|
OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким
Ноябрь 2004
Задать свой вопрос | Архив Off-line интервью | Любимые книги | Чат с БНС на сайте "Компьютерры"
Уважаемый Борис Натанович! Алексей < lifeless@udm.net> Построил бы действующую модель. А дальше – по обстановке. Уважаемый Борис Натанович! Файл с Вашим off-line интервью (за 1999 год) я нашёл на одном из CD-дисков «Библиотека в кармане», купленном на рынке. Решил тоже поучаствовать с вопросом, который давно меня мучает. Другие его вроде не задавали. Вопрос такой: Виктор Стрюков < t@bytecity.ru; sm1@tis-dialog.ru> Думаю, что и то, и другое – суть плоды разыгравшегося воображения. Действительность скуднее, суше, скучнее. Ведь Космос и для нас, и для Лема – лишь удобная, мрачно-роскошная декорация, на фоне которой разыгрываются события вполне земные. «Действительность, облаченная в галактические одежды» – так, кажется, говорил об этом сам Лем. Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Игорь Да, несколько таких сюжетов вспомнить при желании было бы можно. Полистайте «Комментарии», – там они, по-моему, упоминаются, все или почти все. «Напиши книгу, и тысячи сочтут её бездарной; тысячи сочтут её шедевром; миллионы её не заметят». Не помню, чьи это слова, да и цитата скомкана мною, но суть вопроса вот в чём: возможно ли, по-вашему, что произведение, слабое по мнению автора, будет иметь успех (невольно вспоминается Гоголь и сожжённая им рукопись)? И вообще, насколько мнение «родителя» о «дите» объективно? Игорь Конечно, это вполне возможная ситуация. В литературе вообще нет ничего объективного, – приведенная Вами цитата как раз об этом. И, наконец, какова могла бы быть авторская аннотация к «Бессильным мира сего»? Спрашиваю, ещё не прочитав само произведение, но подустав от расплывчатых издательских аннотаций. Игорь Ну, это совсем не авторское дело – писать аннотации к собственным произведениям. Помню, в прежние (советские) времена издатели имели такое вот дурацкое обыкновение: требовать от автора автоаннотации. Господи, какая это была мука! Но никуда не денешься, – писали. Матерились, скрежетали зубами, отплевывались, но писали. Три четверти, наверное, аннотаций к книгам того времени написаны авторами. Но сейчас-то зачем мне мучиться? И не подумаю :) Если Вам бы сейчас позвонили и предложили стать одним из пяти бессмертных (без всяких там шпаг, пилюль, отверток-под-лопатку), Вы бы – согласились? Если нет – был ли в Вашей жизни момент, когда бы Вы ответили «да»? cyrix133 < CYRIX133@MAIL333.COM> Не знаю. Теоретически – да, согласился бы. Практически – вряд ли. Слишком много проблем возникает, слишком много оговорок и дополнительных условий. Да и страшновато это, наверное, – перестать быть человеком. Доброго здоровья, уважаемый Борис Натанович! Илья Гинзбург < ginzzburg@mail.ru> Обо всем этом я думаю так же (или примерно так же), как и Вы. Как и любой нормальный человек – не экстремист, не маргинал, не психопат. Только в силу возраста своего (видимо) я терпеливее Вас и давно уже отвык желать «прекрасного невозможного». Люди есть люди, они так устроены – везде, в любой стране и во все времена. Массовые проявления чувств – к счастью или к несчастью, не знаю, – редки и, главное, кратковременны. «Думать некогда – прыгать надо». Так было, так будет. «Своя рубашка ближе к телу». «Моя хата с краю». «Наше дело маленькое: нас толкнули, мы упали, нас подняли, мы пошли». Это не про моральных уродов каких-нибудь сказано, это – про самых обыкновенных людей. Про Человека Массового. Про нас с Вами, между прочим. И так будет всегда. И не дай бог, чтобы взяли за горло ВСЕХ! Это будет самое страшное. «Бунт – бессмысленный и беспощадный» – пострашнее любой Аль-Каеды. И не спрашивайте: что делать. Ответ известен давно: каждый должен возделывать свой сад. Каждый. Свой. Возделывать. Ключевые слова. Извините, если разочаровал, но времена, когда я «кипел и пенился, как будто старый ром», давно миновали. Уважаемый Борис Натанович! Насколько влияют на Ваше восприятие текста внешние обстоятельства, как-то: принадлежность автора к той или иной группировке, его репутация «государственника» или «диссидента», авторитетный он писатель или дебютант, опубликован в журнале «Знамя» или «Вестник коневодства» и многие прочие факторы? Александр Все названные факторы действуют, разумеется. Но качество текста, основное от него впечатление («нравится – не нравится») превалируют самым решительным образом. Все прочее – вторично, третично и вообще малосущественно. И особенно – где он опубликован и опубликован ли вообще. Уважаемый Борис Натанович! Антон Благовещенский < tony@exler.ru> Я видел только отрывки. Скорее понравилось. Но в общем я не люблю театр. Уважаемый Борис Натанович! Александр < prohorov@aspect.jinr.ru> Думаю, это совершенно исключено. Зачем? Зачем автору «Рецензий на ненаписанные книги» заимствовать чужие сюжеты? Как Вы думаете, не могло ли произойти такое заимствование в паре ХВВ – «Насморк»? Александр < prohorov@aspect.jinr.ru> Думаю, не могло. См. выше. В произведениях этих довольно много общих сюжетообразующих элементов: в другую страну послан экс-космонавт на поиск/расследование; слег (изначально) и таинственный убийца престарелых туристов в «Насморке» оказываются набором известных факторов в необычном-непривычном сочетании, герой завершает расследование, попробовав это сочетание самостоятельно и т.п. Александр < prohorov@aspect.jinr.ru> Описанная Вами сюжетная схема вполне банальна. Она может прийти в голову кому угодно и когда угодно. Это ведь все тот же тип сюжета «Вася любит Катю, Катя любит Славу, а Слава без ума от собственной жены», варианты которого перепеваются из романа в роман, только романы это не детективные, а бытовые. Но «Насморк» написан лет на 10-12 позже, чем ХВВ. Александр < prohorov@aspect.jinr.ru> «После этого не значит по причине этого». Уважаемый Борис Натанович! Юлия Гм. Вы считаете, что пятая и шестая глава запутаны? Странно. Нам это никогда не казалось. А в конце Воронин попадает туда, откуда начал свой «первый круг», – в собственную квартиру в Ленинграде 1950 года. 2. Верите ли Вы в Бога? Юлия Нет, к сожалению. Подробнее я писал здесь об этом не раз. Полистайте страничку. 