Научные работы

Владимир ТАЛАЛАЕВ

Топологии Миров Крапивина

[Содержание]
[Глава 1] [Глава 2] [Глава 3] [Глава 4] [Глава 5] [Глава 6] [Глава 7] [Глава 8] [Глава 9] [Глава 10]

Дорога и Безлюдные Пространства

 
Для начала — приведу цитату из книги Льва Лобарёва "Дорога, которая не кончается":
_________________________
"<...>
А это мои собственные выводы на тему Дороги.
Что, собственно, есть Дорога?
Пока рабочая версия такова: Дорога — структура, связывающая миры, одна из многих аналогичных. Примеры: Кристалл (Крапивин), Коридорная Система (древняя Ирландия и не только там), Открытый Космос (очень распространено) и др.
Коммуникационные структуры подобного рода существуют по своим собственным законам, подчиняясь в общем, судя по всему, метафизике Вселенной со всеми её мирами, отражениями, параллелями, гранями и т.д. Они включают в себя собственно Путь — связующую нить (дорога, коридор, пространство космоса), различные явления и сущности, непосредственно связанные и существующие в единстве с ним — своего рода антураж: придорожный пейзаж, залы и комнаты Коридорной системы и т.д., а также существа, в них обитающие. Туда же входят миры, непосредственно связанные со структурой, как бы нанизанные на неё. Они также существуют по законам структуры и, в общем-то, едины с ней.
(В Открытом Космосе может находиться не только и не столько Дорога, сколько "рукава" или "Коридор(ы)" — вещи разные.
Опять сомнения по поводу подчиненности Дороги законам Мирозданья. Не знаю об одной ли Дороге мы говорим... Их, в сущности, несколько. Вполне возможно что Дорога сама по себе является чем-то из законов. Дэн)
Проникновение с помощью подобной структуры в какой-либо мир подразумевает знание хотя бы основных законов её функционирования и минимальное умение ими пользоваться — это не считая других, неизвестных, неизученных факторов, законов, свойств...
Выход же на саму структуру достаточно несложен и доступен многим (практических рекомендаций давать не буду).
Существование подобных структур, похоже, обусловлено законами существования Вселенной с её множеством миров.
(Кстати, имело бы смысл отдельно исследовать вопрос о существовании подобных структур в эгрегориальных средах, пока же я буду рассматривать их как относительно обьективные самостоятельные сущности, либо различные воплощения одной.)
Итак, конкретно о Дороге.
Мягкий просёлок, покрытый золотистой пылью... Впрочем, выглядеть Дорога может по-разному — всё, что можно назвать дорогой. Мир Дороги (Льелис) включает в себя саму Дорогу, окружающую местность в неких определённых масштабах, население и его социальные структуры (напр., Города). Миры Дороги (не путать с Льелисом) существуют по её законам и имеют на неё непосредственные выходы (закономерности функционирования этих выходов неясны, за редким исключением). Проще говоря, вы не должны удивляться, если, идя по Дороге, вы без всякого вашего на то соизволения окажетесь в любом неопределённом месте какого-нибудь из Миров Дороги. Впрочем, есть и вполне постоянные, так сказать, официальные места переходов в Миры Дороги. Способы же переходов в миры, Дороги непосредственно не касающиеся, известны немногим и предполагают наличие знаний и навыков определённого характера.
На Дороге находят себе воплощения силы, олицетворяющие законы её существования, в различных видах, сущностях и явлениях. Изучая их, возможно постигнуть эти законы и научиться пользоваться Дорогой, либо вообще вступать с ней во взаимодействие любого рода в соответствии с ними. Для начала рассмотрим разумные, обладающие индивидуальностью, сущности, с которыми можно столкнуться на Дороге.
1. НАСЕЛЕНИЕ.
Представители различных рас, населяющих Льелис, Миры Дороги, либо тем или иным образом попавшие туда обитатели иных миров. Они, как правило, просто живут там (у себя дома) и естественно и неизменно подчиняются законам Дороги.
2. ВЫСКОЧКИ.
Отдельные представители различных рас, выбившиеся из пределов нормы — по знаниям, умениям, самомнению, претендующие на осознанное постижение законов Дороги и управление силами, их осуществляющими — и зачастую претензии их вполне заслуженны и обоснованны. Сюда же относятся сталкеры из иных миров, нашедшие выход на Дорогу и пытающиеся экспериментировать, либо как-то ещё взаимодействовать с ней.
3. ФУНКЦИОНАЛЫ.
