|
OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким
Июнь 2003
Задать свой вопрос | Архив Off-line интервью | Любимые книги | Чат с БНС на сайте "Компьютерры"
Да Вы меня не поняли! Нина Инсарова < pofy@pisem.net> Видимо, да. Я вовсе не имела в виду, что Виконт нарочно монстров создавал, – конечно, нет. Нина Инсарова < pofy@pisem.net> А что же тогда, что именно он создавал? Я-то знаю: он создавал «практическое бессмертие». А по-вашему? Я думала, он вроде тех прекрасных ученых, которые в упоении чистой наукой бомбу изобрели. Исторических параллелей полно – тот же академик Сахаров. Нина Инсарова < pofy@pisem.net> Ниоткуда не следует, что Виконт – апологет «чистой науки». Наоборот, он показан самым что ни на есть прагматичным прагматиком. (Каковым был и Сахаров, a propos, когда занимался бомбой.) И в любом случае Вы не найдете в романе НИКАКИХ фактов, подтверждающих любую другую цель работы Виконта, кроме стремления сделать человека практически бессмертным. Уважаемый Борис Натанович! Федор < fyodor@startrek.ru> Представления не имею. Слишком мало данных. Где я (новый, 20-летний) учусь? Кто мои родители? Родственники? Друзья? Что я за человек? Кого предпочитаю читать? Какие у меня вообще пристрастия?.. Вы видите, ответить на Ваш вопрос невозможно. Добрый день, уважаемый Борис Натанович! Александр < alexlevi@mail.ru> Я что-то не понял: Вы согласны с моим мнением, что наше, отечественное, образование не следует считать таким уж хорошим? А ведь я, собственно, только ради доказательства этого тезиса и приводил все названные примеры. По-моему, Вы со мной не спорите. Более того, Вы мой тезис дополнительно подкрепляете: нас не только учили плохо (по Вашему мнению), нас еще вдобавок учили и не тому, что действительно человеку нужно. Бесспорное утверждение! Но тогда уж я совсем не вижу никакого предмета спора между нами. Уважаемый Борис Натанович! Юрий Зибинский < Zibinsky@ctsnet.ru> Я читал несколько книжек Лоренца по этологии. Но помню только «Кольцо царя Соломона». Там он в популярной формне излагает свое (с Тинбергеном) учение о поведении животных. Это и есть этология – не путайте с экологией. Уважаемый Борис Натанович, у меня вопрос по ОО. Как Вы себе представляете дальнейшую судьбу Умника, господина государственного прокурора? Мне кажется, что это один из самых живых, достоверных персонажей повести. Очень хотелось бы узнать, что с ним станется? Усидит ли он на своем месте? Мне как читателю хотелось бы этого, но какова авторская мысль? В.Весловский Хороший вопрос. Но ответа на него я не знаю. Наверное, первое время Умнику придется скрываться (как видному чиновнику старого режима, запятнавшему себя преступлениями), но потом – приспособится как-нибудь: ведь он же как-никак Умник. Уважаемый Борис Натанович! Александр < baltmedia@inco.spb.ru> О совпадении с мнением читателей думать вообще не приходится. Обычно спектр этих мнений – «от и до». Поэтому отслеживаешь только суждения уважаемых тобою и знакомых людей. Что же касается личного ощущения «удачи-неудачи», то тут бывает по-всякому, но ощущение огромного облегчения («сделал! довел дело до конца! преодолел! перемахнул пригорочек!») – это ощущение настолько преобладает, что все остальное кажется малосущественным. Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Юрий Зибинский < Zibinsky@ctsnet.ru> Он занимался сочинительством года два, не больше, перед самой школой. Потом – как отрезало. И – навсегда. «Бессильные мира сего» Ваша последняя книга? Работаете ли Вы сейчас над каким-нибудь новым произведением? Есть ли у Вас сейчас идея книги, работать над которой Вы начнете в ближайшее время? Дмитрий Самохин < dimser@rambler.ru> Сейчас мне не до того. Во-первых, я устал, а во-вторых, много сил отнимает работа в журнале и в разных литературных жюри. Я сейчас не писатель, я – в полном соответствии с известным анекдотом – читатель. Уважаемый Борис Натанович, как Вы считаете, на какие действия имеют теперь моральное право простые иракские арканарцы в отношении американских прогрессоров? Игорь < ig_shel@rambler.ru> На мой взгляд, они должны быть американцам благодарны, и заниматься им сейчас следует построением свободного демократического государства (пока власть не захватили какие-нибудь ваххабиты). Но это – на мой взгляд. Массовый житель Ирака может иметь (и имеет, наверное) совсем другие представления о том, что такое «правильно устроенное общество». Если даже у нас, в России, такой разнобой взглядов (от Немцова до Зюганова), то что тогда говорить об арабах, которые гораздо глубже нас увязли в средневековье и феодализме. Уважаемый Борис Натанович! Дмитрий < matolma> Роман этот мы, конечно, читали, но никогда особенно не любили, так что если какое-то влияние и имело место, то чисто подсознательное (так называемый импринтинг). Зато я точно помню, как мы ликовали, прочитав в каком-то популярном журнале о существовании (где-то в Африке) гигантского естественного уранового котла, очень похожего по описанию на нашу Голконду. Работа над СБТ была тогда в самом разгаре. Дорогой Борис Натанович! Третий раз за два года беспокою Вас вопросом на одну и ту же тему. Вадим < vadim@nospam.nospam.net> Наверное, ничего существенно нового по этому поводу я сказать Вам не могу. Мы никогда не продумывали эту ситуацию сколько-нибудь подробно, хотя прекрасно понимали, что это очень неплохой сюжет для повести. Просто машинный разум никогда нас по-настоящему не интересовал, это была «не наша» тема. Как именно Машину выключали, – не знаю. Вы перечислили несколько вариантов, все они вполне возможны. Откуда у людей страх перед машиной и вообще нечеловеческой цивилизацией, – трудно сказать. Может быть, это инерция старинных страхов (Голем, чудовище Франкенштейна, роботы Чапека), а может быть, инстинктивное опасение мощного и совершенно неудобопонимаемого соперника... Матрица и Терминатор здесь ни при чем – это все лишь современные формы весьма древних страхов. Дорогой Борис Натанович, мне интересно Ваше мнение о внешнем виде Ваших книг, т.е. о том – насколько важно их оформление для Вас? У меня дома книги 1992-го года (собрание сочинений), издательство «Текст», Москва. Белого цвета – терпимо, но можно, как я думаю, и лучше. Издательство то же, но 1997-го, серое (тоже полное собрание сочинений), с золотистым тесненным узором и симпатичными картинками на лицевой стороне обложки – мне кажется наиболее удачным. И издание 1999 года противно-цветастое (Москва, «АСТ» – если не ошибаюсь) – размалеванное в «мультипликационном» стиле. По-моему, самое гнусное оформление из мной виденных. Мне почему-то неприятно видеть книги любимого и уважаемого мной автора в таком «ярко-базарном» оформлении, тем более, что Вашу литературу я считаю серьезной. По-моему, это то же самое, что на одном из томов собрания сочинений Достоевского изображать карикатурного князя Мышкина, пускающего слюни к вящему удовольствию собравшихся вокруг и хохочущих дворян. Иван Мамонтов < mamontoff@rambler.ru> Я всегда был довольно равнодушен к художественному оформлению наших книг, хотя сам предпочитаю, естественно, оформление строгое и простое. В наше время этот вопрос полностью контролируется издателем. Считается, что издатель знает, как именно надо оформлять книгу, чтобы она лучше раскупалась. С таким подходом спорить