Карта страницы
   Поиск
Творчество:
          Книги
          Переводы
          Аудио
          Суета
Публицистика:
          Off-line интервью
          Публицистика АБС
          Критика
          Группа "Людены"
          Конкурсы
          ВЕБ-форум
Гостевая книга
Видеоряд:
          Фотографии
          Иллюстрации
          Обложки
          Экранизации
Справочник:
          Жизнь и творчество
          Аркадий Стругацкий
          Борис Стругацкий
          АБС-Метамир
Библиография
АБС в Интернете
          Голосования
          Большое спасибо
          Награды

    ENGLISH VERSION
OLD ENGLISH VERSION

Рассылка новостей
Форма
Кодировка
E-mail

Аркадий и Борис Стругацкие

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

 

   НОВОСТИ

 

Аркадий и Борис Стругацкие

СТРУГАЦКИЕ, Аркадий Натанович (28.8.1925, Батуми — 12.10.1991, Москва) и Борис Натанович (15.4.1933, Ленинград) — прозаики, сценаристы.

Отец — профессиональный революционер-большевик, занимал видные партийные посты, однако за неортодоксальность взглядов в 1937 году был исключен из партии. Мать — талантливый педагог, человек сильной воли и ума. Братьям с детства прививалась любовь к чтению, особенно нравилась им фантастика. Большим испытанием для семьи стала ленинградская блокада. В 1942 семья разделилась: мать с маленьким Борисом осталась в городе, а отец с 16-летним Аркадием эвакуировался через Ладогу по «дороге жизни». В Вологде отец умер, Аркадий остался один, в 1943 был призван в армию, а из армии откомандирован в Воен. ин-т иностранных языков в Москве, который окончил в 1949 по специальности переводчик с япон. и англ. яз. Борис окончил математико-механический ф-т ЛГУ (1955), получил специальность звездного астронома, много лет работал в Пулковской обсерватории; в студенческие годы начал заниматься лит. творчеством.

Первый лит. опыт А. С. — пов. «Пепел Бикини» (1956), написанная в соавторстве с Л. Петровым, — о трагедии рыбаков, попавших в зону испытаний водородной бомбы. Повесть была опубликована на Дальнем Востоке, где будущий писатель служил в армии переводчиком и преподавал в школе воен. переводчиков. После демобилизации в 1955 А. С. работал в Москве в Ин-те научно-технической информации, редактором в изд-ве «Дет. лит-ра», занимался переводами. Главный его труд — перевод со старояпон. яз. средневекового ром. «Сказание о Ёсицунэ» (1984).

Работа братьев в соавторстве началась с пов. «Страна багровых туч» (1957, опубл. в 1959). По оценке Б. С., это «некий уродливый памятник целой эпохе... — с ее горячечным энтузиазмом и восторженной глупостью; с ее искренней жаждой добра при полном непонимании, что же это такое — добро; с ее неистовой готовностью к самопожертвованию; с ее жестокостью, идеологической слепотой и классическим оруэлловским двоемыслием». В пов. «Извне» (1958, опубл. в 1960), «Путь на Амальтею» (1959, опубл. в 1960), рассказах «Забытый эксперимент», «Шесть спичек», «Испытание СКИБР», «Частные предположения» (все — 1959) определилась в осн. чертах худож. манера братьев С.: изображение человека с комплексом его индивидуальных черт в масштабах Вселенной, моделирование образа прошлого, настоящего или будущего мира с учетом совр. идей и теорий, сопряжение смелых научно-технических и социальных фантазий с вечными категориями Добра и Зла (см. об этом, в т.ч., в беседе с С.: «Прием и мировоззрение» // Лит. обозрение. 1990, # 5). Узловой проблемой стало нравств. самоопределение человека перед лицом неведомого.

Братья С. нашли своего героя — интеллигента, гуманиста, «обыкновенного» человека, этика которого держится на преданности научному поиску и нравств. ответственности перед человечеством. Внутренний конфликт героя обусловлен резким расширением мыслительного горизонта. В рассказах и повестях «оттепельных» лет отразился переход писателей от утопических фантазий на тему коммунистического «звездного» будущего — пов. «Полдень, XXII век» (первое назв. «Возвращение»; 1960, опубл. в 1962), «Стажеры» (1960, опубл. в 1962), «Далекая радуга» (1962, опубл. в 1963), к осмыслению трагических тупиков, подстерегающих человека на перекрестках прошлой и будущей истории — пов. «Попытка к бегству» (1962), «Трудно быть богом» (1963, опубл. в 1964), к осознанию кризисности совр. ист. процесса — пов. «Хищные вещи века» (1964, опубл. в 1965).

