Off-line интервью

OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким
Март 2005


Задать свой вопрос | Архив Off-line интервью | Любимые книги | Чат с БНС на сайте "Компьютерры"


Здравствуйте, то, о чем Вы думаете сегодня, что ощущаете, сильно отличается от того, что чувствовали, о чем думали 20, 30 лет назад? Возможно ли мне в 50 лет остаться таким же, какой я сейчас в 20 лет?

Ованес < dr.ivn@inbox.lv>
Елгава, Латвия - 03/10/05 23:20:35 MSK

       Только если Вы заболеете, чем-то специфическим. Не дай бог. Двадцатилетний – пятидесятилетний – семидесятилетний – это, как правило, три совершенно разных человека. Они даже внешне отличаются.


Уважаемый БН!
       Неужели Стас правда увлекался мальчиками? Зачем же Красногорский их ему доставлял?

Дима < saykonx@hotmail.co.il>
Rehovot, Israel - 03/10/05 23:20:39 MSK

       Вот странный вопрос! Разве Стас похож на извращенца? Я понимаю: народ любит нездоровые сенсации. Но нельзя же верить совсем уж нелепым слухам.


Уважаемый БН!
       Какие у Вас отношения с Д.Клугером и какого мнения Вы о нем как о писателе?

Дима < saykonx@hotmail.co.il>
Rehovot, Israel - 03/10/05 23:20:52 MSK

       Я читал некторые его вещи. В общем – понравилось. А никаких других отношений у меня с ним нет.


Уважаемый БН!
       Насколько мне известно, на иврит переведен один лишь ПНО. Или я ошибаюсь? И с кем должен договориться переводчик, имеющий желание перевести ваши книги?

Дима < saykonx@hotmail.co.il>
Rehovot, Israel - 03/10/05 23:21:04 MSK

       Да, я тоже знаю только об одной книжке АБС, вышедшей на иврите. А договариваться надо, естественно, с издателем. Найти издателя, готового выпустить (тот или иной) роман АБС, и договориться с ним об издании.


Уважаемый БН!
       Что Вы думаете о взаимоотношениях власть – пресса во время Бесланской трагедии? Имело ли место банальное и примитивное затыкание ртов?

Dima < saykonx@hotmail.co.il>
Rehovot, Israel - 03/10/05 23:21:27 MSK

       Насколько я знаю, «затыкания ртов», как такового, не было. Но было много случаев, когда прессу не допускали к месту события или снабжали ложной информацией.


А может, программа Абалкина и была: определение реакций Людей к своему собрату (почувствуют ли они в нем Странника и примут ли его таким)?
       Заодно и проверка: готов ли Человек быть чуточку Странником?
       Как по-Вашему?

Тимур < redrik_sh@rambler.ru>
Узбекистан - 03/10/05 23:21:47 MSK

       Я уже писал неоднократно: Абалкин был совершенно обыкновенным человеком. Никакой «программы» не было. Все домыслы на эту тему – на совести фантазирующего.


Борис Натанович, здравия Вам!
       Вот такой вопрос.
       Вы ответили недавно о прогрессорах:
       «Видимо, мы подсознательно оберегаем наших героев-женщин от столь незавидной судьбы – быть изгоем в Мире Полудня».
       Почему таки прогрессоры – это изгои? «Лицензии на убийство» у них нет. А с позиции Полудня (или я ошибаюсь) – прогрессоры стремятся своей работой «сделать коммунизм во всем мире» – то есть распространить мир Полудня на другие планеты. С недавних наших позиций – это герои! Их уважать и любить надо!

Евгений Николаев < john-miss@yandex.ru>
Йошкар-Ола, Россия - 03/10/05 23:21:59 MSK

       А также надо: уважать и любить ассенизаторов, исполнителей смертных приговоров, сексотов-стукачей, паталогоанатомов и пр. и пр. и т.д. На свете существует множество очень нужных, очень полезных обществу, но чрезвычайно неаппетитных и неприятных профессий. Мы признаем их нужность, даже необходимость, но... Согласились бы Вы выдать свою сестру за стукача-профессионала? В Мире Полудня примерно так же относятся к людям, которые (в соответствии со своим образом жизни и с профессией своей) лгут, увечат себе подобных и даже убивают.


Здравствуйте, Борис Натанович, вопрос из серии «про прототипы» – Губарь из ЗМЛдКС.
       Был ли у этого «типа» (я думаю, именно так охарактеризовал бы его Юра Бородин) прототип? Вот такой вот именно – «бабник фантастический», «но при всем том никак не грязный тип»?