3. Как можно узнать, есть ли у человека писательский талант, или писателем может стать любой, главное – иметь желание? Юлия Главное, как раз, иметь талант, без таланта ничего не получится. Впрочем, без желания – очень сильного желания! – не получится тоже. А как узнать... Надо писАть, писАть и писАть. Страниц через сто все станет более или менее ясно. По крайней мере, – опытному читателю. Я слышал другую версию происхождения слова гопник: от абревиатуры ГОП (Городское общежитие пролетариата), которое располагалось в здании, где сейчас находится гостиница «Октябрьская», напротив Московского вокзала. Роман < zhzh@inbox.ru> Путешествовал немного. Путевой дневник (или что-то вроде) как правило вел. Публиковать не намерен, но куски из него уже неоднократно использовал в своих и наших общих повестях. Вели ли Вы или Аркадий Натанович «дневник для потомков», как это часто делают писатели? Роман < zhzh@inbox.ru> АН вел довольно регулярно. Я – несколько раз начинал и – бросал, терпения не хватало. Только это были дневники не «для потомков» – обыкновенные деловые записи (с кем встречались, какие переговоры вели, на каких собраниях сидели) – и не более того. Начали ли Вы уже писать новую книгу или всё ещё приходите в себя после БМС? Роман < zhzh@inbox.ru> Прихожу в себя. Медленно и неохотно. З.Ы. Здоровья Вам и Вашим близким! Это ведь самое главное. Роман < zhzh@inbox.ru> Спасибо большое! Это, действительно, самое главное. Здравствуйте! Не_вечная*) < ne_ve4naya@bk.ru> Конечно, нет. И к НАУЧНЫМ фантастам нас можно причислить только с оговорками или по недоразумению. Мы писали фантастику, да, но – самую разную. Начинали с научной («Страна...», «Стажеры»), потом нам стало тесно, и мы расширили жанр: стали писать социальную фантастику, остраненную прозу, даже фэнтези (хотя такого термина в то время еще не существовало). «Хромая судьба» – классический пример так называемой «реалистической фантастики» (или – фантастического реализма)... Так что все не так просто. Фантастика – сложный вид литературы. Это и Уэллс, и Кафка, и Булгаков. Научная фантастика – лишь часть (и не лучшая, прямо скажем) фантастики вообще. Уважаемый БН, спасибо за Ваши книги, и долгих Вам лет жизни. Андрей-Т < andr1111@yandex.ru> Боюсь, что Вы заблуждаетесь. Этой книги НЕТ «у меня в голове». Я и сам не знаю, «как надо писать». Все, что знал, – изложил в «Комментариях». Это немного. Конечно, если бы кто-нибудь «отфильтровал и собрал из публикаций АБС все высказывания о творчестве», а также подбил бы «соответствующие итоги семинаров», я был бы счастлив прочитать этот «свод мудрости», но вряд ли сумел бы к нему что-нибудь существенное добавить. «Как надо писать», не знает никто. Даже Стивен Кинг. Даже он знает только (на самом деле), как написать книгу, чтобы ее можно было успешно продать. А это – несколько иная задача. Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! У меня к Вам два вопросика – один вообще, а другой в частности. Николай < rishelie@karelia.ru> Телевидение не способно воспитывать. Оно это блистательно доказало во времена советской власти, когда с экранов сплошным потоком лилась ТОЛЬКО позитивная информация без малейшего даже привкуса реальности. Причем тот же самый позитив неограниченно царил и в прессе, и на радио, и на политинформациях. А система пропаганды, однако же, воспитывала не легендарного «строителя коммунизма», а обыкновенного совка во всей его красе. Происходило это потому, что имел место категорический дисбаланс между тем, что человек видел на экране, и тем, что он же наблюдал в реальной жизни. Никакого другого мировоззрения, кроме как «все вместе мы за, а каждый в отдельности против», такая система воспитать не могла. Думаю, что и сегодня дела на ТВ обстоят немногим лучше. Просто разнобразной информации стало больше, и несравненно чаще удается на экране увидеть куски реальной жизни. Спасибо за это, но для появления Человека Воспитанного такого «программирования» недостаточно. Не хвататет малости – знания, ЧТО надо в людях воспитывать и КАК это надлежит делать. 2. Я отправлял в феврале рукопись в Ваш журнал (называлась она 2053) в виде файла, с тех пор я сменил место жительства, и получить по почте какой-либо ответ теперь не могу. Пытался написать запрос е-мэйлом, мне никто не ответил что-либо о судьбе книжки. Могу ли я рассчитывать на получение информации о судьбе рукописи? Читалась ли она вообще? Ведь полгода прошло, этот срок заявлен на сайте журнала. Николай < rishelie@karelia.ru> Ничего сказать Вам, к сожалению, не могу. Я не знаю Вашего имени и не знаю, под каким именем Вы прислали свою рукопись. Если она дошла до редакции, но не дошла до меня, это может означать только, что редакторы не сочли ее годной для нашего журнала. Извините. Борис Натанович! Михаил < solarwind@smtp.ru> По авторскому замыслу цивилизация Саракша соответствует по своему уровню земной цивилизации конца ХХ века. С некоторыми, конечно, вариациями в ту или другую сторону. Авиация, например, там была развита хуже, зато ментоскопирование (нам вообще неведомое) – на высоте. Борис Натанович! Михаил < solarwind@smtp.ru> Хороший вопрос. Может быть, природный его авантюризм? Неудовлетворенное честолюбие? Семейные или светские неурядицы? Придумать можно, но – зачем? В романе полковник вполне самодостаточен и не нуждается в «предыстории», по-моему. Уважаемый Борис Натанович. Долгих вам лет жизни, успехов и всего того, что делали до меня. Магеррам Зейналов < vinni-pu@mail.ru> Вы (с преподом) совершенно правы. Логическая ошибка имеет место, что впервые отметил мой коллега по Пулковской обсерватории Дмитрий Евгеньевич Щеголев еще в конце 60-х. При переизданиях мы в основном тексте ничего менять не стали, но о существовании самой ошибки