|
OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким
Май 2003
Задать свой вопрос | Архив Off-line интервью | Любимые книги | Чат с БНС на сайте "Компьютерры"
Здравствуйте, Борис Натанович. Я рад, что могу свободно приобретать и читать Ваши книги. Но меня всегда мучал один вопрос... нет, три... Оберон < oberon82@bk.ru> Пару раз принимал участие в он-лайн интервью. А «вживую» с поклонниками не встречаюсь уже лет двадцать. 2. Если бы Вы могли охарактеризовать себя 3 прилагательными, то какими они будут? Оберон < oberon82@bk.ru> Старый. Больной. Ленивый. 3. Каких из молодых авторов Вам хотелось бы выделить особо? Оберон < oberon82@bk.ru> Их человек двадцать. Всех перечислять – долго. А если вдруг забуду кого-нибудь? Обидно! Полистайте эту страничку – я здесь часто высказывался по поводу своих симпатий. 4. А как можно заполучить Ваше фото с автографом? Или просто автограф? Оберон < oberon82@bk.ru> Попробуйте отловить меня на каком-нибудь коне. Других способов нет. 5. Как Вы относитесь к фэнзинам и считаете ли, что у них есть будущее в России или СНГ? Оберон < oberon82@bk.ru> Это, по-моему, очень интересное и полезное развлечение. Полезная игра. Но – не более того. Уважаемый Борис Натанович! Спасибо Вам за ответ и ещё раз набираюсь нахальства задать Вам вопрос. Первый раз я прочитал «Пикник на обочине» в журнале «Аврора», и после – читая этот же роман в книге, – я увидел, что он основательно почищен от разного рода, как тогда казалось, грубостей. Вот я и хочу спросить – как это происходило – Вас вынуждали убирать неформатные выражения или цензоры сами энтим занимались? Желаю Вам здоровья на долгие-долгие годы! Александр Шелудько < asheludko@MAIL.RU> Спасибо. А куда делся Быков (не пойму только, сын это или отец), который ушел в Первую Звездную? Почему-то больше о нем ничего и нет... разве что первые три звездные были к одной звезде, кажется Тайе, и что во второй был Горбовский. Александр Дубовик < aidubovik@mail.ru> Все эти упоминания, в общем, случайны. Мы никогда не имели целью написать хронологически непротиворечивую историю будущего. Каждая новая вещь писалась как последняя, а предыдущие зачастую не принимались во внимание вообще. Поэтому знатоки находят в наших текстах множество анахронизмов, – и с наслаждением занимаются их «состыковкой»: удаляют противоречия. Почитайте по этому поводу Шавшина, Казакова, Переслегина. И других. Здравствуйте, дорогой Борис Натанович! Пошелюжин А. < katun@ab.ru> Никак не связано. Таких эпизодов в мировой истории были десятки. Трудно быть принцем. 2. И еще вопрос! О «Сталкере». Как видно при серьезном «всматривании» в текст сценария и слова фильма, каждое предложение там взято «не с потолка», а имеет какой-то смысл. Пусть даже для воспроизведения реалистичности, – чтобы слова героев были именно такими, каковы бы они были при реальной реализации описанных событий. Но вот Писатель спрашивает: «А вы что – химик?», на что Профессор отвечает: «Скорее физик». Знаю Вашу плохую «осведомленность» о фильме и сценарии и все же спрошу – почему Писатель решил, что это химик, и почему «химик» оказался СКОРЕЕ физик? И есть ли в этом вообще какой-то смысл? Пошелюжин А. < katun@ab.ru> У нас есть знакомый доктор наук, который обожает говорить «я – химик», когда ему задают вопрос из физики, и – «я – физик», когда спрашивают о химии. На самом деле он физико-химик, специалист по высокомолекулярным соединениям. Диалог, который Вы приводите, это калька реальной беседы. Никакого глубокого смысла в этом диалоге нет. Уважаемый Борис Натанович! Был приятно удивлён, узнав, что вам нравится творчество Виктора Астафьева. Пусть это и нелогично, но всё равно – спасибо! :) Игорь < gigrey@mail.ru> Но мы же об этом прямо пишем! См. Меморандум Бромберга. Недаром же обнаружение факта существования люденов названо Большим Откровением. Люди оказались перед необходимостью совсем по-другому оценить свою роль в истории Земли. Уважаемый Борис Натанович! Нина Инсарова < pofy@pisem.net> Могу сказать только, что если бы С.