Тигран Закоян < tigran@tigran.am>
Москва, Россия - 03/10/05 23:22:12 MSK

       Да, у Губаря был прототип. И это именно был «бабник фантастический, но при этом никак не грязный тип». В остальном, впрочем, Губарь на него похож мало.


ЗДРАВСТВУЙТЕ Борис Натанович! С наступающим Новым годом!
       Имеется три вопроса к Вам.
       1) Бываю иногда по делам в Вашем городе. Город ОЧЕНЬ нравится! Но никак не поворачивается язык называть его Питером. Не знаю, как это объяснить словами... По-моему, он больше ЛЕНИНГРАД, чем С.Петербург. Интересно, КАК Вы себя ощущаете: в Ленинграде или С.Петербурге?

Владимир Кузьминых < ahmed@permonline.ru>
Пермь, Россия - 03/10/05 23:22:30 MSK

       Я ощущаю себя ДОМА. Как называть мне этот дом – совсем не существенно. Но если понадобилось бы выбрать одно какое-то название, я выбрал бы именно ПИТЕР.


2) ПЕРЕСТРОЙКА: коммерческая литература, коммерческая музыка... По Вашему мнению, изменилась ли пропорция «торговцев псиной» в литературе и в какую сторону (по отношению ко временам СССР)?

Владимир Кузьминых < ahmed@permonline.ru>
Пермь, Россия - 03/10/05 23:22:48 MSK

       По-моему, эта пропорция не меняется ни со временем, ни с изменением общественного строя. Девяносто процентов. В полном соответствии с Законом Старджона. Только раньше торговцы псиной старались угодить в первую очередь начальству, а теперь – угождают массовому литературному вкусу.


3) «Бессильные мира сего» – у меня (и не только) двойственное отношение к этой вещи. Грубоватый, конечно, вопрос, но не даёт покоя уже год... :-) Старался писать короче, поэтому только суть: это отражение Вашего нынешнего духовного состояния (у Вас была потребность высказаться) или это чисто коньюктурная вещь (написанная ради денег для «Потребителя»)? Заранее извиняюсь за бестактность, но Ваш ответ много чего расставит по местам.

Владимир Кузьминых < ahmed@permonline.ru>
Пермь, Россия - 03/10/05 23:23:03 MSK

       Скорее, это «отражение нынешнего духовного состояния», но с поправкой на время: все-таки вещь писалась несколько лет. И уж, конечно, это НЕ «чисто коньюктурная вещь (написанная ради денег для «Потребителя»)». К счастью (или к сожалению?) я таких вещей писать не умею. Меня от них тошнит.


Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Читать Ваши произведения я начал с одиннадцати лет и к настоящему моменту (прошло три года) прочёл всё, кроме Вашей последней книги. Огромное Вам спасибо за полученное удовольствие! Уверен, что Вы слышали это не одну сотню раз, но я считаю, что Ваш тандем был и остаётся самым ярким явлением в фантастике, и не только отечественной. Наверное, это смешно для моего возраста, но я, в отличие от моих друзей, предпочитаю игре в компьютер лишний раз перечитать любимую повесть, а позже (пожалуйста, не смейтесь) написать фантастический рассказ, пусть в чём-то оригинальный и интересный (для меня), но который никто, кроме меня, никогда не возьмёт в руки. И это всё равно интересно и захватывающе для меня...
       Но перейду к самому вопросу. Все Ваши произведения – шедевры, но особенно интересными и оригинальными я считаю те, что не относятся к миру «Полдня». А самое любимое для меня – «Град Обреченный». Я прочёл его 11 раз, но до сих пор для меня остаётся загадкой финал романа. Я был бы благодарен Вам, если Вы разъясните мне смысл того, что происходило с Андреем после «удара в грудь, от которого разом погасло солнце».
       P.S. Я очень надеюсь, что Вы ответите на мой вопрос, и «никто не уйдёт обиженным». Просто из моих друзей, которых я сподвиг на прочтение этого романа, никто, как и я, не знает ответа, и мои «испепелённые до атомов надежды» понять Истину становятся всё более несбыточными.

Севостьянов Николай < sideboard@mail.ru>
Москва, Россия - 03/10/05 23:23:13 MSK

       Андрей был убит удачным выстрелом и (в соответствии с законами Эксперимента) мгновенно оказался в той точке пространства и времени, где состоялась его «вербовка» Наставником – в ленинградской квартире своей 1950 года.


