![]() |
|
OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким
Май 2004
Задать свой вопрос | Архив Off-line интервью | Любимые книги | Чат с БНС на сайте "Компьютерры"
Нижеследующая ситуация стала уже довольно типичной. Александр < assur153@mail.ru> Мое отношение к искусству такого рода, все, целиком, умещается в четыре слова: «не понимаю и не приемлю». Что же касается «предвидения»... Это явление не нуждалось в предвидении – оно пышным цветом цвело и будоражило знатоков и во время написании ХВВ, и многими десятилетиями раньше. Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Игорь < Ig_Shel@rambler.ru> Да, но не земляне, а сами авторы. Я уже писал здесь, и не раз, что в конце 50-х авторы были совершенно экологически дикими существами. Ни о какой Красной книге, ни о каком бережном отношении к Природе, ни о самом понятии «экология» они и слыхом не слыхали. «Покорить природу, сломать ее, превратить в среду, удобную для человеческого обитания!» – это были самые расхожие представления хомо советикус того времени. «Экспедиция же в преисподню» написана была 20 лет спустя, авторы несколько пообтесались, цивилизовались и поняли, что превращать Природу в асфальтовую площадку негоже. Уважаемый Борис Натанович! Евгений < okune@yahoo.com> Это, конечно, случайное совпадение. И не такое уж маловероятное, как я понимаю. Наверняка среди пяти миллиардов землян есть еще немало людей с той же «формулой» в анкете. Специалист по комбинаторике расщелкает эту нехитрую задачку в два счета. Крепкого Вам здоровья и долгих лет жизни, глубокоуважаемый Борис Натанович! Алексей Попович < lechoix@pisem.net> Ничего особенного не думаю. Я – не специалист. Общая же идея статьи мне хорошо знакома и понятна. Она укладывается в знаменитый тезис Вернадского: «Жизнь всегда возникает там и тогда, где и когда появляются условия для ее возникновения». Боюсь только, что условия эти появляются не часто, но Вселенная велика, и в ней, видимо, все происходит много где и не раз. Глубокоуважаемый Борис Натанович! Алексей Попович Ошибаетесь безусловно. Причем здесь Валерия Ильинична? ВИН не «общественный контролер», она – революционер, диссидент-боевик, «агитатор-горлан-главарь». Совсем другая «социальная функция», но тоже достаточно редкая. Здравствуйте уважаемый АБС, спасибо Вам за Ваше творчество, но я думаю, Вы достаточно осведомлены о степени своей гениальности от своих поклонников, и я сразу перейду к вопросам. Леха Этот сюжет использовался в фантастике многократно, задолго до израильских опытов. Он давно уже никого из уважающих себя писателей-профессионалов сам по себе заинтересовать не способен. Разве что удастся придумать какой-нибудь новый хитрый поворот этого сюжета... Так его же еще надобно придумать! 2. В науке всегда была проблема гениев, то бишь людей с психическими (даже не психическими, а скорее психо-физиологическими) отклонениями, позволяющими им оставаться в социуме, но в то же время иметь способности к неординарному мышлению и обработке больших объемов информации, их всегда не хватало, а их появление зависит от воли случая. А для сохранения темпа научно-технического прогресса их нужно все больше и больше. Также есть проблема того, что многие специалисты в одной науке не знают элементарных законов другой, а я вижу необходимость сейчас в симбиозе наук, это даст нам возможности открывать темные участки, находящиеся между разными науками. Но, по-моему, с такой задачей не справится даже самый чокнутый гений. Как Вы думаете, возможно ли в будущем кибернетических супер-гениев, то есть машин, способных за считанные минуты сознательно генерировать неординарные новые идеи на основе данных из всех областей науки и тут же проверять их. Таким образом, проходя путь проб и ошибок, выводить новые теории, за считанные годы, даже месяцы формулировать теории, на разработку которых потребовались бы годы. Не отпадет ли тогда необходимость в человеке ученом, а вдобавок, если мы окажемся во вселенной одни, то не обречено ли будет человечество на загнивание от скуки? Леха Короче говоря, возможен ли «искусственный интеллект»? Не знаю. И никто не знает. По-моему, никто не знает даже, что такое «интеллект» вообще. В любом случае, «загнивание от скуки» – это последняя из грозящих человечеству катастроф, о