МАЛЫШ
Поэтическая драма Д.Даниловой
Хабаровский ТЮЗ, 1986
Режиссёр: А.Павленко
Художник: С.Досекин
Действующие лица:
Малыш – Альбина Зорина
Геннадий Комов – Г.Григорьев
Майя Глумова – Е.Лыткина
Вандерхузе – В.Громовиков
Попов – Р.Исьянов
В одной из ранних повестей («Далекая радуга», 1963 г.)
писатели-фантасты А. и Б. Стругацкие поставили «эксперимент». На
маленькой планете, где живут и работают физики Земли, возникает некая
Волна, уничтожающая все на своем пути. Звездолет для эвакуации только
один, герои повести должны решить, кого же спасать – ученых или
детей? Позицию «физиков» выражает ученый Ламондуа: «Сликом
часто разуму и логике мешает наше чисто эмоциональное «хочу» и
«не хочу», «нравится» и «не нравится». Но
существует объективный закон, движущий человеческое общество. Он не
зависит от наших эмоций. И он гласит: человечество должно
познавать...» «Лирик» Горбовский отвечает так:
«Товарищ Ламондуа предлагает нам решать. Но, понимаете ли, решать,
собственно, нечего. Все уже решено. Ясли и матери с новорожденными уже на
звездолете. Остальные ребятишки грузятся сейчас».
В споре между Разумом и Чувством победило Чувство, да иначе и быть не
могло. Коммунары XXII века, о которых пишут Стругацкие, живут по высоким
нравственным принципам, и проблема выбора «ученые или дети»
может обсуждаться теоретически, практически же решение всегда будет
однозначным – «дети». Разумное должно быть
человечным, человечное – разумным, утверждают писатели.
Через восемь лет, на новом витке своего творчества, Стругацкие вернулись к
этой проблеме – в «Малыше», сузив круг персонажей до
пяти, усложнив задачу выбора.
...Четверо землян прилетают на необитаемую (как они полагают) планету и
встречаются там с Малышом – сыном погибших звездолетчиков.
Выясняется, что спасла и вырастила Малыша фантастическая
«свернувшаяся цивилизация», замкнутая на самой себе. Контакт с
землянами грозит для этой цивилизации серьезными потрясениями. Как же
быть: искать контакт или немедленно улетать с планеты? и что делать с
Малышом?
Таков исходный материал повести «Малыш», послуживший основой для
«поэтической драмы» Л.Даниловой, поставленной на сцене
Хабаровского ТЮЗа.
Возможны три варианта прочтения театром «Малыша».
История «космического Маугли» – впечатляющая,
фантастическая, где опорные точки – загадки: кто такой Малыш,
почему он уцелел, кто его спасители? Образы землян в этом варианте будут
нести чисто вспомогательные функции: постановка вопросов и поиск ответов
на них.
Рассказ о жёстко поставленной проблеме выбора – здесь нервом
спектакля будет конфликт между Разумом и Чувством, а образ
Малыша – лишь объект, дающий повод для конфликта.
И, наконец, совмещение, сплав обоих вариантов – что,
собственно, сделано в повести Стругацких.
Какой бы путь ни избрал режиссёр А.Павленко, центральной фигурой
спектакля, безусловно, стал Малыш в исполнении А.Зориной. Вот его первое
явление землянам – на фоне безжизненного,
«инопланетного» пейзажа (отмечу, кстати, точное и необычное,
«фантастическое» оформление художника С.Досекина) двигается
маленькая, изломанная фигурка – словно часть этого пейзажа,
вдруг ожившая. Зритель ещё не знает, кто это, что будет дальше (если,
конечно, он не читал повести Стругацких), но ощущение какого-то трагизма
уже входит в него, чтобы не отсавлять до конца спектакля.
Альбина Зорина играет Малыша потрясающе достоверно (если можно говорить о
достоверности фантастического образа). Рисунок роли настолько сложный,
настолько насыщен мгновенными изменениями, что описать все нюансы просто
невозможно – это надо видеть. Пластика А.Зориной меняется в
зависимости от обстоятельств: вот Малыш вне корабля, и его
«нечеловеческие» жесты кажутся естественными, он
«дома». В рубке звездолёта Малыш иной, настороженный, готовый к
мгновенному бегству. Знакомство с землянами продолжается, Малыш
проникается доверием к ним, и движения его становятся более плавными,
дающими ощущение, что и здесь – часть его «дома», но
миг – и снова Малыш – «чужак»... Даже по
отношению к каждому из четырёх землян у Малыша разная форма пластического
«общения» – в зависимости от его сиюминутного
ощущения «партнёра по контакту».
Но, кроме выразительного и гибкого поведения Малыша в различных внешних
ситуациях, А.Зорина решает и более сложную задачу – языком
пластики показывает внутреннюю трагедию Малыша, раздирающую его душу
двойственность: он полюбил землян, он хочет быть с ними, выйти из круга
одиночества, в котором он жил на планете, и он знает, что это невозможно,
что, уйдя к землянам, он причинит непоправимый вред спасшей его
цивилизации. «Мне плохо, а сейчас ещё хуже. Скажи ему, чтоб он думал
скорее. Я разорвусь пополам, если он быстро не придумает. У меня внутри
всё болит», – заклинает Малыш. Актриса сумела показать и
это, почти невозможное – внутреннюю боль Малыша, разрывающую
его.
