Иллюстрации

Авторская КАРТА САРАКША

Иллюстрации Александра ИВАНОВА

В архиве братьев Стругацких хранятся иллюстрации к их произведениям, никогда и нигде не публиковавшиеся:

НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ
К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ БРАТЬЕВ СТРУГАЦКИХ



А ниже можно посмотреть рисунки из опубликованных книг и журналов:

pict11.jpg - 34,4k Град Обречённый — квартира Андрея
(Художник — А.Карапетян)

... В чем задача Эксперимента? Вот вопрос! Вот ты мне что скажи.
— Я уже сказал: создать модель коммунистического общества!
— Да на кой ляд Наставникам модель коммунистического общества, посуди ты сам, голова садовая!
— А почему нет? Почему?
— Я все-таки полагаю так, — сказал дядя Юра, — что Наставники — это не настоящие люди... Посадили нас в аквариум... и смотрят, что получится.
— Это вы сами придумали, Юрий Константинович? — с огромным интересом повернулся к нему Изя.
Дядя Юра пощупал правую скулу и неопределенно ответил:
— В спорах родилось.
А. и Б. Стругацкие «Град Обречённый».

pict03.gif - 70k Град Обречённый — Великий Стратег
(Художник — И.Блиох. Избранное в 2 т. Т. 2. — М.: Моск. рабочий, 1989)

...Великий стратег был более чем стратегом. Стратег всегда крутится в рамках своей стратегии. Великий стратег отказался от всяких рамок. Стратегия была лишь ничтожным элементом его игры, она была для него также случайна, как для Андрея — любой случайно сделанный ход. Великий стратег стал великим именно потому, что понял (а может быть знал от рождения): выигрывает вовсе не тот, кто играет по всем правилам; выигрывает тот, кто умеет отказаться в нужный момент от всех правил, навязать игре свои правила, не известные противнику, а когда понадобиться — отказаться и от них. Кто сказал, что свои фигуры менее опасны, чем фигуры противника? Вздор, свои фигуры гораздо более опасны, чем фигуры противника... Кто сказал, что пешка, прорвавшаяся на последнюю горизонталь, обязательно становится фигурой? Ерунда, иногда бывает гораздо полезнее оставить её пешкой — пусть постоит на краю пропасти в назидание другим пешкам.
А. и Б. Стругацкие «Град Обречённый».

pict12.jpg - 32,8k Град Обречённый — у Красного Здания
(Художник — А.Карапетян)

...С воплем «Не надо!» Андрей повернулся к медной ручке. Но было уже поздно. Дом уходил. Он медленно пятился в непроглядную тьму мрачных задворков синагоги и «Нового Иллюзиона». Он уползал с явственным шорохом, скрежетом, скрипом, дребезжа стеклами, покряхтывая балками перекрытий. С крыши сорвалась черепица и разбилась о каменную ступеньку.
...Андрей уже бежал... он рвал и дергал ручку и вдруг споткнулся обо что-то, упал... но он еще видел, как дом, пятясь, на ходу гася свои окна, свернул за желтую стену синагоги, исчез, снова появился, словно выглянул своими последними горящими окнами, а потом и эти окна погасли, и наступила тьма.
А. и Б. Стругацкие «Град Обречённый».

pict13.jpg - 34,4k Град Обречённый — снова Красное Здание
(Художник — А.Карапетян)

В саду стояло Здание.
...Не размышляя ни секунды, Андрей перекинул ноги через подоконник и спрыгнул в сад, в мягкую густую траву. Он подошел к Зданию... не спуская глаз со знакомой медной ручки на высокой дубовой двери, только теперь эта ручка была тусклая и покрыта зеленоватыми пятнами.
...В прихожей было теперь полутемно, сыро и затхло, разлапистая вешалка торчала в углу, голая, как мертвое высохшее дерево.
...Из давно погасшего камина несло застарелой гарью и аммиаком... мраморные стены темнели неопрятными подозрительными пятнами и блестели потеками сырости, золото и мрамор с них осыпались...
...Где же все они? - беспорядочно подумал Андрей... - Что с ними сталось?
...Теперь здесь всегда так будет, думал Андрей. Что-то я сделал такое, что-то мы все сделали такое, что теперь здесь так будет всегда...
А. и Б. Стругацкие «Град Обречённый».

