО ЗНАМЕНИТОСТЯМИ..37 "Даже в Городе Дураков должны же сообразить, наконец, что к чему." А. и Б. Стругацкие "Хищные вещи века" ОТ РЕДАКЦИИ======================================= Жизнь движется вперед - куда ж она денется! - и мы в очередной раз рады за вас, что вы имеете возможность держать в руках свежий номер ОБЕРХАМА. Как и каждое солидное издание, мы потихонечку обрастаем собственными традициями, друзьями и - для респектабельности - врагами. Надо сказать,что почта у нас на удивление обиль- на. Причем любопытно, что стиль нашего нескромного издания так сильно впечатляет читателей, что и пи- сьма они пишут так же коряво, как и наши авторы. Некоторые подписчики в удивлении вопрошают: кто же все-таки в составе редколлегии скрывается под именем "Дух Хьюго Гернсбека"? Официально отвечаем: под этим именем подразумевается именно ДУХ покой- ного Хьюго Гернсбека - выдающегося любителя,автора и издателя фантастики, первого профессионального фэнзинера мира. Так же мы вынуждены заявить, что в необъявленном "ОБЕРХАМОМ" конкурсе:"кто быстрее пришлет в редак- цию газету "Голос Вселенной"" победил москвич Па- вел Вязников.Нам пришлось два часа с хлоркой отмы- вать руки после прочтения этой мерзости,отпечатан- ной тиражом пятьсот тысяч в типографии издательст- ва "Правда",и теперь мы в резиновых перчатках бро- саем присылаемые экземпляры в конвертор.Так как он не справляется с нагрузкой, просим наших дорогих читателей не утруждать себя и в дальнейшем, буде у этой... газеты появятся следующие номера. Да будет свет! Да сгинет тьмать! 4__________________ОБЕРХАМ #3 1991________________ ПОЧТА ОБЕРХАМА==================================== Москва 17.О1.91 ...Первый "Оберхам" мне отнюдь не понравился (уж извини). Второй - гораздо лучше и даже просто хо- рош. Особенно удачны "Гриадный крокодил" (а почему бы не учредить его снова? Или нечто подобное?), "Как один советский фэн...", "Феномен Гринюка" и "Из окна автобуса".Последний, правда,несколько от- дает простеньким студенческим капустником,но. А по первому "ОХ": зачем было давать странную шутку о "МЛ"? Ди мортис,как известно,аут бенне,аут нихиль. Увы. Я вот знаю о его кончине, а один мой знакомый возмутился - как так, выходят номера, а я не полу- чаю! Ну вот, пока все. Доброй фантастики! Павел Вязников. * * * Москва 18.1.91 Во втором номере "Оберхама" помещено выступление Г.Альтшуллера, датированное 1986 годом. По каким причинам оно заинтересовало редакцию сегодня, не предствавляю, потому что мне издатели и редакторы представляются людьми умными. Я никогда в жизни не видел Г.Альтова (для меня есть как бы два человека - Г.Альтов - это фантас- тика, а Г.Альтшуллер - далекая от меня методика изобретательства.).Что касается изобретательства, судить о достижениях Г.Альтшуллера могут лишь изо- бретатели и те миллионы простых людей, которые по- льзуются благами его изобретений.Что касается фан- тастики,то я отношусь к Альтову с глубоким уваже- нием, потому что он был одним из первых советских фантастов "новой волны", родившей на рубеже 6О-х годов всех наших первооткрывателей - Стругацких, Полещука,Гансовского,Варшавского,Парнова с Емцевым ___________________ОБЕРХАМ #3 1991_______________5 и т.д. Однако существование в литературе Альтова (или дуэта - Альтов-Журавлева) было кратковремен- ным.Не знаю,почему.Никто никогда не считал Альтова выдающимся литератором - достоинства его произве- дений заключались именно в их принадлежности к интересной волне шестидесятых годов.Это были поис- ки новых путей скорее в мышлении,чем в искусстве.В фантастике такого рода таилась опасность превраще- ния ее из рода художественной литературы в разряд литературного изобретательства. И для меня харак- терно то, что последним (насколько я знаю) опусом Альтова в фантастике была таблица, в которой фан- тастика была разделена на сюжеты и подсюжеты и оставалось только заштриховать соответствующие клеточки и таким образом исчерпать всю фантастику подобно заявлению поэта, сказавшего в ресторане Дома литераторов: "Ночью написал стихотворение о любви. Тема закрыта!".Таблица Альтова, помню, меня встревожила.Она была антилитературна.Она была пло- дом сухого ума. Если следовать логике, то таблицу можно было распространить на литературу в целом и сказать: "Сюжет восемь, подсюжет три: женщина от несчастной любви бросается под поезд. Тема закры- та!" Я боялся, что после создания такой таблицы Альтов кончится как писатель. Потому что если принять ее всерьез,то нельзя же писать рассказы по принципу "сюжет три подсюжет восемнадцать-бис"! Но тогда я,будучи писателем начинающим, и не по- дозревал,насколько серьезно отнесся Альтов к свое- му изобретению. В те дни в "Знании-силе" был напе- чатан один из первых моих рассказов "Выбор". Я не знал тогда,что он сюжетно схож с американским рас- сказом (хотя, не боюсь вашего гнева,потому что на- дут как индюк от собственной значимости - мой рас- сказ мне нравится больше). Тогда я еще не знал,что произошел случай конвергенции, в фантастике далеко не уникальный. Но вдруг мне звонит добрейший Роман Подольный и с грустью сообщает, что в редакцию пришло письмо Альтова, в котором тот обвиняет меня в плагиате и требует запретить мне впредь печа- 6_________________ОБЕРХАМ #3 1991_________________ таться.Письмо грубое и злое. Я пережил этот казус, продолжал печататься.