|
КОЛЛЕКТИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ взятое у Аркадия Натановича Стругацкого семинаром молодых писателей-фантастов 17 марта 1982 года в редакции журнала «Знание-Сила» («в подвале у Романа»)
ВОПРОС: Правда ли, что все герои ваших произведений взяты из жизни?
А.Н.СТРУГАЦКИЙ: С самого начала наша деятельность – наша с братом работа –
была реакцией на нереалистичность фантастической литературы, выдуманность
героев. Перед нашими глазами – у меня, когда я был в армии, у Бориса Натановича
в университете, потом в обсерватории – проходили люди, которые нам очень
нравились. Прекрасные люди, попадавшие с нами вместе в различные ситуации.
Даже в тяжелые ситуации. Помню, например, как меня забросили на остров
Алаид – с четырьмя ящиками сливочного масла на десять дней. И без единого
куска сахара или хлеба. Были ситуации и похуже, когда тесная компания из
четырех-пяти человек вынуждена была жить длительное время в замкнутом
пространстве. Вот тогда я впервые испытал на своей шкуре все эти проблемы
психологической совместимости. Достаточно было одного дрянного человека,
чтобы испортить моральный климат всего маленького коллектива. Порой было
совершенно невыносимо. Были и такие коллективы, когда мы заведомо знали,
что имярек – плохой человек, но были к этому готовы и как-то отстраняли его от
своих дел. Я хочу сказать, что нам было с кого писать своих персонажей. И когда
мы с братом начали работать, нам не приходилось изобретать героев с какими-то
выдуманными характерами и чертами, они уже были готовы, они уже прошли
в жизни на наших глазах, и мы просто помещали их в соответствующие
ситуации. Скажем, гоняться за японской шхуной на пограничном катере – дело
достаточно рискованное. А почему бы не представить этих людей на космическом
корабле ? Ведь готовые характеры уже есть. Мы, если угодно, облегчили себе
жизнь. Конечно, по ходу дела нам приходилось кое-что изобретать. Но это не
столько изобретения, сколько обобщение некоторых характерных черт, взятых у
реальных людей и соединенных в один образ.
ВОПРОС: Когда вы начали писать фантастику?
А.Н.СТРУГАЦКИЙ: Фантастику мы с братом любили читать с детства. И поэтому
неизбежно должны были начать работать в фантастике. Но, в общем, это
поначалу была героическая литература, литература героев. О рыцарях без страха и
упрека. И без проблем. А? «Страна Багровых Туч»? Ну, какая там проблема?.. Сели,
полетели. Трудно сказать что-либо о начале нашей деятельности... О том, когда
именно мы начали работать... Первое наше произведение было реакцией на
состояние фантастики в нашей стране... Уж очень плохо тогда было ... с
фантастикой...
ВОПРОС: Когда вы родились как писатели БРАТЬЯ СТРУГАЦКИЕ? Когда вы
стали настоящими писателями?
А.Н.СТРУГАЦКИЙ: Ну, не знаю... «Лицом к лицу не увидать...» Могу лишь сказать
с определенностью: когда вышел «Пепел Бикини», политический роман, когда его
издали, нам стало ясно: не боги горшки обжигают, можно продолжать и дальше.
ВОПРОС: А кто был соавтором?
А.Н.СТРУГАЦКИЙ: Некто Лева Петров. Мы с ним служили вместе в армии на
Дальнем Востоке. А потом, когда демобилизовались, он стал в АПН работать,
женился на внучке Хрущева. И безвременно умер.
ВОПРОС: Бывают ли случаи, когда вы не знаете, чем кончится произведение?
Например, «Жук в муравейнике» предполагает несколько концовок...
А.Н.СТРУГАЦКИЙ: Мы всегда знаем, чем должна кончиться наша работа, но
никогда еще в истории нашей с братом деятельности произведение не кончалось
так, как мы задумали. То есть, мы всегда знаем, о чем пишем, и всегда ошибаемся.
Причем это выясняется не в конце, а где-то в середине вещи.
ВОПРОС: В некоторых ваших произведениях ощущается намеренная
недоговоренность. Например, в «Далекой Радуге»...
А.Н.СТРУГАЦКИЙ: Я считаю, что недоговоренность должна быть основным
инструментом литературы. Насчет «Радуги» – точно не помню. Работа над ней
относится к тому периоду, когда мы имели и силу, и энергию придерживаться
заранее составленного плана. Не исключено, что конец этой повести был
запланирован. Может быть, имелся в виду и счастливый конец, хотя вряд ли...
Счастливые концы мы отбрасываем, как маловероятные при любых
обстоятельствах.
ВОПРОС: Как правило, ваши произведения неоднозначны. Они вызывают много
мыслей – порой противоречивых. Взять хотя бы «Жука в муравейнике» – пока
читаешь, предполагаешь разные варианты концовки, и все равно то , чем
заканчиваете роман вы, обрушивается на читателя совершенно неожиданно. Вы
сознательно стремитесь в поливалентности произведений, или это получается у
вас случайно?
А.Н.СТРУГАЦКИЙ: Мы считаем так: чем больше художественное произведение
вызывает противоречивых мнений, чем больше допускает толкований, чем
больше вызывает столкновений читателей с самим собой, – тем оно лучше. На мой
взгляд, абсолютная ценность произведения в этом случае возрастает. Читая
произведение, которое можно интерпретировать так, и этак, и так, и этак – человек
порой меняет свое мировоззрение. Он начинает понимать, что окончательных
ответов в мире быть не может. Вот что самое главное. Сегодня он пришел к такой-
то интерпретации, а через год перечитывает вещь – и у него получается другая
интерпретация, – он накапливает опыт.
