|
Авторская КАРТА САРАКША
Иллюстрации Александра ИВАНОВА
В архиве братьев Стругацких хранятся иллюстрации к их произведениям, никогда и нигде не публиковавшиеся:
НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ
К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ БРАТЬЕВ СТРУГАЦКИХ
А ниже можно посмотреть рисунки из опубликованных книг и журналов:
Град Обречённый — квартира Андрея
(Художник — А.Карапетян)
... В чем задача Эксперимента? Вот вопрос! Вот ты мне что скажи. |
Град Обречённый — Великий Стратег
(Художник — И.Блиох. Избранное в 2 т. Т. 2. — М.: Моск. рабочий, 1989)
...Великий стратег был более чем стратегом. Стратег всегда крутится в рамках
своей стратегии. Великий стратег отказался от всяких рамок. Стратегия была
лишь ничтожным элементом его игры, она была для него также случайна, как
для Андрея — любой случайно сделанный ход. Великий стратег стал великим
именно потому, что понял (а может быть знал от рождения): выигрывает вовсе
не тот, кто играет по всем правилам; выигрывает тот, кто умеет отказаться в
нужный момент от всех правил, навязать игре свои правила, не известные
противнику, а когда понадобиться — отказаться и от них. Кто сказал, что свои
фигуры менее опасны, чем фигуры противника? Вздор, свои фигуры гораздо
более опасны, чем фигуры противника... Кто сказал, что пешка, прорвавшаяся
на последнюю горизонталь, обязательно становится фигурой? Ерунда, иногда
бывает гораздо полезнее оставить её пешкой — пусть постоит на краю пропасти в
назидание другим пешкам.
|
Град Обречённый — у Красного Здания
(Художник — А.Карапетян)
...С воплем «Не надо!» Андрей повернулся к медной ручке.
Но было уже поздно. Дом уходил. Он медленно пятился в непроглядную тьму
мрачных задворков синагоги и «Нового Иллюзиона». Он уползал с явственным
шорохом, скрежетом, скрипом, дребезжа стеклами, покряхтывая балками
перекрытий. С крыши сорвалась черепица и разбилась о каменную ступеньку. |
Град Обречённый — снова Красное Здание
(Художник — А.Карапетян)
В саду стояло Здание. |
Жук в муравейнике — Саркофаг
(Художник — В.С.Старадымов. Волны гасят ветер: Повести. — Томск: Кн. изд-во, 1992)
30 декабря Марк Ван Блерком убыл в распоряжение Бориса Фокина и уже
через несколько часов отправил Комову открытым текстом поразительное
сообщение. В этом сообщении он утверждал, что так называемый саркофаг
являет собой ничто иное, как своего рода эмбриональный сейф совершенно
фантастической конструкции. В сейфе содержатся тринадцать
оплодотворенных яйцеклеток вида хомо сапиенс, причем все они
представляются вполне жизнеспособными, хотя и пребывают в латентном
состоянии.
|
Жук в муравейнике - Абалкин и Сикорски
(Художник — Я.Ашмарина)
...Лев Абалкин был еще жив. Пальцы его правой руки бессильно и упрямо
скребли по полу, словно пытались дотянуться до лежавшего в сантиметре
от них серого диска детонатора. Со знаком в виде то ли стилизованной
буквы «Ж», то ли — японского иероглифа «сандзю».
|
Жук в муравейнике - Абалкин и Щекн
(Художник — Я.Ашмарина)
...Ай да Щекн «...Я учил его языку и как пользоваться Линией
Доставки. Я не отходил от него,
когда он болел своими странными болезнями... Я терпел его дурные манеры,
мирился с его бесцеремонными высказываниями,
прощал ему то, чего не прощаю никому в мире... Если придется, я буду драться
за него, как за землянина, как за самого
себя. А он? Не знаю...» Ай да Щекн-Итрч!
