Журнал "Корреспондент" от 21 Апреля 2006
|
|
(электронная версия заметки в журнале - http://www.korrespondent.net/main/152102)
Фантастика может открыть Украину миру, как магический реализм открыл Латинскую Америку, пишут в журнале Корреспондент Марина и Сергей Дяченко.
Все шло к тому, чтобы Еврокон в Киеве провалился. Ведь мы не могли изменить дату его открытия 13 апреля - она была объявлена еще два года назад. Где-то за полгода до этой даты наши спонсоры, партнеры, на которых мы надеялись, стали от нас отворачиваться, отвлеченные совсем другими событиями. В самом деле: до фантастики ли, когда выборы на носу - с непредсказуемыми последствиями? Но, слава Богу, выборы прошли, Украина стабильна, солнышко сияет, а Еврокон состоялся даже при минимальном бюджете. И подарил нам целый ряд открытий.
Прежде всего - это наши гости. Гарри Гаррисон - кумир юности, когда выход серии Библиотека современной фантастики в 26 томах стал для нас открытием нового мира. Была в тех книгах и повесть Гаррисона Неукротимая планета, потрясшая воображение. Притча об агрессии, которую нельзя победить ответной агрессией - ибо насилие рождает лишь новое зло. Победителем будет тот, кто первый протянет руку.
Классики жанра: Писатели Гарри Гаррисон (на фото - справа) и АнджейСапковский (в центре) были главными звездами Еврокона-2006 (Фото Дмитрий Ноконоров)
Потом уже, общаясь с Гаррисоном, как и год назад с незабываемым Робертом Шекли, мы заново ощутили масштаб его личности. Ему тяжело ходить, но легко думать. Как и Шекли, он прекрасно почувствовал интеллектуальный потенциал наших читателей - по его словам, его здесь понимают лучше, чем в родной Америке.
Лучился обаянием и остроумием Анджей Сапковский. Вот уж шляхич-фантаст! И чем он только покоряет сердца юных читательниц, толпами осаждающих мэтра? За "рюмкой чая" Анджей утверждал, что всегда говорит только правду. Когда же его спросили, скольким девушкам он шептал, что именно она лучшая на свете, пан Анджей нисколько не смутился и стал цитировать своего Ведьмака.
Еще одним открытием для нас стало тесное общение с двумя американскими гостьями - редактором Эллен Дэтлоу и писателем Эйлин Ганн. Сергей недавно прочитал ее рассказ Примирение, получивший высшую американскую награду Небьюла, и был потрясен мастерством автора и глубоким, нестандартным решением. Общение принесло множество сюрпризов: наши американские гостьи цитируют письма [Антона] Чехова 1888 года. Знают они и Николая Гоголя, и Михаила Булгакова - и согласились с нами, что корни этих великих писателей (в том числе и фантастов) связаны с Украиной. Какой контраст с теми, кто видит сейчас в российской литературе едва ли не врага!
Также мы, как и многие читатели, критики, наслаждались общением с Томасом Мильке из Германии, Михаилом Успенским из России и другими замечательными писателями - всех тут не перечислить.
Но главное - праздничность, открытость происходящего. С первого дня сложилась дружественная и веселая атмосфера. Хотя научная программа Еврокона была серьезной. И грамотно сбалансированной: речь шла о мифопоэтике и национальных культурах, мифологии современного сознания, культурологическом моделировании в фантастике…
А мастер-классы, в том числе того же пана Анджея! Презентации книг, встречи, автограф-сессии, после которых у авторов писчий спазм. А сколько было молодежи!
Вот увидите - наша фантастика сделает для Украины то же, что в свое время сделал магический реализм Латинской Америки: он открыл миру душу Колумбии, Аргентины, Бразилии… У нашей фантастики все для этого есть - а прежде всего талантливые писатели. Мы рады за наших друзей Олега Ладыженского и Дмитрия Громова (псевдоним - Генри Лайон Олди), признанных лучшими писателями-фантастами Европы 2006 года.
Была острая конкуренция, в голосовании участвовали по два представителя от 22 стран - тут никакое лоббирование не поможет. А теперь мы будем думать, как лучше представить в Европе Андрея Валентинова, члена нашей с Олди авторской серии Триумвират в крупнейшем российском издательстве Эксмо. Вот опять - скажет злопыхатель: что ж они в России-то издаются? А Украина? Так вот, книжная ярмарка Медвин (счастливый синтез фантастики и книжной выставки!) показала высокий полиграфический уровень изданий именно украинской фантастики. Зайдите в Зеленый пес или Тезис, посмотрите!
Открытием для нас стала выставка Федора Кравцова - его фэнтезийные фигурки пленяют воображение. Сергея Пояркова, прекрасного художника, гостя Еврокона, мы знаем и ценим его фантастические образы. А вот Федора Кравцова узнали теперь не только мы, но и тысячи поклонников фантастики.
Большим напряжением для нас была презентация проекта с Русланой. Это ведь эксперимент - впервые мы написали роман-экшен, роман-ритм, прежде всего для подростков. А как к ним достучаться? Ведь они сейчас практически не читают… Да и опыта музыкальных проектов у нас нет: мы впервые оказались в плену синглов, треков, шоу, будущей рок-оперы… Но презентация, благодаря Руслане, прошла отлично. Дикая энергия - это ведь энергия творчества, созидания, и ею Руслана переполнена. Вот уж вихрь, вот уж торнадо! Так совпало, что в этот день у Сергея был день рождения, и подарком ему от Русланы стал шлем космонавта, использованный в съемках клипа. Этот шлем, который он примерял в переполненном зале, вернул его в счастливое детство.
В мае мы ожидаем следующего этапа презентации - уже и с клипом, и с новыми песнями Русланы.
Закрывая Еврокон, в заключительном слове мы сравнили фантастику с Солярисом, мыслящим океаном, созданным гением Станислава Лема. У каждого человека есть родина, и не бывает писателя без этого ощущения - но фантастика, как и Солярис, существует вне границ. Вне границ государств - какие уж тут рубежи, если действие может происходить в соседней галактике или параллельном пространстве! Вне границ жанров - ведь фантастика все глубже проникает и в литературу, и в кинематограф, и в живопись, и в музыку… Главное - новые идеи и мастерство воплощения. Солярис по Лему - это Бог, но Бог-младенец, делающий первые шаги. Он может ошибаться, но он пытается со-понимать, сочувствовать всем нам.
Как и фантастика.
Марина и Сергей Дяченко
© Марина и Сергей Дяченко 2000-2011 гг.
Рисунки, статьи, интервью и другие материалы НЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАНЫ без согласия авторов или издателей.
|
|