Личности, воплощающие и проводящие на Дороге те силы, которые на ней действуют. Воля их свободна лишь в той мере, в которой не мешает выполнению их функции (напр., дорожная полиция).
4. ФУНКЦИОНАЛЫ — ДЕМИУРГИ.
Воплощённые и невоплощённые личности и сущности, осознанно и более-менее свободно использующие те силы, которые они олицетворяют и которые находятся в их ведении и распоряжении. (Всадники Серого Солнца, местные Валар)
5. БОГИ и ДЕМИУРГИ.
А вот об этих конкретно ничего не известно, и само их существование в данной системе суть пока предположение.
(Дополнительная информация Ланселота Аркана Авалона <Андрей-Магистр>:
Боги Дороги мне тоже практически неизвестны, если не считать столь известной религии Великих Хранителей. Краткий обзор: Религия Хранителей возникла в результате появления в пределах
Дороги и её миров особой группы магов-странников, получивших доступ к неизвестному остальным "дорожникам" глобальному хранилищу информации, и в результате этого получивших способность оперировать силами Дороги.
В последствии упомянутые выше субъекты поимели хамство взять на себя роль Хранителей Дороги и непосредственно странников по ней ходящих.
Позднее появились даже храмы Хранителей, а среди них и Храм Судьбы <примерная аналогия с Крапивиным — смотри "Крик Петуха">.
В данный момент религия Хранителей нашла себе применение среди странников-магов состоящих членами Ордена Хранителей — люди использующие храмы и находящиеся под защитой и в непосредственном контакте с Хранителями.)
6. Пустота.
Вообще непонятно что. Тёмная (не обязательно) масса напоминающая провал в пространстве. Из вольных или невольных исследователей вернувшихся не помню. На расстоянии безопасна (?).
7. Пустота-2.
Тоже что и первая однако перемещается то ли с целью питания, то ли из вредности, то ли сама по себе.
8. Звёзды.
Информации нет. — ??? Выглядят как звёзды на обычном небе. Рисунок созвездий то ли отсутствует, то ли на земной непохож. Информация непроверенна, скорее всего, за исключением наличия, ложна.
Выше всего этого стоят ЗАКОНЫ, по которым существует и действует Дорога, представляющие собой частности общей метафизики, применённые в конкретных условиях конкретной системы.
Необходимо также упомянуть сущности и существа, не обладающие личностью, но вполне индивидуализованные и воплощающие в себе опять же Силы Дороги. Они могут иметь самое разное происхождение в метафизическом смысле, объединяет их то, что все они не обладают собственной волей и представляют собой своего рода стихийные явления. (Танк)
На Дороге и в её Мирах успешно находят применение как техника, так и магия.
(Мне почему-то кажется что понятия "магия" и "техника" к Дороге неприемлемы. Дэн)
Собственное время Дороги возможно сдвинуть относительно времени того мира, откуда происходит выход на Дорогу данного конкретного субъекта — проще говоря, ты можешь попасть на Дорогу в тот момент времени, в который ты с неё ушёл. А можешь и не попасть...
<...>"
_________________________
Что к этому можно добавить? Пожалуй, только то, что эта цитата ничего толком не объясняет, она лишь описывает (хотя и весьма подробно) внешние признаки Дороги. так что всё равно прийдётся всё разъяснять подробнее. Но сперва — ещё одна цитата:
"Какой бы сложной и многомерной ни была природа Великого Кристалла Вселенной, такое понятие, как Дорога ещё более непостижимо. И в структуре Кристалла места для Дороги нет. Ибо Кристалл замкнут, хотя и в бесконечное, но всё-таки в кольцо, а Дорогу замкнуть нельзя. И если мы хотим иметь пусть и упрощённый, но зримый образ, то должны представить Кристалл, обвитый нескончаемым серпантином снаружи, вне своих граней.
Академик Я.М.Скицын. "Постулаты Альфреда де Ришелье"."
(Надеюсь, не надо напоминать, откуда эта цитата.)
Ну и как же, позволительно будет спросить, Дорога обвивает Кристалл? На нашей трёхмерной модели с двухмерными Пространствами (см. предыдущую главу) видно, что это возможно лишь двумя способами: либо Дорога охватывает весь тороид в целом, раскручиваясь вокруг Генерального Меридиана, единожды выйдя из "Северного Полюса" Кристалла и спиралью ниспадая до Южного, по ходу пройдя почти через все Грани (см. рис.8), либо охватывет "трубу" тороида, навиваясь вокруг неё и многократно проходя через Генеральный Меридиан (см. рис.8) образуя там Перекрёсток Миров (он же носит название Лестницы Демиургов).
Дорога (14 К)
Рис.8. Дорога
 