|
Пикник на обочине
(Художник — В.Любаров. Посещение. — М.: Юридическая литература, 1989)
...он поднялся, машинально отряхнул штаны от пыли и начал
спускаться в карьер... Он прошел мимо ковша, суеверно поднимая
ноги повыше и следя, чтобы не наступить на черные кляксы, а
потом, увязая в рыхлости, потащился наискосок через весь
карьер к пляшущему и подмигивающему шару... И он уже
больше не пытался думать. Он только твердил про себя с
отчаянием, как молитву: «Я — животное, ты же видишь, я —
животное. У меня нет слов, меня не научили словам, я не умею
думать, эти гады не дали мне научиться думать. Но если ты
на самом деле такой... всемогущий, всесильный,
всепонимающий... разберись! Загляни в мою душу, я
знаю — там есть все, что тебе надо. Должно быть. Душу-то ведь
я никогда и никому не продавал! Она моя, человеческая! Вытяни из
меня сам, чего же я хочу, ведь не может же быть, чтобы я хотел
плохого!.. Будь оно все проклято, ведь я ничего не
могу придумать, кроме этих его слов СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И
ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫЙ!»
|
Пикник на обочине - Мартышка
(Художник — А.Б.Спивак. Пикник на обочине; Трудно быть богом. — М.: Китеж, 1991)
...Мартышка, хохоча и взвизгивая, немедленно вскарабкалась на него. Его топтали,
дергали за волосы и окатывали потоками разных сведений. Соседский Билли оторвал
у куклы ногу. На третьем этаже завелся котенок, весь белый и с красными глазами,
наверное, не слушался маму и ходил в Зону. На ужин была каша с вареньем. Дядя
Гуталин опять засосал и был больной, он даже плакал. Почему рыбы не тонут, если
они в воде? Почему мама ночью не спала? Почему пальцев пять, а рук две, а нос один?..
Рэдрик осторожно обнимал теплое существо, ползающее по нему, вглядывался в
огромные, сплошь темные, без белков, глаза, прижимался щекой к пухлой, заросшей
золотым шелковым пушком щечке и повторял:
|
Пикник на обочине - Мартышка,
Нунан и Шухарт
(Художник — Я.Ашмарина)
...Бесшумно вошла Мартышка — возникла в дверях... потом
подошла к матери и прислонилась к ней, отвернув лицо... |
За миллиард лет до конца света
(Художник — И.Блиох. Избранное в 2 т. Т. 2. — М.: Моск. рабочий, 1989)
Мальчик процитировал на весь дом: |
Попытка к бегству
(Художник — И.Блиох. Избранное в 2 т. Т. 1. — М.: Моск. рабочий, 1989)
— Нельзя изменить законы истории... — приговаривал Саул, непрерывно
стреляя. — Но можно исправить некоторые исторические ошибки...
Эти ошибки даже должно исправлять. Феодализм и без того достаточно
грязен... |
Трудно быть богом
(Художник — Владимир Любаров. Собрание сочинений. Т. 3. — М.: Текст, 1992)
...Румата повернулся и пошел прочь. Добрый слабый Гаук... У спрута есть
сердце. И мы знаем, где оно. И это всего страшнее, мой тихий, беспомощный
друг. Мы знаем, где оно, но мы не можем разрубить его, не проливая крови
тысяч запуганных, одурманенных, слепых, не знающих сомнения людей. А их
так много, безнадежно много, темных, разъединенных, озлобленных вечным
неблагодарным трудом, униженных, не способных еще подняться над мыслишкой
о лишнем медяке...
|
Трудно быть богом
(Художник — А.Б.Спивак. Пикник на обочине; Трудно быть богом. — М.: Китеж, 1991)
...Тут он заметил, что неподалеку остановились двое штурмовиков, глазеют
на него и скалят зубы. Сотруднику Института было на это наплевать, но
благородный дон Румата Эсторский осатанел... Он шагнул к штурмовикам,
рука его непроизвольно поднялась, сжимаясь в кулак... насмешники
шарахнулись и с застывшими, как у паралитиков, улыбками торопливо
юркнули в таверну. |
Трудно быть богом
(Художник — В.И.Харламов. Трудно быть богом: Повести. — М.: Профиздат, 1991)
...РУМАТА: То были дни, когда я познал, что значит страдать; что значит
стыдиться; что значит отчаяться... |
Отягощенные злом
(Художник — Я.Ашмарина) ...И все его били... Пока он был маленький, его били ребятишки.
