Off-line интервью

OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким
Декабрь 2004


Задать свой вопрос | Архив Off-line интервью | Любимые книги | Чат с БНС на сайте "Компьютерры"


Уважаемый Борис Натанович!
       Хочу спросить, не пугает ли Вас почти всеобщая суеверность жителей нашей многострадальной России? Именно за последние годы повылезшая невесть откуда вера во ВСЕ ПОДРЯД – в бога, в дурной глаз, в китайские гороскопы? Причем верят не бедные богомольные старушки, как было лет 20 тому назад (да, в те времена я уже была вполне взрослым человеком). Сейчас во всю мистику подряд верят люди с высшим техническим образованием и на полном серьезе отдают деньги гадалкам за амулеты «на счастье». Мне странно и, не скрою, страшновато видеть все это. Моя покойная мама 1921 года рождения была крещена в младенчестве, но всю жизнь прожила убежденной атеисткой. Я тоже не вижу необходимости в гипотезе Бога. Поэтому жутковато смотреть, как целая нация становится вдруг религиозной (так и не разобравшись в постулатах собственных религий) и уповает не на собственные знания и умения, а на снятие порчи или какой-нибудь наговор. Как Вам кажется, это и правда настолько опасно? А может, как-нибудь «само рассосется»? Увы, церковь уже вроде как бы не отделена от государства, а все больше врастает в истеблишмент. Ну и что делать – пойти окреститься, что ли? С фигой в кармане?!

Lady Cat AKA Екатерина Серегина
Ульяновск, Россия - 12/24/04 00:44:07 MSK

       Не могу сказать, что нарастание суеверности и религиозности вызывает у меня сколько-нибудь серьезное беспокойство. Это было всегда, всю мою жизнь. Только раньше все было «тихо-тихо», да еще вдобавок мы ходили оглушенные бодрым гиканьем атеистов-боевиков. Сегодня попы в позлащенных одеждах выпущены на первый план, и стало модно креститься и стоять в церкви со свечкой. Как следование новой моде, я все это и воспринимаю, – узкие брюки и твист, но «наоборот». А вообще-то – огромные человеческие массы ощущают очередной пароксизм комплекса социальной неполноценности: «мы ничего не значим», «мы взвешены и признаны легкими», «от нас ничего не зависит», «жизнь идет по нам, как каток»... И так далее. Время лотерей, примет и суеверий.


День добрый, БНС!
       Вопрос такой: знакомы ли Вы с такой газетой, как «Аналитическая газета «Секретные исследования»?
       Если да, то что Вы по этому поводу думаете?
       Если нет, то – ЗРЯ!

Дмитрий < jemm_zati4ka@rambler.ru>
Могилев, Белая Русь - 12/24/04 00:44:17 MSK

       Эта газета попадалась мне пару раз. Забавно. Будь мне лет 20, – был бы от нее в восторге. А так – «взвешено и признано легким».


Уважаемый Борис Натанович!
       Скажите, просят ли современные писатели Вас написать предисловия к своим произведениям? И как Вы к этому относитесь? Если можете, укажите, к чьим произведениям Вы писали предисловия.

Максим Коваленко < max.probel@gmail.com>
Москва, Россия - 12/24/04 00:44:23 MSK

       Такое случается довольно редко. Видимо, я плохо умею писать предисловия, – для этого нужен особый дар. Обычно меня просят написать так называемую «врезку» – маленькое предисловие к журнальной публикации – и, как правило, это делают писатели сугубо начинающие.


Уважаемый Борис Натанович! Почему в Ваших произведениях нет женщин – прогрессоров? Или это сугубо мужская профессия?

Евгений < john07@rambler.ru>
Павлодар, Казахстан - 12/24/04 00:44:45 MSK

       Это хороший вопрос. Не знаю. Видимо, мы подсознательно оберегаем наших героев-женщин от столь незавидной судьбы – быть изгоем в Мире Полудня. Да и вообще, – профессия, действительно, какая-то не женская.