трудно, тем более, что издатель рискует своими деньгами, а писатель, в конце концов, тоже заинтересован, чтобы его книга раскупалась хорошо. И еще небольшой комментарий. Вы тут отвечали на вопрос – «Стоит ли доверять косноязычному историку?», что косноязычие есть признак плохой грамматики и культуры мышления. Поэтому здесь и кроется ответ, чем нам не нравится наш президент Кучма:). Иван Мамонтов < mamontoff@rambler.ru> Вам, разумеется, виднее. Но здесь, в России, Кучма смотрится на порядок симпатичнее, чем Батька. Имейте это в виду. Здравствуйте, Борис Натанович! Олег < sayme@rostov.ru> Люди объединяются только в случае крайней необходимости. Так уж они устроены. Я уже писал здесь не раз: когда и если у человечества действительно возникнет необходимость в Высокой Теории воспитания, – теория эта будет создана и применена на практике. Тогда, может быть, и возникнет Мир Полудня. Но не раньше. Так всеобщая грамотность породила современную демократию. Но человечеству понадобились века, чтобы потребность во всеобщей грамотности стала насущной. Глубокоуважаемый Борис Натанович! Андрей Окишев < aokishev@rochester.rr.com> Да, нет, придумали, конечно. Что тут, собственно, заимствовать? Да и не читали мы никогда С.Стариковича, и даже не слышали о нем, по-моему. Здравствуйте, дорогой Борис Натанович! Пошелюжин Алесандр < katun@ab.ru> Да, это действительно так. Наш Снеговой внешне да и некоторыми своими биографическими черточками очень похож на Александра Александровича. Уважаемый Борис Натанович! Недавно я случайно попал на один из русскоязычных израильских форумов (имеется в виду интернет-форум). До сих пор я думал, что никаких национальных проблем между русскими и евреями не существует. Однако то, что я там прочитал, заставляет призадуматься. Для интереса я прошелся по поисковику в поисках других примеров (вдруг это было исключение?) и вот что нашел. Алексей Васильев < alex@v-home.ru> Фашизм (нацизм) есть диктатура националистов. Эти два признака и определяют нацизм: махровый национализм плюс диктатура. Евреи-националисты (причем – крутейшие!) безусловно существуют. Но я что-то не слышал о евреях, который ратуют за диктатуру и тоталитаризм. Так что понятие «еврейский фашизм» кажется мне логически противоречивым и, значит, неправильным. Но на мой взгляд, быть националистом достаточно отвратительно, – и без всякого фашизма. Терпеть не могу национализма, ни в какой форме. Добрый день! Последнее, что поразило из прочитанного – мысли Банева («Хромая судьба»), когда он бродил по родной школе и осуждал себя юного. А потом вдруг подумал, что через 10 лет он, может быть, вспомнит этот момент и так же будет думать о себе нынешнем. И этот призыв: только смирение, только скромность!.. Как Вы сейчас думаете, наступает ли в жизни вообще такой момент, когда подобная оценка самого себя может быть объективной? Сомневаюсь я в этом что-то. Похоже, мудрость и свобода, обретаемая «стремящимся» по мере взросления, действительно, та же тюрьма, только все более трудно различимая; «Ловушка» – в терминологии «Пикника на обочине». Интересно, что с возрастом открываешь в Ваших произведениях новые пласты, «скрытые» за фантастическим антуражем. Или вплетенные в него. Это «обычные» жизненные вопросы. Что может быть важнее? Спасибо Вам. Андрей К. Андрей < kolomiets@mail.smog.ru> Разумеется, «оценка себя» не может быть объективной. По определению. Самооценка ВСЕГДА субъективна. Другое дело, за время жизни эта самооценка может меняться и не единожды. Что естественно: семидесятилетний старик, сорокалетний мужик и двадцатилетний мальчишка – это три совершенно разных человека – три мировоззрения, три самосознания, три самооценки. Уважаемый Борис Натанович! Зибинский Юрий < Zibinsky@ctsnet.ru> Гм. Может быть, на Стэна Агре? Во всяком случае, у них много общего. Здравствуйте, Борис Натанович! Ильнур < Ilnur_Batyrshin@front.ru> Так ведь и в реальной жизни всегда имеет место такой (или примерно такой) набор друзей – у любого человека интеллигентных занятий! Посмотрите вкруг себя – убедитесь. Здравствуйте, дорогой Борис Натанович! Анастасия < pychtelka@mtu-net.ru> По замыслу авторов Лес – символ будущего. Из этой аллегории и исходите. Здравствуйте, Борис Натанович! Даже не знаю, с чего начать. Просто похвала и благодарности, я думаю, излишни, а вопросы о героях Ваших произведений неуместны... для того и написано – думай. Люблю многое, самое близкое – «Улитка». Наверное, и Перец, и Кандид живут почти в каждом думающем современном человеке, причем одновременно. От этого не легче, но в этом изюм и есть... так и борются маленькие, но большие люди. Что это меня на исповедь потянуло... Ладно, есть и вопрос: КАК ВЫГЛЯДИТ ПО-ВАШЕМУ РУКОЕД? Дмитрий < darius@mail2k.ru> Примерно так же, как и ракопаук. Представляете себе эту адскую помесь ростом с кавказскую овчарку? Здравствуйте, Борис Натанович! Виталий < strangers@mail.primorye.ru> Ничего общего. У Вадима – дар Божий. У Рэнд Корпорейшн – организация и тщательный подбор кадров. Разница примерно такая же, как между эстрадным «счетчиком» (мгновенно перемножающим восьмизначные числа) и электронным калькулятором. 1. Ежели бы Вы жили в веке этак 14, были бы Вы демократом? Starley < wd2_2000@yahoo.com> Если бы я жил в 14 веке, я был бы скорее всего барским холопом без какого-либо понятия о демократии, аристократии и тому подобных абстрактных вещах. 2. Верите ли Вы Фоменке, что Христа 4 век прошёл, а 14 ещё не наступил? Starley < wd2_2000@yahoo.com> Я плохо знаю работы Фоменко. Но сильно подозреваю, что все это – «игры ума». 3. Что правильней, «жить не по лжи» или по Солженицыну? Starley < wd2_2000@yahoo.com> Видимо, мне надлежит понимать этот вопрос как ядовито-иронический. Но я-то считаю, что Солженицин всегда стремился жить не по лжи и, как правило, ему это удавалось. Во всяком случае, лучше, чем подавляющему большинству моих знакомых. «...без этих книг я был бы другой, хуже...» Михаил < sikorski.r@freenet.de> Уверяю Вас: подавляюще большинство людей прекрасно обходятся и без Предназначения, и без Призвания. НаУчитесь жить так, чтобы не стыдно было вспоминать вчерашний день, – считайте, полдела сделано. А если при этом жить еще и интересно, – о чем еще можно мечтать? Здравствуйте, Борис Натанович! Собственно, мой вопрос сформулирован в Теме: существует ли (качественный) перевод ГО на английский язык? Давно ищу, но безрезультатно. Или, может быть, он еще не существует, но создается?.. Алекс < sf_aldebaran@bezeqint.net> Насколько я знаю, ГО на английском не издавался. И о готовящемся издании я тоже ничего не слышал. Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Александр < zak19@mail.ru> Не уверен, что понимаю Вашу мысль, но вообще-то в любом, без исключения, мире трудно быть богом. 2) Не кажется ли Вам, что на Земле уже давно действуют прогрессоры СЦ? Некоторые события истории можно трактовать, как результат закономерных процессов и как результат постороннего вмешательства. Александр < zak19@mail.ru> Это – тема для фантастического романа, и не более того. Хотя – теоретически – исключать ничего нельзя. Я бы сказал так: это маловероятно, но – возможно. 