pict16.jpg - 26.2k Жук в муравейнике — Саркофаг
(Художник — В.С.Старадымов. Волны гасят ветер: Повести. — Томск: Кн. изд-во, 1992)

30 декабря Марк Ван Блерком убыл в распоряжение Бориса Фокина и уже через несколько часов отправил Комову открытым текстом поразительное сообщение. В этом сообщении он утверждал, что так называемый саркофаг являет собой ничто иное, как своего рода эмбриональный сейф совершенно фантастической конструкции. В сейфе содержатся тринадцать оплодотворенных яйцеклеток вида хомо сапиенс, причем все они представляются вполне жизнеспособными, хотя и пребывают в латентном состоянии.
А. и Б. Стругацкие «Жук в муравейнике».

pict17.jpg - 21.1k Жук в муравейнике - Абалкин и Сикорски
(Художник — Я.Ашмарина)

...Лев Абалкин был еще жив. Пальцы его правой руки бессильно и упрямо скребли по полу, словно пытались дотянуться до лежавшего в сантиметре от них серого диска детонатора. Со знаком в виде то ли стилизованной буквы «Ж», то ли — японского иероглифа «сандзю».
Я шагнул к Абалкину и опустился возле него на корточки.. (Экселенц каркнул мне что-то предостерегающее.) Абалкин стеклянными глазами смотрел в потолок. Лицо его было покрыто давешними серыми пятнами, рот окровавлен. Я потрогал его за плечо. Окровавленный рот шевельнулся, он проговорил:
— Стояли звери около двери...
— Лева, — позвал я.
— Стояли звери около двери, — повторил он настойчиво. — Стояли звери...
И тогда Майя Тойвовна Глумова закричала.
А. и Б. Стругацкие «Жук в муравейнике».

pict18.jpg - 16k Жук в муравейнике - Абалкин и Щекн
(Художник — Я.Ашмарина)

...Ай да Щекн «...Я учил его языку и как пользоваться Линией Доставки. Я не отходил от него, когда он болел своими странными болезнями... Я терпел его дурные манеры, мирился с его бесцеремонными высказываниями, прощал ему то, чего не прощаю никому в мире... Если придется, я буду драться за него, как за землянина, как за самого себя. А он? Не знаю...» Ай да Щекн-Итрч!
...А насчет Щекна, Мак, ты не понял ни черта. Никакой просьбы об убежище там не было. Голованы почуяли, что он больше не человек и демонстрируют нам свою лояльность. Вот что там было...
А. и Б. Стругацкие «Жук в муравейнике».

pict22.jpg - 89.4k Пикник на обочине
(Художник — В.Любаров. Посещение. — М.: Юридическая литература, 1989)

...он поднялся, машинально отряхнул штаны от пыли и начал спускаться в карьер... Он прошел мимо ковша, суеверно поднимая ноги повыше и следя, чтобы не наступить на черные кляксы, а потом, увязая в рыхлости, потащился наискосок через весь карьер к пляшущему и подмигивающему шару... И он уже больше не пытался думать. Он только твердил про себя с отчаянием, как молитву: «Я — животное, ты же видишь, я — животное. У меня нет слов, меня не научили словам, я не умею думать, эти гады не дали мне научиться думать. Но если ты на самом деле такой... всемогущий, всесильный, всепонимающий... разберись! Загляни в мою душу, я знаю — там есть все, что тебе надо. Должно быть. Душу-то ведь я никогда и никому не продавал! Она моя, человеческая! Вытяни из меня сам, чего же я хочу, ведь не может же быть, чтобы я хотел плохого!.. Будь оно все проклято, ведь я ничего не могу придумать, кроме этих его слов СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫЙ!»
А. и Б. Стругацкие «Пикник на обочине».

pict01.gif - 38k Пикник на обочине - Мартышка
(Художник — А.Б.Спивак. Пикник на обочине; Трудно быть богом. — М.: Китеж, 1991)

