|
OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким
Сентябрь 2005
Задать свой вопрос | Архив Off-line интервью | Любимые книги | Чат с БНС на сайте "Компьютерры"
Сартр несколько раз бывал в СССР. Встречались ли Вы с ним и каково Ваше мнение о нем, как о писателе, философе и политике? Latur < slovoidelo@yandex.ru> Я, конечно, читал Сартра и, конечно же, никогда с ним не встречался (он был для меня, как для Вас, скажем, Булгаков – человек совсем другого времени). Неоднократно пытался понять, в чем суть экзистенциализма, – хотя бы найти этот экзистенциализм в его художественных произведениях... Не нашел ничего. И до сих пор не понимаю толком, что это такое. Увлечение же Сартром левой молодежи Запада тоже осталось для меня полнейшей загадкой. Видимо, здесь есть что-то специфическое, советскому человеку недоступное. А говоря серьезно, это «не мой писатель», он всегда оставлял меня равнодушным, я его практически не перечитывал. Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Марк Шор < markshor@yahoo.com> Я бы не возражал. Но... Я не верю в добрые чудеса. Если вдруг выяснится, что жизнь после смерти существует, тут же обязательно окажется и какая-нибудь подлянка, вроде ада или чистилища. За все приходится расплачиваться, – так уж устроена эта Вселенная: если где чего прибудет, то обязательно где-нибудь чего-то с неизбежностью убудет. Здравствуйте, Борис Натанович! Таня < trisch@yandex.ru> А.Белый на Вечеровского совсем не похож. У Вечеровского есть прототип и даже два, но оба друг на друга удивительным образом не похожи, и если и есть у них какое-то сходство, то – неуловимое. Максима-молодого мог бы сыграть любой хорошо сложенный красивый парень 25 лет, а Максима из «Жука» – не знаю, плохо его себе представляю. Из удачных образов я назвал бы Рэбу в исполнении Филиппенко... Впрочем, я люблю Филиппенко, он кого угодно мог бы сыграть – будь на то воля режиссера. Здравствуйте, Борис Натанович! Вас и всех присутствующих – с Днем Победы! Илья < mir2005@inbox.ru> Это было выдумано авторами специально, чтобы увеличить количество и качество бардака в Городе. Никакого «философского» смысла в эту выдумку не вкладывалось. Мой интерес не совсем праздный. Я мелкий бизнесмен и у меня все, как бы, в шоколаде. Особенно, если смотреть по ветру. Жизнь набирает обороты вокруг невидимой гигантской массы Золотого Тельца. Только вот по мере обучения в престижной школе в глазах у детей все больше пустоты. И, может случиться, в этих детей вдруг полетят пули, принесенные мировыми экономическими ветрами. И школьный друг, с которым припиты литры и литры, попытался меня обмануть на 500 долларов, когда я его взял на работу снабженцем. Это не смешно, это необъяснимо и страшно. По-видимому, мы так близко проходим с черной дырой, что начались всякие релятивистские спецэффекты. Вырваться без потерь – не может быть и речи, но должны же быть какие-нибудь лазейки. Вы, вот, говорите, что Мир Полдня практически недостижим. А я этому не верю. Должны быть тропинки. Иначе получится, что мы несли-несли тысячи лет, а потом, в 11-50, почти на самом Пороге, все растеряли. А и поклажи-то всего – несколько сказок, несколько песен, пара формул, горсточка истины. Илья < mir2005@inbox.ru> Ваш проект практически нереализуем. Прежде всего потому, что он никому – конкретно – не нужен. А во-вторых, потому, что Ваша коммуна не выдержит давления окружающего мира и растворится в «обычном» мире, как кусочек густого меда в чае. Либо Вам придется организовывать ее (коммуну) вдали от обитаемых районов – тогда время диссипации увеличится, конечно, но равновесия с Миром все равно не возникнет. Для устойчивости неравновесных состояний нужна энергия, и чем сильнее отклонение от равновесия, тем больше нужно этой энергии – в данном случае: денег, охраны, мер изоляции, усилий по защите... На самом деле, Ваш проект – это неплохой сюжет для реалистической утопии, – только вот писалось это уже неоднократно. И писалось, и даже затевалось, но кончалось, увы, всегда одинаково. Уважаемый Борис Натанович, добрый день! Глеб Воробьёв < gleb_v68@mail.ru> Отчего же. Такой спутник тоже возможен, – только он должен быть управляемой ракетой, с точно рассчитанной траекторией движения. Может быть, автор именно такой спутник имел в виду? Впрочем, это, по-моему, совсем несущественно, – книжка все равно получилась хорошая. А что касается науки... Да так ли это важно? В конце концов, даже Жюль Верн ошибался, а «Из пушки на Луну» как читали сто лет, так и еще сто будут читать с удовольствием. Здравствуйте, Борис Натанович. Илья Казначеев < ilya.kasnacheev@gmail.com> Господи! Я как представлю себе на минутку, какой волокитой, юридической и правовой, мне придется остаток лет заниматься, если я Вас послушаю, – у меня дыбом встают остатки волос на затылке! Нет уж, увольте. Пусть этим занимаются профессионалы-правоведы, а я просто что-нибудь подпишу и больше не буду об этом думать. Борис Натанович, как Вы относитесь, к возможности придания официального статуса торговле наркотиками (легкими), проституции? cyrix133 < cyrix133@mail333.com> Надо посмотреть, чем закончится эксперимент Голландии. Там, кажется, ситуация улучшилась. Или у меня неточные сведения? Во всяком случае, это проблема не теоретическая и даже не моральная, это вопрос практики: станет лучше или хуже – соответственно надо и действовать. 2. Интересовала ли АБС теория литературы и если да, то с каких пор? cyrix133 < cyrix133@mail333.com> Постольку поскольку. Серьезно – никогда. Зачем? Мы никогда не видели пользы в таком изучении. Разве что во время застольных дискуссий. Вы наверняка знаете о «феномене детей индиго». Об этом много говорят детские психологи и педагоги, однако, те дети, которых их родители считают «детьми индиго» на самом деле несколько аутичные ребятишки с ранним умственным развитием. А их экстрасенсорные способности – мыльный пузырь, раздутый журналистами. Со статьей о «детях индиго» можно ознакомиться на сайте нашего психологического центра «Адалин». Сергей Пономаренко < adalin_@_mospsy.ru> Я что-то слышал об этом, но ничего сейчас не вспоминаю. По-моему, это – из области паранауки. Сюжет для НФ романа, и не более того. Я прочитал в Инет, что после появления Вашей книги «Понедельник начинается в субботу» начальника некоего НИИ* сместили с должности, а Вас (в соответствием с источником**) вызывали в «органы» для дачи разъяснений. Это правда? Сурков Макс Вальерьевич < kinzadza@mail.ru> Это все выдумки и легенды. Ничего подобного никогда не было. К «Понедельнику» начальство вообще и ГБ в частности всегда относились вполне благосклонно. Кто такой «Андрей Смдерский», не знаю. Про НИИ, занимающиеся паранаукой, слышал, конечно, но из источников, «вполне недостоверных», – как все. В «органах» бывать приходилось, но по поводам совсем другим, к «Понедельнику» и вообще к нашим книгам не относящимся. Почему-то мне кажется, что мало кто из людей хотел бы жить вечно. Сколько лет бы Вы хотели прожить? И какой срок Вы бы пожелали своим близким, в независимости от их желаний? sawa < savelyev@geyser.ru> Я хотел бы жить, «пока не надоест». Того же и близким своим желаю. Какой при этом получится срок, не знаю. Но скорее всего, все-таки, не вечно. Здравствуйте, Борис Натанович! Андрей Не согласен. Елена Боннер – достойный человек, нет слов. Но Сахаров, все-таки, фигура покрупнее. Человек века. 2. Подскажите, пожалуйста, кому принадлежит авторство фразы «Приходя – не радуйся, уходя – не огорчайся», оставленной Дональдом в предсмертной записке; если Вам с братом, то большое за неё спасибо, как, впрочем, и за всё творчество! Андрей Эта замечательная фраза принадлежит отнюдь не АБС. Но подлинного автора я не помню. По-моему, это был средней руки поэт Серебряного века, покончивший с собой еще до революции. 