Разумней же всего предположить, что есть и такая, и другая Дорога, и они обвивают Кристалл как вдоль, так и поперёк, пересекаясь между собой и образуя в местах пересечения Перекрёстки Дорог — понятие, хорошо известное Сталкерам и Лоцманам, хотя редко применяемое остальными Странниками.
О сущности Дороги мы поговорим несколько ниже, а пока я хочу привести ещё один фрагмент из книги Лина (Льва Лобарёва). Фактически — это продолжение оборванной ранее цитаты:
_________________________
"Итак, я продолжаю. Немного посплетничаем о конкретных субъектах и объектах. Для наглядности.
ЭРРА. Он же Шериф, начальник Дорожной полиции. Функционал до потери человеческого облика. Это не совсем шутка, так как существует предположение, что функционалы до какого-то момента являются вполне свободными личностями, выходцами из любой расы Льелиса или Миров Дороги. Став выскочками, они привлекают к себе внимание надстоящих сил, каковые неизвестным способом берут их к себе на службу в соответствии с их способностями и направленностью. При этом неизвестно, является ли сие решение актом свободной воли со стороны будущего функционала, или нет. В результате несчастный теряет определённую часть своей свободной воли до той степени, дабы остатки её не мешали ему выполнять свои функции. При этом он получает значительно большие возможности в смысле выживания (вплоть до бессмертия) и оперирования Силами Дороги.
(Ещё один комментарий по поводу: "Отдай мне свою волю и возьми взамен частицу моей.) ЛИН
Насколько известно мне, Шериф Эрра почти перестал быть человеком (судя по облику, он принадлежал человеческой, либо очень похожей расе), воплощая на Дороге силу Порядка, господства надёжных, фиксированных форм в социуме, магическом пространстве и других сферах. То же в той или иной степени можно сказать о его подчинённых. Даже внешность его стала скорее человекоподобной, чем человеческой — бледная кожа свинцового оттенка, глаза — как свинцовые шарики. От него исходит ощущение силы, как от мага или существа магической природы. О нём, как о личности, мне ничего не известно (пока).
СТРАННИК. (Да не обидится он на меня за подобное препарирование). Страннику в этом смысле вроде бы повезло больше, но это обусловлено его функцией, которая заключается в привнесении на Дорогу элемента хаотичности. Странник есть великий создатель иллюзий у дорожного населения и особо прытких выскочек — иллюзий о том, что они являются великими борцами со злом и носителями новых и свежих идей. Причём насколько Странник осознаёт, что он создаёт лишь иллюзии — это ещё вопрос. К тому же иллюзии эти, судя по всему, очень часто перестают ими быть. Возможно, в задачи Странника входит обеспечение Дороги функционалами. Вообще, функция Странника очень размыта, возможно, в силу своей хаотичности, и даёт ему возможность быть человеком гораздо в большей степени, нежели Эрра, к примеру. Странник самой своей персоной создаёт иллюзию свободной независимой личности и ведёт за собой, провоцируя на активные действия, ничего не подозревающих юных и горячих доберман-пинчеров. В результате вдохновенные энтузиасты зачастую действительно создают нечто радикально новое и прогрессивное, чего ему (Страннику) и надо. Насколько, опять же, он осознаёт свою функциональность — судя по некоторым данным, не вполне, из чего проистекают периодические сбои в его деятельности, обусловленные неадекватным психическим состоянием (депрессия), либо ошибкой в выборе оптимального варианта действий, либо чем-то ещё.
Кстати, любопытный вопрос: может ли функционал отказаться от выполнения своих функций и что ему за это будет? И вообще, как, в случае необходимости, происходит замена функционалов на Дороге?
(Дополнительная информация Ланселота Аркана Авалона <Андрей-Магистр>:
Отказ от функций возможен и вполне реален, вопреки всяким ожиданиям. Интересно так же то, что при этом не обязательно какое-либо наказание функционала, отказавшегося от выполнения своих функций. Напротив, этот факт полностью зависит от того, как подобное действие воспринимает сам функционал. А значит можно предположить, что силы Дороги для управления функционалом и пополнения их состава используют в первую очередь психологический настрой на заданную тему самой "жертвы".