Больше того,игнорирую таблицу Альтова,потому что она,как и любой такой плод раз- думий стремящегося внести организацию в искусство ума,крайне вредна для искусства. И еще я тогда по- думал, что писатель, который на основе трезвого расчета занимается доносами на своих коллег, сам перестает быть писателем. С тех пор я не видел ни одного рассказа Альтова. Но чувство чего-то злого, исходящего от этого человека, осталось. И вот, прошло почти двадцать лет и я прочел в "Оберхаме" выступление Альтова с воспоминаниями о его деятельности именно тех лет,когда он,прекратив писать сам, принялся составлять таблицы,и,оказыва- ется, учить подростков, как им строить свою жизнь. Чем больше я читал этот опус, тем в больший ужас я приходил. От аморальности описанного там и от удивления перед редакцией, которая напечатала это без всяких комментариев,как бы подсказывая подрос- ткам, по каким морально-этическим канонам им сле- дует себя вести. Ребята, мы живем в озлобленном государстве,среди искалеченных людей.Ваш долг снижать уровень злобы! А вы что делаете? На меня как бы пахнуло ледяным холодом подполь- ной ненависти,хитрых заговоров,которые,как я думал раньше, свойственны лишь некоторым совсем уж амо- ральным молодогвардейцам. Это же надо - ухлопать все силы не на изучение, чтение,обсуждение и понимание фантастики, а на де- лание подлянок! И теперь, по прошествии стольких лет с радостью вспоминать об этом, как о подвиге безнаказанной гадости! Я не знаю писателя Колпакова, о котором Альтов пишет с такой ненавистью, будто тот украл у него способность писать или славу,я не принадлежу к чи- слу поклонников Парнова, но я с уважением отношусь к тому, что сделано Емцевым и Парновым в фантасти- ке, ибо они принадлежали к той же волне,что и Аль- тов и писали никак уж не хуже самого Альтова и,бо- __________________ОБЕРХАМ #3 1991________________7 лее того, я убежден, что покойный писатель Полещук недооценен у нас и он принадлежит к лучшим из ли- тераторов,работавших в нашем цехе.Как же можно на- ускивать молодых людей на то,чтобы они сводили счеты Альтова с теми,кому он завидует? Поглядите, насколько можно не уважать себя, если ты пишешь о своих коллегах: Колпаков - "мыльный пузырь", Пар- нов - "дурак и прохвост", Емцев - "нетрезвый с утра" и так далее. Интересно,как сегодня сами "юные омоновцы",кото- рых Альтов посылал по квартирам писателей делать, хихикая, подлости, оценивают свою боевую павли- коморозовскую юность? Извините за сбивчивость, нескладность реплики - я был очень огорчен. Кир Булычев. __________________________________________________ ОТ РЕДАКЦИИ: Писем, подобных первому,в нашей почте подавляющее большинство.Почти все читатели приняли "Гриадного крокодила" на ура, и многие предлагали возобновить этот приз.Признаться честно, мы и сами рассматривали эту статью как забавный и поучитель- ный материал. И письмо уважаемого нами писателя Кира Булычева подействовало на нас как ушат ледя- ной воды, заставив посмотреть на опубликованный материал совсем под другим углом зрения. К сожа- лению,мы не можем объективно судить о людях и со- бытиях того времени,ибо, как и значительная часть читателей "Оберхама", тогда под стол пешком ходили или вообще еще на свет не появились. В любом слу- чае, мы благодарны Киру Булычеву за присланное письмо,но, все-таки,не жалеем,что "Гриадный кроко- дил" появился на страницах "Оберхама" - так как иначе мы не получили бы этого письма. Надеемся,что к проблемам, поднятым в письме, мы еще вернемся. А.С.Берник 8_________________ОБЕРХАМ #3 1991_________________ М.Щукораков * НАСТАВЛЕНИЯ ПО СТРЕЛКОВОЙ ФАНТАСТИКЕ, в том числе: Колоссы на колесах,Педаль внизу, Харакири и Мата Хари,Ноктюрны базовых теорий, Энергия жеста, Трикони для барханов, и Свис- тулька для Годзиллы; равно как и Коллекционеры закатов, По горло в Галактике, Наощупь в облаках, Полный Боконон, Узники рестартов, Импичмент по-кошачьи,Обзор- ный свист,Почем нынче Консервированная плане- та, Реактивный блюз или Соло для прямой кишки с оркестром; а также Аморфный плюс,Гнутый минус, Бесконеч- ность набита шлаком,Эйнштейны водятся в нуле; вместе с тем: Лазерный покос, Герундий с маком, Плавленные цивилизации, Охламоны в засаде,Цыплята ходят ромбом,Обглоданные звез- ды, Рокот цифр или Когда же это кончится?! Страсти вскипают медленно, но когда перегретый сдерживаемыми эмоциями оппонент начинает греметь крышкой, вы неизбежно понимаете, что вам обоим на этой плите при всем желании не удержаться. Резуль- тат предрешен - одна из конфорок должна освободи- ться, дело лишь за тем, кому предстоит с грохотом и проклятиями слетать на пол. Впрочем, есть еще один вариант. Допустим, хозяйка приладила к каждому из вас по свистку.Едва ситуация становится критической, раз- дается характерный звук,на который рефлекторно ре- агируют силы охраны порядка, после чего вопрос о том,кто более достоин занимать конфорку,можно счи- тать снятым с повестки дня - ибо плита приобретает непрезентабельный вид, а вы с бывшим соперником,не менее (впрочем,и не более) покореженным,чем вы,пе- режидаете в углу мойки малоприятный процесс осту- живания страстей. У каждого из вас отпаялся носик и тщательное сокрытие этого факта составит смысл -------------------------------------------------- * - окончание, начало смотри в ## 1,2. __________________ОБЕРХАМ #3 1991________________9 10________________ОБЕРХАМ #3 1991_________________ всей вашей оставшейся жизни. Рассмотрим вариант, при котором у вас отпаялся носик, а оппонент просто обгорел до невозможности. Чья участь предпочтительнее? Попробуем принять точку зрения каждого из действующих лиц. Если без носика вы не функциональны, но сохранили внешне достойный облик,то противник,сохраняя функциональ- ные качества, выглядит просто мерзко. Кому, как вы думаете, грозит быть выброшенным на свалку? Вам? Вряд ли, хозяйка сохранит вас только потому, что в произошедшем катаклизме вы сумели спасти свое ли- цо,пусть даже ценой потери носика.