Здравствуйте, Борис Натанович!
       В какой стране происходят события, описываемые в «Пикнике на обочине»? У меня уже были длительные дискуссии с прочитавшими Вашу замечательную книгу, но так до конца и не смогли договориться – Англия или Канада?

Nick Kisialiou < wyrm@mail333.com>
Minneapolis, US - 12/24/04 00:45:07 MSK

       Вы на правильном пути. Сами для себя мы определяли эту страну, как одну из стран Британского Содружества: Канада, Австралия, но не сама Англия. Англоязычная, но при этом – с сильным американским акцентом.


Уважаемый Борис Натанович!
       Когда-то Ваш брат на вопрос, боится ли он смерти, ответил, что не боится, ибо это – по его мнению – самое захватывающее приключение... Рискую спросить – это было сказано искренне или рассчитано на эффект эпатажа? И каково Ваше отношение к проблеме «Человек и его смерть»?

Марк Шехтман < shmark@yandex.ru>
Иерусалим, Израиль - 12/24/04 00:45:14 MSK

       Смерть – это конец всему. И лучше всего сказал о смерти кто-то из поэтов: «Мы не боимся смерти, мы просто не хотим ее». Но не хотим – очень! Поэтому все размышления на эту тему настраивают на сугубо печальный лад, и я стараюсь их избегать. Да и сказано по этому поводу уже, наверное, все, что только можно придумать.


Уважаемый Борис Натанович!
       В 80-е был документальный фильм «Фантастика в чертежах» – о тогдашних достижениях советской космонавтики. В фильме звучала Ваша песня Десантников из «Полдня». Видел я этот фильм один раз, и потом он мне больше не попадался. Но почему-то навязчиво помнится, что песня в фильме была гораздо длиннее напечатанного оригинала. Не могли бы Вы это разъяснить?

П.Макаров < arcanar@rambler.ru>
Пермь, Россия - 12/24/04 00:45:41 MSK

       Пожалуй, нет. Не могу. Фильма этого я не видел, песни нашей – не слышал. Знаю, что в песне должно быть два куплета. Если их стало больше, значит кто-то досочинил.
       [Я не помню этого фильма, но могу предположить, что в нем звучала песня Бориса Вахнюка «Единственный выход». Эпиграфом к ней и рефреном (с разными вариациями) в ней звучат строки из песни Десантников Стругацких «И если бы ты не вернулся назад, Кто бы пошел вперед?», но сами три куплета песни – не такие, как у Стругацких. – БВИ.]


Здравствуйте! По совету папы начал читать Ваши книги. КЛАСС! Особенно нравится Ваша манера писать! ЗДОРОВО И ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА ДОСТАВЛЕННОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ!!!!!
       Недавно прочитал «Жука в муравейнике» и не совсем понял. Что, Лев Абалкин действительно бил Майю Глумову в детстве? Простите, если вопрос глупый и заранее спасибо!

Павел < paul_alekseev@mtu-net.ru>
Москва, Россия - 12/24/04 00:46:01 MSK

       Ну, он не бил ее, конечно, в брутальном смысле этого слова. Он с ней дрался. Как дерутся между собой в детстве даже самые крепкие друзья. Правда, поскольку он был мальчик, он обычно побеждал, и само собой получалось, что он ее «поколачивает». Что с него взять, с кроманьонца!


Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Спасибо Вам за великолепные книги, счастья Вам, здоровья, и (уж извините за эгоизм) новых творческих успехов!
       А вопросы такие:
       1. Каково это – вдруг ощутить себя популярным и узнаваемым? Насколько для АБС это было неожиданным? Или любой начинающий писатель в глубине души уверен в том, что будет знаменит?

Александр
Москва, Россия - 12/24/04 00:46:28 MSK

       Насчет других «начинающих» сказать ничего не могу. Мы же никакой особенной славы от судьбы не ждали никогда – для нас главное было: стать профессионалами и писать не так, как все остальные. Так что, когда я на сдаче экзаменов по вождению (1964 год) обнаружил вдруг, что инспектор ГАИ знает нашу фамилию и читал «Путь на Амальтею», я, помнится, был потрясен до глубины души.


