Н.Н.Калашников
Смысловое пространство Арканара
(Образ города в романе А. и Б. Стругацких «Трудно быть богом»)
Братья Стругацкие – писатели в определенном смысле городские.
Звучит это, конечно, немного странно, учитывая космический или хотя бы
планетарный размах путешествий их героев. В поле зрения Стругацких вся
Вселенная, много-численные миры, обитаемые и необитаемые планеты.
Но: Только в городе происходит действие романа «Хромая судьба» и
повести «Хищные вещи века». Типичные горожане – герои повестей «За
миллиард лет до конца света», «Пикник на обочине», «Повесть о дружбе и
недружбе», «Понедельник начинается в субботу», романа
«Отягощенные злом»... Маленькие городки выстроены для ученых в
повестях «Далекая Радуга» и «Улитка на склоне»... Даже
неведомые Наставники выстроили для эксперимента над человечеством Город
(роман «Град обреченный»). Города присутствуют и в других произведениях
Стругацких, хотя бы в виде воспоминаний героев в такой, казалось бы, не
городской повести – «Малыш». Очевидно, что для горожан Стругацких модель
города отвечает каким-то внутренним потребностям их сознания.
Роман «Трудно быть богом» тоже своего рода
«городской». Конечно, Антон-Румата, «наблюдатель с Земли»,
видит и знает, что происходит на всей планете, мыслит масштабами
планеты, как и положено человеку будущего.
Но действие повести происходит, в основном, в средневековом феодальном
городе – Арканаре. Это довольно большой (по средневековым меркам)
двухсоттысячный город. В нем находится королевский двор, министерства,
гвардия. Арканар – город портовый, имеет выход к морю. Порт Арканара
может одновременно принять множество кораблей. Имеется и боевой
королевский флот. Арканар, по-видимому, городок побольше, чем столицы
Ируканского герцогства и торговой республики Соан. Само королевство
Арканарское было достаточно крупным: «На сотни миль – от берегов Пролива
до Сайвы Икающего леса – простиралась эта страна, накрытая одеялом
кошмарных туч, раздираемая оврагами, затопляемая болотами, пораженная
лихорадками, морами и зловонным насморком»*.
* Стругацкие А., Стругацкий Б. Собрание сочинений: В 11 т. Т. 3. – Д.: Сталкер; СПб.: Terra Fantastica, 2001. Далее все цитаты из романа даются по этому изданию с указанием страницы в тексте.
А с другой стороны, Арканар – типично провинциальный город,
вассальный город имперской короны. В разговоре с доном Рипатом Румата,
как представитель имперского столичного дворянства, небрежно говорит, что
не видит особой разницы между ним и арканарским королем, а в разговоре с
доном Рэбой говорит очень четко: «Для нас, коренного дворянства
метрополии, все эти Соаны и Ируканы, да и Арканар, были и всегда
останутся вассалами имперской короны» [с. 372]. И чуть дальше
презрительно замечает: «Я мог бы скупить весь Арканар, но меня не
интересуют помойки...» [с. 372].
Арканар основан, по-видимому, триста лет назад имперским маршалом Тоцем,
впоследствии ставшим королем Пицем Первым Арканарским, который, преследуя
меднокожих варваров, дошел со своим войском до этих мест и основал здесь
свое королевство. Его потомки становились арканарскими королями. Его
ближайшие сподвижники стали баронами в этой стране, построили замки,
получили определенные привилегии от первого арканарского короля. Друг
Руматы барон Пампа дон-Бау-но-Суруга-но-Гатта-но-Арканара и был потомком
одного из сподвижников маршала Тоца.
За триста лет Арканар достиг определенного процветания. На главных улицах
стояли добротные каменные дома, горожане ходили по булыжной мостовой (хотя
и мостили улицы достаточно давно). Конечно, разные районы и выглядят
по-разному. Вспомним улицу Премноблагодарения – царство солидных купцов,
менял и мастеров-ювелиров. «По сторонам стояли добротные старинные дома с
лавками и лабазами, тротуары здесь были широки, а мостовая выложена
гранитными брусьями. Обычно здесь можно встретить благородных да тех, кто
побогаче...» [с. 303]. Тихое, спокойное место, в котором вполне
достаточно (по средневековым меркам, конечно) порядка, спокойствия и
чистоты. А чуть раньше улицы Премногоблагодарения Румата посетил порт. Он
вышел из дворца (то есть это совсем рядом с королевским дворцом – в
принципе, тоже центр города). «Он шел, огибая лужи и перепрыгивая через
рытвины, полные зацветшей водой, бесцеремонно расталкивая зазевавшихся
простолюдинов» [с. 290]. Да и атмосфера, чисто человеческая атмосфера
этих припортовых улочек совсем другая, чем в районе зажиточных купцов.