Соперник же про- сто жалок,он покрыт тяжелой копотью и эмалирован- ная поверхность его не внушает надежд на грядущую верность чистоте. Доверие к нему подорвано и при- говор последует с неумолимостью кончины. Примеряя все вышесказанное к описанной в преды- дущих частях ситуации,мы с ясностью видим:и гурма- нисты,и киберпаиньки были,есть и будут чайниками. Какая мысль! Я тоже чайник! Я чайник! Я ЧАЙНИК!!!... ...Боже, они льют в меня холодную воду! -------------------------------------------------- Послесловие редакции: Несчастье за несчастьем -------------------- постигает нашу редак- цию.Один из самых талантливых и верных нам авторов падает с небоскреба, другой, не менее одаренный, съезжает по фазе...Но статья его не останется не- оконченной. Как друзья дописали за Бородина оперу "Князь Игорь",так и мы, соратники Миши Щукоракова, не дадим злой судьбе вмешиваться в его публицисти- ческие творения.Мы закончим его, несомненно выдаю- щуюся,работу, закончим так, как, мы верим,закончил бы ее сам Миша, - одной фразой: "А наутро их всех нашли мертвыми в яме". __________________ОБЕРХАМ #3 1991_______________11 А н д р е й И з м а й л о в РЕФЕРЕНТ (Отрывки из романа) * * * Сподобился!Пошла повесть,лежавшая в столе девять лет. Перед сдачей в набор редактор предупреждает: "Старик-к-к! Ты что! Эту фразу срочно меняй! - "И радио разражается маршами и джазовыми обработками "И на Марсе будут яблони цвести"... "А что такое?" "Да как же! Ведь автор этой песни давно диссидент - Майкин (Гайкинд?). Горлит вцепится!" Ладно! Конъюктурю и меняю (1985 год): "И радио разражается маршами и джазовыми обработками "У нас еще до старта четырнадцать минут"... Устроит? Дру- гой разговор! То,что надо! Читаю "Московские новости" (1989 год): "Судьба этого писателя (Войновича) сложилась трудно. Все помнят, как на трибуне Мавзолея Н.С.Хрущев пел его песню: "Давай с тобой,товарищ, закурим перед стар- том! У нас еще до старта четырнадцать минут!"... От судьбы не уйдешь. Не мытьем, так катаньем. Майкина (Гайкинда?) Горлит бдил, но за всеми не убдишь... Кстати! Еще! Приняли повесть "Граждане квартиро- съемщики", но при условии замены названия - мол, квартиросъемщики - это нечто коммунальное, а ВСЕМ ИЗВЕСТНО, что таковых (коммуналок) давно нет. Ладно.Предложил менее "крамольное" - "Спокойной ночи". - Ну! Другое дело! Впоследствии выяснилось, что аналогичное название у повести доселе крамоль- ного Андрея Донатовича Синявского. Еще раз: от судьбы не уйдешь! 12________________ОБЕРХАМ #3 1991_________________ * * * Американские филологи и прочие русо-веды долго и совершенно искренне считали Мих.Мих.Зощенко писа- телем-фантастом. Не могли взять в толк, что дейст- вительно существуют такие реалии, как коммунальные квартиры. И без задней мысли считали, что Зощенко придумал такие вот многоклеточные помещения странные, населил их странными людьми... * * * Групка подлинных патриотов бьется за издание со- бственного журнала. Название они уже придумали: "Перун". Говорят,что будут там печатать только мо- лодых. Обменялись мнениями на этот счет.Решили,что нечего "патриотам" зажимать ветеранов,пусть уж из- дают два журнала - и для молодых, и для стариков. "МОЛОДОЙ ПЕРУН" и... "СТАРЫЙ ПЕРУН". * * * Евгения Павловича Брандиса все очень любили и уважали.А у Стругацкого случился 5О-летний юбилей. Драбанты решили поздравить его на дому. Он через связного Рыбакова поставил условие: не больше по- лучаса, и не больше четырех человек. Он об этом знает,мы об этом знаем, но дипломатически играем в непосредственность.Он: "О, какие люди пришли!" Мы: "Да вот, проходили мимо и решили..." Ровно через полчаса разыгрываем: Никитайская смотрит на часы и переглядываясь с нами говорит: "Ну, пора!" "Да что вы, - гостеприимно лицемерит Бормотаныч, - да посидите еще!" "Нет,- говорю,- Борис Натанович, - извините, но вы сказали, что только четверым можно придти, а Евгений Павлович тоже не мог не поздра- вить,но он пятый.И он сказал: "Вы идите, а я вас в подъезде подожду, покурю пока".Стругацкий на мину- точку остолбенел,представил,вероятно, субтильного, старенького Брандиса на апрельской холодрыге в подъезде с обмусоленной сигареткой. Хором броси- лись пояснять, мол, шутка! __________________ОБЕРХАМ #3 1991_______________13 * * * "Справочник союза писателей СССР. 1986 год" со- держит 784 страницы и чертову уйму фамилий. Популярная игра студентов Литинститута- рулетка. Итак,каждый скидывает в банк,скажем, десять копеек и по кругу пускается "Справочник".Каждый по очере- ди раскрывает наугад и тыкает пальцем - кто в ка- кую фамилию попадет. Например: вот я открываю нау- гад - Мина Ромуальд Рихардович,переводчик,прозаик. Могу ли я хоть что-то сказать о нем? Назвать хоть одну книгу, которую читал, или о которой хотя бы слышал? Нет. Клади еще десять копеек и передавай "Справочник" следующему. Тот: Славич-Приступа Станислав Кононович, прозаик.??? Банк растет до тех пор, пока кому-нибудь не повезет. Одному на моей памяти повезло. Он ткнул в Эльдара Рязанова. Сорвал банк в 18 рублей (Эк накопилось!). Хорошо, что этот режиссер еще и член СП СССР... * * * - Он же паршивый прозаик! - Композитор Цезарь Кюи был плохим композитором, но он был основателем "Могучей кучки". * * * Памятник неизвестному литератору: Фигура в гра- ните под покрывалом.Покрывало тоже из гранита, цельным куском... * * * В Москве создалась группа"Апрель", как яростных сторонников перестройки. Туда могут входить и не москвичи-писатели. (Писательская группа этот "Апрель"). Писателя Житинского спросили: - Саша, а ты соби- раешься вступать в группу "Апрель"? Житинский подумал и сказал: - Я лучше вступлю в группу "Ласковый май"! 