2. Три произведения АБС – УНС, ХС и ОЗ – публикуются по принципу «2 повести через главу по очереди». Я в свое время привык к самиздатовской «Улитке», где 2 части были напечатаны отдельно. Да и «Гадкие лебеди» прочел в самиздате (несколько «общих» тетрадок рукописного текста!) задолго до появления ХС. Когда эти вещи стали публиковать официально, согласно авторскому замыслу, несколько раз честно пытался перечитывать как опубликовано – подряд, но каждый раз сваливался на чтение «через главу». Впору усомниться в своей квалифицированности как читателя. Но из «Комментариев» следует, что вместо ГЛ в Синюю тетрадку могло попасть совершенно другое произведение. Да и в пару к Лесу изначально планировалась другая повесть. Собственно вопрос: откуда возникла идея такой компоновки произведений? Не просто же из подражания Булгакову? Не кажется ли Вам, что при постоянном «перепрыгивании» с одной повести на другую теряется накал (сейчас говорят «драйв») произведения?

Александр
Москва, Россия - 12/24/04 00:46:53 MSK

       Компоновка «через главу» очень распространена в художественной литературе. Не мы ее, разумеется, придумали и даже не Булгаков. Согласен, «перепрыгивание» иногда раздражает, особенно – читателей молодых, стремящихся поскорее узнать, «что там будет дальше». Но этот художественный прием имеет и свои плюсы: он придает произведению «объемность», ощущение многоплановости и неоднозначности, – что особенно ценят читатели-профессионалы высокой квалификации.


Уважаемый Борис Натанович!
       Я написал книгу «Возвращение в Арканар» – продолжение «Трудно Быть Богом». Некоторые моменты я представлял Вам в Оффлайн интервью (http://rusf.ru/abs/int0058.htm):
       Karen:
       ...Как вам такое «продолжение»?
       БНС:
       Не хуже любого другого. Why not?
       
       Вот я сел – и написал. БВИ сказал, что запустит текст в люденовскую рассылку.
       Очень интересно ваше впечатление: вещь – получилась?
       А ещё – очень хотелось бы опубликовать её. Понятно, что делать я это могу только лишь с Вашего согласия. Поэтому хотел спросить: а можно?

Карен Налбандян < irukan(б®Ў зЄ )lycos.com>
Rehovot, Israel - 12/24/04 00:47:12 MSK

       Я просмотрел Ваш текст. Никаких принципиальных возражений против публикации его у меня нет. Но и восторга при этой мысли я тоже не испытываю. Извините.


Задать свой вопрос | Архив Off-line интервью | Любимые книги | Чат с БНС на сайте "Компьютерры"


Фантастика:    Братья Стругацкие:    [КАРТА СТРАНИЦЫ]    [ПОИСК]   

ТВОРЧЕСТВО: [Книги] [Переводы] [Аудио] [Суета]
ПУБЛИЦИСТИКА: [Off-line интервью] [Публицистика АБС] [Критика]
    [Группа "Людены"] [Конкурсы] [ВЕБ-форум] [Гостевая книга]
ВИДЕОРЯД: [Фотографии] [Иллюстрации] [Обложки] [Экранизации]
СПРАВОЧНИК: [Жизнь и творчество] [Аркадий Стругацкий] [Борис Стругацкий] [АБС-Метамир]
    [Библиография] [АБС в Интернете] [Голосования] [Большое спасибо] [Награды]

Оставьте Ваши вопросы, комментарии и предложения.
© "Русская фантастика", 1998-2004
© Борис Стругацкий, 2004
© Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000
© Алексей Андреев, графика, 1999
   Редактор: Владимир Борисов
   Верстка: Владимир Борисов
   Корректор: Владимир Дьяконов
Страница создана в январе 1997. Статус официальной страницы получила летом 1999 года