упомянули в «Послесловии» Саши Привалова. Что означает у одного персонажа из ГО татуировка на лбу «Раб Хрущева»? Александр Как нам рассказывали, в советских лагерях 50-х, 60-х годов зеки-уголовники частенько делали себе на лбу татуировки: «Раб Хрущева», «Раб КПСС». Как я понимаю, это была такая форма протеста. Здраствуйте, Борис Натанович. Всего два вопроса. cyrix133 < cyrix133@mail333.com> Изначально – не очень. Но о законных отпусках тут же пришлось забыть. А уже в начале 60-х АНС бросил работу, а я выпросил у начальства разрешение брать время от времени отпуск за свой счет. Впрочем, в это время я занимался теорией только для собственного удовольствия, а зарплату получал как инженер-эксплуатационник по счетно-аналитическим машинам. Насколько легко, уделяя надлежащее время литературе, оставаться в то же время в курсе астрономии и заниматься ей так, как этого хочется человеку, занимающемуся любимой работой? cyrix133 < cyrix133@mail333.com> Опыт показал, что это практически невозможно: не успеваешь следить за литературой и находиться в курсе событий. Я не оставлял занятий звездной астрономией вплоть до середины 80-х, но это уже были, по сути, занятия любителя, а не профессионала. С какого момента литература начала играть для Вас большую роль, чем астрономия? И с каких пор написание книг стало основным средством зарабатывания на хлеб насущный? cyrix133 < cyrix133@mail333.com> Это случилось фактически после выхода первой нашей книжки («Страна багровых туч») – в 1959 году. 2. Как (и когда) Вам вообще пришло в голову заниматься писательской деятельностью? И как много времени прошло до начала приведения этой мечты в жизнь? cyrix133 < cyrix133@mail333.com> В памяти моей сохранился только один разговор (с моей будущей женой), когда я впервые ясно сформулировал (в том числе и для себя) свою заветную мечту: ну, не роман, не повесть, – хотя бы рассказик маленький опубликовать! – и это было бы счастье. Думаю, разговор этот относится к году 54-му. А что было раньше, не помню. Но ведь было же! И разговоры с АН, и бескорыстно-старательные переводы Бредбери и Джекобса, и первые попытки написать что-нибудь свое... Ничего не помню. Здравствуйте, Борис Натанович. В романе «Хромая Судьба» есть эпизод, в котором некий «грязноватый» молодой человек предлагает купить Феликсу Сорокину ноты. Я не совсем понял, что подразумевалось под образом «падшего ангела», и какова могла бы быть дальнейшая судьба его и того музыкального произведения? Максим < max-mixer@yandex.ru> «Под образом падшего ангела» подразумевается падший ангел, то есть ангел, согрешивший против Бога и свергнутый Его волей на землю. Был ли «грязноватый молодой человек» таковым падшим ангелом, имела ли предложенная им партитура действительно какое-то отношение к трубам Страшного Суда и какова дальнейшая судьба этой партитуры, – все это оставляется авторами полностью в распоряжении благосклонного читателя и его, читателя, воображения. И еще один вопрос. Насколько я понял, Вы не верите, что православие в России должно стать объединяющей силой и национальной идеей? Вы считаете религию пережитком прошлого? Максим < max-mixer@yandex.ru> Религия является «пережитком прошлого» в той же мере, как философия или, скажем, литература. Это – часть культуры, базовое мировоззрение гигантских человеческих масс, и существовать это мировоззрение будет, как минимум, до тех пор, пока существуют люди, ощущающие свою слабость и бессилие свое перед обстоятельствами реальной жизни. Может ли «православие в России стать объединяющей силой и национальной идеей», – не знаю. Но думаю, что если приложить к этому значительные силы и не пожалеть ни средств, ни времени, то может и стать. Хотя вряд ли сумеет сравниться по эффективности своей с РПЦ 19-го века или, скажем, с исламом сегодняшнего дня. Уважаемый Борис Натанович. Действительно ли Вы верите в то, что ничего нового придумать нельзя? Что все, что способен придумать человек, существует, либо существовало когда-нибудь, либо возникнет в будущем? Максим < max-mixer@yandex.ru> Иногда кажется, что дела именно так и обстоят. Хотя, разумеется, это скорее фигура речи, чем философская теорема (или хотя бы гипотеза). Здравствуйте, Борис Натанович! Лиля < glyzina_l@mail.ru> Мои знания в этой области довольно-таки ограничены. Я регулярно читаю несколько газет, смотрю почти все новостные передачи по ТВ, иногда слушаю «Эхо Москвы». Пока еще, как мне кажется, практически любой житель России имеет совершенно реальную возможность найти «свое» средство массовой информации и узнавать о стране и мире все, что его интересует. Это хорошо. Это и есть то, что называется свободой слова. Но вот то, что слухи об ограничениях все чаще возникают, и все чаще уходят из СМИ журналисты, не угодившие начальству, и все меньше становится аналитики и свободных дискуссий на ТВ, – вот это все плохо. Это называется «цензура», и цензуры этой становится на СМИ все больше и больше. Начальство явно нацеливается превратить информацию в пропаганду, то есть вернуться к советским временам «дозированной правды». Этот процесс очевиден и беспокоит меня больше, чем что-либо еще в стране, – больше, чем торможение экономических реформ, больше, чем низкий уровень жизни, больше даже, чем война в Чечне. У меня несколько вопросов. К сожалению, я вынужден перед каждым из них описать ту ситуацию, когда они встали передо мной! Инженер-исследователь Категорически и безусловно отрицательно. Хотя умом прекрасно понимаю, что без «стукачей» и «кротов» (то есть профессиональных доносчиков) обойтись невозможно, – весь угрозыск на них стоит, не говоря уж о секретных службах. Потом мне довелось присутствовать на исполнении стриптиза, не буду говорить, где в Советском Союзе можно было посмотреть профессиональный стриптиз, да ещё школьнику пионерского возраста, иначе у меня будут неприятности, но этот танец тогда исполняли много лучше, чем сейчас! Когда началась перестройка, у меня вновь появилась тяга к прогрессорству. Я