14________________ОБЕРХАМ #3 1991_________________ * * * Рыбаков получил Госпремию за "Письма мертвого человека".Приехал из Москвы с триумфом и блямбой на лацкане. А сколько денег-то дали?! - Триста двадцать рублей, девятнадцать копеек! - гордо. - Это что же за государство такое,у которого та- кая государственная премия?! - приужаснулся писа- тель Боря Руденко, бывший тут же, в Ленинграде. (Продолжение следует) рисунок Андрея Смелова,г.Верхняя Тура __________________ОБЕРХАМ #3 1991_______________15 КРИТИЧЕСКИЙ МОНИТОР=============================== А. Р. Гурт ПИРШЕСТВО ДЛЯ ЭРУДИТА, или МНОГО ЛИ ЧЕЛОВЕКУ НАДО? Что мы ждем от книжек-"минуток"? Я, например, ничего хорошего от них не жду. Я вообще трухлявый пессимист, чтоб вы знали. Так приятнее. Все хорошие события происходят как бы внезапно и тем самым доставляют двойную порцию удовольствия. Вот и от алма-атинской "минутки" с рассказом Каттнера "То, что вам нужно" я ничего хорошего не ожидал. И просчитался! Да еще как! Для эрудита моего класса это издание - просто пир души. Все равно, что гадаешь кроссворд (а кроссворды - это моя страсть, чтобы вы знали). На внутренней стороне передней обложки я обнару- жил сведения об авторе. Да еще какие! Нигде такого о Каттнере я еще не читал. Например, указывается, что он "начал писать и печататься в журнале "Уэйрд Тейли" с "ненаучной фантастики". А я-то, при всей моей глубочайшей эрудиции о таком журнале и слыхом не слыхал! Вот беда-то.Понятно,завожу на это изда- ние отдельную карточку в моем каталоге. "Уйрд Тей- ли". Тейли - это, видимо, дериват от имени Тэйлор. Журнал, значит, назывался "Жуткий Тейли". А может, Тейли - фамилия, а Уэйрд - имя? Нет, навряд ли, не помню я, чтобы журналы назывались чьим-то именем без всяких добавок. "Айзек Азимов'с Сайнс __________________________________________________ Аверс Реверсович ГУРТ - уроженец города Кастрато- ва, кандидат в мастера спорта по литературной борьбе. Большой души человек. Русский. Неженат. Имеет шестерых детей, воспитывает правнука. Связей, порочащих его, не имел. 16________________ОБЕРХАМ #3 1991_________________ Фикшн" - это ясно, но чтобы просто "Уэйрд Тейли" - и все? Это как-то подозрительно. Ну ничего, с моей эрудицией не пропадешь. На досуге раскопаю. Читаю дальше. "Собственно фантастику начал пи- сать с 1937 года в соавторстве с известным тогда писателем Артуром Барнсом, и под полусотней других псевдонимов." Черт! А я-то, при моей-то высочайшей эрудиции,и понятия не имел, что у него был и такой псевдоним. Где карточка Каттнера? Пишем: "Писал... Артуром Барнсом с каким-то известным писателем". Интересно, с каким? Ладно, на досуге разберусь. Что тут еще?.. "Многие его лучшие рассказы были написаны в соавторстве с женой, Кэтрин Сур". Ну ± ма±! Я, чтоб вы знали, всю жизнь был уверен, что Каттнер был женат один раз. А тут еще какая-то Сур... Да еще и соавтор! Где моя карточка?.. Ну ладно, с биографической справкой потом раз- беремся, - чувствую, там еще невпроворот новой информации. Возьмемся за рассказ. Ой!!! Это какая-то неизвестная редакция!!! На русском-то языке он, может, и не публиковался,этот рассказ,но я-то,при всей моей широчайшей эрудиции, не могу не знать, что он уже публиковался на укра- инском! И на английском! Лезу в первоисточники.Да, и в оригинале, и в украинском переводе героя зовут Кармайкл. А тут - Кармишел! Вариантик! В карточку его!!! Надо срочно написать переводчику: узнать, с какого издания он переводил...Да,надо на досуге... А-а-а!!! Вот здесь,на первой же странице, упоми- нается мой любимый Сальвадор Дали! "...Дали с его декорациями для Картье и Тиффани..." Кто такие? Дали делал декорации для Бунюэля, это было. Но я, при всей моей необъятной эрудиции,не знаю режиссе- ров с фамилиями Тиффани и Картье... Сейчас же кар- точку!!! Каттнер о них упоминает, как о широко из- вестных людях,а мы здесь,в нашем захолустье... По- стойте, Картье и Тиффани - это же знаменитые Нью- Йоркские ювелиры.Как я мог забыть? И Дали действи- тельно сделал декор для их магазина. Вот беда-то, господи. При чем же здесь декорации? Зачем ювели- __________________ОБЕРХАМ #3 1991_______________17 рам декорации?.. Э-э, на досуге покумекаем. Граждане! А вот и Тейли! А я-то думал... А это, оказывается, персонаж! Только его зовут не Уэйрд, а Питер. Значит, Тейли все-таки фамилия... Но как же с названием журнала? Какая роскошная головолом- ка, я прямо, при всей моей колоссальной эрудиции, не ожидал... Нет, я, наверное, сейчас не готов с этим разбираться. Надо сначала пообедать, как следует покопаться в картотеке, и только потом... Ага, тут в конце рассказа... Погодите, а где же конец рассказа?! У Каттнера в финале Питер Тейли (или Тэлли? - надо посмотреть...) читает Еванге- лие: "И Я говорю тебе: ты - Петр... И даю тебе ключи Царства Небесного"... А тут этого нет! Точно, вариант! Ух, здорово! Ну и,как водится, анонсы в конце. "Вот,например, Айзек Азимов. На русский язык переведено более пятьдесят (пятьдесят? - странное число...) его произведений... Однако эти переводы - лишь десятая часть того,что он написал.Остальные девять десятых этого могучего американца неизвестны русскоязычно- му читателю..." Погодите,погодите,Ну-ка,еще разок. "...девять десятых этого могучего американца..." Что значит - девять десятых американца?..Чувствую, мне на досуге разбираться и разбираться. "Вновь три американца, на сей раз знакомые нашим читателям - Альфред Бестер,Гарри Гаррисон,Фредерик Браун. Можно сказать, живые классики..." Как?!! Живые ??! Но Бестер и Браун умерли!!! А Гаррисон еще нет!!! Или он тоже?! Боже мой,какое несчастье! Гаррисон умер, а мы тут ни сном ни духом... При всей нашей социалистической эрудиции... Ах ты, беда-то какая... Ах ты, господи... Где моя карточка? 