«Днем Румата был здесь впервые и сначала удивился, что не привлекает
внимания: встречные заплывшими глазами глядели либо мимо, либо как бы
сквозь него, хотя и сторонились, давая дорогу. Но, сворачивая за угол, он
случайно обернулся и успел заметить, как десятка полтора разнокалиберных
голов, мужских и женских, лохматых и лысых, мгновенно втянулись в двери,
в окна, в подворотни. Тогда он ощутил странную атмосферу этого гнусного
места, атмосферу не то чтобы вражды или опасности, а какого-то нехорошего,
корыстного интереса» [с. 295]. Как мы помним, Румату в этом месте, в
конце концов, ограбили: у него пропали кошелек и кинжал, а с левой
штанины были аккуратно срезаны все золотые бляшки» [с. 301]. Впрочем,
рядом с королевским дворцом можно обнаружить и «обширный пустырь»
[с. 329].
А вот атмосфера опасности возникает на любых улицах с наступлением
темноты. Даже Румате, которого знает едва не весь город как
непревзойденного в искусстве владения мечом, на своей улице (а это, как я
понимаю, достаточно тихое и спокойное местечко) приходится звенеть
мечами, чтобы отпугнуть проявляющих любопытство к его персоне.
Благодаря разносторонним интересам и связям Руматы мы можем видеть разрез
города по вертикали, увидеть его сословную вертикаль.
Выглядит эта сословная вертикаль города, по-видимому так:
– утренний прием у короля и королевский обед;
– развлечения в городе барона Пампы;
– вечер у фаворитки первого министра;
– переходы королевского дворца, где режутся гвардейцы короля и
штурмовики дона Рэбы;
– Патриотическая школа, где монах-садист воспитывает себе подобных;
– улица Премногоблагодарения – тихое царство солидных
купцов, менял и мастеров-ювелиров;
– встречи с книгочеями (с оружейником Гауком в его лавке или с
доктором Будахом дома у Руматы);
– улицы города и таверна «Серая Радость»;
– порт и улочки портовой окраины;
– дно города (собор у Ваги Колеса).
Впрочем, есть еще Веселая Башня, но это, пожалуй, уже внесословное
место – под пыткой все сословия стираются.
Зная город, так сказать, во всех его ярусах, Румата однажды пытался
представить себе город как-то обобщенно, охватить мысленным взглядом весь
город в какое-то мгновение: «Двести тысяч мужчин и женщин. Двести тысяч
кузнецов, оружейников, мясников, галантерейщиков, ювелиров, домашних
хозяек, проституток, монахов, менял, солдат, бродяг, уцелевших книгочеев
ворочались сейчас в душных, провонявших клопами постелях: спали,
любились, пересчитывали в уме барыши, плакали, скрипели зубами от злости
или от обиды...» [с. 358].
Типичный средневековый европейский, скорее южноевропейский* портовый город.
Хотя иногда проскальзывают какие-то восточные очертания:
«...проступали в сумраке сторожевые вышки королевского дворца»
[с. 330]. Правда, не будем забывать, что Арканар находится не на Земле, а
на другой планете и у этого человечества похожая, но все же другая
история. Поэтому не выглядит абсолютным хроноклазмом то, что Вага
Колесо – главарь мафии, этакий дон Карлеоне всего Запроливья.
Или то, что средневековых штурмовиков вполне фашистская идеология.
Все-таки у истории другого человечества могут быть и не такие загибы.
* «...помесь Франции с Испанией или России с Испанией» (из письма А.Н.Стругацкого к Б.Н.Стругацкого). Цит. по: Стругацкий Б. Комментарии к пройденному: 1961-1963 гг. // Стругацкие А., Стругацкий Б. Собрание сочинений: В 11 т. Т. 3. – Д.: Сталкер; СПб.: Terra Fantastica, 2001. – С. 687.
Невзирая на свою столичность, Арканар, скорее, все-таки
«провинциальный городок». А по определению М.М.Бахтина
«такой городок – место циклического бытового времени. Здесь нет
событий, а есть только повторяющиеся бытования». Время лишено здесь
поступательного исторического хода...»* Примером таких повторяющихся
событий могут служить войны королей Арканара с баронами Пампа из-за
ленного права баронов на дорогу к серебряным рудникам. «Ленное право
баронов Пампа обходилось Арканарским королям в двенадцать пудов чистого
серебра ежегодно, поэтому каждый [выделено мной – Н.К.]