начал довольно вялую борьбу за сексуальные свободы школьника, но это было пресечено очень быстро, через беседу с родителями, которые указали мне, что в результате этой борьбы какая-нибудь девочка может и забеременить, а её судьба окажется на моей совести! Инженер-исследователь Откровенно говоря, никак. Сексуальное воспитание для меня – тайна за семью печатями. Не знаю даже, как к этим проблемам подступиться. Льщу себя только тихой надеждой: отцы-деды как-то жили без сексуальных свобод, и ничего – вполне приличные люди выросли. Может, и наших детей минет чаша сия. Потом я поступил в университет, где начал пропагандировать идею, что университет создан для того, чтобы студенты получали в нём образование. Здесь опять, как и в случае с доносительством, против меня ополчились не только студенты, но и преподаватели, но мне удалось удержаться в университете и получить высшее образование. Инженер-исследователь Положительно, и даже до такой степени, что просто никаких других целей у этого занятия вообще не признаю. Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович. Aaz < massaraksch@mail.ru> Было время, когда мы очень серьезно относились к «конструированию» наших фантастических машин. Почитайте наши ранние повести и рассказы. Но потом (и очень скоро) мы поняли, что это все – мартышкин труд: мы никакие не конструкторы, а воображение заинтересованного читателя гораздо эффективнее всех наших выдумок. Поэтому искать прототипы «белых субмарин» и «бронеходов» – не имеет смысла, их нет и никогда не было. Сами авторы имели об этих предметах представления лишь самые общие. Хотя и частенько рисовали на полях рукописей и танки, и пушки, и фантастические скорчеры, – просто так, для собственного удовольствия. Так что диораму по ОО я бы посмотрел не без интереса, но ничего особенного от этого зрелища не жду: опыт (кино, иллюстраций) показывает, что угодить авторской фантазии практически невозможно, – автор все видит «не так». Здравия Вам, Борис Натанович! Евгений Николаев < john-miss@yandex.ru> Правы вы оба. Каждый – для своего времени. Сегодня мир устроен так, что «принимать из всех решений самое доброе», – означает провалить любое дело и самому оказаться под сапогами. Но Горбовский-то – человек из Мира Полудня! Там другие заповеди и другие каконы жизни. И не удивительно ничуть, что там так не любят и опасаются прогрессоров-профессионалов. 2. О творчестве. Евгений Николаев < john-miss@yandex.ru> Я просто не могу представить себе кого бы то ни было в качестве соавтора. Работа в соавторстве – процесс чрезвычайно специфический и требует взаимной «подгонки», «притертости», я бы даже сказал, возникновения некоего «сплава душ». Именно поэтому устойчивые авторские пары так редки, хотя написать роман вдвоем могут, наверное, два любых дружка-писателя, симпатизирующих друг к другу. Напишут – и разбегутся, потому что работа вдвоем не сахар, ох, не сахар! И еще попутно. Я с 1963 года выписывал великолепнейший детский журнал «Костер». И была там где-то в конце 60-х попытка собрать всех фантастов и сделать некое буриме. Название не помню, что-то типа «Летающие люди». Были там, если не ошибаюсь, Гансовский, Ларионова, Альтов и пр. Первую главу сделали АБС. И насколько дальше стало скучно читать... Как Вы оцениваете, нет, не саму «повесть», а гнилую (на мой взгляд) попытку совмещения «коня и трепетной лани»? Из десяти фантастов (разных) сделать суперхит. Количество явно не переходит в качество. Евгений Николаев < john-miss@yandex.ru> В литературе количество вообще редко переходит в качество. Я бы сказал даже, наоборот: толпа писателей скорее бездарна (как и всякая толпа). Сочинение же повестей-буриме это такая литературная игра, со всеми признаками игры, и ничего серьезного из такого рода затей получится не может, да и не получалось никогда, хотя попыток было великое множество. 3. О Веллере. Евгений Николаев < john-miss@yandex.ru> Веллера я знаю давно, одно время он даже посещал наш семинар (пока не переехал в Эстонию). Это – отличный писатель, полдюжины его рассказов я бы не задумываясь включил бы в любой сборник «лучшей фантастики». «Самовар» я читал с ужасом и болезненным наслаждением, – страшная вещь, ледяная и беспощадная, как обратная сторона жизни. Здравствуйте, Борис Натанович! Владимир < GORNIK@CBGRAD.RU> Положительно. Тем более, что ничего другого предложить не мог бы и сам. И с Вашими выводами о «невозможности воспитания» согласен полностью. В начале 60-х в нескольких странах мира проводились исследования в области психотронной техники. Владимир < GORNIK@CBGRAD.RU> Тема, разумеется, не случайна, но к названным опытам никакого отношения не имеет. Проблема эта занимала нас сама по себе, только писать о ней в те времена можно было только вот так – эзоповым языком, «облически». Психотропная химия широко используется для лечения психических заболеваний. Можно представить вариант, когда Саракш («излучение» в строго определённых дозах, по соответствующему предписанию) превращается в «мир полдня». Владимир < GORNIK@CBGRAD.RU> Здесь, на этих страницах, несколько лет назад целая дискуссия прогремела на тему «Можно ли использовать для воспитания медикаментозные и прочие фантастические средства?». Все, что я по этому поводу думаю, я там уже высказал. Полистайте страничку. Здравствуйте, дорогой Борис Натанович! Макс Квант < max_quantum@pisem.net> Никакого хобби такого рода у нас не было. Рисовать – любили оба (АН – получше, БН – похуже), но исключительно баловства ради. Никаких практических целей при этом не преследовалось. И стишки писали оба (БН – чаще, АН – реже), в том числе и для того, чтобы вставить в текст, над которым в данный момент шла работа. В школьные годы АН с удовольствием иллюстрировал свои любимые книжки («Арктанию» Гребнева, «Войну миров» Уэллса), но никогда и в мыслях не имел заняться иллюстрированием профессионально. 