которых я стал бы сейчас беспокоиться. Как Вы относитесь к антисемитизму Гоголя и Достоевского? Рома < no@dfhdui.ru> Так же примерно, как к алкоголизму Есенина, бретерству Пушкина, картежничеству Некрасова... Бытовые, «житейские» дефекты, которые могли бы быть (и зачастую становятся) определяющими у человека обыкновенного, но воспринимаются не более, чем досадные «соринки в глазу», когда речь идет о человеке великом. Как говорится: «Но любим и ценим мы их не за это». Ведь антисемитизм это что-то, вроде нравственных прыщей, – противно, но, как правило, не опасно. Борис Натанович! Усеинов Тимур < redrik_sh@rambler.ru> Оставляю ответ на этот вопрос на Ваше, читательское, усмотрение. К сути романа все это прямого (да и вообще никакого) отношения не имеет. Замечу только, что Демиург не порождение Человеческой Вселенной, он – ее творец. Уважаемый Борис Натанович! Денис Сафонов < d-safonov@yandex.ru> Расцвет национализма, который мы сейчас наблюдаем, характерен для ВСЕЙ страны (и даже для всего мира, я бы сказал). Национализм – это наследие пещерных времен, и он никогда и никуда у человечества не пропадал – всегда тлел себе потихоньку в глубине малообразованных и дурно воспитанных масс, время от времени (по разным причинам) давая вспышки-рецидивы, более или менее опасные для социума. Вспышка, которую мы наблюдаем в России сейчас, есть прямое следствие ослабления тоталитарного контроля и возникновения свобод. «Обратная сторона медали», увы. То, что в мое время тихо тлело (гнило) под спудом, сейчас вырвалось наружу, когда ослаб жесткий контроль органов и милиции. И это, увы, нормально! То же самое мы наблюдаем и в самых демократических и богатых странах. Так что нищета здесь ни при чем. Нищета духа – да, безусловно. Но это нам еще – на века. К сожалению. Антисемитизм будет существовать до тех пор, пока существуют евреи. Национализм – пока существуют нацииональные государства. Многие большие Умы рано или поздно начинают фокусироваться на одних и тех же вопросах: о месте человека во Вселенной, в истории, о роли личности, о власти, о добре и зле, о любви. С возрастом понимаешь, что тезис «вся жизнь – борьба» так же кощунственен, как тезис «кто не с нами, тот против нас». Гораздо мудрее было бы с детства учить тезисам «вся жизнь – снисходительность к чужим недостаткам и бескомпромиссная борьба с собственными» и «кто не против нас, тот почти уже с нами». Вы не находите, что уроки доброты, снисходительности и спокойствия были бы в школе, в литературе, в театре, в кино гораздо более важны, чем уроки борьбы со злом? Воспитанные на «Песне о Буревестнике» и на «Как закалялась сталь» поколения социалистических людей чересчур нетерпимы к чужим недостаткам, и не потому ли не прекращают они бороться? Не потому ли у них всегда не хватает времени приглядеться к собственной личности повнимательнее? Необходимость теперь людей (и тем более желание полюбить тех, кто на первый взгляд не лучше тебя, а на второй – всё-таки не хуже, а на сотый взгляд – просто другой и этим ценен) приходит тогда, когда годы таковы, что твоя любовь уже никому не нужна. Вадим Жмудь < vadim@laser.nsc.ru> Ваш пафос мне понятен и близок. Только вот писателей я не стал бы рассматривать, как пахарей на ниве воспитания масс. У них совсем другие задачи и цели, и если удается «воспитать» какого-нибудь читателя, то это, как правило, случайность, причем, как правило, совершенно непредумышленная. Писатель, сознательно и целенаправленно занимающийся воспитанием, это, например, поздний Лев Толстой. Сравните его нравоучительные притчи с «Войной и миром» или с «Хаджи Муратом», и Вы сразу увидите, где подлинная литература, а где суррогат ее. Уважаемый Борис Натанович, я хочу быть писателем-фантастом, но правильно ли я понимаю, что писать надо о том, как людей «разбудить», не дать потонуть в этом сладком болоте, которое мы сейчас наблюдаем? Алексей Матюшин < mas_ga@mail.ru> Писать надо о том, что тебя волнует и что ты знаешь хорошо (или не знает никто). Все прочее – от лукавого. Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Вашкевич Максим < mxvs@yandex.ru> Некоторые писатели пишут, как правило, совсем без всякого плана – Лем, например. Некоторые без плана не могут. Стругацкие, тот же Витицкий. Это – часть творческой манеры, само по себе не хорошо и не плохо, кому как удобнее. Что касается слов Кинга, то он, по-моему, здесь излишне горячится. Причем тут «величайшие тезисы»? План необходим, чтобы точно знать обстоятельства действия в следующей главе и, главное, – чем все кончится, к чему именно ты протягиваешь нить повествования, «чем сердце успокоится». Содержание той или иной концовки в значительной степни определяет содержание романа вообще. Интонацию. Эмоциональную окраску. Сам набор событий. Впрочем, повторяю, все это, без сомнения, очень индивидуально. Здравствуйте, много лет, Борис Натанович! Евгений Николаев < john-miss@yandex.ru> Я уже писал здесь об этом. Полистайте страничку. Если коротко: я не великий знаток и любитель поэзии, хотя в молодости зачитывался и Гумилевым, и Киплингом, и даже Есениным. Попутно, Борис Натанович, обрыл всего Бернса в разных переводах – не могу найти оригинала! Это Ваша стилизация или я плохо искал? Евгений Николаев < john-miss@yandex.ru> Я теперь и сам не помню источник. Посмотрите «Цитатник» Виктора Курильского – наверное, у него это есть. Здравствуйте навсегда, глубокоуважаемый Мастер! С восторгом прочел Ваши ответы на мои вопросы (ну, знаете, есть такая психология: да, многим ЭТО можно, но только не мне:-))). Если позволите – еще два вопроса. Вячеслав < slavick@narod.ru> Потому что он действительно снят по мотивам. Не по повести, а именно «по мотивам». 2. Кто-то из великих современных писателей (да не Вы ли?) сказал однажды, что в наш век книга, литература как искусство настолько девальвировались, что появись у нас сейчас второй Толстой или Достоевский – никто этого даже не заметит. Прокомментируйте (или продолжите, если Ваша) эту мысль, пожалуйста! Заранее благодарен! Вячеслав < slavick@narod.ru> Вообще-то ни Толстой, насколько я знаю, ни Достоевский не были признаны великим после появления их первых книг. И появления их сейчас никто не заметит не потому, что «литература девальвировалась», а потому, скорее, что по первым опусам мало что можно об авторе сказать. Кто мог узреть будущего Пушкина в «Гавриилиаде» или будущего Гоголя – в «Гансе Кюхельгартене»? Великим надо СТАТЬ – исписав горы бумаги, пройдя через победы и поражения, – никто не рождается великим. Правда, возможны и великие авторы одной-двух книг – Сэлинджер, например, или Скотт Фицджеральд, или Грибоедов. Но это, скорее, редкостное исключение. Ваше отношение к тому, что по вашим книгам пишутся новые книги энтузиастами. В настоящее время я, прочитав Вашу книгу, пишу свою, продолжаю идею сталкера и Зоны. И мне бы очень хотелось знать Ваше мнение относительно этого, потому как я не одинок. Денис < und00d@yandex.ru> Я писал здесь об этом неоднократно. Ничего против Вашей затеи не имею. Хорошо получится – хорошо, плохо получится, значит, зря старались. Желаю удачи. Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Александр Авторы сами считали, что Шар исполняет только СОКРОВЕННЫЕ, истинные желания, желания, порожденные подсознанием, а не сознаним. Так что получит Шухарт не счастье для всего человечества (тем более, что это понятие вообще не алгоритмизуемо), а что-нибудь до обиды личное, шкурное, спрятанное в потемках души. Борис Натанович, хочу задать технический вопрос. Много ли времени/усилий Вы уделяете отделке языка ваших произведений? Андрей Семенов < asemena@hotmail.ru> Много. Половину всего времени работы над текстом. Можно ли сказать, что со временем Вы набили руку, и эта отделка стала даваться легче? Андрей Семенов < asemena@hotmail.ru> Ни в малейшей степени. Наоборот: чем дальше, тем труднее. Вообще – насколько, по-Вашему, важно качество художественного текста? По сравнению с его содержанием? Андрей Семенов < asemena@hotmail.ru> Чрезвычайно важно. Без этого качества – ничего не получится такого, о чем стоило бы говорить. Безвкусная каша – голодное брюхо кое-как набить. Понятно, что есть ограничение снизу, определенная планка, ниже которой опускаться нельзя. А сверху? До каких пор нужно продолжать править? Андрей Семенов < asemena@hotmail.ru> Пока не ощутишь свое полное бессилие. Это, кстати, не такое уж большое время. Довольно быстро ощущаешь, что больше ни на что не годен, – точка, все. Тогда надо текст отложить и продержать его в сторонке месяцок-другой. Второго