СТРУГАЦКИЙ Аркадий Натанович (1925-1991)
СТРУГАЦКИЙ Борис Натанович (р. 1933)
Прозаики-фантасты, братья, с 1957 г. писавшие в соавторстве. А.С. родился в Батуми, окончил Московский институт иностранных языков. Переводчик-японист, профессионально владел и английским. Служил офицером в армии, затем демобилизовался и работал переводчиком-референтом в ВИНИТИ, а после перехода к профессиональной писательской деятельности — в научно-художественной редакции издательства «Детская литература». Б.С. родился в Ленинграде, окончил механико-математический факультет Ленинградского университета, постоянно работал астрономом в Пулковской обсерватории. Долгое время С. были популярнейшими авторами фантастики, адресованной подростковому и юношескому возрастам.
Для их романов и повестей характерна циклизация — излюбленные персонажи переходят из сюжета в сюжет. Первый такой цикл начат повестью о полете на Венеру советской экспедиции «Страна багровых туч» (1958). Повесть отличает естественная для начинающих авторов перегруженность наивными научно-техническими фантазиями, рассчитанными на занимательность, но явно слабо мотивируемыми «бросками» сюжета, а также несколько наигранный пафос коммунистического «подвижничества». Однако на фоне фантастики тех лет творение С. выглядело как многообещающий дебют. Мастерство авторов заметно возрастает от произведения к произведению в последующих повестях о приключениях героев «Страны багровых туч» Быкова, Дауге, Крутикова и Юрковского — «Путь на Амальтею» (1960) и «Стажеры» (1962). У каждого формируется своя узнаваемая «маска» (например, Быков прям, честен и туповат, Юрковский хвастлив, склонен к авантюрам и ироничен). Эта компания друзей бороздит Солнечную систему, совершая подвиги (генетическая связь с мушкетерами А. Дюма весьма прозрачна) и выручая из беды целые коллективы космических путешественников и тружеников. В «Стажерах» двое из постаревших друзей по воле авторов погибают, упрямо пытаясь в исследовательском азарте забраться поглубже в кольцо Сатурна. Но в этой же повести им «на смену» приходит новый персонаж Жилин, который превращается в главного героя повести «Хищные вещи века» (1964), изображающей безымянную, но жуткую страну, достигшую полного материального изобилия при явном дефиците духовности и культуры, — понятный полемический намек и на некоторые реальные общества Запада, и на тот потребительский «коммунизм», который предполагалось построить в 1980 году у нас (Жилин в этой стране — секретный агент некоего озабоченного положением в ней международного «Совета Безопасности»).
С. явно начинают уходить от развлекательно-приключенческой фантастики к творчеству в уэллсовском роде. Повесть «Далекая Радуга» (1963) являет читателям космонавтов Горбовского, Диксона и Валькенштейна, пришедших из более ранней повести «Возвращение (Полдень, XXII век)» (1962), в трагически безысходной ситуации — на планете Радуга, которой предстоит в ближайшие часы погибнуть от какого-то катаклизма, вызванного неосторожными научными экспериментами. Герои собирают в свой корабль детей (так много, что им самим там уже нет места), запускают его в космос, а сами остаются на планете, чтобы погибнуть вместе с ее взрослым населением. Это трагедийное произведение с такой нравственно привлекательной коллизией вряд ли усиливается, однако, в художественном отношении той неотступной «мушкетерской» бравадой и той плоской ироничностью, от которых долго не избавятся герои С. и которые будут мешать даже лучшим из них выглядеть духовно глубокими людьми. Сказанное относится и к этапной для авторов повести «Трудно быть богом» (1964) — сравнительно редкому для С. примеру повести, находящейся вне циклов. Здесь поставлена тема вселенской глобальности феномена фашизма — он зарождается на переживающей свое средневековье далекой планете, где, подобно Жилину из «Хищных вещей века», тайно работают «внедренные» в среду ее жителей земляне, старающиеся исподволь направлять ее естественное развитие «на путь истинный». Главный герой-землянин (изображающий на средневековой планете молодого гуляку-аристократа дона Румату, прославленного своим небывалым умением драться на мечах) в конце концов вмешивается в происходящее и начинает в большом количестве и без разбору рубить местных «фашистов», после чего его, потрясенного случившимся, возвращают на Землю, и он больше не попадает на страницы книг С. Эта «фашистская» тема варьируется еще в двух повестях — «Попытка к бегству» (1962) и «Парень из преисподней» (1974); в ином ракурсе она присутствует и в романе «Обитаемый остров» (1969), где вплетена в более общую тему «тоталитаризма» и способов борьбы с ним.