Мне очень нравятся Ваши произведения «Понедельник начинается в субботу» и «Сказка о тройке», все варианты, но у меня после их прочтения возник концептуальный вопрос: «В какой степени могут сосуществовать магия и технология?» В литературе очень часто предполагается, что они не могут мирно сосуществовать: скажем Когсвелл в своём рассказе «Стена вокруг мира» прямо высказался, что техническое мышление – основа технологической цивилизации – несовместимо с магией, поэтому в мире, где действуют законы магии, но возможна и высокая технология, построили стену, по одну сторону которой развивалась техническая цивилизация, а по другую – цивилизация, построенная на основе магии, Еськов в романе «Последний копьеносец» тоже исходил из предположения, что техническая цивилизация на Арде возникла благодаря тому, что там магия перестала действовать. (В этом направлении действовал и Авраменко, предположив, что если законы природы допускают магию, то они не допускают технику, но это лишь фантастическое допущение, поэтому его рассматривать не будем).
       Ваши «Сказка о тройке» и «Понедельник начинается в субботу» написаны с юмором и очень ироничны, но я хочу спросить серьёзно: СОВМЕСТИМЫ ЛИ МАГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ, ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ПРИЧИНАМ, В МИРЕ, ГДЕ ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ ДОПУСКАЮТ ОБА ЭТИХ НАПРАВЛЕНИЯ?

Инженер-Исследователь
Санкт-Петербург, Россия - 03/14/05 08:33:10 MSK

       Видите ли, магия и технология, как я понимаю, несовместны постольку, поскольку магия не существует в реальном мире, она есть (в отличие от технологии) лишь продукт воображения. Если же представить себе мир, где магия реальна, – тогда почему бы и нет? В реальном мире совместимы одни только реальности, в воображаемом – любые плоды воображения, подчиняющиеся воображаемым законам.


Уважаемый Борис Натанович!
       Огромное Вам спасибо за Ваши миры. Очень интересно узнать Ваше мнение о теории так называемой Технологической Сингулярности, представленной математиком и писателем Вернором Винджем и получившей большую поддержку среди других ученых и писателей-фантастов. Вкратце, что такое Сингулярность: Ускорение технического прогресса – основная особенность XX века. Мы на грани перемен, сравнимых с появлением на Земле человека. Сугубая причина этих перемен заключается в том, что развитие техники неизбежно ведёт к созданию сущностей с интеллектом, превышающим человеческий. Наука может достичь такого прорыва разными путями (и это ещё один довод в пользу того, что прорыв произойдёт).

Е.К. < muaddiv2002@yahho.com>
Тель-Авив, Израиль - 03/14/05 08:33:32 MSK

       Вполне фантастическая гипотеза, имеющая право на существование наряду с прочими, «достаточно безумными». Путь из пещер к небоскребам вымощен гипотезами такого рода. Замечу только, что когда (и если) Суперинтеллект будет, наконец, создан, он будет похож на наши нынешние представления о нем не больше, чем реальный «конкорд» похож на ковер-самолет арабских сказок.


Борис Натанович, как Вы относитесь к высказыванию С.Лукьяненко по поводу результатов выборов Президента Украины? Цитирую:
       «Я хочу Вас поздравить.
       Поздравить с выбором президента.
       Я действительно очень рад, что Вы выбрали именно Виктора Ющенко.
       Выбрали совершенно демократично, в полном соответствии со своими законами. Я рад, что возобладало мнение молодых, крепких, веселых студентов, которые вместо скучных занятий провели месяц на Майдане, а не «грязных шахтеров, копошащихся под землей и привыкших к рабству». Я рад, что теперь культуру Украины возродят люди, твердо знающие, что русский язык – «язык блатняка и попсы». Я убежден, что теперь Украина легко вольется в братскую семью европейских народов. Уже завтра уровень жизни в Украине резко возрастет, а передвигаться по Европе Вам теперь можно будет без всяких виз. Я уверен, что данный вариант выборов будет одобрен в Вашингтоне и признан демократичным и легитимным. Я счастлив, что Вы проявили гражданскую мудрость, воспротивились иностранному давлению и не позволили себя зомбировать.
       А больше всего я рад, что когда через два-три года Вы поймете, как Вас использовали и надули – Вы не сможете винить в этом Россию и русских».

Мирослав < vbhdfv@mail.ru>
Киев, Украина - 03/14/05 08:33:37 MSK

       Я подозреваю (и надеюсь), что вышеприведенное высказывание основано, все-таки, на нехватке информации. Сам бы я отнюдь не рискнул судить об украинских событиях сколько-нибудь категорично. Поживем – увидим.


Уважаемый Борис Натанович! В ответах off-line интервью и Ваших произведениях были высказывания о том, что: а) главным для человека будущего должно быть творчество б) творческие люди – одиночки по своей природе. Получается, общество будущего (в Вашем представлении) – «союз одиночек»?