18________________ОБЕРХАМ #3 1991_________________ __________________ОБЕРХАМ #3 1991_______________19 ИНСТРУКЦИЯ ФЭНАМ-РЫБАРЯМ Дорогие коллеги, критики и фэнзинеры! Если вы жить не можете без неприятностей,если вы обожаете, когда вам плюют в морду, вытирают о вашу новую манишку свои грязные лапы, а затем любезно приглашают заходить еще,- пишите письма.Пишите пи- сьма,критикуйте,смело высказывайте свое мнение.Вас поймут и вам ответят - так,как вы того заслуживае- те. Короче, полный кайф вам обеспечен. Причем я не советую вам писать в "Сизиф" и "Ал- тарь","АБС-панораму" и "Фэнзор",даже в "Страж-пти- цу" и "Оберхам" писать не советую - там не поймут вашей души мазохистские порывы и ответят соответ- ственно, какую ахинею не наворотили бы вы относи- тельно напечатанных в них материалов.В лучшем слу- чае назовут вас в приватной беседе дураком - а ра- зве ж это ругательство по нынешним-то временам? Впрочем, чего ожидать от работяги Николаева, недо- учившегося студента Бережного или инженеришки Гор- нова - кишка тонка. Нет,чтобы получить все сполна,узнать все о своих достоинствах и недостатках как критика,фэна и про- сто человека,писать надо только настоящим интелли- гентам. Например,в такое поистине интеллектуальное издание, как "Информационная сводка КЛФ МГУ".Сове- тую это на основании собственного опыта. Так, во втором номере этого фэнзина была помещена статья Воробьева и Клименковой "Всем котам - по мордам" (называю по памяти, поскольку номера этого под ру- кой сейчас нет). Статья эта представляет из себя огромную цитату (то есть дословно весь текст - от начала и до конца) из статьи Алисы Стэн (то бишь Севы Мартыненко) "Звездные войны и земной расчет" из 1-го номера "Бойцового кота", обрамленную ко- роткими репликами авторов материала насчет ум- ственных способностей вышеупомянутого критика.Ну а поскольку я с детства люблю совать пальцы в розет- ку, то не удержался и отправил в КЛФ МГУ свое мне- ние об этом материале, в коем квалифицировал его 20________________ОБЕРХАМ #3 1991_________________ как непрофессиональный, некомпетентный и вообще граничащий с исконно советским хамством. Отправил - и думать об этом забыл. Вспомнил, когда прочитал отрывок из своего письма в очередном, 3-м выпуске "Информационной сводки...", а затем забыл снова. Как выяснилось- поторопился.Ибо в очередной свой приезд домой в начале января обнаружил в тоненькой стопке писем, пришедших за время моего отсутствия, письмо за подписью Г.Неверова, одного из самых ак- тивных эмгэушных фэнов и моего давнего знакомого.В нем Гриша решил по старой дружбе познакомить меня с тем, что думает по поводу моей оценки Воробьев, один из авторов статьи "Всем котам - по мордам". Цитирую (стилистика и пунктуация - авторские): "Воробьеву тебя жаль.По отсутствию у тебя рабле- зианского чувства юмора,коллега Воробьев предполо- жил,что ты некачественно или недостаточно питаешь- ся. Только у голодного человека может быть такое болезненно обостренное чувство собственного и чу- жого достоинства. Сейчас владеемое коллегой Воро- бьевым предприятие "Золотой хобот" развертывает благотворительную деятельность. После учреждения специального фонда, из которого будут выплачи- ваться надбавки к стипендии студенткам и ьаспирант- кам МГУ, ставшим жертвами неудачных гинекологичес- ких операций, коллега Воробьев планирует выделить некоторую сумму на ежемесячное вспомоществование тебе,каковое будет осуществляться рыбой в копченом и вяленом виде (для общего насыщения тебя и ликви- дации фосфорной недостаточности). Что касается ссылки на западных журналистов, коллега Воробьев просит передать, что у нас не гнилой Запад и что грани здесь есть продукт взаимного согласия при условии непротивления сторон (цитируется неточно). Кстати, коллега Мартыненко благословил коллегу Во- робьева на написание рецензии на второй номер "Бойцового кота", предполагаемое название которой "Новое в убийстве кошек". Коллега Воробьев желает тебе сбалансированно питаться, иметь регулярный не слишком частый стул,получать полное удовлетворение __________________ОБЕРХАМ #3 1991_______________21 от других сторон жизни. Также он надеется, что при следующей твоей встрече с его работами с тобой их прочтут твои друзья, которые скажут тебе, в каких местах смеяться". Далее коллега Неверов замечает,что "позволил се- бе опустить некоторые наиболее грубые, циничные и издевательские выражения" коллеги Воробьева. Но и так... умри - лучше не скажешь.Это вам не "пресло- вутый спальник"! Комментарии,как говорится,излишни. Если человеку говоришь - аргументированно - что он непрофессио- нал и не умеет писать, а в ответ получаешь:" А ты и вовсе говно"- продолжать полемику как-то не хо- чется. Нет смысла умножать мертвые сущности. В конце своего письма коллега Неверов замечает, что их особо радуют отрицательные отзывы на их де- ятельность, "как придающие уверенность в своих си- лах". Так что,уважаемые коллеги критики и фэнзине- ры,не обладающие"раблезианским чувством юмора",пи- шите в КЛФ МГУ - бездну переживаний,так не хватаю- щих в серой обыденной жизни,тамошние коллеги гара- нтируют.Как и "регулярный не слишком частый стул". С уважением, Андрей Чертков, вечно голодный редактор несуществующего "Оверсана". 22________________ОБЕРХАМ #3 1991_________________ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ФЭН-ФОНА * * * - ...Ну! А как же! Знаю, конечно! - А какая детали- зация, какая реали- стичность мира!.. - У! Еще бы! Я, понимаешь, читал - ващ-ще шизел. - А ты всю серию читал? - А? - Я говорю,всю се- рию читал? - Какую серию? - Ну, эту, как ее ... Черт, из головы вылетело...