захода, как правило, бывает достаточно. У меня немного детский вопрос. В «Острове» разведкам Хонтии, Пандеи и Островной Империи было известно про существование излучения? Ведь они не могли не заметить огромного количества вышек и понять, что к баллистической защите вышки отношения не имеют? Боря < boria_k@hotmail.com> Я думаю, разведка знала – в общих чертах, без никаких деталей. Кстати: имя Рада было Вами придумано? Потому что это реально существующее у арабов женское имя, правда, не знаю, что оно означает. Боря < boria_k@hotmail.com> Мы всегда считали, что это имя – скорее, болгарское. Вообще – славянское. По-моему, оно существует реально. По-моему, дочку Хрущева звали именно Рада. Впрочем, не уверен. Да это и несущественно. Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Дмитрий < darkus-dm@nm.ru> «Первых» вариантов сценария (со сталкером – Рэдриком) было штук семь-восемь. Последний (с юродивым) был девятым. Куда девался первый вариант фильма, я не знаю. Говорили, что его запороли в проявке – то есть, его как такового, нет и не было. Странная какая-то история. Но – за что купил, за то и продаю. Борис Натанович, здравствуйте ещё раз. Спасибо Вам, во-первых, что всё же уделили внимание моему вопросу, в таком потоке не менее интересных, однако ответ меня не вполне удовлетворяет, скорее, порождает следующие вопросы. Я тогда спросил: Евгений Шмуклер < e_schmuckler@mail333.com> Да. Точнее: мы не верили, что на протяжении своей жизни увидим вокруг себя что-либо, кроме тоталитарной империи. Мы ошиблись. И это была приятная неожиданность. Но я спрашивал о других событиях, последовавших за этим вылуплением. Как я отметил, в эпоху противостояния мир был биполярным и как любая напряжённая система стабильным. После вылупления бабочки – напряжённость по оси Москва – Нью-Йорк исчезла. И появилось множество новых осей противостояния. Нет больше красных и белых, Наших и американцев, вместо этого все цвета радуги, трудно понять где свои, линии фронта нет, а автобусы теперь взрываются не только в Иерусалиме – везде. Пример – 11-е сентября, как Вы отнеслись к такому заметному событию? Вообще заметили ли Вы его? Евгений Шмуклер < e_schmuckler@mail333.com> Еще бы! Из Вашего ответа ясно, что ваше мировоззрение окончательно сформировалось, достигло «финальной дифференцировки» – «И видимо, никаких сколько-нибудь существенных изменений мое мировоззрение более не претерпит». Обычно при этом текущие события, потрясающие «широкую общественность», воспринимаются без особого интереса – «и это уже было». Все эти горячие новости занимают свои ячейки в мировоззренческой системе. И больше не появляется новых тем, новых вопросов, то есть новых ячеек. Что бы там ни писали газетчики – это всё уже было. Евгений Шмуклер < e_schmuckler@mail333.com> Конечно, появляются. Например, сейчас в стране происходит процесс «авторитаризации». Как далеко он пойдет? Остановимся мы на состоянии «Россия-1913» или пойдем дальше – к состоянию «Германия-1936»? Интересный вопрос. Но это только лишь один вопрос. Евгений Шмуклер < e_schmuckler@mail333.com> Попадались неоднократно. Но на память сейчас ничего не приходит. Вообще Вам интересен путь, который проделывает высказанная Вами с братом мысль? Евгений Шмуклер < e_schmuckler@mail333.com> Нельзя сказать, чтобы очень... Но, в общем, небезынтересно. Идея рассказать Вам, какие неожиданные, немыслимые для Вас – авторов – рифмы бывают между Вашим творчеством и обыкновенной, вполне ощутимой реальностью, пока меня не оставляет. Я столкнулся с Вашим сюжетом и Вашими персонажами в месте, о котором Вы с Аркадием и думать не думали, когда этих персонажей и этот сюжет писали. Но об этом как-нибудь позже. Заранее спасибо Вам, мне действительно очень интересно услышать Вас. Евгений Шмуклер < e_schmuckler@mail333.com> «Рифмы», как Вы выражаетесь, безусловно бывают самые неожиданные. Но ни с чем, таким уж «немыслимым», я не встречался ни разу. |
Задать свой вопрос | Архив Off-line интервью | Любимые книги | Чат с БНС на сайте "Компьютерры"
© "Русская фантастика", 1998-2004
© Борис Стругацкий, 2004 © Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000 © Алексей Андреев, графика, 1999 |
Редактор: Владимир Борисов
Верстка: Владимир Борисов Корректор: Владимир Дьяконов |