3) (Практический вопрос.) Есть ли среди известных Вам современных российских авторов-фантастов инвалиды? Я сам принадлежу к этой категории людей, знаю, что среди них много творческих и пишущих людей, но не слышал, чтоб кому-нибудь удалось «пробиться» к читателю. Александр < zak19@mail.ru> Да, это большая редкость. Могу только пожелать Вам терпения и удачи. Здравствуйте! Размышляя на тему «реальной личности и того, как она представляется другим людям (т.е. о мифе этой личности)», пришел к выводу, что так называемые «известные» люди при общении в режиме реального времени не производят того впечатления, которое оказывает их собственный миф (зачастую вполне заслуженный – благодаря выдающимся высказываниям или действиям) – неважно, идет ли речь о писателе, политике или полководце. Мне интересно, в чем Вы видите природу такого несовпадения? Гржебовский Константин < tempo1@pisem.net> Людям вообще свойственно «придумывать» – друзей, врагов, кумиров, вообще окружающий мир. Все мы и обо всем судим «в меру своей испорченности», а равно и «в меру своей восторженности». Отсюда все наши ошибки, разочарования, вообще «непопадание в реальность». С годами ошибаешься все реже, но все равно – ошибаешься! Уважаемый Борис Натанович! Михаил < m_magrilov@hotmail.com> Будем считать так: деритринитация – это нуль-транспортировка для бедных. Но принцип один и тот же: «мгновенное преодоление пространства». Это (грубый пример) как полет на аэроплане и полет Ариэля. 2. «Дева Катя» в первой главе «Трудно быть Богом» – это шутливое прозвище или принятая в то время форма обращения к девушке? Михаил < m_magrilov@hotmail.com> Шутливое прозвище, конечно. 3. Если разрешите, хотел бы прокомментировать вопрос о Бен Бецалеле, заданный аж года полтора назад (надеюсь, меня извинит то, что я его прочел совсем недавно). Михаил < m_magrilov@hotmail.com> Я уже не помню, откуда мы взяли нашего бен Бецалеля. Взяли откуда-то. Не придумали. 4. Борис Натанович, Вам несколько раз задавали вопросы о Вашем отношении к «альтернативной истории». Но сводилась эта область почему-то исключительно к Фоменко. А знакомы ли Вы с трудами Иммануила Великовского? Я имею в виду не «Миры в столкновениях», а именно исторические работы – «Века в Хаосе» и последующие. Если да, что Вы о них думаете? Михаил < m_magrilov@hotmail.com> Здесь я полный профан. Извините. Уважаемый Борис Натанович! Юрий Зибинский < Zibinsky@ctsnet.ru> «Только одного» выбрать трудно и даже невозможно. А главное, зачем? Вы, наверное, просто хотите узнать, кто из наших героев мне наиболее симпатичен. Но это все равно, что спрашивать многодетного папаню, кого он больше любит – Валерика или Эдика. Или, может быть, Сонечку? Здравствуйте, дорогой Борис Натанович! Всего Вам наилучшего! Пусть Фортуна на своем колесе будет всегда улыбаться в Вашу сторону!.. Вот Солженицыну она мало улыбалась. В Вашем романе ПП рассказывается о таком эпизоде, что произведение Виконта, будучи в 300 (кажется) страниц, было не повестью, а рассказом. Это не связано с историей публикации «Одного дня Ивана Денисовича»? (А. Твардовский, впервые публиковавший произведение, назвал этот опус повестью, тогда как автор считал ее рассказом.) Пошелюжин Александр < katun@ab.ru> Ничего общего между названными историями нет. Разнобой в жанровых определениях – самое обычное дело в литературно-редакторских кругах. Хотелось бы узнать поподробнее о том, как Вы работали с девятью соавторами «Летающих кочевников». Вы собирались вместе где-нибудь и обсуждали коллективно план, а потом каждый брал кусок по своему усмотрению? Или как? Но главное – как теперь, с высоты, как говорится, прожитых лет Вы характеризуете повесть – получилась ли повесть или, как иронически Вы с братом заметили в предисловии, оказалась «дитем без глазу»? Пошелюжин Александр < katun@ab.ru> Рассказ «Первые люди на первом плоту» был написан задолго до. Авторам он не понравился, и они положили его в архив. Когда (спустя несколько лет) Владимир Иванович Дмитревский задумал «коллективную повесть», он обратился, в частности, и к АБС. Эта идея АБС нисколько не заинтересовала, но чтобы не нарушать компании, они предложили, для затравки, свой старый, неопубликованный рассказ. На этом участие АБС в данной «коллективке» закончилось, и как там дальше развивались события, я даже представления не имею. Здравствуйте, Борис Натанович! Сергей Журов < s_zhurov@mail.ru> Названного романа не читал. «Толстых, неопрятных и хихикающих» в нашем подлунном мире полным-полно. Среди них и прототоип Изи – вполне реальный человек, но вдобавок еще и умница редкостная. И наоборот: не повлиял ли на создателей образа бессмертного горца Маклауда «Обитаемый остров»? Максима там называют Маком, считают горцем, убить его можно только выстрелом в голову, а у государственного прокурора промелькнула мысль, что он бессмертен. Сергей Журов < s_zhurov@mail.ru> Ну, сами понимаете, ничего определенного по этому поводу я сказать не могу. Однако, сильно сомневаюсь, чтобы такое влияние на самом деле имело место. Слишком уж это маловероятно. Как человечеству избавиться от комплекса неполноценности? Я имею в виду: Почему ВСЕ люди, ВСЕ народы винят в своих проблемах других? Starley < wd2_2000@yahoo.com> Пусть винят, лишь бы не стреляли. Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Даниил Штейнберг < steinberg@hotbox.ru> Все тоталитарные системы устроены одинаковы. Чтобы написать ОО, авторам не надо было читать Оруэлла, – достаточно было родиться и жить в СССР. Оруэлл ведь ничего не придумал, – он только утрировал (причем не так уж и чрезмерно) то, что знал о стране социализма. АБС сделали примерно то же, только цель у нас была другая. Оруэлл хотел написать антиутопию, а АБС – историю коммунара, оказавшегося в тоталитарной стране. Наконец, главный вопрос: как Вы думаете, возможна была бы борьба и даже победа в мире «Обитаемого Острова» и «1984» без вмешательства извне? Даниил Штейнберг < steinberg@hotbox.ru> Смотря что называть «вмешательством». Опыт СССР показывает, что тоталитаризм обречен просто потому, что он обязательно проиграет экономическую и идеологическую войну с демократическим миром, – без «горячей войны», которую только и склонны мы обычно называть «вмешательством». Уважаемый Борис Натанович! Невероятный успех фильма «Матрица» заставляет думать, что люди все больше стремятся бежать от действительности. Более того, находясь под впечатлением от оного «шедевра» бывших краснодеревщиков братьев Ваховски, рьяные его почитатели убивают себе подобных (по материалам NewsRu.com). Не ожидает ли нас в будущем полная подмена истинной реальности виртуальной? Можно ли этого избежать и как? Сергей < beastman@pisem.net> Я писал о возможной «виртуализации реальности» много раз. В том числе и здесь. Полистайте страничку. Уважаемый Борис Натанович! Андрей < tau797@mail.ru> Я уже много раз писал здесь об этом. Суть: мещанство – это штука противная, но тоталитризм еще хуже, значительно хуже! Мещанина в себе человек вполне может победить. Тоталитаризм вокруг себя победить практически невозможно. Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Позвольте задать следующие вопросы. Роман < virt-mail@yandex.ru> Свобода думать, говорить, читать и писать все, что я считаю необходимым и правильным. 2. Одни говорят, что с возрастом человек мудреет, другие – что характер с возрастом все более портится. Как Вы считаете, что из этого более верно? Роман < virt-mail@yandex.ru> Но ведь одно другому нисколько не мешает. Сократ и Вольтер были стариками-мудрецами с отвратительным характером. 