...Мартышка, хохоча и взвизгивая, немедленно вскарабкалась на него. Его топтали, дергали за волосы и окатывали потоками разных сведений. Соседский Билли оторвал у куклы ногу. На третьем этаже завелся котенок, весь белый и с красными глазами, наверное, не слушался маму и ходил в Зону. На ужин была каша с вареньем. Дядя Гуталин опять засосал и был больной, он даже плакал. Почему рыбы не тонут, если они в воде? Почему мама ночью не спала? Почему пальцев пять, а рук две, а нос один?.. Рэдрик осторожно обнимал теплое существо, ползающее по нему, вглядывался в огромные, сплошь темные, без белков, глаза, прижимался щекой к пухлой, заросшей золотым шелковым пушком щечке и повторял:
— Мартышка... Ах ты, Мартышка... Мартышка ты моя...
А. и Б. Стругацкие «Пикник на обочине».

pict15.jpg - 30.5k Пикник на обочине - Мартышка, Нунан и Шухарт
(Художник — Я.Ашмарина)

...Бесшумно вошла Мартышка — возникла в дверях... потом подошла к матери и прислонилась к ней, отвернув лицо...
— Она уже почти ничего не понимает, — тихо сказала Гута.
— У врача были? — спросил Нунан, не поднимая глаз.
— Да. Ничего они не могут сделать... А один сказал, что она уже не человек.
...его вдруг ударила жуткая мысль: это вторжение. Не пикник на обочине, не призыв к контакту — вторжение. Они не могут изменить нас, но они проникают в тела наших детей и изменяют их по своему образу и подобию. Ему стало зябко, но он тут же вспомнил, что он уже читал о чем-то подобном, какой-то покетбук в яркой глянцевитой обложке, и от этого воспоминания ему полегчало. Придумать можно все, что угодно. На самом деле никогда не бывает так, как придумывают.
А. и Б. Стругацкие «Пикник на обочине».

pict02.gif - 137.5k За миллиард лет до конца света
(Художник — И.Блиох. Избранное в 2 т. Т. 2. — М.: Моск. рабочий, 1989)

Мальчик процитировал на весь дом:
— Если больной пренебрегает советами врачей, неаккуратно лечится, злоупотребляет алкоголем, то примерно через пять-шесть лет вторичный период сменяется третичным периодом болезни — последним...
Захар вдруг сказал с тоской:
— Ну, почему? Ну, почему именно со мной, с нами?..
А. и Б. Стругацкие «За миллиард лет до конца света».

pict04.gif - 80.5k Попытка к бегству
(Художник — И.Блиох. Избранное в 2 т. Т. 1. — М.: Моск. рабочий, 1989)

— Нельзя изменить законы истории... — приговаривал Саул, непрерывно стреляя. — Но можно исправить некоторые исторические ошибки... Эти ошибки даже должно исправлять. Феодализм и без того достаточно грязен...
Потом он замолчал. Справа росла груда раскаленных обломков, а слева шоссе опустело — впервые, вероятно, за тысячи лет, — там пробегали только отдельные машины... Потом пылающая гора распалась с шипением и треском, и на шоссе хлынули новые ряды машин. Саул зарычал и снова припал к скорчеру... Потом он перестал стрелять — кончились заряды — и уронил голову на руки...
- История, - хрипло сказал он, не поднимая головы. - Ничего нельзя остановить.
А. и Б. Стругацкие «Попытка к бегству»

pict19.gif - 112k Трудно быть богом
(Художник — Владимир Любаров. Собрание сочинений. Т. 3. — М.: Текст, 1992)

...Румата повернулся и пошел прочь. Добрый слабый Гаук... У спрута есть сердце. И мы знаем, где оно. И это всего страшнее, мой тихий, беспомощный друг. Мы знаем, где оно, но мы не можем разрубить его, не проливая крови тысяч запуганных, одурманенных, слепых, не знающих сомнения людей. А их так много, безнадежно много, темных, разъединенных, озлобленных вечным неблагодарным трудом, униженных, не способных еще подняться над мыслишкой о лишнем медяке...
А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом»

pict08.gif - 93k Трудно быть богом
(Художник — А.Б.Спивак. Пикник на обочине; Трудно быть богом. — М.: Китеж, 1991)