Илья < tiemon@yandex.ru>
Липецк, Россия - 03/14/05 08:34:05 MSK

       Творческие люди вовсе не «одиночки по своей природе». Они часто создают творческие коллективы, и такая форма творчества сплошь и рядом оказывается как раз самой эффективной и плодотворной. Кроме того, хотя сам акт творчества глубоко интимен и даже сакрален, это вообще-то отнюдь не мешает творцу быть вполне общительным, коммуникабельным и во всех отношениях приятным членом общества. У Пушкина было полно друзей-поэтов, Ландау (по слухам) был «душой общества», и, вообще, творец-анахорет – скорее исключение, чем правило.


И еще хотелось бы спросить – как Вы относитесь к Ницше?

Илья < tiemon@yandex.ru>
Липецк, Россия - 03/14/05 08:34:16 MSK

       Я писал здесь об этом неоднократно. Ницше кажется мне скорее поэтом, чем мыслителем. А если он и Учитель, то ему на редкость не повезло с учениками.


Уважаемый Борис Натанович! В очередной раз очистив свою почту от изрядного количества спама, я вдруг подумал – интересно, сильно ли беспокоят Вас рекламные письма? Много ли приходит их в Вашу почту? И как Вы поступаете, если видите в ящике письмо, поступившее с незнакомого адреса, но на первый взгляд не напоминающее спам? Открываете его или сразу удаляете? И вообще, появятся ли, на Ваш взгляд, эффективные средства борьбы со спамом? НАБОЛЕЛО!!!

Денис < d-safonov@yandex.ru>
СПб, Россия - 03/14/05 08:34:22 MSK

       Спам надоел мне так же, как и любому другому юзеру, и так же, как и все прочие, я не знаю способов с ним бороться. Письма обычно все-таки смотрю – боюсь ошибиться и уничтожить что-нибудь полезное – прен-цен-денты имели место, увы. Но в общем-то, говоря откровенно, я уже привык к спаму, – как все мы привыкли к телевизионной рекламе, – притерпелись.


Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович!
       Пишу к вам из Киева и пишу в канун Нового года. Я хочу процитировать сейчас Оксану Забужко:
       «– Не перебор ли это, Оксана Стефановна? Раньше-то о Ющенко-мессии было принято с иронией говорить.
       – Да, говорили: Ющенко, мол, никто не спорит, хороший человек, но это же не профессия. И вот оказалось все же, что в коррумпированном, изолгавшемся обществе именно хороший человек оказался востребован. Только поэтому. Бывают такие редкие периоды истории, когда это оказывается единственно востребованным. Выходит, там, сверху, кто-то баланс добра и зла за нас все-таки держит».
       Скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к «оранжевой революции», к бархатной, по сути, революции в Украине?
       Думаете ли Вы об Украине? Хотели ли бы Вы сказать что-нибудь нам сейчас: поделиться мыслями, чувствами, может быть, предчувствиями, может быть, сомнениями?
       Я думаю, что очень важно, очень для многих, из тех, кто был на главной площади Столицы и на площадях многих и многих городов Украины, кто не сдался, кто не впал в уныние и достиг победы, – очень важно, в свое время, было прочесть несколько Ваших книг. Вообще-то, я в этом уверен, потому что знаю точно.

Vladimir Necrasoff < rumata7@¬н©«аг>
Киев, Украина - 03/14/05 08:34:44 MSK

       Я слишком мало знаю об украинских событиях, чтобы высказываться о них сколько-нибудь определенно. Я знаю только, что симпатичные мне (в политике и в жизни) люди дружно отзываются о Ющенко хорошо, а несимпатичные – так же дружно поддерживают Януковича. Поэтому я, невольно, симпатизирую оранжевой революции, хотя и понимаю, что никаких по-настоящему серьезных оснований для этой симпатии нет. Я был бы счастлив, если бы выяснилось, что новая Украина выбирает путь, более демократический и более экономически эффективный, чем моя Россия, – может быть, этот выбор поможет и нам уйти дороги несвободы и всеобщего «огосударствления», на которую мы встали в последние годы. Однако же, как все повернется в реальности и повернется ли вообще, я не знаю. Да и никто, по-моему, не знает.


Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Поздравляю Вас с наступившим Новым Годом!
       У меня к Вам маленький вопросик. Слышали ли Вы о таком фантастическом телесериале, как «Вавилон-5», и если да, то каково Ваше к нему отношение?

Сергей < ctpejiok@mail.ru>
Санкт-Петербург, Россия - 03/14/05 08:34:48 MSK

       Нет, не слышал. Точнее – не помню. Я редко смотрю сериалы.