3. В связи с предыдущим вопросом – почему в истории достаточно много примеров, когда писатели, в молодости писавшие замечательные произведения, с возрастом иссякали, что ли, и их более поздняя проза не несла ничего яркого. Ведь, казалось бы, люди все были умные, могли хотя бы пытаться оценивать свое творчество более-менее объективно, да и с возрастом должно было бы приходить более ясное понимание мира, а их фантазия будто входила в какой-то ступор. С чем, по-Вашему, это связано? Роман < virt-mail@yandex.ru> С тем, что искусство лишь в малой степени есть продукт «ума» (что бы под этим словом ни понималось). Чувства, способность к сопереживанию, многоцветность зрения, свежесть восприятия мира – все это с годами тускнеет, слабеет, стирается, а ведь без всего этого искусства нет и быть не может. И никакое «понимание мира» живого интереса к миру не заменит. Кроме того, чем дольше человек живет, тем чаще его реакция на окружающее сводится к сакраментальному: «Было, было уже, было и не раз». 4. Как Вы считаете, насколько важно для писателя, особенно получившего широкое и заслуженное признание читателей, чувство самоиронии, т. е. «не воспринимание» себя этаким гуру, знающим ответы на все вопросы? И должен ли писатель (писатель-фантаст) давать ответы на вопросы в своих произведениях или только задавать их читателю? Роман < virt-mail@yandex.ru> Самоирония необходима любому человеку. Без самоиронии человек превращается в надутого осла. Что же касается вопросов... Я бы сказал так: задавать вопросы писатель обязан, а отвечать на них – нет. 5. Как по-Вашему, о каких проблемах современная фантастика, особенно российская, пишет незаслуженно мало? Роман < virt-mail@yandex.ru> Я знаю, о каких проблемах она пишет незаслуженно много: о проблемах демонологии, драконоборчества и черной магии. Уважаемый Борис Натанович! Юрий Зибинский < Zibinsky@ctsnet.ru> Откровенно говоря, не помню. Что-нибудь малосущественное, скорее всего. А если существенное, то наверняка повторил потом членораздельно, уже прожевав. Уважаемый, Борис Натанович! Нет смысла описывать, с каким восхищением я отношусь к Вашему творчеству, поэтому перейду сразу к своему вопросу. Sherhan < sherhan@comwb.ru> Я считаю, что у писателей только так и бывает (если, конечно, писатель не халтурщик и не графоман). Каждый писатель – артист на сцене. Он «играет» сразу многих, а если герой его имеет прототип, он еще и за этого прототипа должен играть, по мере сил своих и возможностей. Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Любовь < nessy_moek@mtu-net.ru> Мы никогда не продумывали цивилизацию Тагоры сколько-нибудь подробно. Нам это было не нужно. Но это были не «пчелы», а скорее разумные тритоны, что-то вроде чапековских саламандр. Почему тагоряне восстановили связь с Землей спустя 25 лет после находки Саркофага? Любовь < nessy_moek@mtu-net.ru> Они поняли, что земляне приняли серьезные меры предосторожности против «подкидышей» и можно не опасаться вторжения Странников на Землю (а потом и на Тагору). Тогда, после возникновения Люденов, они уйдут вновь, на этот раз навсегда? Любовь < nessy_moek@mtu-net.ru> Не исключено! Но с полной определенностью решать за них я бы не стал. Если Странники заложили Саркофаг у Тагорян, возможно, они надеялись на то, что и цивилизация тагорян будет когда-либо готова к возникновению «Люденов» (или «Тагоринов»)? Любовь < nessy_moek@mtu-net.ru> Это не связанные между собой явлениия: саркофаги и появление люденов. Одно от другого никак не зависит. И как Вы сами считаете, пойдет ли человечество по пути «светлого коммунистического будущего» либо по пути развития личностных «Люденов»? Любовь < nessy_moek@mtu-net.ru> И опять же: социальная эволюция («путь коммунистического будущего») и биологическая эволюция (возникновение люденов) между собой, вообще говоря, не связаны. Одно не исключает другого, и одно не способствует другому. Впрочем, надо ясно понимать, что и то, и другое – фантастика, и не более того. И наконец последнее, кем был Колдун в «Обитаемом Острове»? Просто необычайно умный мутант или нечто большее? Даниил Штейнберг < steinberg@hotbox.ru> Он, разумеется, был мутантом и гением. Не совсем понятно, что еще «большее» может быть предложено. Волшебник? Бог? Дьявол? Нет, Колдун – существо из сугубо реалистической фантастики. Вельмиповажний Борис Натанович! Черный Zамысел < zamysel@fromru.com> Дело не в «доле». Это было бы совсем другое творчество, совершенно не похожее на то, что реализовалось. Впрочем, скорее всего, и количество было бы другое – поменьше раза в два а то и в три. 2. Когда и в каком издательстве будет выпущена книга «Бессильные мира сего»? Черный Zамысел < zamysel@fromru.com> Уже вышла: в Питерском издательстве «Амфора». И еще должен быть 12-й том собрания сочинений АБС – там тоже будет этот роман. 3. Кстати, существует ли реально донецкое издательство «Сталкер» и, в частности, мифическое «самое полное и правильное издание из всех»? Я живу в Луганской обл. и не имел удовольствия наблюдать данное издание (а может оно только так называется – донецкое?). «Тerr'ы» – очень много, «Текст» – тоже есть, трехтомник лучших произведений – имеется, а вот «Сталкера» – ни слухом ни духом. Грм? Черный Zамысел < zamysel@fromru.com> 11-томное (или уже 12-томное?) собрание сочинений АБС, самое полное, самое откорректированное и самое адекватное выпущено именно издательством «Сталкер» из Донецка. Тираж, впрочем, не очень большой, и ушел он, главным образом, в Россию, так что Вы могли и пропустить. 4. Каково Ваше мнение по поводу закона сравнительных человеческих преимуществ? Насколько он условен? Черный Zамысел < zamysel@fromru.com> Никогда о таком не слышал и мнения, естественно, не имею. 5. И еще по поводу закона... Черный Zамысел < zamysel@fromru.com> Гаусс доказал много великих теорем, которую из них Вы считаете самой Великой? Сам-то он (насколько я знаю) более всего гордился доказательством возможности построения правильного семнадцатиугольника с помощью циркуля и линейки. 6. Чем вызвано обилие непечатных анекдотов (точнее, упоминаний о них) в творчестве АБС? Это случайность или как? Черный Zамысел < zamysel@fromru.com> Я подозреваю, это – прямое следствие соответствующего обилия таковых в нашей реальной жизни. (И в Вашей, я полагаю, тоже.) 7. Построили ли Вы для себя некий географическо-политический идеал мироустройства? Это «Полдень»? Должны ли страны в мире объединиться в одно неделимое государство или сохранить границы, подчиняясь лишь Всемирному Совету? И как поступить с армией? Должна ли она остаться гарантом мира (а может быть – невторжения из космоса?) или ее ждет судьба, описанная в ХВВ, а функции ее будут выполнять переслегинские международные полицейские силы? Или Вас эта тема никогда не интересовала? Черный Zамысел < zamysel@fromru.com> Эта тема нас интересовала всегда. И писали мы об этом неоднократно. Читайте собрание сочинений. 8. Не могли бы Вы проинформировать нас по журналу «Полдень. XXI век». Нет ли какой-нибудь полезной ссылки? А может, людены знают? Если нет, то, пожайлуста, всего одну-две строчки о том, что в нем можно прочитать, с какой целью он был создан и насколько интересен, по Вашему мнению. Заранее спасибо. Черный Zамысел < zamysel@fromru.com> Есть сайт журнала. Там все это довольно подробно рассказано. Заглядывайте. 