СТРУГАЦКИЙ Аркадий Натанович (1925–1991) и
СТРУГАЦКИЙ Борис Натанович (р. 1933).
Видные рус. сов. писатели, кинодраматурги, братья-соавторы,
бесспорные лидеры сов. НФ на протяжении трех последних десятилетий и
самые известные сов. писатели-фантасты за рубежом (на нач. 1991
г. – 331 книжное издание в 27 странах); классики сов. НФ,
влияние к-рых на ее развитие, в частности, в СССР трудно переоценить.
А.С. род. в Батуми (ные – Грузия), в 1925 г. вместе с семьей
переехал в Ленинград (ныне – СПБ), вскоре после нач. Великой
Отечественной войны был эвакуирован с отцом из блокадного города (позже
эвакуировались мать и Б.С.); жил в г. Ташле близ Чкалова
(ныне – Оренбург), где и был призван в армию, учился в
артиллерийском уч-ще, в 1943 г. был откомандирован в Моск. военный ин-т
иностр. языков, к-рый окончил с дипломом переводчика-япониста; в армии
прослужил до 1955 г. (в осн. на Дальнем Востоке). После демобилизации
жил в Москве, работал в редакции реферативного журнала, в изд-вах
Детгиз и Гослитиздат. Печататься начал с 1958 г., опубликовав в соавт.
с Л.С.Петровым нефантаст. повесть «Пепел Бикини» (1958); с
1960 г. – професс. писатель. Чл. СП. Б.Н. род. в Ленинграде,
туда же вернулся после эвакуации, окончил мех.-мат. ф-т ЛГУ с дипломом
астронома, работал на Пулковской обсерватории. Чл. СП. Лауреат Гос.
премии РСФСР (1986 г. – за сценарий фильма «Письма
мертвого человека», вместе с В.Рыбаковым (см.) и режиссером
К.С.Лопушанским). Бессменный руководитель семинара молодых фантастов
при СПБ писательской организации. Первая НФ публикация бр. С. –
р-з «Извне» (1958). Лауреаты премии «Аэлита»
(1981).
Широкую известность принесли бр. С. уже ранние повести –
«Страна Багровых Туч» (1959), «Путь на Амальтею»
(1960), «Стажеры» (1962); р-зы об утопическом мире –
«Полдень 22 в.», объединенные в сб. «Возвращение.
(Полдень, 22-й век)» (1962; испр. доп. 1967 –
«Полдень, XXII век. (Возвращение)»). К циклу примыкают
повести «Далекая Радуга» (1963), «Малыш» (1971),
«Парень из Преисподней» (1974); повести, посвященные
нравственной проблеме вмешательства в ход истории –
«Попытка к бегству» (1962) и «Трудно быть богом»
(1964); трилогия о Максиме Каммерере, в к-рой неразрешимые нравственные
проблемы встают и перед жителями «утопии», –
«Обитаемый остров» (сокр. 1969; 1971), «Жук в
муравейнике» (1979–80), «Волны гасят ветер»
(1985–86). Яркий сатирический дар бр. С. с наибольшей силой
проявился в «сказке для младших научных сотрудников старшего
возраста» – «Понедельник начинается в субботу»
(1965) и более «жестком» продолжении, повести «Сказка о
Тройке» (журн. вар. 1968; 1972 – ФРГ; испр. доп.
1987 – СССР), долгое время ходившей «под запретом»,
а также в повестях – «Хищные вещи века» (1965) и
«Второе нашествие марсиан» (1967). Вершиной тв-ва писателей
стали многоплановые философско-фантаст. повести-притчи –
«Улитка на склоне" (фрагм. 1966–68; 1972 – ФРГ;
1988 – СССР), «Гадкие лебеди» (1972 –
ФРГ; 1987 – «Время дождя», СССР); последняя в
дальнейшем вошла сквозным «романом в романе» в позднюю книгу
С. «Хромая судьба» (1986). Также известны повести –
«Пикник на обочине» (1972), экранизированная А.Тарковским как
«Сталкер», «Отель «У погибшего альпиниста»
(1970), «За миллиард лет до конца света» (1976–77),
«Отягощенные Злом, или Сорок лет спустя» (1988), роман
«Град обреченный» (1988–89), фрагм. к-рого были
написаны еще в нач. 1970-х гг.
Гаков Вл. 200 биографий // Фантастика века. –
М.; Минск: Полиграф, 1995. – С. 602-603.
|