Газета "Книжное обозрение" от 12 августа 2002" (фрагменты).
|
|
- Кого вы считаете своими учителями - в психологии и в литературе?
- Учителей у меня несчитанно много, стараюсь учиться у всех встречных и поперечных, тащу все, что плохо лежит... Из первых любимых имен в психологии назову Франкла и Корчака, причем Корчак и писатель чудесный. А в литературе - Пушкин, Чехов и Лев Толстой, все трое и гениальнейшие психологи.
- Читаете ли вы модных авторов? Что представляет собой современная русская литература с точки зрения психолога? Почему она так патологична?
- Не знаю, услеживаю ли за всеми новейшими всхлипами моды; но такого, например, модного и несмотря на это хорошего автора, как Мураками, читаю с пользой и удовольствием ("Данс, Данс, Данс", "Хроники заводной птицы"). Прекрасные авторы - супруги Дяченко из Киева (по первым профессиям он - психиатр, она - актриса), пишущие в оригинальном синтезном жанре, где почти детективная остросюжетность сочетается с психологизмом и элементами фантастики, и тем самым, как вспышками молний, освещаются тайники человеческого подсознания. Лучшие книги из их последней серии, на мой взгляд, - "Шрам" и "Долина совести", в последней с потрясающей силой раскрывается экстремальная психология любовной зависимости. Об этом же - моя "Травматология любви"...
Патологична, слава Богу, не вся наша современная литература: Улицкая, например, очень духовно здоровый автор; Акунин - тоже, вполне. А большая, действительно, примесь дегенеративности, разложенчества, духа тления и растленности - позвольте не называть имен - отражение того, что я называю болезнью истории нашей страны, да и не только нашей. Сумерки богов, духовная пустошь - эпоха, которую мы сейчас проживаем. Идет гниение павших гигантов - рухнувших идеалов и культурно-ценностных пластов.
Туша сдохшего слона в джунглях выделяет в почву столько токсинов, что вокруг падают деревья, все вянет, пустеет. Но со временем из ядовитого месива образуется плодоносный перегной, на котором поднимается новая мощная поросль... Будет так и в джунглях нашего искусства и литературы, я верю.
- Что вы думаете о выходящих сейчас в огромном количестве книгах по популярной психологии? Откуда такой спрос на эту литературу? В конце концов, жили же наши прадеды без всякой психологии... как, впрочем, и без антибиотиков...
- В целом это как раз и есть симптом массовой духовной отравленности, опустошенности - и сопротивления этому: поиска духовного питания и исцеления. Понятно, люди ищут прежде всего конкретной жизненной поддержки, практичности, но спрос этим уровнем не исчерпывается.
Прадеды без "всякой психологии" не жили, отнюдь: еще в древнем Египте писались наставления о том, как изменить судьбу или принять ее, как пережить горе и приманить удачу, как спать, когда не спится, и что какой сон означает; как наказывать и поощрять детей, как соблазнять женщин или мужчин... Просто это психологией не называлось, а называлось заклинанием духов, магией,
колдовством. К середине нашего века слова "психология", скорее всего, уже не будет, как не стало алхимии и френологии - термин дискредитируется и выйдет из употребления. Зато будет какая-нибудь интегроника или нейрогения...
- Как бы вы сформулировали "проблему души нашего времени"? И отличаются ли несчастья человека советского и пост-советского? Или "лекарства от любви" (и нелюбви) вечны?
- Переменам времени соответствует (или не соответствует) только социально-зависимая частичная поверхность души, называемая личностью. А душа - глубинная психика, суть человека - всегдашна, всевременна. Все историко-психологические документы, включая Библию, об этом свидетельствуют. И несчастья, и трудности человеческие во все времена одни и те же - время меняет только их акцентировку и упаковку, язык выражения. То же самое и с лекарствами, от любви и нелюбви в том числе. На сей счет недавний стишок мой вот - наркотик старый в новой таре мы как макаки расхватали: не знаю, что за пойло пью, зато похмелье узнаю...
- Что вы больше всего любите и больше всего не любите?
- Люблю детский смех, солнце, хорошую музыку, всех зверей и не всех людей. Люблю чистый воздух и добрую шутку. Люблю пить хорошее вино, разнообразно общаться и однообразно спать. Не люблю северные ветра, слякоть, саможаление, жлобство, неблагодарность, занудство и нехудожественную ложь.
- Не страшитесь ли вы давать советы совсем молодым людям? Вообще, как выглядит новое поколение с точки зрения психолога?..
- Давать советы молодым людям совершенно не страшно, потому что они их не выполняют.
Почти не шутка: безопасных советов, как и безопасного секса, по определению быть не может. Но советы молодежь требует, и еще как. Когда же совет получен, он становится собственностью получившего: что хочу с ним, то и делаю, пусть полежит себе, целей будет...
Примечание. В полном виде интервью можно прочесть:
http://subscribe.ru/archive/science.humanity.levimaster/200208/22151509.html
Владимир Леви, интервью с Петром Дейниченко
© Марина и Сергей Дяченко 2000-2011 гг.
Рисунки, статьи, интервью и другие материалы НЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАНЫ без согласия авторов или издателей.
|
|