Борис Натанович, в Мире Полудня нет никаких намёков на государственное устройство XXII века – Мировой Совет представляет собой конгломерат людей честных, в политике не замешанных, обкомов-райкомов не наблюдается, тишь и благодать (где-то только был памятник Ленину, и то поначалу). В связи с этим вопрос: Нельзя ли Вас представить таким «анархистом духа», подобно Н.А.Бердяеву, человеком, отрицающим будущее государства?

Максим < mackes@sms.beemail.ru>
Липецк, Россия - 03/14/05 08:34:57 MSK

       Государство, как «орудие подавления и регулирования», не исчезнет, я думаю, еще очень долго. Во всяком случае, до тех пор, пока Человек Воспитанный не станет человеком массовым. Мир Полудня – это мир мечты и надежды, государство там почти атрофировалось (за ненадобностью) и сохранило лишь регулирующие функции. Детали этого процесса регулирования казались нам всегда слишком сложными, и мы старались о них писать поменьше.


Борис Натанович, хотелось бы узнать, как Вы относитесь к сложившейся ситуации в Беларуси? Можно ли считать, что в скором времени здесь абсолютно сложится авторитаризм (а может, уже сложился)? Пожить в СССР мне довелось недолго, Сталина, Хрущева и Брежнева я не «застал», но, читая произведения Стругацких, нередко ловлю себя на том, что перевожу их действия в теперешнюю Беларусь и, надо сказать, часто нахожу значительные соответствия здесь с тем, что Вы всегда высмеивали в этих произведениях. Или это только мое, не очень объективное мнение? Может, я все преувеличиваю?

Игорь Алексеев < shekspire_not@mail.ru>
Горки, Беларусь - 03/14/05 08:35:27 MSK

       Нет, Вы, видимо, не преувеличиваете. Белоруссия – типичное авторитарное государство, и насколько я могу судить, по устройству своему и по самому стилю управления более всего напоминает Россию позднего Брежнева. «Застойный тоталитаризм».


Ситуации, описанные Вами в ЗМЛ и в «Удивительной кончине Дадли Стоуна» Рэя Бредбери, кажутся мне похожими, однако у Бредбери герой оказался доволен своим выбором, а у Вас – нет.
       Не могли бы Вы прокомментировать такую (возможно – кажущуюся) полярность взглядов авторов на ситуацию?

Никита Прокопов < prokopov@ccfit.nsu.ru>
Новосибирск, Россия - 03/14/05 08:35:40 MSK

       Я не помню этого рассказа Брэдбери, а в моих сборниках я его не нашел. Поэтому судить мне трудно. Подозреваю, что идея у Брэдбери была совсем иной, чем у АБС. Отсюда и «полярность».


Борис Натанович, с прошедшим Вас Новым годом.
       1. Скажите, пожалуйста, как Вы полагаете, празднование Рождества не 25-12, а 7-1 – имеет какие-либо преимущества?

Сергей Алешкин
Москва, Россия - 03/18/05 23:12:34 MSK

       С моей точки зрения – никаких. Для меня вообще Рождество не праздник. Я праздную только Новый год.


2. Интересно, а что стал делать Феликс Сорокин после того, как дописал свою синюю папку? Ведь после этого в его жизни стало чуть меньше смысла?

Сергей Алешкин
Москва, Россия - 03/18/05 23:12:35 MSK

       Это ниоткуда не следует. Вообще говоря, закончив одну книгу, писатель, как правило, принимается за следующую.


3. Как Вы относитесь к людям, пишущим «под АБС»? И вообще это возможно, ведь сами АБС ни под кого не писали?

Сергей Алешкин
Москва, Россия - 03/18/05 23:12:56 MSK

       АБС очень даже «писали под» – и под Алексея Толстого, и под Хемингуэя, и под Уэллса. «Писать под» – среди (молодых) писателей занятие самое что ни на есть распространенное. Тут главное – не увлекаться и в конце концов найти себя.


4. Как Вы относитесь к идее реформирования системы образования и науки в России?

Сергей Алешкин
Москва, Россия - 03/18/05 23:13:01 MSK

       Положительно и с интересом.


5. Прошло много лет, и, видимо, в 21 веке не будет Вашего Полдня (как в романе). А в 22?

Сергей Алешкин
Москва, Россия - 03/18/05 23:13:09 MSK

       Мир Полудня – это мечта. Социальные мечты не сбываются никогда. Они слишком просты для того, чтобы реализоваться, им не хватает сложности.