2. Как Вы относитесь к анимации (то бишь одушевлению, а не к мультипликации – многоналожению)? Не имели бы Вы ничего против, если бы кто-нибудь анимировал (прошу за термин прощения, но «экранизировал» здесь никак не подходит) Ваши произведения. Например, «Улитку на склоне» или «Второе нашествие марсиан». На мой взгляд, получились бы великолепные анимационные картины. Правда, мало кто бы их смог смортеть... Но ведь все тащатся от Диснеевских полнометражек, а никак не от мультфильмов Норштейна. А «Улитка» бы вышла как раз малопонятной, некоммерческой, зато красивой. И как бы Вы отнеслись к тому, чтобы вместо людей были бы животные? Были же постановки у Диснея: «Робин Гуд», «Три мушкетёра» и «Принц и нищий». Макс Квант < max_quantum@pisem.net> Я согласен, что из «Улитки» могла бы получиться недурная анимация. Но никакого вдохновения по этому поводу я, прямо скажем, не испытываю. Сделает кто-нибудь – хорошо. Не сделает – и господь с ней, с анимацией. 3. В «Сталкере» есть такие слова (цитирую по сценарию): Макс Квант < max_quantum@pisem.net> Вы слишком серьезно воспринимаете слова Писателя. Он раздражен, ерничает, злится, ему не хочется об этом говорить, у него и в мыслях нет – излагать по поводу писательства какие-то истины в последней инстанции. Хотя, разумеется, доля истины в его словах есть. Как и в любых словах. Литература же и на самом деле делается для читателя и о читателе. Литература без читателя – все равно, что монета с аверсом, но без реверса: не бывает. 4. Посмотрев «Ночной дозор», возникла такая мысль: если бы кто сейчас (Герман не в счёт) захотел снять коммерческий фильм по Вашим произведениям (скорей всего это был бы «Пикник на обочине» или «Понедельник начинвается в субботу») Вы бы согласились продать права на экранизацию? Но на какую экранизацию! Если бы Наину Киевну играла Верка Сердючка, Привалова или Шухарта – Гоша Куценко, Корнеева – Алексей Нилов, Выбегалло – Александр Семчев, а в роли уборщика в «Боржче» в мимолётном эпизоде снялся бы Леонид Куравлёв (исключительно для привлечения старшевозрастной аудитории), а «Алдан» будет с наклейкой «Intel» (c). Маразм, конечно, полнейший, я понимаю. Но «Ночной дозор» с Николаем Олялиным, появляющимся какие-то секунды в кадре (может, он будет во второй части, но по афишам – он занимает не самое последнее место в фильме), с Жанной Фриске в роли Алисы и Валерием Золтухиным в роли вампира-отца (те же доли общего экранного времени) таким и выглядит. Я, конечно, прошу прощения за формулировки, но такие коммерческие ходы выглядят просто абсурдно. Особенно абсурдно выглядит наглядная демонстрация рекламы спонсоров. Но фильм всё же удался в какой-то мере, а вот такие ляпы – просто грязны и нелепы. Макс Квант < max_quantum@pisem.net> Я отношусь к этой проблеме гораздо спокойнее. И совершенно прагматично. Опыт показывает, что сделать хорошую экранизацию по хорошей книге практически невозможно. Поэтому для меня (уже давно) контакты с кинематографом не воспринимаются, как творческие, – исключительно, как коммерческие. И я готов продать право экранизации любого нашего произведения практически любой фирме, совершенно ничего не ожидая от будущей картины. Конечно, существуют на свете такие режиссеры, как Герман или Сокуров, но это же – редкость, rara avis in terris. 5. Как вы уже обмолвились – у А.А.Выбегалло был вполне реальный прототип. Хотелось бы узнать у Вас, что из себя представлял этот человек как учёный, если он был, конечно, учёным. И как в Пулковской обсерватории в те годы относились к подобным научным типам? Макс Квант < max_quantum@pisem.net> Прототип Выбегалло – не ученый, хотя Трофим Денисыча мы, разумеется, тоже имели в виду. В Пулкове своего Выбегалло не было, да и быть не могло: на астрономии много не заработаешь – ни славы, ни денег, ни власти. 6. Вопрос по поводу последствий «Ночного дозора». Если посмотреть на все пародийные передачи, то мы не заметим ни одной пародии на этот эпохальный фильм нет. А ведь те же кавээнщики работают достаточно быстро. А ведь они глумятся быстро. Только видеопиратам уступают по скорости. Если думаете, что негде развернуться? КВН делал пародии на менее эпохальные вещи, а тут же. Пустота. Не считаете ли Вы, что мы начинаем сталкиваться с коммерческой цензурой. Ведь если поглядеть на пародии, то возникают на ТВ они по вполне понятным причинам: высмеять или же разрекламировать, а о первой роли пародии – показать недостатки, уже никто и не говорит. И ведь поглядите, КВН, показываемый по 1-му каналу, не высмеивал его же большие сериалы. Касались посторонних «Матриц» и «Терминаторов», а «72 метра» (смеяться там, право, ужасно – только глумление получится, но тут дело принципа), «Ночной дозор», «Водитель для Веры» как-то не задели. Также не задели транслируемую по другим каналам «Каменскую», не глумились вообще над чужими сериалами (над передачами и теми осторожно). «Видимо», разрешили поглумиться только над «Участком» и всё. Мысль довольно тонкая, потому и формулируется так путаннно. В сухом же остатке: считаете ли Вы, что мы столкнулись с коммерческой цензурой? Макс Квант < max_quantum@pisem.net> Я в этих вопросах совсем не компетентен. Но ничего фантастического в Вашем предположении не вижу. Почему бы и нет? Может быть, и цензура. Сейчас вообще – время цензуры. Правда, на мой непросвещенный взгляд, любая, самая злая, пародия – это все-таки реклама и лучше (коммерчески выгоднее) любого сколь угодно глухого молчания. Многоуважаемый Борис Натанович! Наташа Краснова < nkrasnov@nny.com> Уважаемая Наташа! «За миллиард лет» перевела на английский Antonina Bouis, и под названием «Definitely maybe» повесть эта выходила в конце 70-х в издательстве MACMILLAN (США). Но в любом случае, если Вы затеваете перевод, Вам следует прежде всего договариваться с издательством, а только потом уж с автором. Желаю удачи. Перечитав «Жука в муравейнике», я был особенно заинтригован главами, повествующими об операции «Мертвый мир». В «Комментариях к пройденному» Вы пишете, что АБС закончили черновик целой повести об этой операции и позже вставили ее часть в «Жука в муравейнике». Однако в «Жуке...» эта история обрывается на весьма напряженном моменте, в преддверии перестрелки. Элемент незаконченности налицо. Поэтому вопрос: нельзя ли где-нибудь ознакомиться с дальнейшими приключениями Льва Абалкина и харизматичного голована Щекна? Тимофей Думатокин < dumatokin@yandex.ru> Нет, никаких «дальнейших приключений» не существует. Авторам это было не интересно, – их, главным образом, интересовали приключения Абалкина на Земле, а не на других планетах. Уважаемый Автор. Ищу ответ на вопрос – кто же такие Олгоша/Шорхоша в БМС и откуда это? Евгений < CatFishFox@mail.ru> Нет, имеется в виду «олгой-хорхой» – легендарное чудище монгольских степей, описанное в одноименном рассказе И.