Что Брэд- ли написала... - Ах эту! Какой разговор... Бредли, как же, знаю. - Вот, вспомнил - "Дарковер". - Дырко-что? __________________ОБЕРХАМ #3 1991_______________23 * * * - Про спальник - не смешно. - Почему? - Да сколько же можно? Один раз по- шутили, другой,тре- тий - пора уж и честь знать...Кста- ти, где он? - Кто? - Да спальник... Эй, ребята!Спальник не у вас случайно? Спальник,спрашиваю, не брали?! Нет? Кто спальник спер, зар- разы?! * * * - Не уважаю я это- го...И этого не ува- жаю... - Почему это,инте- ресно знать? - Да занудные они какие-то. Что один, что второй. Вот Гар- рисон - это да! А почем они у вас? - А зачем вам? Вы же их не уважаете? - Как зачем? Для коллекции. Так по- чем? - Ни почем.Я прос- то рядом стою и ав- тографы на них став- лю.А продает вон тот парень... 24________________ОБЕРХАМ #3 1991_________________ * * * - Что у нас на за- втрак? -"Страж-птица" та- бака. * * * - Ну,я ему говорю: привет, мол, брат Стругацкий!А он мне: привет, говорит, Юра... И прослезил- ся... * * * - ...А в туалете у него висит том Ка- занцева. - Да ну? - Ей-богу! Как в гости к нему прихо- жу, обязательно про- веряю. - Эх! Живут же лю- ди... ___________________ОБЕРХАМ #3 1991______________25 26________________ОБЕРХАМ #3 1991_________________ __________________ОБЕРХАМ #3 1991_______________27 28_________________ОБЕРХАМ #3 1991________________ СВЯТОСЛАВ ЛОГИНОВ Т Е М П О Р А Л Ь Н А Я М А Ш И Н Е Р И Я (цикл рассказов) 1. ВЫХОД ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ Не всякий может достать машину времени, но я до- стал. Очень уж нужно было.Я ведь фантаст, и должен писать о будущем,а вокруг- сплошное настоящее.Шум, гам, на улице трамваи лязгают, телевизор над ухом орет, за стеной соседи беседуют. Мешают, сил нет! Но теперь - другое дело. Теперь у меня машина времени есть!Чуть вечер настанет,я ее завожу и от- правляюсь в путешествие. Куда-нибудь подальше, так далеко,где соседей нет,где никого опасней скорпио- нов еще не появилось. Ставлю столик на берегу пер- вобытного моря и спокойно пишу. И все о будущем. 2. СТОП-МАШИНА! - Поздравьте меня,- заявил Конструктор,- я толь- ко что кончил отлаживать машину, способную остано- вить время! - Поздраваляю вас, - сказал я, - но скажите, за- чем он вам нужна? - Не знаю, - отрезал Конструктор,- но все равно, это счастливейший миг в моей жизни.Кстати, вот вам и применение: Остановись, мгновенье,ты прекрасно!- с этими словами Конструктор нажал кнопку. С тех пор Конструктора никто не видал. Его ищут родственники,милиция и Интерпол.Но лишь я знаю,что Конструктор навсегда остался в своем счастливом мгновении. Как ему, должно быть, там скучно! __________________ОБЕРХАМ #3 1991_______________29 3. ТОРОПЛИВОСТЬ. - Я путешествую на машине времени, - представил- ся незнакомец. - Значит, вы сейчас расскажете обо всем, что ви- дели в иных веках, - сразу же сделал я вывод. - Я бы с удовольствием... - замялся Путешествен- ник, - но, к сожалению,мне некогда, я опаздываю на важную встречу. - Но ведь на машине времени вы не можете никуда опоздать! Путешественник на мгновение задумался,потом мах- нул рукой и сказал: - Должно быть, вы правы,но времени все равно ка- тастрофически не хватает. Так я и не услышал рассказов о прошлом и будущем. 4. ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ. - Я твой злейший враг! - орал он, - размахивая кулаками. - Я набью тебе морду!.. Конечно, ни о какой драке и речи быть не могло, слишком разные у нас весовые категории. Все же,мне пришлось встать и выставить его за дверь. Но он и там не успокоился, а стал вопить, что сделает ма- шину времени, вернется вдвоем и отлупит меня. Действительно, вскоре он пришел вдвоем.Мне опять пришлось встать и выставить их за дверь. Еще через минуту в комнату ворвалось не меньше пяти дюжин Злейших Врагов.Увидав меня, они с визгом бросились наутек. Со мной,разумеется, все было в порядке,это они забыли о законе сохранения вещества, так что любой из Злейших Врагов весил теперь от силы пару фунтов. Одного из врагов я успел поймать и держу его в птичьей клетке в назидание остальным. 30________________ОБЕРХАМ #3 1991_________________ 5. СЧАСТЛИВЧИК. Подавец пересчитал мои деньги и возмущенно вос- кликнул: - И на эти гроши вы собираетесь купить машину времени?! Вам хотя бы известно,сколько стоит при- личная модель? - Вы сами сказали, - возразил я, - что стоимость машины зависит от радиуса действия. Но мне и не надо ездить далеко. Машину я купил и теперь счастлив.Мне не надоеда- ет начальство, не тревожат домашние,не отрывают от дел знакомые. Я - тот человек, который только что был здесь, но минуту назад вышел. 6. БЕЗ ПАРАДОКСОВ. - Машина времени, машина времени!... - проворчал Изобретатель. - Можно подумать, что их делают спе- циально для того, чтобы вам, фантастам, было легче придумывать парадоксы.А вот я построил машину вре- мени, у которой принципиально невозможны никакие парадоксы. - На каком же принципе она работает? -спросил я. Изобретатель рассмеялся торжествующе и сказал: - Дело в том, что она вообще не работает. рис.А.Смелова ___________________ОБЕРХАМ #3 1991______________31 ФАНТ-ЗАЛИПУХА===================================== К сожалению, на этот раз мы лишены возможности опубликовать очередную фант-залипуху. Но любой желающий может найти ее в 11 номере "Уральского следопыта" за 199О год. Это бессмертный список предполагаемой Библиотеки Фантастики для Детей, составленный группой "ПРОФЕССИОНАЛОВ" под руко- водством А.