9. Возможно ли привести «классификации» Жоры Наумова, или это давно забытое прошлое? Черный Zамысел < zamysel@fromru.com> Я уже почти все забыл. Неписы, жописы, дописы, мудописы... Больше, пожалуй, и не помню. 10. «Бродите» ли Вы по Инету (хоть изредка?) Черный Zамысел < zamysel@fromru.com> Да, и не так уж и редко. 11. Можно ли Вас встретить в каком-либо форуме помимо тех, ссылки на которые даны на данном сайте? Черный Zамысел < zamysel@fromru.com> Нет. Хотя пару раз я участвовал в он-лайн интервью. 12. Наверняка хотя бы раз Вы участвовали в каком-то форуме или чате на отвлеченную (нелитературную) тему. Подписываетесь ли Вы в них просто – «Борис Стругацкий» или используете ник? Черный Zамысел < zamysel@fromru.com> См. выше. Подписываюсь своим именем. 13. В СОТ-I, когда Выбегалло разбиралло почту и... эта... проэкстраполировалло, значить, то девятнадцать член-коров, умноженные на десять, дали сто девятнадцать. Оно что, и считать не умелло? Черный Zамысел < zamysel@fromru.com> Имела, имела-таки у него место затрудненка с устным счетом. Да и с устной речью тоже. Ничто человеческое, эта, не было ему чуждо. Уважаемый Борис Натанович! Вадим < dvetlov@unog.ch> Поняли Вы совершенно правильно. Но не учли, что оба они (стараниями Папани) бессмертны и физиологическое время для них как бы остановилось. 2. Хан – он тоже из подопечных Агре (иначе откуда – «просьба, в которой не мог отказать»)? Вадим < dvetlov@unog.ch> Да, он – из них. Кроме того, он хлопочет за своего сына Алика. 3. Правильно ли я понял, что Хан был полностью посвящен в замысел Агре (его реакция при разговоре с драбантами)? Вадим < dvetlov@unog.ch> Он, собственно, этот замысел реализовал. 4. Зачем Вадим придумывает (и записывает) историю про изуродованного, умирающего человека? Вадим < dvetlov@unog.ch> Пописывает наш Вадим, пописывает помаленьку. Балуется литературкой... Выдумщик он, и небесталанный. 5. История про коллекцию для Рузвельта – подлинная? Вадим < dvetlov@unog.ch> Таковы слухи, имеющие (имевшие?) распространение в среде советских филателистов. Более того, я даже в какой-то филлитературе об этом читал, только не могу вот вспомнить, где именно. 6. Кто такой «страшный дурак Юрий Бандаленский»? Вадим < dvetlov@unog.ch> Выдумка Алика. (А точнее – моего сынишки, когда ему было лет шесть.) 7. Разговор с кем вспоминает Роберт в главе «Совершенно нет времени» (звонок в ад)? Вадим < dvetlov@unog.ch> Кто-то из старых друзей и соратников. Агре ведь не один. Несколько их таких в стране (или в мире?). Борис Натанович, читали ли Вы рассказ Пола Андерсона «Рука помощи», другое название – «Рука дающая» (в электронном виде есть на http://lib.ru/ANDERSON/RukaPomoschi.txt). Интересно было бы знать Ваше мнение о рассказе и его связи с «прогрессорством» – скорее, не с прогрессорством АБС, а с тем «прогрессорством», которое, по мнению некоторых, проводят американцы в Ираке («Более развитая цивилизация пытается поднять уровень жизни (не только материальный, но и духовный, нравственный, культурный) цивилизации, менее развитой» – цитата из Вашего ответа в майском офф-лайн интервью), и, видимо, в не столь явной форме – у нас. Дмитрий Я, видимо, не читал этого рассказа. Во всяком случае, не помню такого. По поводу же прогрессорства в Ираке я уже здесь, по-моему, писал. Полистайте страничку. Здравствуйте, Борис Натанович! Максим Маслаков < maslakov@veropharm.ru> Это было некое средство для быстрого заживления ран. Подробностей я, естественно, не знаю. Но что-нибудь вроде того, что Вы предполагаете. 2. Откуда Вы берете описания блюд в своих произведениях? Личные пристрастия («Бессильные...»), экзотические кухни? (ТББ – собачьи уши в уксусе?) Максим Маслаков < maslakov@veropharm.ru> Многое – из личного опыта, но самое экзотическое, конечно же, придумано. Те же собачьи уши. Бр-р-р! Ну и вкусы были у этих арканарцев. Бедный Румата! 3. Анка оттуда же. Персонаж больше нигде не встречается. Если можно, роль ее в этой книге? Оттенить Антона? Максим Маслаков < maslakov@veropharm.ru> Эпизодический герой. Кусочек личной жизни. Детская любовь. Может быть, даже – символ Земли в каком-то смысле. Борис Натанович! Паша < rbyb@rambler.ru> В общем, нет. Но Красное Здание мы действительно взяли из одного моего сна. Здравствуйте! Lori-Anne < lori-anne@yandex.ru> Вполне может быть. Детство не детство, но тинэйджерство – вполне. Агрессивные, глуповатые, малограмотные, замученные комплексами подростки – это про нас. Ну, так кто уловил в Перезагруженной Матрице больше трех смысловых слоев? Felix Kogan < koganf@yahoo.com> Я не привередлив. Вы, все, очень разные, и это меня вполне удовлетворяет. Добрый вечер, уважаемый Борис Натанович! Прочитав список Ваших любимых книг, подумал о своем списке и выяснил, что перечитывал я только Ваши книги, да сейчас собираюсь перечитать Мумий-троллей и все потому, что боюсь не успеть прочитать все (хотя понимание того, что все равно не успею, слегка гнетет). Вы уж извините, не буду задавать вопросы насчет Ваших произведений, ищу ответы в книгах. Хотелось бы узнать: Слава < slava@rost.ru> Люблю всех троих. Войновича – больше всех. 2. Интересует ли Вас живопись, если да, что нравится? Слава < slava@rost.ru> К живописи я, скорее, равнодушен. Предпочитаю, пожалуй, сюрреализм. 3. Какое кино сейчас смотрите и опять же, что нравится из последнего? Слава < slava@rost.ru> Смотрю, что по ТВ показывают. Попадаются отличные картины («Прирожденные убийцы», например, или «Бразилия»), но как правило, естественно, – шелупонь. 4. Как Вы относитесь к персонажу Йоды из Звездных войн? Слава < slava@rost.ru> Не помню такого. Я от ЗВ отнюдь не в восторге и помню их плохо. Заранее благодарю, большой привет из Ростова-на-Дону и удачи в творчестве! Слава < slava@rost.ru> Спасибо на добром слове. Здравствуйте, Борис Натанович! Максим < little-prince@mail.ru> Это довольно трудно объяснить. Ощущение такое, что не получилось у нас ЕСТЕСТВЕННОГО перехода от одного сюжета к другому. Получился искусственный. Ощущение протеза, деревяшки вместо живой конечности... Нет ничего труднее, чем пытаться объяснять свои ощущения. Но Вы же понимаете: если бы мы могли логично и рационально объяснить, что именно нам не нравится, мы бы просто переделали все так, чтобы нравилось. Но алгоритма нет. Ощущения не порождают алгоритмов сами по себе. Тут нужно озарение. А его – не случилось. 2. (Вопрос скорее к БВИ.) По поводу авторской карты Саракша. Года три назад Вы обещали послать БВИ эту карту, а он ее отсканировать и выложить на сайт. Года два назад на мой вопрос БВИ ответил, что она УЖЕ отсканирована и все будет. Может, я как-то умудрился не найти ее на www.rusf.ru/abs? Максим < little-prince@mail.ru> [Моя вина! Извините! Совсем забыл про эту карту! Вместе с ответом на это письмо выкладываю карту по адресу: http://www.rusf.ru/abs/images/saraksh.jpg. – БВИ.] 3. (Ко всем.) Сегодня С.