Ефремова: гигантский песчаный червяк, убивающий на расстоянии – то ли плюющийся ядом, то ли поражающий электрическим разрядом. И Аятолла – имеется в виду конкретная историческая личность или чин/сан/должность? Евгений < CatFishFox@mail.ru> Подразумевается, скорее всего, все-таки «должность». Хотя кто их поймет – тех, кто дает людям прозвища. Отчего на Вашем сайте, Борис Натанович, отсутствуют замечательные иллюстрации Е.Мигунова к «Понедельнику»? Дмитрий < pinaevDE@work.umn.ru> Это вопрос к организаторам сайта. Впрочем, они уже, кажется, на этот вопрос отвечали. [На сайте до недавнего времени вообще с иллюстрациями было не густо. Но кое-что в этом направлении планируется сделать. – БВИ.] И отчего существует два их варианта. Например в 1-м и 2-м варианте существенно отличается образ Выбегаллы и изрядно – Привалова. Дмитрий < pinaevDE@work.umn.ru> Да, Мигунов оформлял одно из новых изданий «Понедельника» (по-моему, уже в 80-х годах) и добавил новых иллюстраций, а некоторые старые пожелал переделать. Его право. И не выпускался ли в последнее время Понедельник с этими иллюстрациями? Первый вариант иллюстраций мне попадался вообще в самом начале 80-х. Дмитрий < pinaevDE@work.umn.ru> Первый вариант иллюстраций был к изданию 1965 года. А в последнее время иллюстрированных Мигуновым изданий не было. [Вообще-то продолжает периодически выходить том в серии «Миры братьев Стругацких» с иллюстрациями Е.Мигунова. – БВИ.] Уважаемый Борис Натанович! Марина < marynn@yandex.ru> Ничего. Не читал и даже не слышал. А также, может быть Вы читали «Подлинную историю Beatles» Буркина и Фадеева: там даже ссылка есть на идею из зМЛдКС... Марина < marynn@yandex.ru> Читал. Не помню. Остался, видимо, равнодушен. Глубокоуважаемый Борис Натанович, на страницах off-line интервью Вы неоднократно высказывали мнение, что через 30-50 лет Ваши и Аркадия Натановича книги утратят большую часть своей популярности. Как Вы думаете, в каком из возможных вариантов будущего популярность Ваших книг останется наибольшей: если реализуется мир Полдня; если реализуется мир «Хищных вещей...»; если реализуется мир, против которого Вы протестуете в «Жидах города Питера...»? Роман Сидоров < sidorov_r_a@pisem.net> Через два-три поколения любые книги утрачивают популярность (если они таковой вообще обладали) совершенно независимо от «качества» будущего. Какое бы будущее ни реализовалось, там всегда будут обитать книгочеи и «прочая публика». Книгочеи хранят память о книгах (хотя бы о некоторых), прочей публике книги до лампочки. И так обстояли и будут обстоять дела при всех властях. Разве что пропорция книгочеи/прочие может меняться: 5/95, 10/90 или вообще 1/100000 как в средние века. К вопросу о литературной критике и НФ. Анатолий Олегович Ним Я к литкритике отношусь во-первых, сдержанно (а честно говоря – недолюбливаю), а во-вторых, сугубо прагматически. Собственно, любая (за редкими исключениями) критика есть просто способ более или менее многословно, более или менее изящно, более или менее эмоционально сообщить, нравится ли рассматриваемое произведение критику или, наоборот, не нравится. Формулой «нравится – не нравится» полностью исчерпывается содержательная часть 99% критических статей. Собственно к литературе, к литературному процессу в широком (или узком) смысле слова, критика никакого отношения не имеет. Она, как правило, даже не влияет на тиражи. По сути своей литкритика это самостоятельная и самодовлеющая отрасль литературы, живущая своей жизнью, по своим законам и исключительно для себя. «Хорошая» статья может поднять у разбираемого автора настроение. На пару часов, что уже неплохо. «Плохая» – способна разозлить до такой степени, что автор из чувства противоречия и назло всем критикам соорудит вдруг текст, ни на что прежнее у него не похожий и даже интересный. Вот, на мой взгляд, и все пользы, которые могут быть извлечены из чтения критической литертуры. Впрочем, у нее есть свои читатели и любители, как у детектива, скажем, у «женского романа» или порнушки. Борис Натанович, не кажется ли Вам, что наше общество больно, что, отказавшись от идеологии, пусть даже советской, мы заболели самой страшной болезнью – безразличием. Все, что мы получили – это пошлая молодежь, не способная мечтать и творить, завязшая в мире собственных инстинктов. Об этом ли Вы мечтали, создавая свои миры? Может быть, пришло время созидателям соединиться? Ведь творчество – это СИЛА! eho < www.eccehomo0@yandex.ru> Созидатели не умеют соединяться. Это им не присуще. Каждый творец – одиночка, так уж он устроен. Но я не склонен усматривать в этом повод для пессимизма. Я вообще по натуре оптимист. Разве поразительная живучесть и стабильность человечества не есть повод для оптимизма? Что же касается идеологии, то, на мой вкус, деидеологизированное общество на порядок привлекательнее общества, проникнутого воинствующей идеологией. Любой. Мы это уже проходили, не дай бог снова к такому вернуться. Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович, и долгих лет вам! Андрей-Т < andr1111@yandex.ru> Внешний круг замечателен не тем вовсе, что «там все позволено». Там собраны люди определенного типа – агрессивные подонки, бесы, «преступные натуры», – но позволено им отнюдь не все! Попробуй-ка задраться к командиру или убить без особой причины собственного приятеля! Ого-го! Семь склянок из тебя выбьют да и расстрелять могут к чертовой матери за нарушение дисциплины. Не для того их там собрали, чтобы они друг друга увечили – вся их агрессия канализирована вовне, на врагов Империи, вот там ты – царь и бог, там все твое и нет тебе пределов! По сути это нравы штрафбатов всех стран и народов: воля-матушка под дулами заградотрядов. Вот так примерно авторы себе это представляли. Пиратская республика с военной дисциплиной. Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович, и долгих лет Вам! Андрей-Т < andr1111@yandex.ru> Предназначения своего мы никогда, естественно, не определяли. Мы вообще не любили красивых слов. Все, что я мог сказать о причинах, влияниях и прочих первотолчках и «побуждениях к творчеству», я уже сказал в «Комментариях» и в этом интервью. Добавить нечего. Полистайте страничку. Вопрос 2: Андрей-Т < andr1111@yandex.ru> Никакого принципиального отличия не было. Было различие в подходе к данной повести. Различие это, слава богу, удалось преодолеть и, более того, сделать это «к вящей славе господней» – в повести есть и кабаки, и мушкетеры, и реальная наша жизнь. Бьющая ключом. Так что повесть получилась многогранной, годной на все вкусы. Это, может быть слишком личный вопрос, но, наверное, Вы даже не можете представить, насколько это интересно. БН, пожалуйста, расскажите! Андрей-Т < andr1111@yandex.ru> Я писал об этом неоднократно. Если Вам это так интересно – ищите и обрящете. Писать об этом снова и снова мне не хочется. Извините. Уважаемый Борис Натанович! Александр Фильм был фантастический и по тем временам, мягко выражаясь, необычный, и чтобы увеличить шансы прохождения его через Госкино, на Ленфильме решили выбрать «паровозом» (или «ледоколом») какого-нибудь известного писателя-фантаста, который и должен был ручаться перед высоким начальством, что все это идеологически выдержано: и атомная катастрофа, и гибель человечества, и прочие ужасы. Выбрали меня. Я согласился, потому что мне симпатичны были ребята: Слава Рыбаков, писатель, сценарист, и Костя Лопушанский, молодой тогда режиссер, но участие мое в общей работе было невелико: две-три сцены для сценария, ну и, конечно, участие в обсуждении деталей. И бессмысленные разговоры с начальством, которое очень хотело, чтобы это был антивоенный фильм, но, пожалуйста, без войны, и чтобы это было об ужасах ядерной катастрофы, но, пожалуйста, без ядерной катастрофы. Фильм прходил мучительно трудно, но получился недурен, особенно по тем временам. P.S. Может быть, Вы знаете какие-то подробности и интересности на счет фильма? Если да, поделитесь, пожалуйста, уж очень по нему мало информации. Александр А Вы сходите на страничку Вячеслава Рыбакова и спросите его. Я думаю, он сможет рассказать больше и лучше, чем я. Если захочет, конечно. Уважаемый Борис Натанович, знакомы ли Вы с песнями радиожурналистки Нателлы Болтянской (http://natel.ru/index.php4)? Скажем конкретно, с ее песней о кадавре: Сергей Эйгенсон < speygenson@yahoo.com> Гм. Что ж, все правильно. И имя Болтянской мне не совсем незнакомо. Но я давно уже не слушаю бардовских песен. У меня даже аппаратуры соответствующей нет в доме. Доброе время суток! Александр Откровенно говоря, да, кажется. Наслаждение от перечитывания хорошей книги это... Это – нечто. И вообще: если книгу не стоит перечитывать, значит, ее и читать не стоило. Дорогой Борис Натанович! Илья Толмачёв < ulaula@yandex.ru> Я, в общем, в курсе происходящего у вас и слежу за событиями с понятной тревогой. Не могу сказать, впрочем, что разбираюсь в ситуации хорошо. Мне ясно только, что страна оказалась расколота пополам и что опасность крайне нежелательного (революционного) развития событий очень велика. Не дай Бог! Впрочем, появившиеся в последние дни сообщения о попытках наладить диалог между противоборствующими сторонами обнадеживают. На мой взгляд, никакой разумной альтернативы переговорам просто не существует. Никаких поспешных решений; обстоятельные, основанные на взаимоуважении, переговоры; тщательное расследование всех обвинений в фальсификации выборов – вот единственная разумная программа действий, которую я себе представляю. Надеюсь, так все оно и будет. Мой вопрос в следующем: не кажется ли Вам, что дело идет к реализации мира будущего, описанного Войновичем в «Москве 2042»? Заговор молодых полковников КГБ, построение коммунизма в одном отдельно взятом городе, кольца враждебности, слияние церкви и государства... OK3 В сатире Войновича – масса замечательных «пророческих» совпадений с реальностью. Как это обычно и бывает, все эти сопадения либо вполне банальны, либо чисто случайны. «Конкретности непредсказуемы». Впрочем, роман получился замечательный, как и все у Войновича. И ценю я его вовсе не за эти совпадения-пророчества, а за дух веселой злости и ненависти к напыщенному псевдопатриотизму и державности, которыми (злостью и ненавистью) роман пропитан. Я увлекаюсь Вашим творчеством с 1983 года, периодически перечитываю все книги. У меня два вопроса. Сергей < fedding@rambler.ru> Продолжения этого романа нет. Оно даже не замышлялось авторами. Все, что они могли и хотели сказать по этому поводу, они сказали. 2. Что такое «феддинг» (есть масса ссылок, но ни одного вразумительного объяснения)? Сергей < fedding@rambler.ru> Феддинг – это неуправляемое затухание радиоволн, связанное, видимо, с поведением атмосферы. Явление это хорошо известно любому радиолюбителю – когда станция вдруг «уходит» из зоны слышимости и ничего с этим поделать невозможно никакой подстройкой. Во всяком случае, именно так объяснили мне это явление знатоки. Здравствуйте, многоуважаемый Борис Натанович! Вячеслав < slavick@narod.ru> Да, я тоже был не в восторге от этой идеи издателя. Но уж очень он меня настойчиво просил. Ссылаясь на мнения многих и многих, кто привык к «Лебедям», как к отдельной книге, и кому эта повесть в качества Синей папки «не смотрится». Я поспорил-поспорил да и согласился. 