Аркадий и Борис Стругацкие

Карта страницы
   Поиск
Творчество:
          Книги
          Переводы
          Аудио
          Суета
Публицистика:
          Off-line интервью
          Публицистика АБС
          Критика
          Группа "Людены"
          Конкурсы
          ВЕБ-форум
          Гостевая книга
Видеоряд:
          Фотографии
          Иллюстрации
          Обложки
          Экранизации
Справочник:
          Жизнь и творчество
          Аркадий Стругацкий
          Борис Стругацкий
          АБС-Метамир
          Библиография
          АБС в Интернете
          Голосования
          Большое спасибо
          Награды

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

 

 

СТРУГАЦКИЙ АРКАДИЙ НАТАНОВИЧ

(1925-1991)

СТРУГАЦКИЙ БОРИС НАТАНОВИЧ

(р. 1933)

А.Стругацкий родился 27 августа 1925 года в Батуми, однако вскоре семья перебралась в Ленинград. Отец — искусствовед, мать — учительница русского языка и литературы. После начала Великой Отечественной войны он работал на строительстве укреплений, позже — в гранатной мастерской. В конце января 1942 г. А.Стругацкий вместе с отцом был эвакуирован из блокадного города, но выжил единственный из всего вагона (отца похоронил в Вологде). Судьба забросила его под Оренбург, где молодой человек и был призван в армию и направлен в Актюбинское артучилище. А незадолго до выпуска (в 1943 г.) он был направлен в Москву, в военный институт иностранных языков в Москве, который был им закончен уже после победы, в 1949 г. по специальности переводчика с английского и японского языков. Некоторое время А.Стругацкий преподавал в Канской школе военных переводчиков, служил дивизионным переводчиком на Дальнем Востоке. В 1955 г. он демобилизовался, и к началу творческой деятельностион работал референтом-переводчиком с японского в Институте технической информации. После публикации первой повести «Пепел Бикини» (в 1956 г., в соавторстве с Л.Петровым) перешел в редакцию научно-художественной литературы в Детгиз, и с тех пор занимался литературной деятельностью уже систематически, хотя первые пробы пера состоялись еще в армии.

Б.Стругацкий родился 15 апреля 1933 г. в Ленинграде. Окончил механико-математический факультет Ленинградского университета. По специальности — астроном, много лет проработавший в Пулковской обсерватории. В соавторстве братья выступают с 1957 и считаются принадлежащими к направлению социальной фантастики.

Писатели дебютировали в 1958 г. рассказами «Извне» и «Спонтанный рефлекс», а в 1959 г. увидело свет первое крупное произведение соавторов — фантастическая повесть «Страна багровых туч». За ней вскоре последовали «Стажеры», «Попытка к бегству», «Путь на Амальтею», «Возвращение» (все — 1962 г.), «Понедельник начинается в субботу», «Хищные вещи века» (обе — 1965), «Второе нашествие марсиан» (1967), «Улитка на склоне» (1966-68), «Сказка о Тройке» (1968), «Обитаемый остров» (1969), «Малыш» (1971), «Пикник на обочине» (1972), «Парень из преисподней» (1974), «За миллиард лет до конца света» (1976-77), «Жук в муравейнике» (1979-80) и др.

Оригинальное писательское творчество бр. С. впитало в себя все основные научные и художественные веяния времени: вопрос о влиянии на их творчество толкуется очень широко, сами соавторы отмечали безусловное воздействие на себя эстетических идеалов и основополагающих идей Г.Уэллса, Ж.Верна, С.Лема, К.Абэ, И.Ефремова. Как и многие другие, обратив основной фокус писательского внимания к социуму, С. первого периода творчества, пришедшегося на конец 50 — 60-е гг. («Страна багровых туч», «Путь на Амальтею», «Стажеры», «Далекая радуга» и т.д. вплоть до «Полдень XXII век. Возвращение»), были проникнуты идеей близости прекрасного коммунистического будущего. В те годы они создают целостную картину мира и будущего (в рамках единого художественного мира), романтическую по форме и оптимистическую с точки зрения содержания и пафоса. Утопический идеал побуждает писателей уделять основное внимание проработке деталей, формирующих внешний облик «прекрасного далека», и они знакомят в подробностях читателей с системой общественного воспитания, профессиональной подготовки, социальными институтами будущего. Однако уже в это время заметным становится последовательное (от произведения к произведению) вытеснение активного внешнего действия размышлением, лиризация и психологизация прозы, насыщение ее философским элементом и притчевым началом. И все же, ранние вещи С. были созданы в традиционном ключе. «Вселенная Стругацких» началась с повести «Попытка к бегству». Ее отличительной чертой оказалась необычная постановка нравственного выбора, обобщение ее до глобального, общечеловеческого масштаба.