Уважаемый Борис Натанович, рассказ Брэдбери «Удивительная кончина Дадли Стоуна», о котором Вас уже спрашивали, Вы можете найти, к примеру, у Максима Мошкова: http://lib.ru/INOFANT/BRADBURY/stoun.txt
       Если Вы всё же решите его прочесть (он того стоит – как и всё у Брэдбери – и к тому же он очень короткий), то и у меня есть вопрос об этом рассказе. Мне кажется скорее знаменательным, чем забавным, тот факт, что сегодняшнему читателю оказалось трудно отличить ситуацию в этом рассказе от ситуации в ЗМЛДКС. А Вам?

Илья Юдин
New York, USA - 03/18/05 23:13:18 MSK

       Я нашел и прочитал этот рассказ. Спасибо. Конечно, какое-то (отдаленное) сходство с зМЛдКС в этом рассказе угадывается. По сути, там описана судьба какого-нибудь Глухова или Губаря, отказавшегося от первородного права во имя чечевичной похлебки. Ну что ж, так оно и должно было бы быть. Не мне судить, и уж, конечно, не мне осуждать. Но есть, согласитесь, в этом некое упрощение проблемы?


Борис Натанович!
       Долгих лет Вам жизни.
       Читаю Вас уже лет этак 30. :)
       И – наслаждаюсь, до сих пор.
       Вопрос:
       А почему Вы в своих ответах не используете смайлики? :)
       Иногда бы не помешало...

Serg SHagin < orion@kolch.elcom.ru>
Россия - 03/18/05 23:13:47 MSK

       Как-то не привык. Впрочем, с недавних пор – использую. :)


И как Вы вообще относитесь к «инетовской» культуре слова?

Serg SHagin < orion@kolch.elcom.ru>
Россия - 03/18/05 23:14:14 MSK

       Не совсем понимаю, что Вы имеете в виду. Если грамотность, то она чудовищна!


Уважаемый Борис Натанович! Здесь, в off-line интервью, вы говорили, что талант – это «искра божья». Полностью поддерживая эту точку зрения, хотел бы спросить: не задумывались ли Вы о природе этой «искры»? На любительском, естественно, уровне, не как психолог, а как человек, талантом обладающий и могущий сравнивать себя с людьми, обделенными в этом плане – хотя бы в области словотворчества? (Такой вопрос, как мне кажется, хорошо перекликается с вопросом о природе ума. Есть ведь люди с большим багажом знаний, но каким-то несильным умственным тонусом, что ли... – от рождения, вне усилий воли и сознания. Сколько ни усердствуй, количество в качество не переходит, как у посредственного спортсмена без особых данных.) Если Вы об этом размышляли, поделитесь, пожалуйста.

А.Галиуллин < mailletterbox@mail.ru>
Татарстан, Россия - 03/18/05 23:14:25 MSK

       Природа таланта: тайна сия велика есть! Это, на самом деле, все, что могу я сказать по существу Вашего вопроса. Что-то было в генах от рождения, некое плодотворное семя... И попало это семя на благодарную почву жизненных обстоятельств – семья, друзья, вовремя прочитанные нужные книжки... Семя проросло, способности реализовались, а тут оказалось, что и терпения хватает, и упорства, и «желания стать»... Можно, наверное, составить список способностей и ситуаций, сочетание которых приведет к реализации таланта, но список этот ВСЕГДА будет не полон, и никто не сумеет выделить в этом списке «необходимое и достаточное».


Второй вопрос такой: как Вы думаете, есть ли нации «повышенной талантливости»? (Сразу оговорюсь – я не расист/антисемит, сам не русский и вообще ко всем нациям отношусь одинаково доброжелательно-равнодушно.) Например, трудно представить музыкальную культуру Америки без негритянского влияния – от джаза до рэпа и хип-хопа. А с другой стороны, говоря словами Вашего героя Изи Кацмана, если взять монголов, то отсутствие творческих личностей как бы и нормально...

А.Галиуллин < mailletterbox@mail.ru>
Татарстан, Россия - 03/18/05 23:14:49 MSK

       Я думаю, что нет наций и этносов «повышенной (пониженной) талантливости» вообще. Талант (способность особенно ярко реализовать себя) свойство не этническое, а сугубо индивидуальное. Хотя я готов допустить, что существуют этносы более талантливые в какой-то одной области (скажем, в музыке, математике, поэзии) – в том смысле, что названный талант встречается у представителей данного этноса чаще, чем у соседнего. Я думаю, талант – свойство генома, и процент талантливых людей во всех этносах примерно одинаков – отличаются только сами таланты. Как проверить такие вот соображения экспериментально – представления не имею. А ведь дело осложняется еще и тем обстоятельством, что «творческая личность» есть талант плюс (обязательно!) условия его реализации!


