|
OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким
Апрель 2005
Задать свой вопрос | Архив Off-line интервью | Любимые книги | Чат с БНС на сайте "Компьютерры"
Борис Натанович, Ваши книги вырастили меня, и даже подарили мне некое подобие религии. Но хотелось бы искренности. Ответьте честно – с какой Вы планеты? Или из какого времени. Человек Земли 20-21 века НЕ МОЖЕТ настолько глубоко глядеть вперед на века и не ошибаться... Не пытайте, сознайтесь! Виктор Дрындин < anna-victor@narod.ru> Вы нам льстите. Нетрудно заметить, что ошибались мы гораздо чаще, чем попадали в цель. А если и попадали, то скорее случайно или совсем уж в тривиальных случаях. Я писал здесь об этом неоднократно. Полистайте страничку. Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Юрий Тышук < konung1980@mail.ru> Насколько мне приходилось слышать, некоторые вещи АБС уже включены в программу внеклассного чтения («Трудно быть богом», например). Я писал уже злесь, и не раз, что никакой радости по этому поводу не испытываю: лучший способ отвадить молодого читателя от автора – включить его книгу в школьный курс. Добрый день, уважаемый Борис Натанович! Владимир < mak02@mail.ru> Насколько я понял, к власти пришли «оранжевые». :)) А если серьезно – поживем, увидим. Думаю, хуже не станет, а лучше – может быть. Уважаемый Борис Натанович! Бутаков Артем < butakov.art@mail.ru> Дело за малым: однозначно определить, как сделать так, чтобы человек не глупел; найти достаточное количество авторитетных людей, которым можно было бы доверить эту тонкую проблему. Если учесть, сколько «ослов пасется под луной» (Гашек) – сколько людей лишены чувства юмора вообще, или обладают специфическим чувством юмора, или считают главным признаком ума эрудицию, или терпеть не могут Шекспира, Достоевского, Гашека и Владимира Сорокина, – если учесть все это, а равно и множество сопутствующих обстоятельств, то придешь к мысли, что проще (естественнее, эффективнее, безопаснее) оставить все как есть. Пусть крыса сама выберет себе занятие по вкусу. «Каждому – свое». Добрый вечер, Борис Натанович! Фомин И.С. < III.nfo@mail.ru> Вопрос этот авторы специально оставили на полное усмотрение читателя. Решайте его в свое удовольствие! Дорогой Борис Натанович! Николай < kazimirov@it4profit.com> Авторский лист это 40000 знаков, включая пропуски между словами. В нашем журнале рукопись имеет шансы быть опубликованной, если не превосходит 120 страниц (в ворде, шрифт 14). И второй вопрос: если я послал Вам в редакцию рукопись, могу ли я послать ее одновременно в другое издательство? Или нужно выждать полгода? Николай < kazimirov@it4profit.com> Вы безусловно имеете право посылать рукопись хоть в десять журналов одновременно. Но лучше об этом предупреждать заранее. И не забывать потом сообщать всем прочим конкурентам, что рукопись уже принята журналом XYZ. Здравствуйте, Борис Натанович! Именно так – здравствуйте! И как можно дольше! Александр Староверов < Chilly.67@mail.ru> Это все вполне логично. Но на самом деле, прогрессор – это призвание. Никакого «вытеснения на периферию цивилизации» не происходит, как не происходит (в наше время) «вытеснения» способных физиков, математиков и биологов в НИИ, а музыкантов – в консерватории и музыкальные школы. 2. «Второе нашествие марсиан» оказалась одной из первых Ваших повестей, мною прочитанных (это был, помнится, «молодогвардейский» серенький «перевёртыш – «Стажёры» и ВНМ). И до сих пор – одна из самых любимых. Как я понял, Вы тоже её оцениваете высоко. Но вот зайдя на страничку, где проводится голосование по лучшему Вашему произведению, я обнаружил, что ВНМ не пользуется особенной любовью читателей. Как Вам кажется, с чем это связано? Сам я проголосовал именно за ВНМ (ничего не изменилось – «голос единицы тоньше писка»). Александр Староверов < Chilly.67@mail.ru> Вероятно, во ВНМ массовому читателю не хватает острого сюжета и приключений тела. Не знаю, правильно ли это объяснение, но оно напрашивается. 