«Попытка к бегству» — «Трудно быть богом» — «Обитаемый остров» — в цикле «собственно» прозы С. — наиболее простые, линейные, отмеченные прямым противопоставлением двух антагонистичных миров: Абсолютного Добра, Справедливости и Реальной Человеческой Природы (во всем ее несовершенстве). Основным злом авторам представлялась воинствующая серость и агрессия к инакомыслию, а носителями гуманизма выступала интеллигенция.

«Пикник на обочине», «За миллиард лет до конца света», «Град обреченный» — произведения, обратившие внимание читателей к проблеме поведения человека в неординарных и нравственно экстремальных ситуациях.

«Жук в муравейнике», «Волны гасят ветер» посвящены проблеме контакта. Впервые она была серьезно затронута в повести «Трудно быть богом», в которой сомнению подвергнута идея «прогрессорства» — искусственного ускорения развития иной цивилизации. «Малыш», «Обитаемый остров», «Хищные вещи века», «Жук в муравейнике», «Гадкие лебеди», «Волны гасят ветер» — произведения, свидетельствующие о принципиальных изменениях в картине жизни и художественном мире писателей конца 60 — 70 гг. и их мучительном поиске путей человеческого прогресса. Эволюция идей, переходящие из одного произведения в другое персонажи организуют романы и повести в цикл, в составе которого каждое произведение самостоятельно, но вместе они образуют новый семантический уровень обобщения.

Эти произведения привнесли в отечественную фантастику мощный аналитический потенциал, интеллектуальную насыщенность и завершенность. Построенная на органическом единстве серьезной мысли и увлекательной интриги, проза С. отмечена присутствием выраженного притчевого начала.

Для их художественной концепции мира характерно присутствие «нечто» — тайны, до конца неразрешимой. Через все произведения последних десятилетий красной нитью проходит предупреждение: осторожно, тайна рядом! «Нечто» существует само по себе, вне зависимости от мнений и представлений людей, и может оказаться в равной степени «ветром, надувающим паруса» или «ветром, рождающим бурю», не исключено, тем и другим одновременно.

Мир, как он видится авторам, основан на непрекращающейся борьбе человека в первую очередь с самим собой. Исход этой борьбы часто остается неизвестным, а результат ее волнует писателей меньше, чем процесс. В связи с вышесказанным, особо остро С. ставят вопрос о возможности в процессе борьбы сохранить достоинство человека и готовность предстать перед судом времени. Писатели подчеркнуто отказываются прогнозировать образ человека будущего — «задачу изображать людей иного времени, будущего, мы никогда не ставили и не будем ставить перед собой...», их больше интересует исследование современной жизни и человека, экстраполируя их в будущее, гиперболизируя и иногда доводя до гротеска.

При этом будущее рассматривается как экстремальные обстоятельства, проявляющие все сущностное в человеке, делающие очевидными закономерности его поведения.

Серьезность писательского отношения к проблеме нравственной готовности человека встретиться с будущим «лицом к лицу» подчеркивается часто встречающимся в их прозе мотивом тупика и идеей другого пути (каким он может оказаться — вопрос остается открытым, предположения такого рода С. не конкретизируют).

Самое сложное произведение авторов «Отягощенные злом» — контрапункт «Мастера и Маргариты» — роман-притча с неоднозначной концовкой, возможными трактовками. Два параллельных действия — библейско-фантасмогорическое (Демиург) и условно-реальное (в провинциальном российском городке Ташлинске) (Учитель) объединяются идеей, что единственно возможное спасение — воспитать поколение детей с новой психологией.

Так вся проза С. последнего времени представляет собой «глубокое ментоскопирование» морально-философского пласта событий и явлений, своеобразную интеллектуальную головоломку на тему «человек, социум, человечество на путях возможного прогресса», представленную в авантюрно-философской форме.

О писателях и их творчестве:

Амусин М. Братья Стругацкие: Очерк творчества. — Иерусалим: Беседер. — 1996.

Бритиков А. Русский советский научно-фантастический роман. — Л., 1970.

Васюченко И. Отвергнувшие воскресенье: заметки о творчестве Аркадия и Бориса Стругацких // Знамя. — 1989. — # 5.

Рублев К. Блеск голубоватого пенсне... // Двести. — 1995. — # Е.

Сербиненко В. Три века утопии: Читая братьев Стругацких // Новый мир. — 1989. — # 5.

(Мещерякова М.)

// Русская фантастика XX века в именах и лицах: Справочник / Под ред. М.И.Мещеряковой. — М.: МегаТрон, 1998. — С. 117-120.

 


      Оставьте Ваши вопросы, комментарии и предложения.
      © "Русская фантастика", 1998-2007
      © Марина Мещерякова, текст, 1998
      © Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий, 1956-2007
      © Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000
      © Алексей Андреев, графика, 2006
      Редактор: Владимир Борисов
      Верстка: Владимир Борисов, Максим Образцов
      Корректор: Владимир Дьяконов
      Страница создана в январе 1997. Статус официальной страницы получила летом 1999 года