Исходя из этого логика защиты от попадания в подобные передряги до абсурда элементарна: НЕ ДУМАТЬ ЧТО ТАКОЕ ВОЗМОЖНО ИМЕННО С ВАМИ!!! ШЕРИФ ВАС ВОЗЬМИ!!!)
ГОНЩИК. Об этом субъекте я не могу сказать что-то определённое за недостатком информации, кроме того, что он тоже функционал, причём достаточно узкий, и нарвался он на эту тяжкую долю, не вполне соображая, что нарывается.
ДЭН И ГЭЛЬ. О них — позднее, по получении информации от Лина и Хэлл.
ШЕР. Субъект из выскочек. Долгое время шлялся со Странником, сопровождая того в его авантюрах, цапался с Эррой, активно пытался заниматься "Чип-и-Дейлом" в мировых и менее крупных масштабах. Маг средне-прикладного уровня. Занимался в числе прочего Тварями Пустоты, особливо Танком.
Справка: Танк — явление стихийного порядка, временами направляемое теми или иными силами по их усмотрению. Использовался Эррой для отвлечения и изматывания Странника, Шера и иже с ними, особенно Шера. Имеет вид нормального танка устрашающего вида, передвигается по мирам вне зависимости от их технического уровня, как и зачем — неизвестно. Пустоту вы можете увидеть, заглянув в его ствол (впрочем, не рекомендую).
Шер — лориэнский эльф из одного из отражений Средиземья. В годы юности дружил с неким ДЭНОМ, затем их пути разошлись, до встречи на Дороге. Эти встречи сопровождались кучей всяких странностей — за Дэном гонялись все — начиная с населения вплоть до Всадников Серого Солнца (это нечто вроде инспекции жизнеспособности миров). Зачем — неизвестно. По предположениям, он где-то набрался такой информации, что стал интересен в масштабе функционал-демиургов. Некоторое время находился под защитой Эрры, с которым ранее не имел тёплых отношений. Через некоторое время Шер и Дэн вновь расстались и не виделись больше.
Ещё немного о Шере: рост ок.180 см., резкие черты лица, тёмно-русые волосы, мрачноват, по воспитанию скорее человек, чем эльф. Оружие — шпага. Дружил с крылатым конем — чёрным, с серебряным отливом. На некоторое время был заключён в нашем отражении, вследствие чего у него были здесь друзья и знакомые. Искал Дэна и Странника. Затем ушёл обратно. Был очень связан с отражением Средиземья под названием Эрде. На его глазах мир Эрде пытались закрыть Всадники Серого Солнца, что было для него малоприятно."
_________________________
От себя добавлю, что трактовка такого образа, как Танк, у Лина крайне тенденциозна, ибо Танк является не Тварью Пустоты, а орудием, вдруг обретшим Разум.
Есть упоминание о нём и у Крапивина — в "Самолёте по имени Серёжка":
"— А заводская территория? Там тоже, что ли, сказка была? Танк делали, чтобы людей утюжить..."
Вот так, не "танки", а именно "Танк". Тот самый. И для пояснения рискну привести абзац из ещё не опубликованной книги, фрагмент из которой чудом оказался у меня. Надеюсь, Владислав Петрович не обидится на меня за это. Итак:
"— Танк... Кто бы мог подумать, что и у этого стального Стража Дороги может быть тоска по родине... Хотя... Строили для войны, взбунтовался и бежал, разрушив завод так, что гражданские потом и починить не смогли, забросили... А уж если Дорога пустила его на себя, то она знала, что делает... Всё верно...
Интересная мысль — Танк с душой..."
Действительно, мысль интересная. Сбежав на Дорогу (как это произошло, никто, увы, не знает), Танк стал Эмиссаром Дороги по Закрыванию Миров, т.е. он разрывает пути, ведущие на Дорогу из тех миров, которые по тем или иным причинам опасны для самой Дороги. Сам он не выбирает подлежащие закрытию Миры — их указывает ему сама Дорога. Кстати, к чести Дороги надо сказать, что Миры, закрытые для Дороги, не уничтожаются и вообще ничего кроме возможности выхода на Дорогу в них не изменяется, они продолжают развиваться дальше, и со временем, если их жители (как цивилизация) исправятся — выход на Дорогу будет снова открыт. Так что в Закрытии с помощью Танка нет ничего похожего на старания Эмиссаров Кристалла Гурского и Кимыча из "Лето кончится не скоро", готовых полностью истребить всё население Грани, если эта Грань стала неугодна Кристаллу.
Разбирая историю Танка как Эмиссара Дороги, мы вплотную приблизились к понятию Безлюдных Пространств. Пожалуй, стоит поговорить об этом серьёзнее.
 