ВОПРОС: А как вы приходите к выводу, что сказали все, что хотели сказать, если
вещь поливалентна и не допускает однозначности суждений? Может быть,
желание закончить произведение приходит бессознательно?
А.Н.СТРУГАЦКИЙ: Нет, в конце концов, это получается сознательно. Сознательно
в каком смысле: когда мы упираемся в ситуацию, в которой возможно несколько
альтернативных решений, – мы считаем, что на этом можно ставить точку.
ВОПРОС: Не возникает ли логическое противоречие между верой писателя в свой
мир и действительностью?
А.Н.СТРУГАЦКИЙ: Нет, не возникает. Вы подходите не с того конца.
Конструирование Вселенной для нас стоит на самом последнем месте. В процессе
работы сначала возникает сюжет, возникает образ, затем мы развиваем сюжет и
образ. Развиваем так, чтобы наиболее четко выразить свою идею. И в соответсвии
с этим, налепливаем вокруг свою Вселенную. Поэтому логического противоречия
не возникает.
ВОПРОС: А эмоциональное противоречие?
А.Н.СТРУГАЦКИЙ: Мы создаем Вселенную на пустом месте. Если Вселенная
вступает с нами в конфликт, мы её изменяем так, чтобы она не вступала. Модели
Вселенной, модели антуража, модели обстановки мы строим таким образом,
чтобы они не мешали, а помогали нам работать. Если нам понадобится,
например, три или четыре луны... Мы представим себе такой дикий сюжет, где
для наших надобностей над селом Диканька было бы четыре луны сразу. И что?
Мы, не колеблясь, поставили бы эти четыре луны.
ВОПРОС: А с чего начинался «Пикник на обочине»? Со вселенной или с идеи?
А.Н.СТРУГАЦКИЙ: С «Пикником» было несколько необычно, потому что нам
вначале очень понравилась идея пикника. Мы однажды увидели место, на
котором ночевали автотуристы. Это было страшно загаженное место, на лужайке
царило запустение. И мы подумали: каково же должно быть лесным жителям? Нам
понравился этот образ, но мы прошли мимо, поговорили, и лужайка исчезла из
памяти. Мы занялись другими делами. А потом, когда возникла идея о
человечестве, – такая идея: свинья грязи найдет, – мы вернулись к лужайке. Не
будет атомной бомбы – будет что-нибудь другое. Человечество – на нынешнем его
массово-психилогическом уровне – обязательно найдет, чем себя уязвить. И вот,
когда сформировалась эта идея, – как раз подвернулась, вспомнилась нам
загаженная лужайка.
ВОПРОС: Сколько лет проходит от рождения замысла до воплощения?
А.Н.СТРУГАЦКИЙ: Четыре – пять лет. Но параллельно мы работаем и над
другими вещами.
ВОПРОС: Но когда вы пишете, то над другими вещами, наверное, уже не думаете?
А.Н.СТРУГАЦКИЙ: Когда пишем? Я уже говорил, что на определенном уровне,
когда овладеешь мастерством... Что мы понимаем под ремеслом? Под
писательским ремеслом мы понимаем способность автора без особых усилий – без
заметных усилий – выражать любую, даже самую сложную мысль чисто
автоматически. Поэтому сам процесс писания не требует от нас больших усилий –
и оставляет нас «свеженькими» для раздумий над следующими произведениями.
Кроме того, мы собираемся для размышлений.
ВОПРОС: Бывает ли так, что герои выходят из-под вашего контроля? Ведут себя
так, как вы и не предполагали вначале?
А.Н.СТРУГАЦКИЙ: Как только герой, который нам уже понравился, начинает
поступать вразрез с нашими намерениями – нужно менять намерения.
ВОПРОС: В принципе, у вас всегда герои – все люди в произведениях – это наши
современники...
А.Н.СТРУГАЦКИЙ: Обязательно. Совершенно бессмысленно было бы изображать
что-то иное...
ВОПРОС: Почему в ваших произведениях, как правило, женщины в главных
ролях не выступают?
А.Н.СТРУГАЦКИЙ: Женщины для меня как были, так и остаются самыми
таинственными существами в мире. Они знают что-то, чего не знаем мы. Лев
Николаевич Толстой сказал: все можно выдумать, кроме психологии. А
психологию женщины мы можем только выдумывать, потому что мы её не знаем.
ВОПРОС: А что вы можете сказать о герое «Миллиарда лет до конца света»?
А.Н.СТРУГАЦКИЙ: Вы его знаете уже. В какой-то степени он списан со всех нас.
Помните, там речь идет о папке? Прочитав эту вещь, вы не задавали себе вопроса
«А чтобы я сделал с этой папкой?». Мы дали ответ словами героя: если я отдам
папку, я буду очень маленький, никуда не годный, а мой сын будет обо мне
говорить: да, мой папа когда-то чуть не сделал большое открытие. И все подлости
начнут делать и коньяк начнут пить. Если же я папку не отдам, меня могут
прихлопнуть. Выбор.
ВОПРОС: Значит для вас проблема выбора для вас самая главная?
А.Н.СТРУГАЦКИЙ: Вот-вот-вот. Мы нечувствительно – мы, Стругацкие, – писали
именно об этом. Но долгое время не осознавали, что это именно так. Писали,
повторяю, нечувствительно. Оказалось, что главная тема Стругацких – это выбор.
И осознали мы это не сами, нам подсказали... Один знакомый подсказал.
Записал В.Бабенко
Оставьте Ваши вопросы, комментарии и предложения.
|