Здравствуйте, Борис Натанович!
       Я прочитал вопрос, обращённый к Вам, и Ваш ответ:
       ВОПРОС: Как молодому и зеленому пробиться в жестоком современном мире и опубликовать свою книгу? (Причем о гонорарах я вообще не беспокоюсь. Лишь бы людям роман понравился...) (Артем Дегтярев, Белгород, Россия – 01/06/05 22:57:35 MSK)
       ОТВЕТ: Это – проблема. Молодому писателю нужно три вещи: талант (искра божия); трудолюбие; и терпение, воистину адское. И имейте в виду: опубликоваться (как правило) гораздо труднее, чем писать. Впрочем, Вы, видимо, уже это поняли.
       МОЙ ВОПРОС: Разве обязательно публикация должна быть в бумаге? Публикация возможна в интернете – если целью для «молодого и зеленого» является не получение гонораров, то в остальном для него – донести до публики свою работу (т.е. опубликоваться) и получить морковку в виде славы, или что там ему надо, – нет сейчас никаких проблем. Может, не надо адского терпения? Может, пустить энергию на мирные цели, как думаете, Борис Натанович? Понятно, что «бумажная публикация» – это своего рода знак принадлежности в касте, каким был во время оно билет СП СССР – «без бумажки ты какашка, а с бумажкой – человек». И вопрос таков: Вы (как редактор) готовы относиться к авторам, у которых нет бумажных публикаций (я не о себе), ровно так же, как к тем, кто издавался; Вы готовы (как писатель) воспринимать таких авторов как коллег, а не как самотёк? (Естественно, речь не идёт о графоманиаках).

Hoaxer < hoaxer@mail.ru>
Москва, Россия - 03/18/05 23:15:03 MSK

       Конечно, речь идет о некоей условной, традиционной системе оценок. Книга, выпущенная в издательстве, рассказ, опубликованный в толстом журнале, – удача, успех, признак писательской зрелости. 50 лет назад такая система представлений была вполне оправдана: любая публикация – это десятки тысяч читателей (просто из-за тиража), а самиздат он и есть самиздат – «двадцать экземпляров». Сейчас, разумеется, эту систему оценок, может быть, стоило бы и пересмотреть, но... Для меня, лично, вес рукописного или электронного текста зависит только от произведенного впечатления. Слишком много я прочитал за свою жизнь плохих книг и хороших рукописей, чтобы думать иначе. Правда, книжку читать УДОБНЕЕ, чем рукопись, и тут уж ничего не поделаешь.


Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович!
       Вопрос у меня небольшой – как Вы с АН придумывали/выбирали имена для своих героев? В особенности – необычные «для наших широт»?

Игорь
Красноярск, Россия - 03/18/05 23:15:14 MSK

       Я об этом писал здесь и не раз. Полистайте страничку. Не хочется повторяться, тем более, что ничего особенного в процедуре придумывания имен нет.


Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович.
       Огромное спасибо за то влияние, которое оказали на меня Ваши книги.
       Я прочел заметку В.Ревича об АН. Эта заметка оставила неприятное впечатление... Можно узнать, кем был для Вас и Вашего брата Владислав Ревич? Спасибо.

Алексей < chitaka@mail.ru>
Ставрополь, Россия - 03/18/05 23:15:25 MSK

       Он был нашим близким приятелем. Было время, когда мы встречались семьями и регулярно. Мы были единомышленниками, хотя наши представления о том, какой должна быть литература, не всегда совпадали.
       [Замечу в скобках для автора вопроса, что имя Ревича всё-таки Всеволод, а не Владислав. – БВИ.]


Уважаемый Борис Натанович!
       Не могли бы Вы уточнить – в институте Виконта выводили клонов? Если да, то каким образом был получен изначальный материал?

Семен Чарный < ovadia-haz@yandex.ru>
Москва, Россия - 03/18/05 23:15:37 MSK

       Да, Виконт выводил клонов – создавал живые фабрики запчастей для больших начальников. Начальный материал получался во время одного из систематических медосмотров, которым это начальство подвергалось.


И второе – можно ли было использовать такого клона для реинкарнации самого Красногорова?

Семен Чарный < ovadia-haz@yandex.ru>
Москва, Россия - 03/18/05 23:15:49 MSK

       Как я уже писал неоднократно, клонирование для реинкарнации непригодно: надо ведь не только вырастить тело, надо еще «повторить» душу – то есть, повторить всю предшествующую жизнь.