Великий и непо...
(написано в соавторстве с Севой Глущенко)
Собственно, здесь мы не собираемся пересказывать ни пьесу Элмера Транка, ни его собственное непостижимое житие. Речь здесь пойдёт о другом — о Дороге. Но не о Дороге, как о средстве связи между мирами. И не как об арене странных и подчас необъяснимых или трагических событий. Речь пойдёт о Дороге как о разумном существе, каковым она, собственно, и является. Хотя с этим практически никто из ходящих по ней не считается, исключение составляют разве что Танк и Юкки...
(В нынешний момент к таковым можно было бы добавить и нас, да вот только не ходим мы по ней. Но это не суть важно. А важно то, что шериф в начале своей карьеры, пока не стал слишком наглым, просто действовал по прямому указанию Дороги в отношении нарушающих её законы. Свои амбиции он стал реализовывать уже потом, когда понял, что Дорога его признала как своего и предоставила ему немалую свободу действий, большую, нежели у многих живущих на ней. Добавим к этому, что именно Дорога сохранила его личность после удара оружием Оракулов и именно Дорога восстановила впоследствии его, а точнее сплав всех ранее живших с приоритетом шерифа под именем Севы Глущенко, каковой, собственно говоря, не является отдельной личностью, а только лишь общим разумом и характером с вышеуказанными условиями плюс наработки характера, сделанные уже здесь. Недавно шериф осуществил выход своей копии на Дорогу с целью разведки обстановки, но его попросили оттуда убраться — Дорога же и попросила, заверив, впрочем, что он будет сохранён на Земле, то бишь покровительство своё над ним Дорога не снимет. Однако вследствие прогиба темпоральной петли шериф Эрра до сих пор жив на Дороге, а двух шерифов Дороге будет многовато, по выражению Танка. Последний, кстати, фактически является выразителем воли Дороги, но разумным — также, как и шериф в своё время, до того как он стал преследовать свои цели...)
О разборчивости Дороги говорит также тот удивительный факт, что она НИКОГДА не пускает на себя функционалов и представителей Мрака. Исключение могут составить разве что типы вроде Дуго Лобмана, но это тот редкий случай, когда Дорога наказывает, ибо что, как не наказание — бесконечный путь по прямой без цели и под моросящим дождём? И вспомни — "Если человек раскаялся всей душой и ужаснулся своим делам, путь кончится и сам отпустит его...
А пока через грани Кристалла, через многие пространства, всё ещё идёт человек в чёрной коже. Тот, кто стрелял в детей и кто, если прикажут, будет стрелять снова..."
Так что выход Мрачника на Дорогу может быть лишь в случае наказания его Дорогой. Но и в таком случае Дорога не станет выполнять для него транспортную функцию.
Интересны также новообразования — Безлюдные Пространства. Мельком о них приведено у ВПК в "Дырчатой Луне" и "Самолёте по имени Серёжка". Однако, увы, суть их так и не ясна. С одной стороны, это — заброшенные территории Миров, покинутые людьми либо изгнавшие людей с себя за их извечные войны. С другой стороны — Безлюдные Пространства проявляют миролюбие и гуманность и впускают в себя детей. С третьей стороны, темпораль и внешние законы Безлюдных Пространств отличны не только от законов Земли, но и от законов Кристалла. В-четвёртых, даже дети могут открыть проход в Безлюдные Пространства не всегда, а лишь при определённых условиях. А в-пятых, все Безлюдные Пространства увязаны между собой и, пройдя по ним либо пролетев над ними, можно сократить путь в нашем мире либо увязать меж собой некоторые грани Кристалла.
Так что, исходя из вышесказанного, позволю себе высказать предположение, что мы присутствуем при редчайшем и уникальном событии.
Господа, почувствуйте трепетность момента! Вы стоите у колыбели! Так посмотрите ж на новорожденного!
Из отживших миров (в том числе и из Закрытых Миров) через промежуточную стадию — Безлюдные Пространства — рождается Дорога. Новая, молодая Дорога. Не конкурент прежней, а родственник, братишка, сестрёнка... И вскоре мальчишки-Странники шагнут на неё. Вот только тысячи лет не появится на ней ни Дорожная Полиция, ни насилие, ни обман...
В качестве теории, более чем просто имеющей право на существование:
Раз Безлюдные Пространства образуют новую Дорогу, и при этом известно, что всерьёз пробуждение, проявление и вообще проявление в пределах видимости и восприятия оных Пространств произошло "после аварии на ядерной электростанции" — весьма логично предположить, что Дорога — это рубец на теле Кристалла. Конечно, это утверждение — пинок сопливым романтикам, но что уж тут поделаешь...
Фактически, рубец проходит через все места стычек, возникавших в разное время и оставлявших трещины на теле Кристалла. При этом первым и основным расколом было разделение миров на технику и магию.
Другая версия — если предположить, что Кристалл действительно собирается делиться — то это слишком уж напоминает деление клетки, в частности — появление новой Дороги для нового Кристалла. Интересна тут аналогия:
Старый Кристалл — Мальчишки-Ветерки;
Новый Кристалл — Мальчишки-Самолёты (в частности — неразлучные L-5 — Серёжка и Рома. Впрочем, тут разговор особый. Сильно склоняюсь к тому, что ещё в бытность свою с Журавиным Ромка (тогда ещё Ромка Светляков, а не Ромка Смородкин) прочёл вслух ПЯТЬ СЛОВ с той самой башни! Вот только где ж он их добыл! Затем, после аварии — вместо ветерка тут же реализовался вновь, приобретя поставарийный паралич ног, затем попал под юрисдикцию новой рождающейся Дороги (системы Безлюдных Пространств) и стал самолётом, как и Серёжка... Кстати, Серёжку я точно раньше встречал, но где... Х-м, знакомая ситуация...)
У Эрры есть подозрение, что Новый Кристалл сохранит исконное Инь-Ян Дня и Ночи, а Старый постепенно скатится в технократию...
Хотя, исходя из того, что в новом Кристалле — самолёты (техника), возможно, что и наоборот.
Однако часто законы Дороги идут вразрез с законами Кристалла — в порядке Равновесия, что ли?
Кстати, не забыть бы, что Пустые Пространства делятся на Мёртвые и Безлюдные, и Дорога возникает именно из Безлюдных, т.к. они живые, а Мёртвые опасны для всего живого.
Кстати, крамольно-еретическая мысль: Мёртвые Миры — чем не заготовка для Дороги Мрака?! Кошмар!!!
(Мнение С.Г.: Конечно, кошмар! Ведь мёртвые миры — это РЕЗУЛЬТАТ работы Мрака, а не заготовка. А мёртвая ткань, как известно, способностями к регенерации даже частично не обладает — только к поражению окружающего и в конечном счёте (если не применять антисептики) присоединению к себе.)
А вот тут-то и есть ошибочка! Причём — в терминах, т.к. просто логичней было бы говорить не "Мёртвые Пространства", а "Мертвящие Пространства", т.е. Пространства, агрессивно настроенные к жизни, ненавидящие её и стремящиеся если и не уничтожить вообще, так хотя бы не впустить в свои владения. К этой же категории Пространств могут относиться и вполне нейтрально настроенные к жизни, но опасные по отношению к ней Пространства, отличающиеся, например, повышенным уровнем радиоактивности или неблагоприятной химической обстановкой. Последние скорее производят впечатление Заболевших Безлюдных Пространств, и их надо лечить, а не списывать как Мёртвые...
 