Роль Малыша в исполнении Альбины Зориной – на мой взгляд, одна
из интереснейших и впечатляющих работ нынешнего театрального сезона.
Да, а что же наши земляне? В сравнении с Малышом они, безусловно,
проигрывают. Конечно, можно предложить такое объяснение:
Малыш – образ фантастический, привлекающий внимание зрителей
заложенной в него необычностью. У актёров, играющих космонавтов, просто
меньше фактуры для создания ярких сценических образов, это обычные люди в
одинаковых форменных костюмах...
Но, думается, в образах землян для актёров заложена возможность встать
«вровень» с Малышом А.Зориной – если идти в работе
над этими образами от характеров, попытаться представить себе (и сыграть!)
наших гипотетических потомков из XXII векас их сложной душевной
структурой, высокими нравственными качествами, гуманистическими идеалами.
Что же получилось в спектакле? По сути дела, показан конфликт между
Геннадием Комовым (я видел его в исполнении Г.Григорьева) и Майей Глумовой
(Е.Лыткина). Комов – персонифицированный Разум, он предлагает
использовать Малыша в качестве посредника между землянами и аборигенами,
не беря в расчёт самого Малыша, его судьбу. То самое: «человечество
должно познавать...» Глумова жалеет Малыша и срывает
«эксперимент» Комова. Как и в «Далёкой радуге»,
побеждает Чувство. Два остальных землянина – командир корабля
Вандерхузе (В.Громовиков) и радист Попов (Р.Исьянов), если так можно
выразиться, нейтральны: им и Малыша жалко, и доводы Комова об
исключительной возможности контакта понятны.
Земляне очень схематичны, для каждого достаточно одного эпитета: юношески
непосредственный Попов, добродушный Вандерхузе, эксцентричная Глумова,
прямолинейный Комов. Внешние характеристики – но не характеры.
Герои отчаянно жестикулируют, мечутся по сцене, решают эту пресловутую
проблему выбора, а мы, зрители, ждём очередного появления Малыша...
Я прочёл пьесу Л.Даниловой и увидел, что всё это есть в ней –
схемы вместо характеров, отсутствие исторического и социального
воображения (право же, трудно согласиться с Л.Даниловой, что наши
потомки – коммунары XXII века будут такими примитивными
неврастениками). Но ведь, кроме пьесы Л.Даниловой, есть ещё собственно
творчество братьев Стругацких, на протяжении тридцати лет последовательно
создающих картину будущего. И Комов для писателей – не
эпизодическая фигура, как Ламондуа в «Далёкой Радуге», а один из
любимых героев, сложный, противоречивый, в чём-то порой опережающий своих
коллег, лидер подростков в «Полдне, XXII век», выросший до
одного из руководителей объединённого мирового сообщества («Жук в
муравейнике», «Волны гасят ветер»). Какой уж там
«фанатик абстрактных идей»! И чувство высокого гуманизма присуще
Комову в не меньшей степени, чем остальным землянам, – ведь и
на планету Таумата (так она названа в пьесе) Комов и его товарищи прибыли
с гуманной целью: подготовить данные о возможности переселения сюда
жителей планеты Панты, которым угрожает гибель. Спасение целой
расы – и игнорирование судьбы Малыша, который является
своеобразной цивилизацией в единственном числе. Как-то это не совмещается.
Малыш оказался между молотом и наковальней? Но человечество –
не молот. Оно сделает всё возможное для спасения даже одного ребёнка,
использует для этого все фантастические возможности XXII века...
Признаюсь, очень удивил меня финал спектакля (и пьесы). Чувство в лице
Майи победило, земляне улетают, оставляя Малыша и аборигенов в покое. Но
выход ли это для Малыша? Не будет ли он по-прежнему
«разрываться» надвое от мучительной боли и тоски по своим земным
собратьям? Не жестоко ли это – бросить его? И как дальше жить
землянам – с памятью об оставленном Малыше? И если цель
гуманного поступка Майи именно такова, то так ли уж он гуманен?
В повести Стругацких финал иной. Земляне улетают с планеты и остаются на
орбите, и каждй день ведёт Стас Попов разговоры по видеосвязи, и даже деда
Малыша нашли, и он тоже разговаривает с внуком, а лучшие умы человечества
в это время бьются над решением проблемы: как сделать Малыша счастливым?
Но главное – Малыш не одинок. Люди не бросили его. И в этом
высокий пафос, сильный нравственный заряд повести Стругацких.
Опустив такой финал, автор пьесы Л.Данилова вольно или невольно сместила
критерии, и люди будущего оказались не соответствующими нашим сегодняшним
(что уж говорить о XXII веке!) нравственным нормам. Так чему же научат они
юных зрителей, к каким вершинам разума и духа позовут?
Однако я не могу назвать спектакль «Малыш» явной неудачей театра
юного зрителя, потому что есть Малыш – сыгранный Альбиной
Зориной на равном с творчеством Стругацких художественном уровне,
говорящий со зрителем о высших человеческих ценностях, без которых нельзя
жить человеку ни сегодня, ни в будущем, – о добре, сострадании,
любви.
Шмаков Ю. Тест на человечность: Заметки о спектакле Хабаровского ТЮЗа
«Малыш» // Тихоокеанская звезда (Хабаровск). –
1986. – 21 февр. – С. 4. –
(Театр).
|