3. Когда Кандид в разговоре со славными подругами перешёл с дикарского на свой родной (?) язык, отношение последних к нему сразу изменилось. Почему? Это и их родной язык? Получается, что амазонки в своё время откололись от поселенцев с Утёса. Тогда почему они не знают, чем занимаются люди наверху и как они туда попадают? Забыли? Андрей Просто они поняли, что он не обычный «мужик». А «язык Утеса» они знают, – как и многое еще в этом мире. И ещё: Рита тоже одна из славных подруг? Андрей Нет еще. Но дело, видимо, идет к тому. 4. Отвечая на вопрос, могла ли раньше фантасты конкурировать с писателями «мейнстрима», Вы высказались, что нет, но Вас утешает тот факт, что сами они часто создавали хорошие фантастические произведения. За точность цитаты не ручаюсь, но суть передана верно. Андрей О каких фантастах идет речь? О советских? Но Булгаков же был «закрыт»... Или о мировых? В последнем случае утверждение не верно: Уэллс, Чапек, Брэдбери, Гоголь, наконец... Меня подобное заявление, признаться, несколько озадачило, ведь из Вашей с братом публицистики чётко следует, что фантастика – такая же литература, к которой следует предъявлять ровно те же требования, что и к реалистическим произведениям. На деле выходит, что это всё-таки не так? И не виноваты ли в сложившейся ситуации сами фантасты (я не имею в виду Ваше совместное творчество и творчество ещё десятка авторов калибра Лема или Брэдбери), которые, соглашаясь на собственную заведомую второсортность, сознательно эксплуатируют интерес к фантастике определённого круга читателей, готовых прощать ей стилистические, содержательные и иные огрехи ради экзотичности сюжета, смелой фантазии, научных изысков? Означает ли это также, что Лукьяненко, который, как Вы сами признаётесь, Вам нравится, выделяется только среди представителей своего «фантастического» цеха и здорово проигрывает на фоне той же Толстой? Андрей На фоне Толстой он, может быть, и не проигрывает, но на фоне Искандера, Улицкой, Аксенова, – пока еще да. Виноват ли в этом сам Лукьяненко? Не знаю. Один Господь способен измерить уровень таланта. Но мне кажется почему-то, что Лукьяненко еще не сказал своего последнего слова. 5. Проясните, пожалуйста, ситуацию: почему многие русские писатели (например, такие «монстры» как Платонов или Булгаков), которые по уровню дарования должны были бы занимать в мировой литературе видное место, либо не представлены там вовсе, либо представлены весьма скромно, а из всего культурного многообразия по-настоящему востребован один лишь Достоевский? Что, не сидели в парижских кафе вместе с Джойсом? Андрей Достоевский сиживал с Джойсом в кафе? Странная идея. Кроме того, до уровня Достоевского и в РУССКОЙ литературе, пожалуй, никто не дотягивается. Разве что Пушкин или Лев Толстой. Да и вообще, мне кажется, Вы занижаете «уровень признания» русских за рубежом. И Платонов, и Булгаков там в большом почете (особенно почему-то в Германии и в Польше). Или дело в принципиальной непереводимости с русского на неродственные европейские языки, проигрывающие ему в количестве выразительных средств и отличающиеся по самой структуре? А может, срабатывает стереотип, представление о России (а потом и о Советском Союзе) как о некоей литературной периферии? Думаю, ссылаться на то, что «недалёкий» Запад просто не в состоянии понять таинственную «русскую душу», бессмысленно: оценили же в своё время и японцев, и латиноамериканцев, а одному нигерийскому, кажется, драматургу даже вручили Нобелевскую премию. Так в чём же дело? Андрей Не принижайте, не принижайте... В конце концов Нобелевку и Бунину дали, и Шолохову, и Солженицыну. Ей-богу, недурной урожай. Я уж не говорю о том, что Нобелевка, увы, как и любая другая премия, дьявольски субъективна – со всеми вытекающими. 6. Не кажется ли Вам, что в школе искусственно раздувается масштаб гениальности некоторых классиков и тем самым принижается значимость других, не менее, а то и более талантливых авторов? Мандельштам, на мой вкус, выше Пушкина и заслуживает чего-то большего, нежели упоминание вскользь среди прочих «серебряновековцев», а Наше Всё мы, напротив, «жевали» чуть ли не с первого по одиннадцатый класс. Не вредит ли подобное положение дел всей русской литературе? Андрей Такие пустяки, как школьные программы, литературе повредить не могут. Это даже тоталитарным режимам не под силу. Хорошая книга – как «спора жизни»: наступает благоприятное для нее время, и она прорастает. Плохая, впрочем, тоже. Не забывайте: Мензуру Зоили еще не изобрели; объективных оценок в литературе не существет; зато существует (и процветает!) Ее величество Мода (со своими законами, совершенно невнятными и странными). Уважаемый Борис Натанович! Позвольте Вас поблагодарить за множество написанных Вами в соавторстве с братом произведений, безусловно повлиявших и воспитавших меня, за то, что продолжаете жить и здравствовать, радуя нас новыми произведениями и ответами на наши вопросы. Дмитрий Симаков < simak_d_a@inbox.ru> Я «листал» Карнеги. У меня осталось впечатление, что он учит вас не столько дрессировать или приручать вашу обезьяну, сколько тщательно замаскировать ее, внутри вас, присутствие. Впрочем, к сколько-нибудь серьзному анализу этого автора я не готов. Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Игорь Галицкий Мы не занимались специально этим вопросом. Предполагали, что высшим (и самым эффективным) наказанием (расплатой) за дурной поступок для воспитанного человека будут муки совести. Второй вопрос тоже по Полдню: какова примерная скорость Д-звездолёта «Тариэль»? И существует ли на сигма-Д-звездолётах искажение масштабов времени? Игорь Галицкий Динамические параметры Д-звездолетов как раз таковы, чтобы можно было бороздить просторы Вселенной, оставаясь в общем в «своем» времени и не создавая никаких особенных парадоксов. Третий вопрос: Написав что-то сравнительно цельное, часто вспоминаю анекдот: Игорь Галицкий «Мучиться» надо над тем, что мучает. Не удовлетворяет вас название – мучьтесь над названием. Удовлетворяет – ну и ладненько. Четвёртый – вдогонку третьему: В своё время мне очень запало в душу своей образностью название «Всплеск в тишине». А есть ли в Вашей памяти названия к.