Белошистой. Ни в коем случае не отрицая саму идею этой библииотеки, не можем не отметить, что чтение данного списка вызывает то приступы гомерического хохота, то отборные матюги. Надо, однако, сказать, что уважаемый Виталий Иванович, к чести своей, решительно отмежевался от творения этих, с позволения сказать, "профессионалов". Мы же, отсылая читателей непосредственно к публикации списка, и желая им всласть повеселиться, предложим от себя пару пунктов: 1. Почему бы детям до 2 лет не порекомендовать прекрасные сказки А.К.Толстого типа "Упыря" и прочих? Представляется, что их просто по недоразумению забыли туда включить - они там очень будут "в кон". 2. Раз уж предлагаются бессмертные творения апологетов застоя и ранее, типа Адамова, Казанцева, Павлого, В.Щербакова и Гуляковского, никакого отношения к литературе не имеющих, то резонно задать вопрос: а где рассказы и повести величайшего фантаста Охотникова? ПЕРЕПЕЧАТКА С КОММЕНТАРИЕМ======================== "ЗАВЕТЫ ИЛЬИЧА" от 1 сентября 199Ог. Волокаламск ЕСТЬ ЧТО ПОЧИТАТЬ! В прошлом выпуске "КЛФ" был дан обзор фензинов по фантастике,выходящих в нашей стране.И,как стало ясно из обзора,их уже сейчас довольно много.В этот раз я хотел бы остановиться на двух из них: "Пифе" (приключения и фантастика), который выпускается в 32________________ОБЕРХАМ #3 1991_________________ Свердловске при известном журнале "Уральский сле- допыт",и "Сизифе" (бывшем "Измерении Ф") издающем- ся в Ленинграде. Что можно о них сказать? Мне показалось,что пер- вое издание более профессионально сделано, более читабельно,что подтверждает тираж журнала.По соде- ржанию "Пиф" напоминает известное приложение"Иска- тель" к журналу "Вокруг света".Вы видели"Искатель" когда-нибудь в библиотеке или книжном магазине? Я - нет.Это дефицит дефицитов в книжном мире,несмот- ря на кажущуюся несолидность. Зато какое потрясаю- щее чтиво!Этим и берет.Точно так же и "Пиф".Он пе- чатает как наших известных и неизвестных авторов- фантастов - "Разговор" Дмитрия Кедрина, "Остановка в пути" Леонида Кудрявцева, "Аномалия" Сергея Ка- занцева, "Парадокс дедушки" Геннадия Фадеева, "Ко- стры в ночи" Бориса Зеленского,"Прощание"Владимира Ланцберга, так и зарубежных авторов - "Апчхи!" До- нальда Уйстлека, "Называйте его господин" Гордона Диксона,"Происшествие в Карлтоне" Реймогда Чандле- ра, "Трагедия в отеле" Агаты Кристи - вот только небольшой список того, что опубликовано в трех первых номерах за этот год. Члены клуба прочли три номера этого издания и оценили так: "Есть что почитать". Произведения писателей-фантастов смелы, раскованны и сразу вбрасывают читателя в воображаемый мир их героев. "Сизиф" - издание любительское и по оформлению и по уровню напечатанных в нем произведений, хотя и с некоторой долей претенционности на большую лите- ратуру.Что понравилось больше всего в первом номе- ре за этот год,так это выступления молодых писате- лей на семинаре Аркадия Стругацкого.И все. Повесть Леонида Кудрявцева "Вторжение" провела очень про- зрачную аналогию с боевыми действиями наших солдат в Афганистане. Но тем не менее, на мой взгляд, это не оправдало ее помещение именно в любительский фантастический фензин.Необходима более тонкая ана- логия и зазеркалье сюжета. Рассказ Игоря Шарапова "Упырь" сделан "легче". В нем есть фантастический __________________ОБЕРХАМ #3 1991_______________33 пласт, который можно размыть социальностью (без этого сейчас, по-видимому, просто не обойтись - время такое), но с литературной точки зрения читателю он не очень запомнится. Хотелось бы поподробнее остановиться на некото- рых произведениях из журналов и привести характе- ристики героев, краткие сюжеты. Но, к сожалению, для этого в газете просто нет места. Ограничимся лишь тем, что предложим вниманию читателя один короткий фантастический рассказ. Г.Иванов. Далее без указаний автора и на источник публи- кации помещен рассказ С.Павлова-младшего "Самоед" из "Страж-птицы" # 2. Полностью сохранена орфография статьи. А стоит ли это вообще комментировать? Иначе как анекдот подобную публикацию воспринять трудно.Осо- бенности языка автора вы сами можете оценить, а тем, кто не в курсе сообщим, что в "СИЗИФе" нес- колько раз указано - СЕМИНАР под руководством Б.Н.СТРУГАЦКОГО. (Кстати, сравните популярность "известных и неизвестных писателей" перечисленных в статье и "молодых писателей" с Семинара: В.Рыба- кова, А.Столярова, С.Логинова, А.Измайлова). А уж вопрос о том правомочно ли вообще сравнивать чисто коммерческое издание (что ни в коем случае не оскорбительно) и фЭнзин, сродни вопросу можно ли сравнивать некую часть тела с пальцем. И не имело бы смысла вообще обращать внимание на этот опус, если бы он был единичным фактом. Увы! Вся данная газетная страничка не превышает уровня приведенной статьи, - безобразный язык, огромное количество опечаток и грубейших фактических ошибок. Но если бы это была только одна подобная газета - не стоило бы заводить разговор. Самое смешное, что по пальцам можно перечислить клубные странички, которые позволяют себе роскошь следить хотя бы за стилем и не допускать фактических 34________________ОБЕРХАМ #3 1991_________________ ошибок. Основная же масса клубных листков печатает такое... Не хотелось бы утомлять читателя перечи- слением ляпов и изданий.