В пов.-сказках «Понедельник начинается в субботу» (1964, опубл. в 1965) и «Сказка о Тройке» (1967, опубл. в 1989) писатели обратились к фольклорной и научной фантастике ради осмысления настоящего — эпохи 60-х гг. В сравнении с раскрепощенной наукой, молодым энтузиазмом особенно заметна стала «торжествующая серость» бюрократии; идеология казарменного социализма и вздорные социальные проекты обнаружили свою пустоту. Не расставаясь долгое время с идеями коммунизма, писатели раскрывали реакционность как деспотических режимов в духе гитлеризма или сталинизма, так и «беспроблемных» обществ в духе хрущевско-коммнистической или американской утопии. Самое сложное по филос. подтексту произв. С. — пов. «Улитка на склоне» — состоит из 2 параллельно развивающихся частей: о Лесе и Управлении по делам Леса (1965; публиковалось частями в 1966 и 1968, полностью — в 1988). В повести утверждается непознаваемость и непредсказуемость прогресса, поскольку, по мнению авторов, любое его направление ведет к насилию и тоталитаризму в разных формах, замыкает историю в кольцо ненависти. Проблеме неготовности человека к испытанию неведомым посв. сатирическая пов. «Второе нашествие марсиан: Записки здравомыслящего» (1966, опубл. в 1968) и пов.-детектив «Отель «У погибшего альпиниста» (1969, опубл. в 1970). Вариации на тему фантастической робинзонады объединяют пов. «Обитаемый остров» (1968, опубл. в 1971), «Малыш» (1970, опубл. в 1971), «Парень из преисподней» (написана и опубл. в 1974).

Проблема выбора, главенствующая во всем творчестве братьев С., стоит и в центре пов. «За миллиард лет до конца света» (1974, опубл. в 1976). Ее герои вынуждены выбирать между творческой свободой и возможностью существования; в детской «Повести о дружбе и недружбе» (1978, опубл. в 1980) приключение обычного школьника также связано с выбором пути. Пов. «Пикник на обочине» (1971, опубл. в 1972) принадлежит к ряду лучших произв. С. Зона — территория, на которой остались следы посещения внеземной цивилизации, — стала одной из мифологем совр. лит-ры, а образ разведчика Зоны — «сталкера» Рэдрика Шухарта послужил основой для создания киносценария «Машина желаний» (в 1979 реж. А. Тарковский снял к/ф «Сталкер» по 9-му варианту сценария).

Автобиогр. черты в образе героев — не редкость в прозе писателей. В ром. «Град обреченный» (1975, опубл. в 1988-89), «Хромая судьба» (1982, опубл. в 1986) и «За миллиард лет до конца света» автобиографизм в сочетании с фантастическим вымыслом позволил выйти им на новый уровень философско-психол. анализа парадоксов личности. Критик М. Амусин писал о «Граде обреченном» как о «попытке построить динамическую модель идеологизированного сознания, типичного для самых широких слоев нашего общества, проследить его судьбу на фоне меняющейся социальной реальности, исследовать различные фазы его «жизненного цикла» (Амусин М. Иллюзии и дорога // Октябрь. 1989. # 6. С. 204). Ром. «Хромая судьба» включает в себя пов. «Гадкие лебеди» (1967; была без ведома авторов опубл. на Западе). Взяв за основу легенду о Гамельнском Крысолове, С. переосмыслили ситуацию тотального разрыва «поумневших» детей с больнмы обществом взрослых. Герой романа писатель Виктор Банев, оказавшийся в эпицентре общественного кризиса, признается: «Не понимать — это моя прерогатива. В этом мире все слишком хорошо понимают, что должно быть, что есть и будет, и большая нехватка в людях, которые не понимают. Вы думаете, почему я представляю ценность? Только потому, что я не понимаю. Передо мной разворачивают перспективы, — а я говорю: нет, не понятно. Меня оболванивают теориями, предельно простыми, — а я говорю: нет, ничего не понимаю... Вот поэтому я нужен...». Один из главных результатов, достигнутых С. в ходе многочисленных экспериментальных филос., социальных, психол. построений, — спасительное сомнение в любой истине, претендующей на окончательность, и вместе с тем мечта о гармоничном мироустройстве. Ром. «Волны гасят ветер» (1984, опубл. в 1985) писатели завершили т.н. «коммунистический» цикл, начатый «Возвращением». Б. С. подчеркнул: «Это описание не того мира, который будет — скорее всего, никогда его не будет, — а мира, в котором нам хотелось бы жить» («Три кита фантастики»: [Беседа с Б. Н. Стругацким] // Куранты. 1994. 17-18 дек.).