-л. произведений, запомнившиеся своей точностью, глубиной, афористичностью? Игорь Галицкий Наверное, да. Например, «Время жить и время умирать». Или, скажем, «Волны гасят ветер». Борис Натанович! sawa < sawa.vvv@mtu-net.ru> В Мире Полудня нет такого понятия: «рабочий день». Все дни – рабочие. Или праздничные, если нужен и возможен перерыв в работе. Дату же – помнят. Уважаемый Борис Натанович! Константин Крылов < kkrylov@mail.ru> По-моему, я Харитонова не читал. Во всяком случае, – не помню. Уважаемый Борис Натанович! Рындин Юрий Валерьевич < peu1@zaz.zp.ua> Мне никогда не нравилась политика, как занятие. Политика неотделима от лжи, а лгать я не люблю и стараюсь делать это как можно реже. Так что, это (как пел Высоцкий) не по мне. Кроме того, я уже слишком стар и к политическим деяниям просто не годен. Уважаемый Борис Натанович! Вас опять беспокоят из Ташлы Оренбургской области. Мы восстанавливаем списки учителей и учащихся Ташлинской школы в годы войны. Вы могли бы оказать нам огромную помощь, ответив на следующие вопросы: Фаина < magway76@mail.ru> Да, учился, в третьем классе (1942-43 гг). 2) В районной газете «Большевик» за декабрь 1942 года есть сведения о приеме в комсомол ученика Ташлинской школы Стругацкого. Подтверждает ли эта статья факт обучения Аркадия Натановича в нашей школе? Фаина < magway76@mail.ru> Да, насколько я помню, АНС закончил десятилетку именно в Ташле. И сразу после этого ушел в армию. Насчет комсомола – не знаю. Уважаемый Борис Натанович! К Вам обращается аспирантка Оренбургского государственного педагогического университета Шило Татьяна Борисовна. Татьяна < pavel@esli.ru> Довольно безразлично. Я подозреваю, что всякое «изучение литературы» в школе порождает только неприязнь подростка к изучаемому предмету. 2. Какие жанры фантастики, по Вашему мнению, следует включить в литературное чтение школьников? Татьяна < pavel@esli.ru> Все без исключения. Но только – лучшие образцы и только в списки внекласссного чтения. 3. На какие стороны личности школьников, по Вашему мнению, влияют произведения фантастики? Что они могут дать при формировании личности? Татьяна < pavel@esli.ru> Они утоляют эмоциональный голод («сенсорную депривацию») и развивают воображение. Если угодно – усиливают творческий потенциал творческой личности. 4. Как Вы считаете: какие Ваши произведения необходимо включить в школьную программу для изучения и внеклассного чтения, и в каких классах? Татьяна < pavel@esli.ru> «Стажеры» (7-8 кл.), «Трудно быть богом» (8-9 кл.), практически любую, – начиная с 10-го. В первую очередь «Трилогию о Максиме Каммерере». 5. Какие произведения других авторов, по Вашему мнению, следует включить в школьную программу, в каких классах? Татьяна < pavel@esli.ru> Список слишком обширен. В 8-9 кл. «Ариэль» и «Человек-амфибия». «Туманность Андромеды». «Сердце Змеи»... Начиная с 9-го – «Мастер и Маргарита» 6. В связи с особенностью самого жанра фантастики прошу Вас дать конкретные советы, рекомендации учителям-словесникам по организации и проведению таких уроков. Татьяна < pavel@esli.ru> Никаких конкретных советов дать я не способен. Извините. Главное – надо приохотить подростка к чтению, доказать ему, что чтение – занятие увлекательнейшее, престижное и вообще «клевое». Если такие методики существуют, их и надо применять, будь то Пушкин или Булгаков. Я точно знаю, чего делать не надо: не надо «проходить» книги. Это ужасно. Это верный способ уморить в человеке читателя. Что обычно и происходит. НИИЧАВО или 40-я площадка полигона ПРО «A» Виктор Р. < eaic@inbox.ru> Я много раз писал уже здесь, что прообразом НИИЧАВО была Пулковская обсерватория – на 70%, и по кусочкам собранные в мозаику картинки из жизни разных НИИ и лабораторий (по рассказам знакомых АБС). Полигонов среди этих НИИ-лабораторий, насколько я помню, не было. Здравствуйте, глубокоуважаемый Борис Натанович! Подкидыш < Tolmachov_V@flexuser.ru> Ха. Ха. Ха. Борис Натанович! Александр Семенов < sem123@list.ru> Слишком много вопросов, да еще вперемежку с Вашими же ответами. Адская смесь из чисто хохмаческих и очень серьезных вопросов, причем не всегда понятно, что именно имеет в виду сам вопрошающий, – спрашивает он в шутку или всерьез. Отфильтруйте, пожалуйста, этот базар и не заставляйте меня, бедного, ломать голову над тем, что достойно разве что снисходительной усмешки. Борис Натанович (если прочтете, а так – все, кто увидит), как Вы оцениваете реальное состояние современной фантастики на постсоветском пространстве? В прошлом году я прочел интервью, где некий условный руководитель фантастов Всея Руси (какой-то Союз каких-то там писателей) горделиво утверждал, что, мол, фантастика сейчас на подъеме – около 2000 (надеюсь – опечатка) дебютантов, дебютировавших (тавтология – признаю) не рассказами, а книгами. Я, в силу своих возможностей, слежу за рынком (хотел написать не «рынок», а... – но адекватного термина не отыскалось. Сплошной рынок. Базар. Толкучка. «Все продается, и все (столь же расхоже) покупается») фантастики. Из этих 2000 и пару хороших выбрать трудно. Даже относительно талантливые писатели (Лазарчук, например) зарабатывают деньги – и только. Лукьяненко разменял талант (какой был) на жратву. Я говорю о «Спектре». «Атомный сон» был хорош, но после него – сплошное «мыло». И дело, кажется, не в отсутствии талантливых писателей, а в целевой переориентации литературы вообще. Писать – всегда есть о чем, но не всегда – зачем. В Ваше время писали не только ради денег, но и... боюсь, не смогу сформулировать. Коммунизма? Лажа. Коммунизма по Стругацким? Ближе, но не то. Счастья человеческого? Штамп. Но, полагаю, Вы понимаете, что я имею в виду, лучше меня. Сны революции. Сегодня – деньги на первом месте. А если мне они не нужны? Плевал я на них?! Если – мне (я НЕ сын миллионера) элементарно НЕИНТЕРЕСНО их зарабатывать? Мое личное дело! Моя – проблема. Из породы тех, что даже теоретически не имеют решения. Как решать проблему, не имеющую решения? Это глубоко принципиальный вопрос, который мне (как прикладнику) неясен. Так недолго докатиться и до «сытого бунта». Перчику ему в жизнь, перчику. Вопрос – что делать? Как быть? И – кто виноват? Три вопроса, издавна волнующие русскую интеллигенцию. Передрал, кстати, у Лазарчука. Я не надеюсь, что придет Демиург или Роководимец. Деус экс машина – нереально. Нужно – решение. Мне ближе насильственная реморализация, произведенная путем массового гипнооблучения с трех (мм-м... экваториальных или орбитальных?) спутников. К железной руке и костяной ноге. Загоним человечество к счастью. Всех, соответственно, поднять (или опустить?) до собственного уровня. Втиснуть – в новое Прокрустово ложе. Но я – не идеал. А кто тогда? Румата? Нет. Максим? Нет. И теория элиты решения не дает. Элита – элитарна: не укради (допустим), не прелюбодействуй (с трудом), не убий (?). С «не убий» система рухнет. Добро ДОЛЖНО быть... с кулаками? Просто должно – быть? Не будь Румата (и Максим) суперами, их бы забили ногами представители отсталых политических формация. Но без «не убий» – будет уже не та система. Она вообще – возможна? Невозможна? ИЛЬЯ Ну и каша! Нельзя задавать столько вопросов сразу – теряется сама соль и суть вопрошания. По-моему, Вы не столько вопросы задаете, сколько стремитесь высказаться «по поводу». Так? И что в этой ситуации должен делать я? Анализировать Ваши рассуждения? Нет уж, увольте. Это не входит в мою компетенцию. Здесь – отвечают на вопросы: только отвечают и только на вопросы. Извините. Уважаемый Борис Натанович, меня охватывает тихий ужас, когда я слышу, как представители нашей интеллигенции, правозащитной и демократической, защищают господина Ходорковского. На переднем плане висит густая завеса из лозунгов, про то, как почти-сталинские палачи гробят мудрого, прозрачного, прогрессивного, свободолюбивого человека и бизнесмена. Бен-Велвел < apache2004@freenet.de> Я не берусь отвечать за всех «демократов и правозащитников». Я вообще не смотрю на возникшую ситуацию с точки зрения морали. Какая может быть мораль, когда речь идет о таких сухих и даже алгоритмизированных вещах, как производство, юриспруденция и политика? Политика не бывает моральна или безнравственна – она бывает только рациональна или бессмысленна. Соответственно и юриспруденция (по сути своей – функция политики). И уж тем более – производство, где критерий вообще только один: прибыльно оно или убыточно. Пристегивать сюда мораль – понятия «хорошо-плохо», «честно-нечестно», «красиво-некрасиво» – так же бессмысленно и противоестественно, как искать эти понятия в законах природы и общества. «Честно ли, что летящий камень обладает кинтетической энергией эм-вэ-квадрат-пополам»? Уважаемый (ещё раз) Борис Натанович. ИЛЬЯ За графоманство я Вас, в конце концов, готов извинить, но такое количество вопросов в одном флаконе – явно многовато для нашего интервью. Попробуйте их как-то разредить – по одному-два за раз. И по возможности без сопутствующего «самовыражения»: я готов отвечать на любые вопросы, но отнюдь не готов анализировать многословные «высказывания по поводу». Уважаемый Борис Натанович! Максим Конечно, оправдана. Не совсем понимаю, что это значит – «литературно оправданная точка зрения», – но совершенно неспособен придумать литературно НЕоправданную и сильно подозреваю, что такие вообще не существуют. Будьте достоверны и убедительны и не будьте скучны – этого вполне достаточно, чтобы оправдать любой литературный текст. Я – гадкий лебедь. Уже не утенок, поскольку выросла. Я не умею жить, и всегда не к месту и не вовремя. Люди сами чувствуют, что я не «из них». Я боюсь рожать ребенка, боюсь, что он будет таким же, как я (или совсем ненормальным), что мне делать? ЖАННА < zhanna_gor@rambler.ru> Вы обратились явно не по адресу. Я плохой советчик по такого рода вопросам. Я вообще плохой советчик и стараюсь, как правило, советов не давать. Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Вопрос мой – по «устаревшим» «Стажёрам». Генеральный инспектор МУКСА, старый, высокоположительный настолько, что «оставляет впечатление красного с золотым», чиновник коммунистического общества, где ценится только ЧЕЛОВЕК-В-РАБОТЕ, а всякие брильянты, жемчуга да золото зовётся побрякушками, к которым в том обществе имела склонность разве что «вырождающаяся мещанка» Маша Юрковская, должен посетить Бамбергу, где добывается «космический жемчуг», за который «тамошние» дамочки «платят бешенные деньги», так что 2-3 камушка – это целое состояние. И этот «жемчуг» хранится, естественно, либо в сейфах «Спейс Пёрл», либо в сейфах «дамочек». Подкидыш < Tolmachov_V@flexuser.ru> Не копайте слишком уж глубоко. Просто молодые тогда и еще малоопытные авторы не предусмотрели Вашего вопроса и не заготовили на него ответ. Сейчас, задним числом, ответ, наверное, можно было бы придумать (например: Юрковский таскал в кармане несколько жемчужин, которые взял давеча в тамошнем музее – на просмотр, показать специалистам на Земле), да только зачем? «Написано пером...» Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Вы, отвечая на вопрос о боге, написали, что «однажды мы можем обнаружить себя за пазухой Сверхцивилизации». Так вот, по-моему, я это уже обнаружил. Известный философ Н.А.Бердяев неоднократно писал о неразрывной связи земной цивилизации с космосом, с космической энергией и космическими силами, в том смысле, что весь наш социальный утопизм связан с нашей оторванностью в нашем сознании от этих космических сил и с тем, что человечество не осознаёт, что Homo Sapiens есть существо космического происхождения, а не «сам собой помаленьку из обезьянки выродился». А он не был фантастом. Подкидыш < Tolmachov_V@flexuser.ru> Это только кажется, что Вы что-то доказали. Сколь угодно малая априорная вероятность события не является доказательством невозможности этого события, раз уж оно реализовалось. Я уж не говорю о том, что Ваша теория оставляет «за пределами разумного» сам факт существования Сверхцивилизации с ее пазухой. Или вероятность возникновения СЦ существенно выше вероятности «естественного» возникновения хомо сапиенс? Но почему?! Здравствуйте, Борис Натанович. Илария < roran@mail.ru> Сталкиваюсь, конечно. Один юноша спросил: «Раз вам было так трудно печататься при соввласти, почему вы просто не организовали собственное издательство?» Еще вопросик: Анализируя литературу на данный момент и настроения молодежи, прихожу к выводу, что людей увлекает само (и не только само) – разрушение, и что люди занимаются поиском Бога, нового или обновленного. Вообще, у меня есть некоторое ощущение перелома. Это только моя больная фантазия? Пожалуйста, подтвердите или опровергните, важно Ваше мнение. Илария < roran@mail.ru> У меня вообще нет ощущения, что у нынешнего молодого читателя есть какие-либо серьезные цели и задачи чтения, кроме получения удовольствия и утоления сенсорного голода. Что, на мой взгляд, вполне естественно. В моей молодости было то же самое. Чтобы искать в литературе некий (любой) высокий смысл, надобно предварительно стать квалифицированным читателем, а это требует времени и душевных усилий. Среди двадцатилетних квалифицированных читателей мало, среди тинэйджеров их практически нет. Ну и напоследок, слышала про экранизацию «Войны миров». У них получился эдакий action, с супергероем Томом К. в главной роли. Наверное, Уэллс или расстроился бы, или разразился марсианским уханьем по поводу того, что был прав в отношении к людям. Илария < roran@mail.ru> Я видел одну из экранизаций «Войны миров» – старую, 70-х годов. Мне она не очень понравилась – показалась легковесной, но что касается Герберта Джорджа... Не знаю, не знаю. Он ведь не был избалован современным кино и вполне мог остаться в восхищении от достоверности кинотрюков и вообще антуража. В это время ведь так не умели. Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! В одном из ответов Вы сказали, что жизнь ДОЛЖНА быть трудной, хоть и бескровной. Автоматически выскакивает вопрос: «Зачем?» Подразумевается ответ: «Как «зачем»? Да ведь только так и можно стать Человеком! «В поте лица ты будешь есть хлеб свой!» Подкидыш < Tolmachov_V@flexuser.ru> Жизнь должна быть трудной (если не хочешь потерять минимального самоуважения), и в конце нас ждет именно ничто (мировоззренческая гипотеза, пока совершенно неопровержимая). Это все может не нравится (особенно в сочетании), но от этого не становится ни противоречием, ни логической ошибкой, ни ошибкой фактической. Причем тут Главная тайна ГО – непонятно. Что же касается «Главной тайны нашей реальной жизни», то ее, единственной, не существует: у каждого она своя, в меру фантазии его и разумения. Уважаемый Борис Натанович! А. Авербах < cachalote@yandex.ru> Не хуже любого другого. Но лучше было бы все-таки придумать «настоящее» имя. Только зачем? Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! На вопрос: «А куда подевался предыдущий директор?» Вы ответили: «Это не важно, придумайте сами что-нибудь». И вот я «придумал»: Первым-то Директором был месье Ахти, хорошо знавший Переца (помните, как фамильярно он с ним разговаривал?). Потом нагрянула проверка с Материка. Акт был разгромным и грозил Директору протекторат Материка. Директор отбился тем, что предложил комиссии, что он сам решит проблемы, передав власть в Управлении Перецу. Для чего и вызвал его с Материка. Но это назначение нарушало порядок передачи власти в Управлении. И когда пришёл приказ Материка на нового Директора, старики – Ким, Беатриса Вах, Домарощинер и первый зам Директора воспротивились и не признали нового Директора. Перец не стал бороться за власть и первый заместитель стал И.О.Директора, без приказа. А Переца стали не отпускать на Материк, чтобы там ничего не узнали («вышло даже в Лесу запрещение: с территории Заповедника отпускать Козла Отпущения»). Потом разразился скандал с 4-м замом И.О. Он был разжалован и сбежал на Материк. И наябедничал на И.О., что он не подчинился приказу. Узнав, что скандалист сбежал на Материк, И.О. испугался и сам рванул на Материк, но скандалист, сделавшись большим начальником, указал на него пальцем и сказал: «Вот он! Он во всём виноват!» И И.О. разжаловали и отпустили в Лес писать аборигенам сказки. Вот так Управление осталось без Директора, пока Беатриса Вах не смекнула и не подсказала Домарощинеру, чтобы он «загнал» Переца в его законный кабинет. Как Вам эта «фэнтези»? Подкидыш < Tolmachov_V@flexuser.ru> Никак. Меня совершенно не интересует история мистера Ахти. А в истории назначения директором Переца главное то, что здесь не обошлось (тут Вы совершенно правы) без женщины. Правда, другой. Догадайтесь с трех раз, какой именно. Борис Натанович! Усеинов Т. < kosmovox@rambler.ru> Насколько я понимаю, относительная скорость Ваших ракет будет не С=300000 (как Вам кажется), а всего лишь 0.8С=240000 (см. формулу сложения скоростей в релятивисткой механике). При такой относительной скорости эйнштейновские прибамбасы будут иметь место, разумеется, и довольно заметные. Замедление врмени составит что-то около 5/3. Уважаемый Борис Натанович! Тимур < tim_son@mail.ru> Вам кажется совершенно правильно. Глубокоуважаемый Борис Натанович! В Вашей (с АБС) повести «Волны гасят ветер» фигурируют два персонажа: Лев Николаевич Толстов и Эрнст Юрген. Названы ли они в честь писателей-баталистов Л.Н.Толстого и Эрнста Юнгера (автора великолепнейшего «In Stahlgewittern»)? Если названы, то почему? А если нет, то я «снимаю шляпу» в честь еще одного «Каспаро-Карпова». Большое спасибо за Все. Д.Якимович < dyakimovich01@sprintpcs.com> Можете надеть шляпу снова. Какое счастье, что Вы не обещали ее съесть. Впрочем, Толстого авторы, разумеется, в виду имели. Но вот Э.Юнгер... Никогда не слышал. Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! В одном из ответов Вы написали: «Можно было бы придумать всё и про Абалкина и про Сикорского. Все детали их приключений. Но это было бы неинтересно, т.к. получилась бы ФАНТАСТИКА РАДИ ФАНТАСТИКИ». Но дорогой БНС! Для более чем 90% фантастов написать выдумку (фантастику) – это и есть ЦЕЛЬ фантастики. А Вам это «неинтересно». Значит, Выша фантастическая ФОРМА – это средство, эзопов («марсианский») язык, та «скорлупа», под которой скрыт истинный смысл, который Вам и интересен. Тогда интересно: Что же это за смысл, который и в наше время свободного слова Вам НЕОБХОДИМО скрывать так глубоко, что «...нашу Улитку поняли не более пяти человек»? Ведь не от цензуры же Вы его скрываете? Подкидыш < Tolmachov_V@flexuser.ru> Фантастическая форма привлекала нас всегда вовсе не как «средство, скрывающее истинный смысл». Что за странная идея! Фантастическая форма замечательна тем, что 1). Позволяет до предела обострить сюжет, это некая специя, делающая острым любое сколь угодно пресное блюдо; 2). Позволяет ставить в художественной форме вопросы, которые совсем не под силу сугубо реалистической прозе (роль Разума во Вселенной, например); 3). Позволяет строить миры (миры будущего, скажем), что увлекательно и поражает воображение читателя... Наверное, еще можно было бы что-нибудь придумать, но и этого, по-моему, достаточно, чтобы стремиться фатастику писать и читать. Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Вы – звёздный астроном. Вас никогда не смущало, что космология нашей Вселенной весьма похожа на Саракшскую? Что её теория насквозь эклектична, надёргана из взаимоотрицающих теорий? Что она полна несовместимых понятий: мир замкнут и конечен, но безграничен; всё вещество должно СЖАТЬСЯ в точку, а доказательством этого является якобы наблюдаемое её РАСШИРЕНИЕ; в основе теории – СТО, но красное смещение – ЕДИНСТВЕННЫЙ факт, на котором держится ВСЯ теория расширяющейся Вселенной, – объясняется классическим эффектом Доплера, НЕСОВМЕСТИМЫМ со СТО; что в ней наличествует никак не решаемый «Фотометрический парадокс». Но ведь именно наличие этих противоречий в определении и является причиной того, что задача о топологии этой Вселенной не может иметь решения! Но, тем не менее, элементарное объяснение красного смещения и по величине, и по характеру своего изменения от расстояния, на основе электродинамики Максвелла и теории колебаний и волн полностью игнорируется и замалчивается. И несмотря на это, этот выпотрошенный окунь до сих пор лихо плавает в замкнутой ванночке, наполненной искусственной средой обитания. Шарада... Подкидыш < Tolmachov_V@flexuser.ru> Фотометрический парадокс, насколько я знаю, давно разрешен с помощью идеи структурирования Вселенной. Об «эклектичности же и противоречивости» всего прочего я мог бы сказать, что это проявление гегелевской диалектики, но на самом деле я не чувствую себя достаточно компетентным, чтобы содержательно дискутировать по поводу столь специальных вещей. Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Не могли бы Вы пролить свет на таинственное, волшебное и любимое АБС число 5 (пять): 5 глав (основных частей) в ОО, ГО, УНС; 5 ключей от пульта управления Центром; 5 округлых глыб в «Стажёрах; 5 Неизвестных Отцов; 5 Ложек эликсира; 5 ключей от пещеры с мафусалином; 5 человек, понявших УНС? Подкидыш < Tolmachov_V@flexuser.ru> Это любопытное наблюдение. Опытный специалист по психологии творчества, наверное, способен сделать какие-то нетривиальные из этого выводы. Я – не способен. Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Описывая болезнь жителей Надежды, Вы имели в виду некий медико-биологический феномен, обнаруженный у нас на Земле, или это метафора, отражающая логарифмическую зависимость прироста уровня психологического развития среднего человека на Земле от времени, когда большинство населения Земли, имея тело 60-80 летних стариков, имеют уровень развития подростков или чуть старше? Подкидыш < Tolmachov_V@flexuser.ru> Нет, «бешенство генных структур» – это не метафора. Это болезнь, которую мы придумали сами, и спустя пяток лет очень удивились, прочитав, что такая же болезнь (с той же симптоматикой) существует, оказывается, на Земле, в наше время, – хотя встречается, к счастью, достаточно редко. Здравствуйте, Борис Натанович! Роман < romayankin@mail.ru> Кому-то из трех поименованных. Но вот кому? Не помню совершенно. Добрый день. Азамат < BaxinGroove@mail.ru> Возможно. Но вообще-то «Эксперимент есть Эксперимент», и больше о нем ничего неизвестно. Все остальное – домыслы. По определению. 2. В прикладном обществе нет культуры. Странно, ведь есть США, доказывающее обратное. Прикладники, а экспортируют свою культуру по всему миру? Азамат < BaxinGroove@mail.ru> Проблема возникновения богатой культуры в обществе – проблема специальная и особенная. Я мало что знаю об этом, а все, что думаю, уже написал здесь некоторое время назад. Полистайте страничку. 3. Пассивность губительна, но ведь должен быть «балласт» в обществе? Азамат < BaxinGroove@mail.ru> Почему – «должен»? Кому должен? И заодно, что это такое – «балласт в обществе»? Старики? Больные? Просто глупые? Здравствуйте Борис Натанович! Виталий < stepanov@norma-t.ru> Имя Орлова – Владимир. Роман «Альтист Данилов» – превосходен. Если угодно, это образец фантастического романа (хотя сам Орлов категорически открещивался в свое время от такого к его роману отношения). Уважаемый Борис Натанович! Екатерина < akpa@mail.ru> Представления не имею! Наверное потому, что «рыжий» – емкая характеристика персонажа: читатель сразу и легко представляет себе рыжего героя. Что и требуется. Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Господин ПЖ Никак. Какое мне, собственно, может быть до этого дело? Да и Вам, кстати, тоже? И вообще, кому бы то ни было, кроме тех, кому это интересно? Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Ваше off-line интервью породило во мне одну аналогию: пока мы, «изголодавшиеся по информации аборигены космической станции», страстно выдвигаем «гипотезы о происхождении следа ботинка посреди пещеры», Вы, АБС-Жилин, проводите свой Эксперимент, изучая нашу реакцию (причём, «из чувства долга», как сказал САМ БНС) на выдвинутые Вами идеи. Подкидыш < Tolmachov_V@flexuser.ru> Представления не имею! Радиооптик, наверное, все-таки. Уважаемый Борис Натанович, вот сейчас Ваши произведения публикуют. Никакой цензуры. А вот как Вы сейчас относитесь к тем критикам, которые Вашу прозу очерняли и сильно критиковали в печати? Например, «Улитка на склоне». На мой взгляд, очень хорошая книга, а критики, я уже, к сожалению, не помню кто, её очерняли, как могли (не все, конечно, я читал и хорошие рецензии). И сейчас, когда цензуры нет, а те, кто поливал Вас грязью, живы и, я думаю, имеют с Вами какие-то контакты, как Вы смотрите на них сейчас? Общаетесь ли Вы с ними? Андрей < andron39@yandex.ru> Но я с ними вовсе не общаюсь! Откуда Вы взяли? Я и думать о них давно забыл, да и перемерли они все уже в большинстве своем или заделались совсем уж немощными и безвредными старичками. Уважаемый Борис Натанович! Марина < mar-2005@yandex.ru> «Отель» первоначально должен был войти в сборник «Неназначенные встречи» («Пикник», «Отель» и «Малыш») – о неожиданных и незапланированных встречах человека с иным Разумом во вселенной. При этом никакой специальной, «антицензурной», идеи у нас и в замысле не было. Сборник этот оказался не по нутру тогдашнему начальству «Молодой гвардии», борьба длилась без малого 10 лет, и сборник в конце концов вышел вообще без «Отеля» (вместо него поставлена была повесть «Извне»). Подробности этой истории Вы можете прочитать в моей книжке «Комментарии к пройденному». Но в том, что Ваш знакомец ошибается, я готов заверить Вас прямо сейчас и с полной определенностью. Уважаемый Борис Натанович! Уткин Денис Сергеевич < morrison2002@yandex.ru> Самое любимое мое издание АБС вышло в изд-ве «Советский писатель» в конце 80-х, кажется, – сборник «Волны гасят ветер». А лучшее собрание сочинений, конечно, донецкое издание, черно-золотое – самое полное, самое выверенное, самое точное. Уважаемый Борис Натанович! Андрей У меня нет мнения по этому поводу. Я вообще не считаю эту проблему жизненно важной. Думаю, ответ в конце концов будет найден методом проб и ошибок. Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович. Михаил < mikhail@unitrans-ltd.com> Мне не нравится исходная предпосылка – человек не «создан», человек «получился». Поэтому фантазировать на предложенную Вами тему мне как-то неинтересно. Да и нафантазировался я уже предостаточно. Человечество должно измениться. Для этого есть две возможности: сделать себя обществом Хомо Супер (грубо говоря, обществом киборгов) либо создать Человека Воспитанного (сформулировать и запустить Высокую Теорию Воспитания). Какой путь реализуется, не знаю и даже предположить не могу. Уважаемый Борис Натанович! Вероника Рубаха < info@dumaem.ru> Нам было уже тогда совершенно ясно, что любой героизм – следствие плохой организации и есть просто красивая заплата на идеологической прорехе. Об этом мы и писали. Кстати, интересно, цензоры на эту отповедь героизму стойку не сделали? Вероника Рубаха < info@dumaem.ru> Представьте себе, нет! Поавда, опасаться в данном случае надо было не собственно цензоров (их дело было – охрана государственной и военной тайны), а редакторов. Но редакторы не поняли. Или, я думаю, сделали вид, что не поняли. Многие из наших редакторов были умные и тонко понимающие суть люди. И еще – в прошлом интервью был вопрос об иллюстраторах – позволю себе уточнить: а Л.