...Тут он заметил, что неподалеку остановились двое штурмовиков, глазеют на него и скалят зубы. Сотруднику Института было на это наплевать, но благородный дон Румата Эсторский осатанел... Он шагнул к штурмовикам, рука его непроизвольно поднялась, сжимаясь в кулак... насмешники шарахнулись и с застывшими, как у паралитиков, улыбками торопливо юркнули в таверну.
Тогда он испугался... Ведь я их чуть не зарубил, вдруг понял он... Сейчас бы они валялись вот здесь, как свиные туши, а я бы стоял с мечом в руке и не знал, что делать... Вот так бог! Озверел...
Он почувствовал вдруг, что у него болят все мышцы, как после тяжелой работы. Ну-ну, тихо, сказал он про себя. Ничего страшного. Все прошло. Просто вспышка. Мгновенная вспышка, и все уже прошло. Я же все-таки человек, и все животное мне не чуждо...
А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом»

pict07.gif - 73k Трудно быть богом
(Художник — В.И.Харламов. Трудно быть богом: Повести. — М.: Профиздат, 1991)

...РУМАТА: То были дни, когда я познал, что значит страдать; что значит стыдиться; что значит отчаяться...
...БУДАХ: ...Я не знаю, кто вы — боги или демоны. Но он не был ни богом, ни демоном. Он был одним из нас... Он был добрый и умный, он умел драться и веселиться, и он погиб за нас и как один из нас. И он любил стихи... Особенно вот эти...

И если кто-нибудь даже
Захочет, чтоб было иначе,
Опустит слабые руки,
Не зная, где сердце спрута
И есть ли у спрута сердце...
Но я всегда подозревал, что сам-то он... сам-то он знал, где у спрута... сердце... только вот не добрался...
А. и Б. Стругацкие «Без оружия»

pict05.gif - 130k Отягощенные злом
(Художник — Я.Ашмарина)

...И все его били... Пока он был маленький, его били ребятишки. Когда он подрос, за него взялись взрослые. Его обзывали... Девицы не хотели иметь с ним дела... И все время хотелось есть...
И вот появился Рабби. Рабби положил руку ему на голову... и он почему-то сразу понял, что эта рука не вцепится ему в волосы и не ударит его лицом о выставленное колено. Эта рука источала добро и любовь. Оказывается, в этом мире еще оставались добро и любовь.
А. и Б. Стругацкие «Отягощенные злом или 40 лет спустя»

pict06.gif - 84.3k Отягощенные злом
(Художник — Я.Ашмарина)

...Вы предали его, сказал я. Он так на вас надеялся, он до последней минуты на вас надеялся, ему в этом городе больше ни на кого не оставалось надеяться, а вы его предали... Может быть, вы вообразили себе, что ваши комплименты и все ваши красивые слова что-нибудь для него значат? Да не нужны ему ни ваши комплименты, ни ваши фальшивые похвалы. Ему нужна была ваша поддержка!..
...Они обошли меня с двух сторон и пошли спускаться по лестнице, а я говорил им вслед. А может быть, и не говорил, может быть, только думал. Вы сейчас послали его на крест. Вы замарали свою совесть на всю свою оставшуюся жизнь. Наступит время, и вы волосы будете на себе рвать, вспоминая этот день, - как вы оставили его одного в кабинете, раздавленного и одинокого, а сами нырнули в эту толпу, где все вам подхалимски улыбаются и молодцевато отдают честь...
А. и Б. Стругацкие «Отягощенные злом или 40 лет спустя»

pict14.jpg - 76k Экспедиция в преисподнюю
(Художник — Е.Стерлигова.)