В ром. «Жук в муравейнике» (написан и опубл. в 1979) поставлен окончательный диагноз Утопии и тем, кто берет на себя ответственность «содействовать» прогрессу. Отвергнув Прогрессора как ключевую фигуру убыстренного развития цивилизации, писатели признали только право Учителя вторгаться в мир личности и тем самым изменять мир. Тема воспитания является сквозной в творчестве С.: целиком этой теме посв. ром. «Отягощенные злом» (написан и опубл. в 1988): к мысли о неизбежности общественного насилия над «заблудшими» душами прибавляется мысль о том, что даже в «прекрасном новом мире» настоящий Учитель обречен на одиночество и непонимание.

Множество лит. аллюзий — одна из особенностей прозы С. В ром. «Хромая судьба» и «Отягощенные злом» писатели открыто «перефразировали» ром. М. А. Булгакова, что вызвало нарекания критики.

Киносценаристика С. — самостоятельное лит. явление. Пройдя школу работы с таким режиссером, как Тарковский, писатели в каждом сценарии стремились максимально развить идею своего первоначального прозаического произв.: «Пять ложек эликсира» (1985); «День затмения» (1987) — по пов. «За миллиард лет до конца света»; «Туча» (1987) — по мотивам пов. «Гадкие лебеди»; «Отель «У погибшего альпиниста» (1980); «Понедельник начинается в субботу» (1978). Особняком стоит последнее совместное произв. С. — пьеса-памфлет «Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах» (1990), в которой развеяна эйфория перестроечной свободы и выражено скептическое отношение к очередному «новому» человеку.

Произв., написанные А. С. и Б. С. по отдельности, опубл. под псевд.: С. Ярославцев (А. С.) — пов.-сказка «Экспедиция в преисподнюю» (1973, опубл. в 1974), ром. «Подробности жизни Никиты Воронцова» (1978, опубл. в 1984), пов. «Дьявол среди людей» (1990-91, опубл. в 1993); С. Витицкий (Б. С.) — ром. «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1992-94, опубл. в 1995). Работа над «Экспедицией в преисподнюю» начиналась со сценария мультфильма; мультипликационная поэтика бурлеска, гротеска, игры придала легкомысленный тон теме войны идеальных людей будущего с космическими пиратами. «Подробности жизни Никиты Воронцова» и «Дьявол среди людей» объединяет проблема рока, неумолимого, но бессмысленного и бесцельного. Так, Никита Воронцов, много раз проживающий одну и ту же жизнь, не может что-либо изменить в ходе истории, он обречен на знание всех бед. Убийственная сила Кима Волошина — это не дар сторонних сил, а концентрация зла множества людей в обычном человеке, которая и делает его «дьяволом среди людей» — источником роковых предопределенностей. Более развернуто исследование той же проблемы в «Поиске предназначения...». Реалистическое повсествование о поколении авторов, выжившем среди множества смертей, переходит в мистико-филос. обоснование предопределенности всех вещей — на примере сов. общества.

Свои переводы с англ. яз. С. подписывали псевд.: С. Бережков, С. Победин, С. Витин.

И. Н. Арзамасцева
2000

 

 
02.11.2024.
Текущая библиография:
Октябрь 2024 года.


06.10.2024.
Полное Собрание Сочинений в 33 томах:
В издательстве Сидорович вышел том 33 в переплёте.


02.10.2024.
Текущая библиография:
Сентябрь 2024 года.


02.09.2024.
Текущая библиография:
Август 2024 года.


01.08.2024.
Текущая библиография:
Июль 2024 года.


03.07.2024.
Текущая библиография:
Июнь 2024 года.


01.06.2024.
Текущая библиография:
Май 2024 года.



АРХИВ НОВОСТЕЙ

2024 2023 2022 2021
2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011
2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002


      Оставьте Ваши вопросы, комментарии и предложения.
      © "Русская фантастика", 1998-2024
      © Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий, 1956-2024
      © И. Н. Арзамасцева, текст, 2000
      © Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000
      © Алексей Андреев, графика, 2006
      Редактор: Владимир Борисов
      Верстка: Владимир Борисов
      Корректор: Владимир Дьяконов
      Страница создана в январе 1997. Статус официальной страницы получила летом 1999 года
   

цены на стеклянные двери http://www.glasstroy.ru/price-list;фланцевое соединение пролета