А теперь, завершив фрагмент, созданный нашим с Севой коллективным творчеством, я продолжу тему Безлюдных Пространств. Несложно вспомнить, что Безлюдные Пространства упоминаются в "Дырчатой Луне", "Самолёте по имени Серёжка" и "Лето кончится не скоро". (Надеюсь, лето Человечества действительно завершится не скоро...) А вот упомнить произведения, где Безлюдные Пространства уже присутствовали, но ещё не были названы своими именами... Вернее, своим обобщающим Именем, ибо как раз частные-то их имена в тех книгах и приводились... Например — Синекаменная Бухта из "Возвращения клипера "Кречет"". Та самая, где расположился старый пароход, который обжили корабельные гномы. И которую сторожит не только спившийся старик-сторож с Собакой (большую букву прошу не считать опечаткой!), но и Законы мира Бухты.
Синекаменная Бухта — типичное Безлюдное Пространство, уже плавно переходящее в состояние Дороги, и доказательством тому — целых пять пунктов:
  1. Коллапсированность — не попасть ни с моря, ни с суши;
  2. Локальность переходов — только через подземные ходы(!);
  3. Лёгкий путь ОТТУДА — прямой рейс автобуса N 8 (чем не "Автобус до станции "Мост""?!);
  4. Свободный проход ИНЫМ — в частности, корабельным гномам;
  5. Наличие "техногенных останков" — в данном случае старинный пароход-парусник, давным-давно вросший днищем в отмель.
Так что — признаки Безлюдного Пространства налицо. Особенно если добавить к этому, что автобус ходит "оттуда", а не "туда", а подземный ход, ведущий в бухту, узкий, и пролезть по нему может только ребёнок, в то время как взрослому туда не пройти.
Хотя есть тут и одна странность, на первый взгляд не очень-то и бросающаяся в глаза: Синекаменная Бухта делала для некоторых странные исключения. Во-первых, туда свободно входил и выходил гафельный тендер "Дик Сенд"... ой, извините, Неуловимый Тендер капитана Новосильцева, в то время как Новосильцев был явно не ребёнком, да и профессия военного моряка никак не может считаться мирной, а Б.П. войн не любят, они от них устали. А во-вторых — не менее странно и то, что куратором данного Безлюдного Пространства является человек (сторож по имени Фёдор Иннокентьевич) и пёс Пилерс ("Хорошая, знаете ли, собака. Удивительно благородный характер. Не то, что у хозяина..."). Как сюда попал сторож и кто его пустил?!
Если с капитаном Новосильцевым можно ещё предположить, что он был одним из Командоров и выполнял в тот момент Задание, то Дорога могла обеспечить его на это время правом входа-выхода в Бухту как собственного Функционала, и тогда Безлюдное Пространство вряд ли бы возражало, тем более, что ни гибели, ни разрушений, ни боли, ни агрессии или страданий Новосильцев с собой не нёс. Про сторожа же такое не скажешь. Нет, агрессии он, конечно же, не несёт, только ворчит порою под нос, но и на Командора-на-Задании не очень-то смахивает. Остаётся лишь предположить (по принципу "либо-либо", на выбор, как вам больше понравится), кем же он может оказаться, что удостоился такой чести:
1. Подсознательным койво. А почему бы и нет? Всегда ли мы знаем о своих собственных скрытых резервах? Вот и вышло: захотел — а путь и открылся, понравилось — тебя туда и назначили... Возможно? Вполне...;
2. Потомком Новосильцева. Или, если уж наглеть до предела — то Командором на пенсии. А что? В некотором роде Пароход — это для пенсионеров. Ну и что, что для гномов? А люди чем хуже? (отсюда сразу же возникают стрелки к пунктам 3 и 5);
3. Одиноким, которого за одиночество и впустило в себя Б.П.;
4. "Списанным на берег" Функционалом Дороги (Вспомните хотя бы историю Эрры). А это уже всерьёз, потому что затрагивает не только проблему Наказанных Дорогой Функционалов, отправленных в ссылку в Миры (в частности — на нашу с вами Землю), но и показывает, и весьма наглядно, причём, что случается с существами, лишёнными любимого дела, друзей, родной обстановки... Можно пофилософствовать, насколько же может "опуститься" Функционал, лишившись Дороги. И поставить вопрос о гуманности сей акции...;
5. Не совсем человеком (т.е. человеком не на 100%). Кем же тогда? А хотя бы и "полугномом"! Не всё же "полуэльфам" по литературе разгуливать да подвиги совершать!..
6. Пущенным в Б.П. из-за Собаки (разумеется, если этот пёс — потомок той Собаки, Которая Заводила Часы, но тут уже я вновь приближаюсь к запретному: к ещё не опубликованному произведению.).
Бред, конечно, но сейчас все шесть вариантов кажутся мне равноценными, ни одному не могу дать предпочтение, хотя N 4 — самый экзотический.
Единственное, во что никогда не поверю — так это в то, что ОБЫКНОВЕННОГО  старика пустили в Б.П. просто так...
При этом пункт 2 можно объединить с пунктом 6, дав общую формулировку типа "пропуск по родственным связям": в п.2 сторож есть родственник Новосильцева, а в п.6 — родственник пса — знаменитая Собака. И тогда получаются не шесть, а пять пунктов.
 