2. В преди- и послесловиях Переслегин уверенно оперирует номерами томов «Миров...», но на служебных страницах я прямых указаний на них нигде не нашел. Так какой же из них какой? Вячеслав < slavick@narod.ru> В свое время мне рассказали, естественно, какой именно подразумевается порядок следования томов, но это было давно, и сейчас я уже ничего не помню. В общем предполагается порядок хронологический (порядок написания), но не строгий, с несколькими исключениями. Почему у них так получилось, я опять же теперь не помню. Были какие-то, свои, соображения. А почему бы Вам не задать этот вопрос издателям непосредственно? 3. Не могли бы Вы поведать, почему не были закончены «Дни Кракена» и почему жуткий спрут из этой повести возродился в виде сатирического персонажа Спиридона в «СоТ»? Вячеслав < slavick@narod.ru> Почему мы не закончили «Кракена», я писал в «Комментариях». Главным образом, потому, что вещь получалось слишком уж «бытовой», нам это тогда не нравилось. Что же касается Спиридона, то он никакого отношения к «Кракену» не имеет, он – фигура самостоятельная и есть сублимация детских впечатлений АБС по поводу гигантских разумных головоногих (опять же см. «Комментарии»). 4. Цитаты из японских хроник о спрутах мне в Ваших произведениях встретились по крайней мере трижды. Чем они так потрясли Вас с АНС? Вячеслав < slavick@narod.ru> Все японские «хроники» (или почти все) суть не что иное, как придуманные АНом стилизации под старую японщину. Мне они очень нравились, и АНу, естественно, тоже. Глубокоуважаемый Борис Натанович! Андрей Зорин < zorin@internat.kuban.ru> Главное отличие: каноническое издание гораздо полнее (самое полное на сегодняшний день) и все, без исключения, тексты там «восстановлены» – то есть очищены от цензурных поправок 60-х, 70-х, 80-х годов. Если же Вас интересуют конкретные отличия конкретных текстов, то Вам лучше обратиться за этой информацией к люденам – они знают все. Уважаемый Борис Натанович! Максим Поляков Думаю, что это вполне разумная точка зрения. Я формулирую это несколько иначе: нужна Большая Ложь (Единая идеология) и всевластье тайной полиции. Другой вопрос, нужно ли это кому-либо? Не уверен. Тоталитарность накладывает жесткие условия существования не только на «рабов», но и на «господ» тоже. «А оно нам надо?» Здравствуйте, Борис Натанович. Илья Казначеев < ilyak@online.ru> Мы никогда не ставили перед собой эти вопросы. А сейчас мне они кажутся излишне «формальными», что ли. Мораль Мира Полудня фактически утверждает: «Если ты разумен и не питаешь недобрых намерений, ты – наш». А раз ты наш, ты – автоматически – обладаешь всеми нашими правами. И обязанностями тоже. Все прочее – формальность. Здравствуйте, многоуважаемый Борис Натанович! Рейман Игорь < reym@mail.natm.ru> На самом деле ВААП забирал 70-80 процентов наших заграничных гонораров, а остальное выдавал в виде так называемых сертификатов – условных денег, на которые можно было по вполне умеренным ценам покупать товары в специальных магазинах «Березка». 2. И вопрос, который меня мучает уже давно: Рейман Игорь < reym@mail.natm.ru> «Честный политик» это катахреза (совмещение несовместимых понятий), что-то вроде брезгливого ассенизатора или хирурга, боящегося вида крови. Политик (любой) слишком часто вынужден говорить не то, что есть на самом деле, а то, чего от него хотят услышать, – то есть лгать. Какая уж тут может быть честность! Что же касается демократии, то никто лучше Черчилля не сказал: «Демократия – ОТВРАТИТЕЛЬНАЯ форма правления. Но ничего лучше ее человечество не придумало». 3. Также интересно: Ваше отношение к ВВП изменилось за время его президентства, и как Вы относитесь к его инициативе назначения губернаторов? Рейман Игорь < reym@mail.natm.ru> Мое отношение к ВВП изменилось мало. Но я отношусь к нему гораздо более настороженно, чем пару лет назад. Только не губернаторская реформа здесь главная причина (совершенно не вижу, почему назначаемые губернаторы будут, в массе своей, хуже, чем губернаторы, избираемые по указаниям Кремля), а – последовательное нагнетание «атмосферы управляемости» в СМИ и в сфере бизнеса. А напоминает мне это (все больше) Россию 1913-го года, о чем я уже писал неоднократно. Уважаемый Борис Натанович, почему при расширении всей вселенной солнечная система не расширяется, и не является ли образование озоновых дыр подтверждением того, что Земля удаляется от Солнца? Троицкий Андрей Никитович < brigantina@bogorod.tula.net> Не могу ответить, ибо не компетентен. Подозреваю, впрочем, что солнечная система таки расширяется, но размеры ее так ничтожны, что эффект расширения находится за пределами точности наблюдений. Неужели все так плохо? В Вашей книге «Бессильные мира сего» стареющие люди («стареющие эксперименты»), веруя в свою значимость, экспериментируют друг над другом, косвенно задевая обыкновенную реальность. Боги на земле? Или боги в отдельно взятом срезе реальности? Что Вы хотели сказать? Это результат иллюзий экспериментаторов «совка»? Раньше Ваши книги давали надежду... Олег Кимаев < oleg_kimaev@mail.ru> БМС тоже дают надежду, только это надежда более «высокого порядка». Хорошо, что есть интересная работа. Хорошо, что есть еще силы и способности эту работу делать. Хорошо, что есть друзья и ученики. И здоровье не совсем потеряно... А что не все ладно, что жизнь иногда трудна и горька и все идет не так, как хочется, – так кто вам сказал, что жить вообще должно быть легко и сладко? Откуда это, собственно, следует? «В поте лица своего будешь есть хлеб свой». Вот и все вам обещания по поводу сладкой и светлой жизни. |
Задать свой вопрос | Архив Off-line интервью | Любимые книги | Чат с БНС на сайте "Компьютерры"
© "Русская фантастика", 1998-2004
© Борис Стругацкий, 2004 © Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000 © Алексей Андреев, графика, 1999 |
Редактор: Владимир Борисов
Верстка: Владимир Борисов Корректор: Владимир Дьяконов |