Лукьяненко выложил на своем сайте странное письмо, что он закрывает открытый доступ к своим текстам под давлением англоязычного издателя. Я, впрочем, Сергея вполне понимаю. НО! Может ли мне кто-нибудь объяснить, какое дело издателю АНЛОЯЗЫЧНЫХ переводов до их оригиналов на РУССКОМ языке в ру-нете!? Максим < little-prince@mail.ru> Я уже высказывал свою позицию по этому поводу. Коротко: я никогда не встречался до сих пор с требованием каких-либо издателей убрать наши произведения из И-нета. Ни в одном известном мне договоре такого пункта нет. Видимо, вопрос еще не созрел по-настоящему. Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Dave Представления не имею, кому это выгодно. Но такая позиция, безусловно, существует. Мне она тоже совершенно непонятна. И неприятна. Русская культура вообще и русская литература в частности с незапамятных времен питается корнями, уходящими, в частности, и в западную культуру тоже. Можно ли представить себе Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Тургенева без «западных корней»? Славянофильство – западничество... Боюсь, это спор не убеждений, а неких протоаксиом, порожденных эмоциями и детскими заблуждениями, а не аргументами-фактами. Уважаемый Борис Натанович! Слышали ли Вы о книгах Максима Калашникова («Сломанный меч империи», «Битва за небеса», и т.д)? Если да, то что Вы о них думаете? Евгений Не уверен, что читал их. Но в любом случае – не запомнил. Уважаемый Борис Натанович! Большое Вам спасибо, что находите время отвечать на наши (и мои в том числе) вопросы. Если позволите, добавлю ещё несколько. Александр < p188mmx@yandex.ru> Настоящий критик (по моим понятиям) должен писать о книгах, как писатель – о людях. Изучать их судьбы, отслеживать связи между ними, улавливать закономерности их «поведения» (воздействия на читателей) и т.д. Такие критики безусловно существуют, но – в меньшинстве. Что естественно: девяносто процентов всего на свете – дерьмо. 2. Среди Ваших любимых книг – «Живые и мёртвые» К.Симонова. В последние годы весьма влиятельные критики доказывают, что Симонов посредственный писатель и дрянной поэт. Есть ли для таких утверждений какие-либо основания? Александр < p188mmx@yandex.ru> Наверное, У НИХ такие основания есть. У меня их нет. Я, наоборот, считаю Симонова очень талантливым человеком и хорошим писателем. 3. Артур Кларк – великий фантаст. А писатель? На Ваших внутренних весах он ближе к Азимову или Брэдбери? Александр < p188mmx@yandex.ru> Конечно, к Азимову. Ни Кларк, ни Азимов никогда не писали о судьбах людей, – только о судьбах открытий, изобретений, идей. 4. Много лет назад АБС заявили, что в советской фантастике нет произведения, достойного находиться хотя бы полкой ниже «Хождения по мукам». Изменилась ли ситуация с тех пор? Александр < p188mmx@yandex.ru> С тех пор АБС прочитали «Мастера и Маргариту». Но если Вы имеете в виду так называемую новую ф-ку, то здесь положение, пожалуй, существенно не изменилось. Появилось множество отличных произведений, но место на полке рядом с «Сестрами» остается свободно. Хотя «полка ниже» – заполнена. 5. К вопросу о Нобелевских премиях. Кто из фантастов достоин находиться в компании с Фолкнером, Хемингуэем, Солженицыным, Буниным? Александр < p188mmx@yandex.ru> Воннегут, например. Безусловно Уэллс. Чапек. Булгаков. Уважаемый Борис Натанович! Paul Видимо, да. Но речь идет, разумеется, только об обычных, «бумажных», публикациях. Когда ВААП (в конце семидесятых) продал все наши права – бессрочно! – Макмиллану, ни о каком Интернете и речи не было. Действительно ли Вы раздаете даром эти права? Paul Разумеется, нет! Вообще-то этими делами занимается мой литагент, и ни о какой даровой раздаче прав речи никогда не было. Даже публикацию в И-нете я, строго говоря, не разрешал – я только лишь НЕ ВОЗРАЖАЛ против таких публикаций. Были ли у Вас из-за этого конфликты с издателем? Paul Ни с кем и никогда. Испытываете ли Вы из-за этого сложности с публикациями на Западе и конкретно в США? Paul Ни разу. Даже речи об этом никогда не было. Иными словами, что из любезно опубликованной господином Лукьяненко информации – правда? Paul Судите сами. 3. Не могли бы Вы изложить Ваше отношение к копирайту (авторским и смежным правам – так это, кажется, будет по-русски) – в том виде и объеме, в котором Вы сочтете удобным? Paul Не вижу в этой теме ничего неприятного. Рано или поздно издатели должны будут спохватиться и потребовать запрета на вывешивание (издаваемых ими) книг в И-нете. Другое дело, что время это еще, видимо, не наступило. Ни я лично, ни мой литагент, ни кто-либо из моих знакомых писателей еще никогда не сталкивались с обстоятельствами, с которыми столкнулся сейчас С.Лукьяненко. Поэтому я к этому вопросу отношусь спокойно. Пока авторское право молчит, автор волен, по-моему, разрешать свои публикации в И-нете. И уж во всяком случае, он вправе НЕ ВОЗРАЖАТЬ против таких публикаций. Наступят новые времена, – возникнут новые правовые нормы, – будем действовать в соответствии с ними. Уважаемый Борис Натанович! В одном из ответов Вы писали: «Большое Откровение – осознание того факта, что человечество УЖЕ раскололось на две части, не равные во всех отношениях. Население Мира Полудня мечтало, разумеется, о том, что появится, как Вы говорите, хомо галактикус, но неприятным сюрпризом оказалось, что на эту роль могут претендовать только единицы, в то время как всем остальным миллиардам суждено остаться на низшей ступени развития. Довольно грустное и, согласитесь, унизительно открытие для мира всеобщего равенства, равноправия и братства». Михаил Орлов < ollo@runa.ru> Подразумевается, что дело обстоит не так просто и что методы генной инженерии здесь помочь не могут. Иначе, разумеется, проблема бы носила исключительно технический характер. Здравствуйте, дорогой Борис Натанович! Пошелюжин Александр < katun@ab.ru> Нет, конечно. Все эти «парагенетические» проблемы-идеи витали тогда в воздухе, и Шейкин, разумеется, не был ни первым, ни лучшим из всех, кто об этом думал, писал и говорил. Уважаемый Борис Натанович! Андрей < me@andrewb-photography.com> Последнее время только в Финляндии. Ежегодно арендую там хутор на каком-нибудь озере. Какая Ваша любимая страна? Андрей < me@andrewb-photography.com> У меня слишком маленький опыт: Польша, Англия, Финляндия. Все. Как Вам нравится то, что происходит сейчас в России? Мне кажется в России скоро наступят времена похлеще сталинских. Как Ваше мнение? Андрей < me@andrewb-photography.com> Думаю, нет. Во всяком случае, предпосылок для этого я пока не вижу. Хотя в России, конечно, все возможно, и очередной приступ тоталитаризма – в том числе. Здравствуйте, дорогой Борис Натанович! Пошелюжин Александр < katun@ab.ru> Выражение «кэ дьябль» с большим удовольствием и часто использовалось в компании моих друзей-студентов, причем взять мы его могли откуда угодно, но из Толстого – в последнюю очередь. Уважаемый Борис Натанович! Поскольку мои любимые авторы и Стругацкие, и Венедикт Ерофеев, хотелось бы узнать, встречались ли Вы с автором «Москвы-Петушков» и, в любом случае, каковы Ваши впечатления об этой книге? Андрей Шатохин < infonet@mail.kz> Никогда с ним не встречался, а «Москва-Петушки» читал не без удовольствия, хотя настоящим (фанатичным) поклонником этой повести считать себя не могу. Мне не очень интересен этот мир. Я не люблю пьяных и пьяным быть не люблю. Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Павел Ильин < pablo@atlant.ru> Если и учусь, то – подсознательно. Во всяком случае ни одного иллюстрирующего примера привести не способен. Всем. Борис Так уж устроен тот мир. На словах довольно трудно это объяснить, проще – жестами, как Немой объясняет Изе, описав вытянутое кольцо указательным пальцем. Он хочет сказать, что мир Города построен как замкнутый тор: все то, что падает в обрыв, возвращается в Город, но уже «сверху». Так, наверное, бублик выглядит с точки зрения букашки, ползающей поперек. Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Илья Москвичёв < Iliya@bio.dvgu.ru> Древнее изысканное кушанье китайской элиты: мозг живой обезьяны. Уважаемый Борис Натанович, хочу задать следующий вопрос, который, скорее, к Вам – опытному автору и редактору, чем к Вам – известному писателю. Михаил < beer_in_blood@hotmail.com> В наше время (как никогда ранее!) в России есть шанс опубликоваться кому угодно, где угодно и когда угодно. Нужно просто везенье: попасть со своей рукописью в нужное издательство в нужный момент. Естественно, лучше всего это делать через знакомых, – вероятность существенно возрастает. Здравствуйте! Tobol < viuga@hotbox.ru> Вообще говоря, тем, что там демократия возникает ВМЕСТО тирании. А не наоборот. Чем лучше экспорт демократии экспорта революции? Tobol < viuga@hotbox.ru> Опять же: экспорт революции означает (как правило) установление в стране тирании. А демократия лучше тирании. Разве «демократия» оправдывает убийство мирных жителей «умными» бомбами? Tobol < viuga@hotbox.ru> Нет, конечно. Во всяком случае не больше, чем уничтожение мирных немцев и японце времен мировой войны. Просто до глотки тирана практически невозможно добраться, не перешагивая через трупы ни в чем не повинных его жертв. И что есть демократия после всего происшедшего? Tobol < viuga@hotbox.ru> По совершенно точному определению, кажется, Черчилля: «Демократия – отвратительная форма правления. Но, к сожалению, человечество до сих пор не придумало ничего лучшего». Говоря же серьезно, демократия есть форма правления, обеспечивающая (теоретически) наиболее быстрый рост благосостояния наибольшего числа людей. У всех прочих форм правления это получается хуже. Что, РАЗУМЕЕТСЯ, само по себе отнюдь не дает права никому свергать тиранический (но легитимный!) строй военной силой извне. Такая процедура противоречит современным нормам международного права. Хотя такой строй, как в Северной Корее, например, «по делу» и надлежало бы свергнуть – и чем скорее, тем лучше для самих северокорейцев. Уважаемый Борис Натанович! В.Весловский Ну откуда я знаю? Посмотрите страничку журнала в Сети – там публикуются рекомендации, где и как купить уже вышедшие номера. Должны также появиться новые книжные издания – не знаю только, когда. По идее 12-й том собрания сочинений должен был бы уже выйти. 2) Не кажется ли Вам, что «Комментарии к пройденному» есть вполне самостоятельное произведние? Когда я читал комментарий к «Понедельнику», у меня возникло чувство нереальности происходившего; эти несостоявшиеся названия, путаница с временами производят достаточно сильное впечатление. Не было ли здесь попытки в какой-то степени мифологизировать творчество АБС? В.Весловский Нет, там все описано «как оно было на самом деле» – без прикрас и художественной выдумки. Гарантирую. «Самостоятельным» же произведением «Комментарии» считаться никак не могут – они есть – обязательно! – приложение к текстам АБС. Так задуманы, так и исполнены. Скажите, пожалуйста, кто является автором стихотворения «Теперь не уходят из жизни...» из «Трудно быть богом»? Когда оно написано? Салтанов Станислав < saltanst@mail.ru> Сочинил его БН. Специально для романа. Примерно в 1963 году. Уважаемый Борис Натанович! В.Весловский Я включил в список (как и просили) свои самые ЛЮБИМЫЕ книги. Ни «Гантенбайн», ни «Приказано выжить», ни многие и многие книги «любимых» авторов в эту категорию не попали. Почему? Трудно сказать. В каждом конкретном случае имеет место свои причина. Например, «Гантенбайн» показалась мне попросту скучной, я не смог ее прочесть и одного раза. «Прочие истории о Штирлице» – читал с удовольствием и даже (некоторые) неоднократно, но всем им далеко до «Семнадцати мгновений». И так далее. Я не думаю, что можно сколько-нибудь одинаково любить ВСЕ книги любимого автора. Я, например, так не умею. Насколько вообще Вы согласны с утверждением, что любой писатель пишет в жизни по сути одну-единственную книгу? В.Весловский Наверное, есть и такие авторы тоже. Но, явно, не все. «Казаки», «Война и мир» и «Воскресение» – это вовсе не «одна-единственная книга». Потому уже, что писали их совершенно разные, не похожие друг на друга Львы Толстые. Борис Натанович, вот Вы пишете: «Оруэлл ведь ничего не придумал, – он только утрировал (причем не так уж и чрезмерно) то, что знал о стране социализма». А ведь уже довольно давно известно, что Оруэлл если и имел в виду СССР, то чрезвычайно отдалённо, а утрировал он чисто внутрианглийские тенденции, и Министерство Правды у него – вовсе не Главлит, а BBC конца 40-х. Неужели внедрявшиеся в советское время стереотипы настолько живучи? Андрей Тупкало < tupkal-0(a)imr.tohoku.ac.jp> Я совершенно с Вами не согласен. «Внутрианглийские тенденции» утрировал, скажем, Уэллс в своем мистере Парэме, но до чего же это не похоже на «1984»! Англичанину и не снились такие штучки, как «Одни равнее других», «Война есть мир» и «Министерство правды». Такое мог написать ТОЛЬКО человек, очень хорошо знающий ДЕТАЛИ тоталитарного мира, а Оруэлл их знал: у него был большой испанский опыт общения с настоящими советскими людьми. Что касается «советских стереотипов», то в те незабвенные годы, во времена оттепели, сколько попыток было сделано издать «1984» или хотя бы «реабилитировать» эту книгу, как «антибуржуазную антиутопию, направленную против нарождающегося в Англии фашизма»! Хрена вам! Ничего не получалось. Старший Брат отлично понимал, что к чему, хотя одна-две «реабилитирующие» статьи таки появились в «Новом мире» и тут же были с ревом и воем опровергнуты в рептильной прессе. Уважаемый Борис Натанович! Крестоносец Нет, авторы Михаила Афанасьевича никогда так не понимали. Он был для нас чем-то вроде Демона Литературы, совершенно самостоятельной фигурой, а вовсе не персонажем из несостоявшихся задумок Ф.Сорокина. Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Максим Вашкевич < mxvs@yandex.ru> Боюсь, Вы будете разочарованы. Это все – довольно банальные вещи. Например, не надо начинать литературную работу с романов. Начинайте с рассказов. Не стремитесь наворачивать фантастику на фантастику. В произведении желательно всего одно фантастическое допущение – все остальное должно быть абсолютно реалистично. Пишите только о том, что хорошо знаете, или о том, чего не знает никто... И так далее. Добрый день, уважаемый Борис Натанович! Александр < alexlevi@mail.ru> Это – фундаментальнейший вопрос! Я могу ответить только, что из школы должен – обязательно! – выходить человек, ЛЮБЯЩИЙ читать и уже много прочитавший. Но главное, – твердо знающий, что чтение есть занятие не просто полезное, но еще и замечательно увлекательное и интересное. В этом, на мой взгляд, должна быть суть преподавания литературы. Откровенно говоря, в этом же, на мой взгляд, состоит и суть образования вообще. Образованный человек = квалифицированный читатель. А если он, вдобавок еще, читает на двух (как минимум) языках, то с ним, я бы сказал, все ОК. Здравствуйте, Борис Натанович! Karen < karkar@excite.com> Все, конечно, может быть. Сикорски от Вас отличается тем, что Вы благодушно рассуждаете «на тему», а Сикорски несет ответственность за результаты своих рассуждений. Поэтому он ОБЯЗАН рассуждать в терминах «хорька в курятнике» и, почуяв запах серы, строить заводы по производству святой воды (хотя на самом деле, может быть, просто что-то безобидно гниет в канализции). Уважаемый Борис Натанович! Интересно было бы узнать Ваше отношение к книгам с продолжениями, т.