Откровенно говоря, мы совершенно не ожидали получить "Сигму", потому как в 2001 году у нас вышло два романа - "Магам можно все" и "Долина совести", и они должны были "аннигилировать" друг друга при голосовании. Коварный оргкомитет темнил до последнего, мужественно утаивая результаты голосования. К сожалению, Сергей в Москву поехать не смог (по состоянию здоровья), пришлось отдуваться одной Марине. Но на некоторые вопросы интервью отвечает и ее соавтор.
- Вы третий год подряд получаете "Сигму" за лучший роман. Что для Вас значит эта премия (именно _эта_ - от читателей "Если" за "Долину Совести")?
СЕРГЕЙ: Пишем, конечно же, не ради премий - но понимание встретить приятно. Мы относимся к нашим читателям журнала как к друзьям, единомышленникам и единочувственникам. И очень важно понимать - затронуло ли их то, что мы пытались высказать в романе... "Долина совести" рождалась в муках, в спорах, потому что речь идет о сути того, что называется любовью, привязанностью, долгом - а о таких вещах нет единства мнений и у нас. Поэтому никогда не знаешь - получилось ли, удалось ли... И признание "Большого жюри" не просто приятно - это поддерживает нас в трудные минуты сомнений, как вот сейчас, при работе над романом "Пандем" - вероятно, самым непростым из всего, что мы пишем.
- "Большое жюри" премии любит Ваши романы, но не замечает повести и рассказы. Не обидно? В чем для Вас отличие между "крупной" и "малой" формой?
СЕРГЕЙ: Так ведь премии получили вещи очень интересные, яркие! К тому же, по рейтингам наша "малая форма" калибруется довольно высоко. Ну, а отличие... У нас есть рассказы и повести, строящиеся как бы по эпическим канонам ("Оскол", "Хозяин колодцев", например), и романы, целиком импрессионистические, камерные, лиричные ("Ритуал", скажем). Важно обходиться без "воды", не раздувать листаж - а форма потом себя обнаружит. Или будет указана критикой.
- Ваши самые яркие впечатления от церемонии вручения и сопутствующих мероприятий.
МАРИНА: Как-то редакция "Если" - а вручение происходило на этот раз неподалеку от редакции, в ресторане "Белград" - ассоциируется у меня с очень красивым стеклянным мостом, который поставили через Москву-реку перед Киевским вокзалом. Зимой я его красоту не очень прочувствовала - скользко там, паркет... А сейчас, весной, он очень хорош. Что-то в нем есть фантастическое.
А церемония прошла хорошо, по-моему. Как-то по-родственному. Правда, мне показалось, что в дополнение к собственно вручению хорош был бы какой-нибудь "Круглый стол", как на позапрошлой "Сигме".
- Довольно плотный график конвентов ("Сигма-Ф", "Интерпресскон", "АБС-премия") не мешает творчеству? Что вообще Вам дают эти поездки и встречи?
СЕРГЕЙ: Ощущение праздника. "Вино из одуванчиков". Конвенты - это встречи с друзьями, споры, крылья для новых экспериментов. Побольше бы интересных докладов, дискуссий, тонкого анализа - и поменьше нетворчества.
МАРИНА: Да разве это плотный график? Ну, пару раз в году на пару дней уедешь на конвент, встретишься с близкими по духу людьми... Отдохнешь, устанешь, наберешься впечатлений, исчерпаешься... Люблю конвенты. Хотя раньше любила - сильнее.
Спрашивал М. Назаренко
© Марина и Сергей Дяченко 2000-2011 гг.
Рисунки, статьи, интервью и другие материалы НЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАНЫ без согласия авторов или издателей.
|
|