3. Это уже скорее не вопрос, а междометие... В «Гадких лебедях» мокрецы пришли из будущего, чтобы изменить настоящее. Они больны, уродливы и в то же время мокрец Зурзмансор женат на такой умной, яркой женщине, как Диана. Был женат. Я могу понять ситуацию – был женат – «заболел». Ситуация же – мокрец – женился – для меня не выглядит естественной, логичной. Не могли бы Вы объяснить столь странное поведение Дианы? Что это – эпатаж, любовь (но тогда почему – был?), да и нужна ли мокрецам любовь? Или она просто «дразнит» Банева? Александр Староверов < Chilly.67@mail.ru> «Любовь зла». Возможны варианты, самые странные и неожиданные. Что, казалось бы, могло связать узами брака навеки искалеченного болезнью Стивена Хокинга и его лаборантку? Гениальность Хокинга? Но известны случаи столь же странных браков и между «простыми» людьми. Как Вы относитесь к творчеству Олега Дивова? Какое из его произведений Вы могли бы выделить? Николай < nsarvilin@yandex.ru> Я читаю его не без удовольствия. Например, как раз сейчас читаю «Ночного смотрящего» – здорово закручено! Дивов хороший выдумщик и языком владеет вполне квалифицированно. Здравствуйте! Максим Габышев < max_gabushev@pisem.net> Что-то я не усматриваю здесь никакого противоречия или противопоставления. По-моему, это вообше не суть понятия одного ряда. «Простой человек» – это что-то из области демагогии и социального вранья. А понимание, как процесс упрощения, – что-то из философии, из теории познания. Считать человека «простым» – обидно и даже дурно. Безнравственно, если угодно. «Понять – упростить» к нравственности никакого отношения не имеет. Это может быть, в худшем случае, неверно, но не хорошо, и не плохо. Уважаемый Борис Натанович! Медведеголовый Безусловно, нет. В двадцать лет я был полный идиот, тщательно оболваненный осел. Вспомнить страшно. Не кажется ли Вам, что терпимость, принятие чужого мнения и пр. вещи, которые Вы сейчас разделяете, просто напросто симптомы усталости, утраты энергии и личного разочарования? Медведеголовый Скорее, все-таки, это признаки накопленного опыта и плоды споров и размышлений. Впрочем, у разных людей, я думаю, это происходит по-разному. Ведь «старый дурак» – это зачастую не ругательство, а точный диагноз. Здравствуйте ещё раз, Борис Натанович! Александр Староверов < Chilly.67@mail.ru> Харон, разумеется, бунтарь (особенно в сравнении с конформистом Аполлоном). Но он – бунтарь без идеологии. Он видит, что «что-то не так», он недоволен положением дел, но он СОВЕРШЕННО не видит, что надо делать и как именно теперь жить. (Авторы, кстати, этого не знают тоже.) 2. Борис Натанович, на вопросы об интересных авторах Вы уже несколько лет отвечаете практически одинаково – Рыбаков, Лазарчук и так далее... Список замечательный, и книги этих авторов лично я стараюсь не пропускать. Но это же писатели с двадцатилетним (если не больше) опытом. А начинающие авторы? Есть ли среди них кто-то, достойный Вашего внимания и рекомендаций к прочтению? Я имею в виду писателей, заявивших о себе, начиная, допустим, с 2000 года? Александр Староверов < Chilly.67@mail.ru> Я могу назвать, например, молодую питерскую писательницу Екатерину Некрасову. Или, скажем, уже заработавшего себе имя Виктора Точинова. Тоже питерца, между прочим. 