Однако,если необходимость в этом возникнет,то редакция "Оберхама"располагает огромным количеством фактического материала и готова предоставить его всем желающим. Самое замечательное, что создатели подобных ма- териалов искренне уверены, что делают благородное дело и гордятся плодами рук своих. И переубеждать их абсолютно бесполезно. Они считают,что популяри- зируют фантастику, несут, так сказать, ее в массы. А ведь любой грамотный человек, прочитав такое, может решить, что вся фантастика такая. И это страшнее всего. И что самое смешное, как бороться с такими "популяризаторами" фантастики, и надо ли вообще с этим бороться, мы не знаем. Увы. __________________ОБЕРХАМ #3 1991_______________35 Агентура - дело святое. Поэтому мы с удовольствием представляем чита- телям "Оберхама" материалы, выкра- денные из портфеля наших друзей- конкурентов - фэнзина "Страж-птица" Редакция Подготовка к "Интерпресскону" * * * Андрей Николаев не любит телепрограмму "Пятое колесо", и надо сказать - за дело. А Александр Си- дорович "Пятое колесо" любит, за что - совершенно непонятно. Так вот. Составляли Сидорович и Николаев списки участников "Интерпресскона". Сидорович думает, Ни- колаев - за пишущей машинкой. Сидорович: "Бар: шесть человек. Пятое колесо: пять человек..." А Николаев взял да напечатал: "Х.Колесо: пять рыл." - мол, все равно черновик. Сидорович поехал на ЛТВ договариваться о переда- че. У него попросили список участников кона. А Си- дорович по простоте душевной и дал тот самый чер- новик. Что он ответил на вопрос телевизионщиков: "А это что?" - спросите у самого Сидоровича. * * * Сидорович и Николаев пишут приглашения на "Ин- терпресскон". Николаев: "А Колобаеву-то зачем? Все равно ведь притащится..." Сидорович: "Потому и посылаю приглашение,где на- писано,что оргвзнос сто рублей - вдруг заплатит.." Наивный! 36________________ОБЕРХАМ #3 1991_________________ * * * Сидорович и Николаев пьют коньяк. Николаев зво- нит Бережному в Севастополь по делу. Сидорович просит на минутку трубку и между прочим говорит Бережному: "Там на "Интерпрессконе" будет сауна и "Пятое колесо" - не слабо сюжет в сауне, дискуссия о проблемах фантастикти..." Николаев, почувствовав, что на том конце провода у Бережного челюсть отвисает, отбирает трубку и говорит Бережному: "А чего, Серега, представь как здорого - все пьяные в сауне, в плавках, животы свисают,на коле- нях девочки обнаженные, стаканы с коньяком и среди них Бережной в глухом свитере да еще перетянутый красным шарфом, а?!" * * * Мама Сидоровича крайне отрицательно относится к потреблению алкогольных напитков. Звонит Сидоровичу Андрей Самойлов из Уфы и про- сится на "Интерпресскон". Сидорович, узнав собе- седника скрипит зубами, но вежливо осведомляется: "А вы кто - фэнзинер,редактор,издатель, писатель?" Самойлов отвечает, что нет, что он просто любо- пытствующий фэн, а раз тусовка - должен быть. Сидорович категорически против - мол, кон для специалистов, бросает трубку и в сердцах говорит находящимся у него знакомым: "Вот гад этот Самой- лов - на "Аэлите" купил у моего-же приятеля бу- тылку водки за двадцать рублей, продал мне за тридцать,да еще умудрился на хвост сесть! Нет ему места на "Интерпрессконе"!!!" И не заметил Саша, что в дверях мама стоит.Одна- ко и она могла лишь сказать: "Нехорошо,- говорит,- на друзьях наживаться!" - так ее возмутил поступок Самойлова, что она пропустила мимо ушей чем Саша на "Аэлите" занимался. __________________ОБЕРХАМ #3 1991_______________37 БЕСЕДЫ СО ЗНАМЕНИТОСТЯМИ====================PRIKOL ИНТЕРВЬЮ С РОМОЙ АРБИТМАНОМ КОРР.: Роман Эмильевич,что бы вы сказали,если бы редакция фантастики "Молодой гвардии" изда- ла сборник ваших критических статей? Р.А.: Я бы сказал,что это провокация. Они могут сделать это лишь в одном случае - если за- хотят меня скомпрометировать. Но к такому повороту событий я готов. КОРР.: Интересно, и как же вы будете парировать этот выпад? Р.А.: Я напишу положительную рецензию на "Семь стихий" и подпишусь полной фамилией. Этого будет достаточно, Щербаков немедленно уйдет в отставку. Точно так же я покончу с Медведевым, Плехановым, Дмитруком и Бушко- вым. Моей похвалы никому из них соратники не простят... ИНТЕРВЬЮ С АНДРЕЕМ ЕРМАШОМ. КОРР.: Андрей Филиппович,вы считаете себя талант- ливым человеком? И если да, то в чем именно? А.Е.: Да, я безусловно талантлив. Талант же мой проявляется в том, что я с блеском показываю всю неталантливость авторов, общепризнанных талантливыми. КОРР.: Каким же образом? А.Е.: Очень просто - я экранизирую роман попу- лярного писателя и все воочию могут убеди- ться, какое это убожество.Так,набив руку на вобщем-то неплохой вещи С.Павлова "Лунная радуга", я экранизировал псевдогениальный роман А.Азимова "Конец вечности" - после вы- хода фильма на экраны эту книгу перестали спрашивать в библиотеках. А сейчас я экрани- зирую повесть братьев Стругацких"Хищные вещи 38________________ОБЕРХАМ #3 1991_________________ века" - и станет вполне очевидно насколько это плохо.Надеюсь на творческую удачу и тог- да дутая популярность этих авторов резко пойдет на спад. КОРР.: Тем самым вы открываете новую дорогу в ис- кусстве! А.Е.: Да, и у меня есть последователи во многих странах мира. Например немецкий режиссер П.Фляйшман украл мою идею, экранизировав "Трудно быть богом". Но у него это получи- лось недостаточно убедительно. У меня же по- лучится развенчание этих фантастов на самом высоком уровне! ================================================== РЕДКОЛЛЕГИЯ: А.С.Берник - гл. редактор П.Волобуев-Прииртышский Дух Хьюго Гернсбека Г.Лапчатый С.Легостаев Ответственные за переписку: С.Бережной, 335О28, Севастополь-28 а/я 68 А.Николаев, 192242, Ленинград а/я 153 ___________________ОБЕРХАМ #3 1991______________39 С 1 по 5 февраля в Сосновом Бору будет проходить "ИНТЕРПРЕССКОН-91"! Что бу-удет?! - "Ой, девочки,война!!!" Читайте следующие номера ОБЕРХАМА!
Кредит плюс экофинанс.
© 1999 Страничку подготовил и поддерживает: Ромыч ВК
© 1997 Основатель раздела: Дмитрий Ватолин