Кстати, о Пятёрках. Это не только число, пугающее Тех, Кто Велят (кстати, а чем именно пугающее? Что же скрывается за Пятёркой, кроме оценки в школе или "антиманекенной команды"?!), и не только пять признаков Безлюдного Пространства (при желании число пунктов можно сократить до трёх или растянуть до девяти). Это ещё и Мировая Константа, одна из тех, что часто применяются в магии. Не в сказочной или книжно-киношной, а в той, что на самом деле...
Впрочем, тут уже прийдётся вкратце "разжевать" один из постулатов современой Всеобщей Магии — теорию Цветов Магии. "Разжёвывать" буду действительно кратко — для заинтересовавшихся советуем почитать трёхтомную "Всеобщую Магию", выход которой в свет планируется в 1997 году или статью "Цвета магии" в фэнзине "Койво" N 5 за 1990 год.
Итак, приведу лишь отрывок, необходимый для разъяснения ещё одной особености Дороги:
 
"...Однако вернёмся к обобщённому рассмотрению "магической" ауры как таковой.
Это — своеобразный индикатор магических способностей человека ("А хотите, я его стукну? Он станет оранжевым в крапинку..."). Каждая разновидность магии имеет свой цвет, не имея которого в ауре, нечего и думать об успехах в этой разновидности. Цвета (всего их десять) сгруппированы по пять — так называемые "белые" и "чёрные", относящиеся соответственно к Белой и Чёрной магии. Кстати, как вы думаете, какая магия лучше? Белая? Поздравляем вас, вы попались. Перечитайте ещё раз первый эпиграф главы. Да, любая магия может служить и добру, и злу, смотря кто и с какой целью её применит. (Добавим — любая цветная магия, поскольку с прозрачной несколько сложнее).
Каталог цветов магии принято изображать в виде Десятилучевой звезды:
Десятилучевая Звезда (68 К)
Рис. 9. Десятилучевая Звезда
 