3. И ещё. Борис Натанович, сейчас в России есть два профессиональных журнала, активно и постоянно печатающие фантастику. Остальные – либо выходят нерегулярно, либо, выпустив один-два номера, закрываются. Почему происходит именно так? Ведь два журнала – это всего два журнала! Или рынок ими закрыт полностью? Александр Староверов < Chilly.67@mail.ru> Могу заметить только, что наш «Полдень» от избытка материалов отнюдь не захлебывается. Тут, видимо, дело в том, что подавляющее большинство современных писателей предпочитает писать романы, а не повести и тем более рассказы. Это, увы, коммерчески более выгодно. Здравия Вам на долгие годы, Борис Натанович! Максим Маслаков < maxim.maslakov@antivir.ru> Кроме нескольких мелких редакторских правок, «Полдень» пережил по крайней мере одну большую, я бы сказал, существенную правку, когда готовилось издание 1967 года. Тогда и были нами внесены основные исправления и переделки. Причины имели место самые различные. Глава «Моби Дик», например, была, помнится, выброшена потому, что очень уж подозрительно напоминала аналогичные тексты из «Больших глубин» Артура Кларка. Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Владислав < vsav@dubna.ru> Нет, ни в малейшей степени. Впрочем, я плохо разбираюсь в теории и практике анархизма. 2. Вам не кажется, что людей, которых можно сравнить с «мокрецами», остаётся всё меньше? Владислав < vsav@dubna.ru> Нет, не кажется. С чего бы это вдруг? Господдержка науки сократилась? «Люди, которых можно сравнить с мокрецами», не столь уж и нуждаются в господдержке и всяких прочих грантах. Многим и многим из них для работы достаточно карандаша и листа бумаги... ну, компьютера (дань времени)... ну, доступа в библиотеку. Не всем, к сожалению, но многим и многим. Помните, в «Миллиарде лет до конца света» главный герой рассуждал о М-полостях и планетарных туманностях? Dark < cevo@front.ru> В свое время я занимался задачей о прохождении звезд разной светимости через облака газо-пылевой материи. Рассуждения Малянова в зМЛдКс отчасти напоминают мои собственные рассуждения тех далеких времен. Уважаемый Борис Натанович! Геннадий Васильевич < k_gv@mail15.com> Видимо, речь идет именно о нашем «Малыше». На польский эта повесть переведена была под названием «Конец операции КОВЧЕГ» (по-польски «ковчег» – «arka»). Здравствуйте Борис Натанович, могу ли я разместить свои романы в Вашем журнале? Валерий < sakura63@inbox.ru> Скорее всего, нет. Мы не печатам текстов объемом более 100 страниц. Здравствуйте, Борис Натанович! Светлана < veter.sk@mail.ru> Да, превратности судьбы и эвакуации забросили нас в конце 42-го в Вашу Ташлу. Я там прожил до коца 43-го. К сожалению, в памяти мало что осталось – отдельные сценки, лица, разговоры, детские потасовки... Вряд ли я смогу быть Вам чем-нибудь полезен – все-таки 60 лет прошло. Уважаемый Борис Натанович! Прошу простить мне некоторую заострённость формулировок, но уж больно поразили вот эти Ваши ответы в последнем интервью: КиберШурик < roponor@nwgsm.ru> ВСЕ известные мне начинающие писатели полагали, что «пробиться к читателю», – значит, опубликоваться в печати. По-моему, и сейчас положение сколько-нибудь существенно не изменилось, хотя появилась и набрала силу сетература. По-моему, и сегодня вывесить свое сочинение в сети и и выпустить его хотя бы пятитысячным тиражом – две вещи несравнимые. Или у меня круг знакомых специфический? Впрочем, я безусловно согласен с Вами: пробиться к читателю начинающему таланту сегодня гораздо легче, чем 20 лет назад. «А к переизбранию Буша я отнесся совершенно спокойно: мне с самого начала было ясно, что так оно и будет». КиберШурик < roponor@nwgsm.ru> Просто я был уверен, что разрыв будет больше. Впрочем, по американским меркам разрыв и сейчас недурен. Во всяком случае, пересчитывать бюллетени не пришлось. Здравствуйте, Борис Натанович! Ваше творчество интересует меня в первую очередь с лингвистической точки зрения. К сожалению, нет ни одной основательной работы или монографии, посвященных анализу произведений Братьев Стругацких. А это весьма печально. Будьте добры поведать о Вашем художественном методе, какими стилистическими приемами Вы пользовались, создавая «Улитку на склоне»? Огромное Вам спасибо! Ирина < rainbow5@mail.ru> Обо всем этом существует довольно большая литература, загляните в библиографию, она