...то, что представилось их взглядам за исчезнувшей стеной, потрясло даже их. Что угодно, только не это ожидали они увидеть в недрах... враждебного им царства зла.
А увидели они большой круглый стол, накрытый белой скатертью и... огромный пузатый самовар ... Запахи крепкого свежего чая, ванили и свежей сдобы носились над этим удивительным столом, и теперь уже двуглавому Юлу пришла очередь задерживать дыхание и хвататься за свои носы.
Невысокий человек с пышной седой шевелюрой... встал, отодвинув стул.
— Здравствуйте, соотечественники, — произнес он приятным бархатным голосом. — Наконец-то вы явились. А я жду вас уже более тысячи лет.
С.Ярославцев (А.Н.Стругацкий) «Экспедиция в преисподнюю».

pict20.jpg - 77.8k Страна Багровых Туч
(Художник — В.Юдин. Библиотека приключений. Т. 17. — М.: Дет. лит, 1969)

Все выскочили из машины и задрали головы. Быков с изумлением и недоверием смотрел на это чудовище, рожденное волей человека в черной пустоте на космических верфях. Ничего подобного по масштабам и по форме ему еще не приходилось видеть. Правда, на первый взгляд «Хиус», пожалуй, имел некоторое сходство с черепахой, как и его модель в московском кабинете Краюхина. Но вблизи такое сравнение просто не могло прийти в голову. Больше всего планетолет походил, кажется, на громоздкую беседку-павильон о пяти толстых косых колоннах... Нижняя вогнутая поверхность корпуса была зеркальной, и, зайдя под нее. Быков увидел над головой свое донельзя искаженное и увеличенное отражение. 
А. и Б. Стругацкие «Страна Багровых Туч»

pict21.jpg - 82.9k Страна Багровых Туч
(Художник — В.Юдин. Библиотека приключений. Т. 17. — М.: Дет. лит, 1969)

С трудом вытаскивая ноги из вязкой жижи, Быков сделал несколько шагов за Ермаковым. Тот остановился, прислушиваясь. Плотная желтоватая полутьма окружала их... Невидимое болото издавало странные звуки. Оно хрипло вздыхало, кашляло, отхаркивалось... Вероятно, звуки эти производила сама трясина, но Быков подумал вдруг о фантастических тварях, которые могли скрываться в тумане, и торопливо ощупал за поясом гранаты...
Неприятное чувство одиночества охватило его. Он оглянулся назад, на темную громаду «Хиуса», взял автомат наперевес и двинулся вперед, обгоняя Ермакова.
А. и Б. Стругацкие «Страна Багровых Туч»

pict10.gif - 7.5k
Максим Ростиславский, Странник и Вепрь
(Художник — Б.Власов. Нева. — 1969. — ## 3-5)

— Ты многое забыл, — сказал Странник. — Ты забыл про передвижные излучатели, ты забыл про Островную Империю, ты забыл про экономику... Тебе известно, что в стране инфляция? Тебе вообще известно, что такое инфляция? Тебе известно, что надвигается голод, что земля не родит?... Тебе известно, что мы не успели создать здесь ни запасов хлеба, ни запасов медикаментов? Ты знаешь, что твое лучевое голодание в двадцати процентах случаев приводит к шизофрении? — Он вытер ладонью могучий лоб. — Нам нужны врачи... Двенадцать тысяч врачей. Нам нужны белковые синтезаторы. Нам необходимо дезактивировать сто миллионов гектаров зараженной почвы — для начала. Нам нужно остановить вырождение биосферы...
А. и Б. Стругацкие «Обитаемый остров»


Фантастика:    Братья Стругацкие:    [КАРТА СТРАНИЦЫ]    [ПОИСК]   

ТВОРЧЕСТВО: [Книги] [Переводы] [Аудио] [Суета]
ПУБЛИЦИСТИКА: [Off-Line интервью] [Публицистика АБС] [Критика]
    [Группа "Людены"] [Конкурсы] [ВЕБ-форум] [Гостевая книга]
ВИДЕОРЯД: [Фотографии] [Иллюстрации] [Обложки] [Экранизации]
СПРАВОЧНИК: [Жизнь и творчество] [Аркадий Стругацкий] [Борис Стругацкий] [АБС-Метамир]
    [Библиография] [АБС в Интернете] [Голосования] [Большое спасибо] [Награды]

Оставьте Ваши вопросы, комментарии и предложения.
© "Русская фантастика", 1997-2003
© Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий, 1956-2003
© Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000
© Алексей Андреев, графика, 1999
   Редактор: Владимир Борисов
   Верстка: Александр Усов
   Корректор: Борис Швидлер
Страница создана в январе 1997. Статус офицальной страницы получила летом 1999 года