«Обитаемый остров» начинает собой очередной цикл произведений — с главным героем Максимом Каммерером, еще одним землянином, физиологическим суперменом (он не только лихо дерется, подобно Жилину и Румате, но и регенерирует после смертельных ран наподобие героев «фэнтэзи» Р.Желязны). Каммерер и некоторые иные герои, как это характерно для С., перейдут затем в повести «Жук в муравейнике» (1979) и «Волны гасят ветер» (1984). («Парень из преисподней» также варьирует некоторые сюжетные перипетии «Обитаемого острова»). В этой группе произведений будущее перестает рисоваться как идеальная утопия и среди героев постепенно складывается новый — сочувственно изображаемый — тип «экзистенциально» страдающего (отверженного, гонимого, непонятого и т.п.) интеллектуала. С. начинают также интригующие читателя опыты с эзоповым языком, сознательно «герметизируя» некоторые свои произведения, шифруя острые социально-политические и национально-культурные намеки с расчетом на суженный круг осведомленных лиц, — повести «Улитка на склоне» и особенно «Гадкие лебеди».
Обновляются и литературные влияния, испытываемые авторами. На смену авторам западной «фэнтэзи», а также С. Лему, Уэллсу и, несомненно, Хемингуэю («раскованным» героям которого долго подражали неуравновешенные и ироничные персонажи С.) приходит М. Булгаков. Отзвуки его юмора и его фантасмагорий (а порой неудачные имитации тех и других) узнаются и в повести-сказке «Понедельник начинается в субботу» (1965), и в ее откровенно слабом продолжении «Сказка о тройке» (1968), и в повестях «За миллиард лет до конца света» (1976) и «Отягощенные злом» (1988).
Достойно отдельного упоминания неожиданное выступление С. в детективном жанре — повесть «Отель «У погибшего альпиниста» (1970), где они вполне профессионально ведут «сыщицкую» фабулу (впрочем, развязка тут приходит опять «привычная» для авторов — научно-фантастическая).
Стилистически, может быть, лучшее из написанного С. — повесть «Второе нашествие марсиан» (1966), где они находчиво и талантливо оттолкнулись от темы уэллсовской «Борьбы миров», создав вполне самостоятельное и яркое произведение. Сегодня оно закономерно читается как горькая притча о многих реальных событиях нашей современности.
Творчество С. широко известно в мире. В нем нет философской глубины С. Лема или И. Ефремова, но С. обладали кипучей фантазией, писали броско и легко, а нравственные идеалы и гуманистические традиции русской литературы, преломившиеся в нем, сделали его свежим и оригинальным явлением в восприятии читателей самых разных стран.
С о ч.: Собр. соч. В 12-ти тт. М., 1991-1995.
Лит.: КЛЭ. Т. 7. М., 1972; Палиевский П.В. К понятию гения // Палиевский П.В. Литература и теория. М., 1978; Гопман В. Впереди по курсу — будущее // Детская лит. 1983. # 11; Канчуков Е. ...Каждый город и весь мир принадлежал им по праву: Детство в прозе Стругацких // Детская лит. 1988. # 3; Амусин М. В зеркале будущего... // Лит. обозрение. 1989. # 6.
Минералов Ю.И.
// Русские детские писатели XX века: Биобиблиографич. словарь. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта; Наука, 1998. — С. 427-430.