Витицкий хотел бы выразить именно эту идею, он бы ее и выразил. Тем или иным способом. Но трудно (и не интересно) представить себе ученого, который смыслом своей деятельности положил создание чудовищных монстров. Такое бывает только в плохих фильмах. А в хороших фильмах (и в реальности) герои стремятся создать как раз ангелов, а получаются у них – монстры. Вы, разумеется, вольны трактовать текст ПП по своему разумению, но – обращаю Ваше внимание! – Вы не сумеете найти в тексте НИ ОДНОГО подтверждения Вашей идеи. Только косвенные соображения самого общего характера. Вас это не настораживает? Это как если бы Вы предположили, что поручик Вронский (он, кажется, поручик?) на самом деле – дьявол, пришедший из ада, чтобы погубить несчастную Анну. Эта идея никак не опровергается текстом романа. Но – вот беда! – она никак (ни единым фактом) и не подтверждается. В чем по-вашему счастье для человека?! В чем его вековечное стремление?! Я не прошу дать мне ответ на вопрос: «В чем смысл жизни!» Просто в Ваших книгах так все хорошо и гладко, что хочеться там жить. Воланд < hush007@mail.ru> Мы писали о людях, которе высшим наслаждением своей жизни полагают успешную, свободную, творческую работу. В таких людях нет ничего фантастического, их полно вокруг. Раз Вам нравится такой образ жизни, то, может быть, и Вы один из них. В реалистической, кстати, литературе таких тоже полно. Почитайте, например, «Цитадель» Кронина, или «Живи с молнией» Уилсона, или «Иду на грозу» Гранина. Первую Вашу книгу я прочитал в 13 лет. Страна багровых туч была для меня открытием. Это первая книга, где люди завоевывают что-то не силой оружия, но своей храбростью и силой воли. После этого для меня началась пора погружения в Ваши Миры. Спасибо Вам за это. Воланд < hush007@mail.ru> Спасибо и Вам на добром слове. Но не могу не заметить, что во времена «Страны» использование оружия в космических романах запрещалось цензурой. А нам так хотелось писать о звездных войнах и о пиратах в космосе! Но – низ-зя! Позвольте (в очередной раз) выразить Вам почтение и благодарность за ваши книги. Марат < maratgub@hotmail.com> Это – серьезная проблема. Правда, ВНМ здесь, по-моему, ни при чем. Речь идет, скорее, – если уж Вам захотелось фантастических аналогий, – о «прогрессорской деятельности». Более развитая цивилизация пытается поднять уровень жизни (не только материальный, но и духовный, нравственный, культурный) цивилизации, менее развитой. Имеет она на это право? Обязана ли менее развитая цивилизация принимать помощь исключительно с благодарностью? Или (нравственно) допускается более широкий спектр отношения к происходящему? По-моему, единственного ответа на эти вопросы не существует. Ясно только, что «Сверхцивилизация» должна проявлять максимум деликатности и быть готова к взрывам воистину безграничной неблагодарности. Неплохо также всегда помнить неувядаемое «врачу, исцелися сам». Уважаемый Борис Натанович! Владислав Роу Я к этому отношусь довольно равнодушно. Хотя иногда хочется нанять опытного юриста и – пустить его собирать мзду «за использование». А получившиеся деньги потратить, например, на издание журнала. Уважаемый Борис Натанович! Вадим < VadimG_Od@ukr.net> Это тот самый случай, когда лучше недобдеть, чем перебдеть. Цензура (любая) подобна раку: все начинается с одной клетки, – прошел год, и опухоль сжирает человека. Я не понимаю, кто будет сочинять и – главное – реализовывать «кодекс норм», о котором Вы пишете. Приличный человек на такую работу не пойдет, а неприличные у нас уже этим занимались (и, помнится, запрещали «Рублева» за жестокость, а «Зори тихие» – за порнографию). Нет уж, лучше пусть как сейчас: прорывается иногда пошлятина и дурновкусие, но зато есть уверенность, что ничего по-настоящему сильного от нас не скроют новые «савонарылы». |
Задать свой вопрос | Архив Off-line интервью | Любимые книги | Чат с БНС на сайте "Компьютерры"
© "Русская фантастика", 1998-2003
© Борис Стругацкий, 2003 © Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000 © Алексей Андреев, графика, 1999 |
Редактор: Владимир Борисов
Верстка: Владимир Борисов Корректор: Владимир Дьяконов |