СТРУГАЦКИЙ Аркадий Натанович [28.VIII.1925, Батуми — 12.Х.1991, Москва], СТРУГАЦКИЙ Борис Натанович [15.IV.1933, Ленинград] — прозаики. Отец С. был искусствоведом, мать — учительницей. Аркадий С. с шестнадцати лет работал; закончил артиллерийское училище; получил специальность переводчика-референта в московском Военном ин-те иностранных языков, где изучал японский и английский; до 1955 г. служил на Дальнем Востоке в качестве дивизионного переводчика; после демобилизации вернулся в Москву, работал редактором. Борис С. окончил мех.-мат. ф-т Ленинградского гос. ун-та в 1955 г.; стал астрономом, работал в Пулковской обсерватории.
С. получили широчайшую известность как писатели-фантасты. Начальный этап творческого пути С. вo многом проходил под знаком общих для советской фантастики 60-х гг. идей: прогнозирование будущего, попытки определить место Человека на Земле и во всей Вселенной. В основу первой повести С. «Извне» (1958) был положен традиционный сюжет о встрече землян с представителями иного разума. Главным персонажем повести стал человек, для которого проблема «контакта» и взаимопонимания разных по происхождению интеллектов оказывается чрезвычайно важной. В дальнейшем подобные герои будут появляться на страницах произведений С. постоянно, а отношение к проблеме «иного» определит эволюцию творчества писателей.
Вслед за «Извне» одно за другим появляются произведения, связанные с тематикой космических путешествий: 1959 г. — «Страна багровых туч», 1960 г. — «Путь на Альматею», 1961 г. — «Полдень, XXII век» («Возвращение»), 1962 г. — «Стажеры». Эти повести образуют цикл, связанный единством мотивов и действующих лиц. В них воссоздан фантастический мир будущего, где отсутствуют или почти решены многие социальные и нравственные противоречия. Перед людьми возникают задачи освоения новых пространств, усовершенствования природы, достижения бессмертия.
Общая оптимистическая тональность творчества С. вскоре сменяется более осторожным отношением к собственным представлениям о возможностях человека. В произведениях писателей обретают силу драматические и даже трагические ноты. Герои будущего оказываются в ситуациях, когда они не способны противостоять стихии и не в состоянии сделать однозначно правильный нравственный выбор («Далекая радуга», 1963). Испытанию подвергаются высшие идеи гуманизма: такие, как помощь нуждающемуся в спасении, право вмешиваться ради этого в естественный ход истории («Возвращение», 1962; «Трудно быть Богом», 1964). Постепенно творчество С. приобретает черты, благодаря которым читатели начинают выделять его из общего потока научно-фантастической литературы. С. удается мастерски построить сюжет и в то же время наполнить произведение философской проблематикой; при этом отвлеченные идеи звучат в произведениях С. как глубоко личностные, касающиеся каждого. «Будущее» и «Прошлое» в произведениях С. оказываются экзотической и в то же время достоверной проекцией на настоящее.
Драматическая тональность творчества С. усиливается к концу 60-х гг. В этом отношении показательно сопоставление двух произведений, представляющих собой своеобразную фантастическую дилогию: повесть «Понедельник начинается в субботу» (подзаголовок «Повесть-сказка для научных работников младшего возраста») (1965) и повесть «Сказка о тройке», отдельные главы которой появились в 1968 г. В процессе работы над этими произведениями авторы от попытки решать проблемы современности средствами комического переходят к социальной сатире, сближаясь с традициями Салтыкова-Щедрина.
Мотивы нелепого порядка, в условиях которого приходится жить человеку, звучат в повести «Улитка на склоне» (1966; изъята из библиотек после публикации). Эти мотивы тесно переплетаются в ней с темой прогресса: человек сталкивается с более совершенной формой существования, которая, однако, несет гибель всему, что не подходит для новой жизни. Должен ли человек способствовать такому прогрессу или, наоборот, необходимо сопротивляться ему, несмотря на тщетность всех усилий, — такие вопросы занимают главного героя «Улитки на склоне».
В 70-е гг. С. печатаются мало. Однако именно тогда появляется «Пикник на обочине» (1972) — одно из лучших произведений писателей, в котором сведены воедино все главные темы их творчества: столкновение человека с чужим разумом, непостижимость «иного», возможность или невозможность счастья для человека и человечества, необходимость жертвы на пути к счастью...
Несколько позже размышления над пределами человеческой способности понимать и преодолевать неизвестное вновь становятся основной проблемой повестей «За миллиард лет до конца света. Рукопись, обнаруженная при странных обстоятельствах» (1976) и «Жук в муравейнике» (1979).
В 80-е гг. появляется первый сборник фантастов. С. по-прежнему много работают. В 1985 г. увидела свет повесть «Волны гасят ветер», в 1986 г. — роман «Хромая судьба», в 1988 г. — роман «Град обреченный». С. пишут сценарии для кинофильмов. По одному из них, созданному на основе повести «Пикник на обочине», А. Тарковский снимает кинофильм «Сталкер». Последним из произведений, написанных С. совместно, оказалась нефантастическая пьеса «Жиды города Питера» (1990), в центре которой оказываются герои-интеллигенты, живущие в эпоху «перестройки».
Соч.: Собр. соч.: В 12 т. — М., 1991-1993.
Лит.: З е р к а л о в А. Игра по собственным правилам // Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. Собр. соч. — М., 1991. — Т. 1; А м у с и н М. Далеко ли до будущего? // Нева. — 1988. — # 9; С е р б и е н к о В. Три века скитаний в мире утопии: Читая братьев Стругацких // Новый мир. — 1989. — # 5.
В. Ю. Вьюгин, А. А. Бойцов
// Русские писатели, XX век: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. Ч. 2. М—Я / Под ред. Н.Н.Скатова. — М.: Просвещение, 1998. — С. 412-413.