Но — цветов 10, а живых звуков — 15. Как же так? А вот так: есть ещё Серая магия, магия переходных цветов, которые обычно в магическую Звезду явно не включают, но которые там присутствуют. Тогда картина Звезды принимает такой вид:
Переходные цвета (91К)
Рис. 10. Переходные цвета
 
Из этого изображения очень наглядно следуют несколько вещей:
  1. Существует "тёмная" и "светлая" стороны для любой цветной магии;
  2. Прозрачная магия "светлая" по определению ("-"x"-"="+");
  3. Тёмная сторона Белой магии хорошо стыкуется со светлой стороной Чёрной магии, но не наоборот.
Так вот, на обратном стыке и возникает Серая магия, цвета которой не нанесены в виде лучей, но обозначены стрелками (кстати, порой данную Магию предпочитают называть Блёклой, Тусклой или Теневой, чтобы не путать с Серой магией из Чёрной звезды.)
А теперь поясним читателю, что же означают эти цвета:
Что касается цветов Серой магии, то, как видите, не существует даже чёткого определения для её цветов. Можно до некоторой степени утверждать, что золотой по действию — антипод фиолетового (и тогда Ангелы переходят под его юристдикцию), а коричневый — магия животных, но за чёткость определений ручаться тут рискованно, т.к. законы Блёклой, Теневой магии категорически отличны от законов Стабильных Звёзд и находятся в постоянном движении, уравновешивая Стабильные Звёзды и порой произвольно варьируя для этого свои собственные параметры. При этом Блёклая магия имеет ещё два существенных отличия от других видов магии:
  1. Она не имеет оттенков (а, стало быть, не может считаться ни "светлой", ни "тёмной";
  2. Она возникает не на местах СМЫКАНИЯ остальных Звёзд, а на местах их РАЗРЫВА! (для размышления — сравните с отрывком из Ниенны: "Чудо и красота рождались при слиянии чёрного и белого. Самое странное, что, сплетаясь, они не теряли себя, дополняя и возвышая друг друга. Внезапно резкий визг рассёк мелодию, чёрное и белое рванулись друг от друга, отрываясь с кровью, с предсмертным воплем, с воем, в котором гибла, свёртываясь, как кровь от яда, мелодия. Всё гибло, всё рвалось, набухая лютой враждебностью. И там, где с тягучей кровью, с хрипом разорвалось единое, возникло — серое. Бесформенное, словно клубок извивающихся щупалец..." <"Чёрная Книга Арды", стр. 350>)"
 
Сразу же появляются "Мысли вслух": Блёклая Звезда — на разрывах Белой и Чёрной, являющих вообще-то единую сущность, стало быть — на ранах единства, стало быть — ШРАМ на Звезде; Шрам — стало быть — Дорога!
Прямые аналогии:
5 Дорог, а Те, Кто Велят, боятся числа 5. Уж не из-за этой ли тайны?! Ведь, узнав 5 Дорог — надо ли искать Шестую — Мост! Опять всё непросто!..
 
(5 разрывов — 5 шрамов — 5 Дорог. По моему — логично...)
 
Но, чтобы завершить эту главу на более оптимистической и менее "сюрреалистической" ноте — приведу в завершение песню Антона Эррандала "Безлюдные Пространства":
 

Безлюдные Пространства

 
Шёпот Безлюдных Пространств стынет в душе,
Тени Кристалла проносятся по берегам,
Тех, кто хотел войны, прогнали взашей,
Тех, кто другой, здесь ещё не ступала нога,
 
Только звенит трель монотонных цикад
И вездесущие дети пытаются вплавь
Выбраться на остров игр и засад
Прежде чем возвратиться во взрослую явь.
 
Здесь нет дорог, тропы травой заросли,
Здесь никогда не слышно рёва машин,
Здесь нету места отраве нашей Земли,
Здесь место для тех, кто будет другим...
 
Я много раз видел всё это во снах,
Мысли мои словами оттуда звенят,
Я хоть сегодня сделать готов первый шаг,
Только не знаю — примут ли там меня.
 
Звёзды чужих миров я видел не раз
И уж давно одной ногой на пути,
Но в моих мыслях яд земных парафраз,
Как я смогу с ними барьер перейти?
 
Если бы быть чистым душой, как они,
Дети, не знающие преград и замков,
Я бы играл с ними все летние дни
И засыпал рядом под трели сверчков.
 
Но на душе шрамом Дорога лежит,
И устремляет мысли движенье вперёд...
Нет, не судится в Пространствах свободных мне жить,
Если Дорога туда меня не приведёт.
 
Плиты сменяются пылью, за пылью асфальт,
Здесь неизвестно понятие Ночи и Дня,
Если трава начнёт по коленям стегать,
Значит, Дорога всё ж отпустила меня,
 
Значит, Дорога благословила меня.
 
                                         Антон Эррандал
 


[Содержание]
[Глава 1] [Глава 2] [Глава 3] [Глава 4] [Глава 5] [Глава 6] [Глава 7] [Глава 8] [Глава 9] [Глава 10]

Русская фантастика => Писатели => Владислав Крапивин => Критика => Научные работы
[Карта страницы] [Об авторе] [Библиография] [Творчество] [Интервью] [Критика] [Иллюстрации] [Фотоальбом] [Командорская каюта] [Отряд "Каравелла"] [Клуб "Лоцман"] [Творчество читателей] [Поиск на сайте] [Купить книгу] [Колонка редактора]


© Идея, составление, дизайн Константин Гришин
© Дизайн, графическое оформление Владимир Савватеев, 2000 г.
© "Русская Фантастика". Редактор сервера Дмитрий Ватолин.
Редактор страницы Константин Гришин. Подготовка материалов - Коллектив
Использование любых материалов страницы без согласования с редакцией запрещается.
HotLog