е. к сериалам. Не кажется ли Вам, что после третьей книжки, как правило, появляется вымученность и некая зажатость? Исключения очень редки. Как Вы думаете, из-за чего это происходит? АЛЕКСАНДР ШЕЛУДЬКО < ASHELUDKO@MAIL.RU> Я могу опираться только на личный опыт. Каждый раз, когда задумывается и пишется новая вещь, автор стремится (сознательно или бессознательно) выложить по заданной теме ВСЕ, что есть у него в душе и в мыслях. Поэтому, работая с продолжением, он, как правило, сталкивается с нехваткой материала, – он чувствет себя (по отношению к данной теме-идее) как бы «исписавшимся», ему нечего больше сказать и ему неинтересно об этом думать. В этом, я полагаю, основная причина «засушенности» почти всех продолжений. Хотя существуют (как всегда это бывает) и исключения: трилогия Дюма, например. Или «Петр Первый» Толстого. Впрочем, такие исключения только подтверждают правило: значит, все, что знает, думает и чувствует по поводу заданной темы автор, ему не удалось вложить в «первый том». Заметил, что во многих Ваших книгах остаются недописанные сюжетные линии. Не говорю уже о «Хромой судьбе», в которой таких ни к чему не приведших завязок несколько, но даже в «Пикнике не на обочине» ничем не заканчивается история поисков Ричардом Нунаном нового источника хабара. Говорит это о том, что у Вас не было сил и времени доводить книги до полной цельности, или это был эстетический выбор о том, что «не каждое ружье должно выстрелить»? Николай Никифоров < nnikif@mail.ru> Подавляющее большинство неоконченных сюжетов и «незавязанных узелков» вводилось авторами совершенно сознательно. Таким образом тексту придается некоторая дополнительная объемность, у читателя остается ощущение мира более широкого, как бы распространяющегося за пределы того, с чем он (читатель) ознакомился. Как по Вашему мнению может человек в полной мере пользоваться биополем? Evgeny < evgny@netvision.net.il> Я не знаю, что такое биополе, а потому не могу ответить на Ваш вопрос. Уважаемый Борис Натанович! Яков К стыду своему, я пока так и не удосужился прочитать эту книгу. Но если судить по известным мне отрывкам и ссылкам, материал там подан, в общем, вполне взвешенно. А если кому-то позиция автора не по душе, то ведь – на всех не угодишь, тем более, когда речь идет о такой острой и наболевшей проблеме. У Солженицына, как и у всякого большого человека, есть, разумеется, и недостатки, но уж в чем его обвинить никак нельзя, так это в антисемитизме. Добрый день! Vladimir Kozloff < kozloff@moldova.cc> Да, так оно и есть. И пусть вас не смущают анахронизмы: время вблизи от Демиурга течет весьма странным образом. Уважаемый Борис Натанович! Игорь < igoreksf@aol.com> Мне не хотелось бы называть этого человека. Насколько я знаю, он жив и здоров, убеждений своих не переменил, и ввязываться в бессмысленные с ним (и по его поводу) споры мне бы не хотелось. Исходная цитата: В «Обитаемом острове» в финале главы «Каторжник», когда Зеф и Вепрь объяснили Маку назначение башен и положение вещей в Стране Отцов, он их спросил: «А скажите, излучение одинаково действует на все народы вашего мира?» Оба подпольщика дружно поняли его так, что он имеет в виду мутантов, и страшно на него рассердились за это./ Теперь мой вопрос: А спрашивается, почему они его ТАК поняли? Ведь Мак явно имел в виду не мутантов, о которых ничего не знал на тот момент, а хонтийцев и пандейцев! Симон Маков А откуда им было знать, кого имел в виду Мак? Они просто поняли его по-своему. И второй вопрос: А правда, на хонтийцев и пандейцев (и на островитян из Империи) действовало ли излучение из Центра, управляемого Отцами? Явно же нет, раз они с ними воевали. Значит, Х. и П., в отличие от жителей С.О., были не зомбями, а свободными людьми? Или у них были свои Центры, в каждой стране свой? Симон Маков Нет, в сопредельных странах башен не было. Хотя государственное устройство у них тоже было далеко от демократии. Излучение на них, разумеется, действовало, но толку от этого было (имперцам) немного. Ведь излучение не изменяет мировоззрения, оно только «усиливает» то мировоззрение, которое у человека уже есть. Так что хонтиец под действием излучателей становился совершенно отчаянным патриотом СВОЕЙ страны (см. сцену сражения Гая с хонтийцем-артиллеристом). Применение же депрессионного излучения – палка о двух концах (как газовые атаки времен Первой мировой на Земле). Третий вопрос: Если Страна Отцов = Россия, то Хонти = Украина? А Пандея – собирательно Средняя Азия (раз у них были дервиши и лица сморщенные – в «Жуке» упоминается)? А Островная империя = милитаристская Япония? Но тогда, м.б., Страна отцов = США, Хонти = Канада, а Пандея = Мексика (разумеется, после атомной войны). И что это ещё там упоминался в радиопередаче архипелаг Хоззалг? Аллюзия на «Архипелаг ГУЛАГ»? – но в 1968 о нём ещё никто не знал, или вы с АНС уже знали?.. Симон Маков Все эти параллели абсолютно необоснованны. Ничего подобного авторы в виду не имели. Все возможные совпадения совершенно случайны. Уважаемый Борис Натанович, мой к Вам вопрос: как Вы отнеслись к тому, что Ваши УЧЕНИКИ в «Мирах» напропалую бросились зашивать нити, нарочно оставленные Вами незавязанными? Вы-то с АНС считали, что не всякое ружье из развешанных по сцене должно выстрелить, а Ученики сочли, что всякое и бросились палить... Данила М. Ученик Воспринял все это совершенно спокойно. Хозяин – барин. Взялся писать – пиши, как тебе диктуют воображение и чувство меры. Как правило, у всех без исключения «учеников» с этим все ОК. На мой взгляд. Вопрос не знаю к кому – к Борису Натановичу или к Люденам или к БВУ по творчеству АБС. АБСамет Стругабеков, ономаст-любитель Вы здесь не первый и, вероятно, не последний. Ваше право – принимать любую ономастическую гипотезу, если она не противоречит тексту разбираемого произведения. Я же, со своей стороны, могу заверить Вас, что все (или почти все) «географические» (и прочие) имена-названия у АБС совершенно случайны. Мы выбирали их так, чтобы они не противоречили (воображаемой) лексике страны, где у нас происходили события, и это было единственное условие, ограничивавшее нашу фантазию. Например, в «Волнах» большая часть имен собственных вообще выбрасывала нам на дисплей специальная прграммка, которую я придумал для своего НР-калькулятора: там, как известно, имен ненормально много, и выдумывать их из головы стало в какой-то момент слишком обременительным занятием. |
Задать свой вопрос | Архив Off-line интервью | Любимые книги | Чат с БНС на сайте "Компьютерры"
© "Русская фантастика", 1998-2003
© Борис Стругацкий, 2003 © Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000 © Алексей Андреев, графика, 1999 |
Редактор: Владимир Борисов
Верстка: Владимир Борисов Корректор: Владимир Дьяконов |