Рубинштейн Вам не нравился? Очень живые герои у него были. Вероника Рубаха < info@dumaem.ru> Да, иллюстрации Рубинштейна мне тоже нравились. Но он же проиллюстрировал только одну нашу книжку, кажется? Многоуважаемый Борис Натанович. Станислав < s-poacher@yandex.ru> Нет, конечно. Теория Памяти Поля была нам тогда неизвестна. (Она мне неизвестна и сейчас.) Так что наш КРИ – это очередной плод молодой фантазии, ищущей нового и небывалого. То есть, – чистой воды вымысел. Многоуважаемый Борис Натанович, заранее приношу извинения, если мой вопрос покажется малозначительным. Меня очень интересует, существовало ли какое-нибудь название у планеты, на которой происходило действие повести «Трудно быть богом». В одном из рассказов сборника «Время учеников» приводится название Цурэнаку, но ведь его придумали не АБС... Сергей Зверев < beastman@mail.ru> Насколько я помню, название этой планеты не было придумано. За практической ненадобностью. Уважаемый Борис Натанович! Ходиев Айбек Валентинович < khodiev@albatros.uz> «Эксперимент есть эксперимент». Не ищите объяснений там, где их не может быть в принципе. Откуда нам знать, какими соображениями руководствуются Наставники, приглашая и не приглашая человека в Город? А может быть, все дело попросту в том, что «люди творческие» замкнуты на себя – не нужен им берег турецкий и Африка им не нужна? Вопрос второй: как скоро в Городе появиться «рябь», которая уничтожит все? По-моему, все к этому в Городе и шло, ведь не зря во время путешествия экспедиция обнаружила Город, в котором все жили под управлением Самого Любимого и Простого (полагаю, Гейгер в недалеком будущем, естественно при соответствующей идеологической атаке-накрутке). Полагаю, Изя и Андрей вовремя ушли из Города, причем вся остальная экспедиция погибла (при хорошей игре воображения можно предположить, что в этом момент и погиб Город). Ходиев Айбек Валентинович < khodiev@albatros.uz> Ваши рассуждения только кажутся логичными. На самом деле, согласитесь, они ни на чем серьезном не основаны, – кроме некоего (слабого) внешнего сходства. А кроме того, – не забывайте! – Эксперимент есть Эксперимент и никакие закономерности в Городе на самом деле не закономерны. Бесконечно уважаемый Борис Натанович! Максим < maxkiwi@free.fr> Ко всему живому я отношусь (стараюсь относиться) с уважением и всей доступной мне благожелательностью. Но, естественно, когда речь заходит о спрутах, шершнях, а равно и бешеных быках, я предпочитаю, чтобы они держались от меня «по ту сторону изгороди». Кстати, я вовсе не считаю баскеров «воплощением зла», – иначе вряд ли сделал бы ихними хозяевами маленьких детей. (Легко могу представить себе, как баскер толкает своего хозяина под локоть: ну, заметь меня, ну, погладь...) Здравствуйте, Борис Натанович! Игорь Васильевич < astviv@mail.ru> Там работают ВСЕ. Только рабочий день трехчасовой (насколько я помню). Уровень же изобилия достигнут с помощью науки и техники – химический синтез всего мыслимого, автоматизация трудоемких производств и прочие чудеса 21-го века. 2. Вы говорили, что хотели бы жить в мире ХВВ? Извините – не верю! Не вижу я Вас в мире, где большинство ничего не знает о книгах и где отчаявшиеся люди обстреливают массовые сборища официальных наркоманов. Или по крайней мере – в тех слоях общества, которые описаны в ХВВ – Вам не место! Игорь Васильевич < astviv@mail.ru> Видимо, Вы неверно меня поняли. Я никогда не говорил, что ХОТЕЛ БЫ жить в мире ХВВ. Я говорил только, что из двух перспектив – тоталитарной несвободы и «свободы выпивать и закусывать» – я выбрал бы, все-таки, вторую. Повторяю: мир ХВВ при всех его (очевидных) недостатках обладает одним неоспоримым достоинством: человек там волен свободно выбирать свой образ жизни. (В том числе и путь борьбы за изменение этого мира – что существенно.) «Каждому – свое» – великий принцип (испоганенный, правда, нацистами). Здравствуйте. Boris < boria_k@hotmail.com> Во-первых, цензоры таки-да ЗАМЕТИЛИ поклеп, и у книжки были большие неприятности. А во-вторых, книжный дефицит на некоторые книги существует всегда и везде. Разумеется, это ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ дефицит – достать можно, но не вдруг и не везде (как давеча книгу Лоренса Гарднера «Чаша Грааля...» искали мне полгода по всей России добрые люди, спасибо им от всего сердца – еле нашли). Видимо, с собранием Минца у Жилина была такая же история, – это же было какое-то особенное издание, самой полное, откомментированное и т.д. Мы ровесники, Борис, и я нынче с великим трудом привыкаю к тому, что умственные способности наследуются. Так однозначно определила наука. Впрочем, об этом все и всегда знали, только говорить не решались. На осинке не бывают апельсинки. Другими словами, ежели человек от природы разума не удостоен, учить его можно бесконечно, но без результата, умнее он не станет. Voland < Idombr@Gmail.com> Задумывался и, в общем, с Вами согласен, но к чему Вы мне об этом напоминаете? Боюсь, я не совсем Вас понял. Уточните, пожалуйста, вопрос. Здравствуйте. Flake < flake.lviv@ua.fm> Узнают не часто – главным образом, официальные лица при предъявлении документов, – отношусь я к этому с чувством большой неловкости, но не возражаю, потому что сложные казенные отношения, как правило, тут же значительно упрощаются. И на том спасибо. Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Кашалот < cachalote@yandex.ru> Я думаю, что Чапек имел в виду не террористов, а нацистов, но в каком-то смысле это и с нашествием террористов схоже. Непонятно только: если террористов Вы считаете саламандрами, то почему же тогда Бен Ладена удостоили чести считаться человеком? Тогда он Главная Саламандра и есть – религиозный фанатик, вдохновитель Нашествия, главный его теоретик и жрец. Уважаемый Борис Натанович! Кашалот < cachalote@yandex.ru> Думаю, что нет. Я с Кирой Алексеевной никогда знаком не был. Впрочем, АНС – был. Но, скорее всего, это, все-таки, случайное совпадение. Добрый день, уважаемый Борис Натанович, здоровья Вам, сил и долголетия! Александр Прохоров < prohorov@aspect.jinr.ru> Наверное, это не просто совпадение. Но – сознательно – автор этого в виду не имел. Скажите, отец Стэна, Аркадий, был бессмертным от рождения, или эта его особенность благоприобретённая? Александр Прохоров < prohorov@aspect.jinr.ru> Он сделал себя бессмертным – пройдя соответствующий, весьма болезненный, курс превращения. Если способность эта приобретённая, и «ноги» её «растут» из восточной медицины (о чём следует из разговоров, подслушанным Алексеем Добрым); тогда выходит, что всё, чего добивался Аркадий – сделать уже известную ему процедуру обессмерчивания безболезненной, и поставить её на поток. Александр Прохоров < prohorov@aspect.jinr.ru> Нет, методику придумал и сформировал сам изобретатель. Восточная медицина (по замыслу) есть лишь один из элементов этой методики. Однако против приобретённости есть такой довод: такое знание вряд ли бы удержалось в абсолютном секрете. Что знают двое, то знает и свинья, как говорят мнэээ... англичане? да, англичане, по-моему. Александр Прохоров < prohorov@aspect.jinr.ru> Так говорят (по слухам) немцы. И это верно. Но из каждого правила есть исключения. (Мы никогда не узнаем, например, давал ли Сталин приказ убить Кирова.) Если же особенность врождённая, то почему Аркадий пытался передать её сыну и Денису именно посредством восточной медицины? Ведь в то время про наследственность уже имелось представление. Александр Прохоров < prohorov@aspect.jinr.ru> Наследственность здесь ни при чем. На сыне и на Денисе шло испытание и совершенстование методики. Автор сам не знает, стал ли в результате бессмертным сэнсей, но «вечную молодость» заполучить он, видимо, сумел. Против врождённости косвенно выступает вот какое соображение: неужто Аркадий, зная о своей необычности, не заделал бы армию потомков, благо времени в его распоряжении – не меряно никем... Однако же никаких упоминаний о таких экспериментах нет, и все опыты проводятся лишь со Стэном, да ещё с Денисом. Александр Прохоров < prohorov@aspect.jinr.ru> Объектов экспериментов у него было много, но положительный результат известен только один – сам Папаня. Нда, похоже «тайна сия велика есть»; это всё равно, что у Пушкина спросили бы, откуда графиня знала тайну трёх карт, но всё-таки – вдруг! – есть у Вас соображение по поводу... Александр Прохоров < prohorov@aspect.jinr.ru> Никаких «тайн». Графиня узнала три карты, как известно, от графа Сен-Жермена. И по ПП вопрос: Александр Прохоров < prohorov@aspect.jinr.ru> Никаких урок не было и в помине. Стас придумал эту байку, чтобы не рассказывать стыдную тайну о том, как попытался убить себя («мало убить – замучить») , но не сумел за отсутствием огня под рукой. (Каковое отсутствие было, разумеется, не случайным.) Скажите, смог ли всё-таки Стас инициировать свою «защитную» способность убивать? Нет, не так, Вы мне ответите, что подобной способности и в помине не было... Но вот в разговоре с Красногорским-старшим Стас однозначно даёт понять, что начальник Красногорского умер не просто так, а по воле Стаса – как прикажете его понимать? Опять Стас истолковал события неправильно? Александр Прохоров < prohorov@aspect.jinr.ru> Толкуйте это, как Вам будет угодно. Я думаю, и сам Стас не знал правды о своей «способности убивать». Из опыта ему известно было только одно: он человек, с которым лучше не связываться. Совсем маленький вопросик, тоже ПП: запорож изначально был красный. Но в каком-то месте, главу не назову точно, написано было, что «крыша запорожца отсвечивала жёлтым» – это отблеск был, или Стас сменил машину? Александр Прохоров < prohorov@aspect.jinr.ru> Не помню точно, но сильно подозреваю, что это авторский ляп. Ларискин «запорожец» был красный, а вот «запор» С.Витицкого – именно желтый. Борис Натанович! Михаил < solarwind@smtp.ru> Подразумевается, что существует «Теоретическая История» – теория исторических последовательностей. Эта теория и определяет, что в истории хорошо, что плохо, что правильно, а что нет. Борис Натанович! Михаил < solarwind@smtp.ru> Ничего по этому поводу не знаю. Вряд ли возможен такой «главный талант» – умение наладить контакт с человеческим детенышем, воспитанным негуманоидной цивилизацией. Скорее всего случай со Стасем – редкое удачное стечение маловероятных обстоятельств. А может быть, для того, чтобы наладить общение с мальчуганом, по такому общению изголодавшемуся, никаких особых талантов просто не требуется? Обыкновенная доброжелательность, плюс умение общаться с детьми, плюс желание этим заниматься? Ведь и у Майки общение с Малышом получалось недурно. И даже у Вандерхузе. Здравия желаю, главнокомандующий! Да пребудет с Вами Полдень! Голова < jed@rostov.ru> Не знаю. Думаю, что в ближайшие 100-200 лет никакие глобализации землянам не грозят. Хотя тенденции к глобализации будут продолжаться и даже крепнуть. Равно как и взаимопроникновение культур. Но «сопротивление материала» слишком уж велико. Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Макс < maxplach@yahoo.com> Читал я в свое время и Камю, и Сартра. Никакой философии оттуда не почерпнул. Что такое экзистенциализм, так и не понял. И до сих пор не понимаю. Я уже писал здесь не раз, что к философии вообще отношусь прохладно, – не понимаю ее пользы, ее необходимости, ее «цимеса». Можно сказать, что к философии я глух, – почти как к музыке. Здравствуйте. Надежда < nadia_1988@mail.ru> Людей благородных, честных, нацеленных на творческий труд немало и сейчас. Среди моих друзей – большинство таких. Так что не удручайте себя слишком, – все не так плохо, как иногда кажется. И вот ещё: как Вы считаете, что нужно делать, чтобы ускорить процесс перехода от серости к благородству? Неужели только через «века кровавой истории»? И что играет роль катализатора для появления людей науки и знания в обществе? Надежда < nadia_1988@mail.ru> Я много раз писал здесь об этом. Прогресс морали – трудный, противоречивый и, главное, чертовски длительный процесс. «Божьи мельницы мелют медленно». Что же касается «появления людей науки и знания», то с этим как раз дело обстоит довольно-таки благополучно: такие люди востребованы обществом и число их с каждым годом становится все больше. Другое дело, что к прогрессу МОРАЛИ все это имеет отношение скорее косвенное. Образованный человек далеко не всегда высокоморален. И наоборот. Уважаемый Борис Натанович! Елена < es-studio@mail.ru> Полистайте «Комментарии к пройденному». Там все перипетии творческой эволюции авторов описаны довольно подробно, не хочется сейчас повторяться. Здравствуйте, Борис Натанович! Дмитрий Кондратьев < condor@hotbox.ru> Да, так было задумано авторами изначально. Малянов сначала пытается рассказывать свою историю как бы отстраненно, пытается писать о себе, как о постороннем человеке... потом срывается, переходит на первое лицо... спохватывается, возвращается к третьему, но ненадолго, и потом уж до самого конца, отказавшись от отстраненности, пишет, без затей, от первого лица. Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Дмитрий < zoom@tvcom.ru> У авторов не было одной определенной концепции. Имел место целый веер гипотез, – они, насколько я помню, все изложены в тексте повести устами разных героев-ученых. |
Задать свой вопрос | Архив Off-line интервью | Любимые книги | Чат с БНС на сайте "Компьютерры"
© "Русская фантастика", 1998-2005
© Борис Стругацкий, 2005 © Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000 © Алексей Андреев, графика, 1999 |
Редактор: Владимир Борисов
Верстка: Владимир Борисов Корректор: Владимир Дьяконов |