Доброго здоровья, Борис Натанович!
       Извините, что возвращаюсь к так нелюбимому Вам детищу – «СБТ».
       Я его перечитываю лет, наверное, сорок. И постоянно запинаюсь об одну штуку.
       Глава, когда встречали на космодроме «Хиус». Там прошел прокол, не сработали генераторы и т.п. И о том, кто будет наказан. «Зайченко был    н а     д о в е р и и».   Разрядка – по тексту. Что имелось в виду? В те годы, я помню, было модным «взять на поруки». Это не то? Или это что-то, уже близкое к Полудню? Какие-то моральные наказания?

Евгений Николаев < john-miss@yandex.ru>
Йошкар-Ола, Россия - 03/18/05 23:16:07 MSK

       Нет, к «порукам» все это, конечно, никакого отношения не имело. Подразумевалось, что этому Зайченко доверяли особенно, лично, по-дружески, а не только по службе, а он – подвел.


Борис Натанович! Желаю Вам здоровья, удачи и интереса к жизни.
       Хочу порекомендовать (вот так просто... а вдруг Вы не знаете:) фильмы в смешном переводе Гоблина (всего-то штук 5), древние игры а-ля Цивилизация – «Master of Orion» (1,2) и «Master of Magic»; и, самое главное, стишок, из-за которого я решился сюда написать впервые за 10 лет (а вообще стихи не люблю):
       Стоит на кухне недопит горячий шоколад
       А он уже себе сопит, мой маленький солдат
       Ему приснятся как всегда далекие миры
       Планеты, пальмы, города, воздушные шары
       Ночная фея прилетит как бабочка на свет
       И дверь тихонько отворит в мир сказок и конфет
       Возьмет с собой на карнавал таинственный султан
       И встать позволит за штурвал суровый капитан
       И с ним пиратский клад найдешь в подземных тайниках
       Принцессу юную спасешь в альпийских ледниках
       Она тебе подарит вальс на сказочном балу
       И голый мальчик пустит в вас волшебную стрелу
       Потом все гости убегут резвиться в лунный сад
       Там ходит Бэтмен, Робин Гуд и сам Маркиз де Сад
       Твоя принцесса весела, а ведьма и вампир
       Забыли старые дела – в обнимку пьют кефир
       Пусть тени за окнами дышат
       Они нас с тобой не услышат
       Всегда сбываются мечты и много лет назад
       Я был совсем таким как ты, мой маленький солдат
       И свет звезды меня манил и солнца звонкий смех
       Я папу с бабушкой любил, а маму больше всех
       И провожая облака познать скорей хотел
       Я вкус запретный табака и запах женских тел
       Но в день, когда я стал большим, как в поле чучела
       Принцесса превратилась в дым, а фея умерла
       Пусть тени за окнами дышат
       Они нас с тобой не услышат
       Навстречу юности летит игрушечный фрегат
       А он себе тихонько спит, мой маленький солдат
       Его виденья в этот час прекрасней, чем цветы
       А за окном танцуют вальс московские коты
       Пусть тени за окнами дышат
       Они нас с тобой не услышат
       Это группа «Ногу свело», песня «Колыбельная песня»; советую прослушать (ну Людены, всего разок-то).
       Извините за неформальность (Ваша улыбка дороже). А вдруг что-нибудь из этого доставит Вам удовольствие?!

Sergei < sergei.p@takas.lt>
Вильнюс, Литва - 03/18/05 23:16:23 MSK

       И в самом деле, доставило. Спасибо!


Задать свой вопрос | Архив Off-line интервью | Любимые книги | Чат с БНС на сайте "Компьютерры"


Фантастика:    Братья Стругацкие:    [КАРТА СТРАНИЦЫ]    [ПОИСК]   

ТВОРЧЕСТВО: [Книги] [Переводы] [Аудио] [Суета]
ПУБЛИЦИСТИКА: [Off-line интервью] [Публицистика АБС] [Критика]
    [Группа "Людены"] [Конкурсы] [ВЕБ-форум] [Гостевая книга]
ВИДЕОРЯД: [Фотографии] [Иллюстрации] [Обложки] [Экранизации]
СПРАВОЧНИК: [Жизнь и творчество] [Аркадий Стругацкий] [Борис Стругацкий] [АБС-Метамир]
    [Библиография] [АБС в Интернете] [Голосования] [Большое спасибо] [Награды]

Оставьте Ваши вопросы, комментарии и предложения.
© "Русская фантастика", 1998-2005
© Борис Стругацкий, 2005
© Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000
© Алексей Андреев, графика, 1999
   Редактор: Владимир Борисов
   Верстка: Владимир Борисов
   Корректор: Владимир Дьяконов
Страница создана в январе 1997. Статус официальной страницы получила летом 1999 года