здесь вывешена. Кроме того, загляните в мою книжку «Комментарии к пройденному» – она тоже здесь вывешена. Там есть, мне кажется, ответы на Ваши вопросы. Отчего большинство персонажей Ваших произведений ищут смысл в том, что вполне известно, и, найдя, продолжают искать? Не связано ли это с Вашим мировосприятием? Евгений Наверняка связано. Но о чем Вы говорите, я, честно говоря, не понимаю. Хоть бы пример привели, что ли. Уважаемый Борис Натанович! Субботин Игорь < subbt@rambler.ru> Устраивает – в той мере, в которой допускает свободу слова и информации. Не устраивает – в той мере, в какой ограничивает названные свободы. Уважаемый Борис Натанович! У меня к Вам такой вопрос: что Вы читали из Б.Акунина и какие впечатления у Вас от его творчества? И еще: кого бы из писателей и одновременно историков Вы могли бы посоветовать почитать, чтобы столь же глубоко окунуться в жизнь Петербурга 18-19 века, как это позволяет сделать Акунин в отношении Москвы 19-го века? Я имею в виду, конечно, художественную литературу с неким динамичным сюжетом. Николай < kazimirov@it4profit.ru> Я читал несколько романов Б.Акунина – интересно, интеллигентно, легко написано. Вам же с удовольствием рекомендую исторические вещи Юрия Тынянова («Пушкин», «Кюхля», «Смерть Вазир-Мухтара») – это золотой фонд русского исторического романа. Здоровья и еще раз здоровья! Дмитрий < battlemage@pisem.net> Спасибо и еще раз спасибо! Вы не раз упоминали о том, что живо интересуетесь политикой... Misha Gilichinsky < michaelg@geo.haifa.ac.il> В Мире Полудня политики в нашем смысле этого слова вообще (по идее) нет. Политика есть наука (искусство?) захвата и удержания власти. Зачем это искусство в мире, где власть не дает никаких преимуществ? Конечно, не обходится, наверное, без психических искривлений и патологий разных видов. Ошибок педагогики. Но это все – скорее неприятные исключения, играющие в Мире Полудня социальную роль не большую, чем появление сексуального маньяка в нашем мире: опасно, конечно, отвратительно, требует срочных мер, но социальных устоев никак не расшатывает и сколько-нибудь существенно на жизнь общества не влияет. Здравствуйте, Мастер! Только так и можно Вас назвать. Макс < maxim@storagecraft.com> Мне не нравится деление людей на классы и подмножества. Мне это неприятно. Если Вы считаете, что цель – «спрямление истории» – оправдывает любые средства, то почему бы не воспользоваться гипноизлучателями, занимающимися автоматическим воспитанием аборигенов? Эта идея упоминается в «Трудно быть богом», и намек на нее есть в «Обитаемом острове». По-моему, помочь человечеству прожить свою историю, минимизировав страдания и кровь, это хорошо. А лишить, по сути, человечество его истории, подменив ее искусственным эрзацем – это дурно. История не обязательно должна быть жестокой и кровавой, но обязательно должна быть трудной и сложной. Еще вопрос. Макс < maxim@storagecraft.com> Не знаю. Это – тема для романа в духе альтернативной истории. Может быть, кого-нибудь из читателей заинтересует этот сюжет? И еще. Макс < maxim@storagecraft.com> Не возводите на старика напраслины: башни ПБЗ появились на Саракше задолго до появления там Сикорски. Другое дело, что теоретически (подчеркиваю: ТЕОРЕТИЧЕСКИ) он допускал использование башен «в благих целях», – как орудия перевоспитания и воспитания. Но до этого, я полагаю, дело не дошло, и возможность эта так и осталась в области теории. И слава богу. И еще. Макс < maxim@storagecraft.com> Прогрессорство НЕ ЕСТЬ «спрямление истории». Прогрессорство есть попытка смягчить исторический процесс, по возможности гуманизировать его, уменьшить общее количество жестокостей, мучений, смертей, войн, эпидемий, диктатур. Что же касается «луж»... Я не берусь решать, что было бы, если бы Гитлера приняли в Академию художеств, Сталин стал бы священником, а брата Ленина помиловал бы царь. Подозреваю, что существенного изменения история наша не претерпела бы. Но, может быть, существуют, все-таки, такие вторжения в историю, которые способны ее «смягчить»? Прогрессоры, видимо, на два порядка лучше меня разбирались в подобных тонкостях, и потому деятельность их получалась успешной. По крайней мере, иногда. 