Когда он подрос, за него взялись взрослые. Его обзывали... Девицы не хотели
иметь с ним дела... И все время хотелось есть...
|
Отягощенные злом
(Художник — Я.Ашмарина) ...Вы предали его, сказал я. Он так на вас надеялся, он до
последней минуты на вас надеялся, ему в этом городе больше ни на кого не
оставалось надеяться, а вы его предали... Может быть, вы вообразили себе,
что ваши комплименты и все ваши красивые слова что-нибудь для него значат?
Да не нужны ему ни ваши комплименты, ни ваши фальшивые похвалы. Ему нужна
была ваша поддержка!..
|
Экспедиция в преисподнюю
(Художник — Е.Стерлигова.) ...то, что представилось их взглядам за исчезнувшей
стеной, потрясло даже их. Что угодно, только не это ожидали они увидеть
в недрах... враждебного им царства зла. |
Страна Багровых Туч
(Художник — В.Юдин. Библиотека приключений. Т. 17. — М.: Дет. лит, 1969) Все выскочили из машины и задрали головы. Быков с изумлением
и недоверием смотрел на это чудовище, рожденное волей человека в черной пустоте
на космических верфях. Ничего подобного по масштабам и по форме ему еще не
приходилось видеть. Правда, на первый взгляд «Хиус», пожалуй, имел некоторое
сходство с черепахой, как и его модель в московском кабинете Краюхина. Но
вблизи такое сравнение просто не могло прийти в голову. Больше всего планетолет
походил, кажется, на громоздкую беседку-павильон о пяти толстых косых колоннах...
Нижняя вогнутая поверхность корпуса была зеркальной, и, зайдя под нее. Быков
увидел над головой свое донельзя искаженное и увеличенное отражение.
|
Страна Багровых Туч
(Художник — В.Юдин. Библиотека приключений. Т. 17. — М.: Дет. лит, 1969) С трудом вытаскивая ноги из вязкой жижи, Быков сделал несколько
шагов за Ермаковым. Тот остановился, прислушиваясь. Плотная желтоватая полутьма
окружала их... Невидимое болото издавало странные звуки. Оно хрипло вздыхало,
кашляло, отхаркивалось... Вероятно, звуки эти производила сама трясина, но
Быков подумал вдруг о фантастических тварях, которые могли скрываться в тумане,
и торопливо ощупал за поясом гранаты...
|
Максим Ростиславский,
Странник и Вепрь
(Художник — Б.Власов. Нева. — 1969. — ## 3-5) — Ты многое забыл, — сказал Странник. — Ты забыл про передвижные
излучатели, ты забыл про Островную Империю, ты забыл про экономику... Тебе
известно, что в стране инфляция? Тебе вообще известно, что такое инфляция?
Тебе известно, что надвигается голод, что земля не родит?... Тебе известно,
что мы не успели создать здесь ни запасов хлеба, ни запасов медикаментов?
Ты знаешь, что твое лучевое голодание в двадцати процентах случаев приводит
к шизофрении? — Он вытер ладонью могучий лоб. — Нам нужны врачи... Двенадцать
тысяч врачей. Нам нужны белковые синтезаторы. Нам необходимо дезактивировать
сто миллионов гектаров зараженной почвы — для начала. Нам нужно остановить
вырождение биосферы...
|
© "Русская фантастика", 1997-2003
© Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий, 1956-2003 © Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000 © Алексей Андреев, графика, 1999 |
Редактор: Владимир Борисов
Верстка: Александр Усов Корректор: Борис Швидлер |