1. Медленно, но уверенно в фэндомовской сети набирает обороты «мизль», которая, будучи кратко суммирована, звучит так: БНС отказался от позитивной трактовки мира Полдня и, отчасти, даже поощряет авторов к высмеиванию и очернению оного. Мне это кажется невероятным! Я прав? Роман < marduka@yandex.ru> Вы, разумеется, правы. Не понимаю, откуда вообще взялся «етот мизль». Я и раньше считал и считаю сейчас, что Мир Полудня это мир, в котором я хотел бы жить и работать и лучше которого представить себе я не умею. У него один только недостаток – он практически недостижим. 2. Вайнгартен очень похож на некоторых персонажей из книг Василия Аксёнова, мне так кажется. Мне правильно кажется или такое сравнение неприемлемо? Роман < marduka@yandex.ru> У Вайнгартена есть вполне конкретный прототип. К героям Аксенова он никакого отношения не имеет. Здравствуйте, Борис Натанович! Недавно просматривал эту страничку и был несколько удивлён, наткнувшись на Ваше же признание, будто Вы не умеете писать предисловия. В связи с этим вспоминается Ваше предисловие к роману Анта Скаландиса «Катализ», от которого я получил несравненно большее удовольствие, чем от самого произведения. Но это ещё не вопрос. Андрей Ну и вопрос! Да я же ничего в этом не смыслю. Я даже слушаю всю эту музыку нерегулярно и только от случая к случаю. И вдогонку: как Вы относитесь к творчеству Юрия Шевчука? Андрей Всегда слушаю его, когда он появляется на экране. Но больше всего люблю «Предчувствие гражданской войны». Эпохальная песня. 2. Прокомментируйте, пожалуйста, утверждение одного из чеховских героев: «Кто философствует, тот не понимает». Лично я несколько раз и с различным успехом брался за «профессиональную» философию: читать Розанова – интересно, Шопенгауэра – скучно, Сартра – практически невозможно. Может, просто с моей стороны имеет место некоторый умственный дефект? Андрей Я уже не раз писал об этом. Философия – весьма специфическая область знания. Я давно уже понял (для себя), что способен воспринимать только ту философию, которая чем-то напоминает мне фантастику: нетривиальные рассуждения о нетривиальных свойствах окружающего мира. Тейар де Шарден, например. Или Спиноза. Гегель мне недоступен. Видимо, не обошлось-таки без некоторого умственного дефекта. 3. Каково Ваше мнение по поводу «культовой» поэмы Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки»? Андрей Начинал читать не без удовольствия. Но не дочитал до конца. Стало скучно. Снова «дефект»? Не исключено! Уважаемый Борис Натанович, в ОЗ вы с братом описываете картину Адольфа Гитлера. Скажите, такая картина действительно существовала? И откуда можно было узнать о её существовании в советское время? Прохоров Александр < prohorov@aspect.jinr.ru> Ну конечно же, это всего лишь шутка. Подлинный Шикльгрубер писал, главным образом, пейзажи, по-моему. Я видел парочку. Ничего особенного. И в голову не приходит, что писал их сверхчеловек ХХ века. Уважаемый Борис Натанович! Юлия < Eternity-21@mail.ru> Я абсолютно ничего не смыслю в создании сайтов. Не знаю даже, как к этому подступиться. Вам лучше спросить совета у знающих людей. Например, у создателей этого сайта. У Дмитрия Ватолина, например. |
Задать свой вопрос | Архив Off-line интервью | Любимые книги | Чат с БНС на сайте "Компьютерры"
© "Русская фантастика", 1998-2005
© Борис Стругацкий, 2005 © Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000 © Алексей Андреев, графика, 1999 |
Редактор: Владимир Борисов
Верстка: Владимир Борисов Корректор: Владимир Дьяконов |