очередной король**, вступив на престол, собирал армию и шел
воевать замок Бау, где гнездились бароны. Стены замка были крепки, бароны
отважны, каждый поход обходился в тридцать пудов серебра, и после
возвращения разбитой армии короли Арканарские вновь подтверждали ленное
право баронов наряду с другими привилегиями, как-то: ковырять в носу за
королевским столом, охотиться к западу от Арканара и называть принцев
прямо по имени, без присовокупления титулов и званий» [с. 267].
* Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. – М., 1975. – С. 396.
** А одних Пицев на Арканарском престоле было за это время целых шесть штук, так как в городе имели хождение монеты с профилем Пица Шестого.
А символом отсутствия времени, поступательного развития в Арканаре служит
первая (после пролога) фраза романа: «Когда Румата миновал могилу святого
Мики – седьмую по счету и последнюю на этой дороге, было уже совсем
темно» [с. 259]. Куда же это можно приехать по такой дороге, минуя
одну за другой могилы одного и того же святого, что создает впечатление
замкнутого круга, а не прямой дороги? Разве что в темный сказочный темный
лес, каковым и можно считать некоторые участки Икающего леса, а отнюдь не
в «светлое будущее» – развитой феодализм.
Однако следует сказать, что отсутствие исторического времени, даже в
«провинциальном городе», – до какого-то момента, до
внешнего толчка, после которого «бытование» уступает месту «событийности».
Кстати, одним из показателей того, что что-то все-таки начало происходить,
явилось то, «что потребление спиртного за два последних года выросло в
четыре раза – в Арканаре-то, издревле славившемся безудержным пьянством!»
[с. 302].
Давайте попробуем подыскать кандидатуру на роль того, кто явился этим
внешним толчком, сменившим «бытование» на «событийность». Знает ли город
своих героев?
Здесь возникают определенные библейские ассоциации. В Евангелии от Матфея
рассказывается, что о въезжающем в Иерусалим спрашивали «Кто этот?» и
скорбен был Иисус, что Иерусалим не узнал его. Мотив узнавания-неузнавания
важен и в романе Стругацких. Уже в первой главе Румату узнает книгочей
Киун. «Румата удивился.
– Ты знаешь мое имя?
– Знаю, – сказал Киун. – Я узнал вас по обручу на лбу. Я так
обрадовался, встретив вас на дороге...» [с. 262].
Многие, абсолютно незнакомые Румате люди узнавали его по обручу. А для
многих он явился самым настоящим спасителем. Арату Горбатого Румату спас
«при поистине фантастических обстоятельствах, заставляющих опять-таки
вспомнить о враге рода человеческого» [с. 375], как витиевато
выразился дон Рэба. Кстати, именно дон Рэба «не узнает» Румату во время
допроса, пытаясь докопаться, кто же Румата на самом деле.
Но если Румата и годится на роль бога (или дьявола, с точки зрения дона
Рэба), тот на роль внешнего толчка, давшего ход событиям в Арканаре, он
совершенно не подходит, (да и не должен подходить согласно инструкции,
получаемой всеми Наблюдателями).
Толчком стал бесцветный «гений посредственности» [с. 312] дон
Рэба. И здесь мотив узнавания-неузнавания присутствует. «Шепотом
поговаривают даже, что он и не для Рэба вовсе, что дон Рэба – совсем
другой человек, а этот бог знает кто, оборотень, двойник,
подменыш...» [с. 313]. «Три года назад он вынырнул из заплесневелых
подвалов дворцовой канцелярии» [с. 312], и события в Арканаре вышли
из привычного замкнутого круга и понеслись вскачь. Он проиграл войну
баронам, Ирукану, успешно вел только единственную войну – против
книгочеев. В конце концов, все события, связанные с доном Рэбой, привели
к оккупации Арканара монахами Святого Ордена.
Еще один смысловой пласт. Существуют мифологические идеи о женской природе
города. (Впрочем, несомненно, существуют и города-мужчины). К.Юнг писал:
«Город – это символ материнства женщины, которая имеет
своих детей». В Библии видятся города Вавилон и Иерусалим как женщины.
Крепости, непокоренные города – это девственницы. С этой точки зрения,
Арканар – это блудная девка, бросающая на произвол судьбы своих детей.
Город завоевывает, подчиняет себе, берет как женщину Святой Орден. А
символом фаллоса, взявшего город, является пика в руке монаха.
По библейским представлениям, существовало два полюса развития города,
погрязший в разврате и грехах и обреченный Божественной волей на гибель
(Содом и Гоморра, Вавилон...) и город преображенный, исполненный высших
добродетелей (небесный Иерусалим). На роль небесного Иерусалима Арканар,
естественно, претендовать не может, ему ближе роль города, погрязшего в
грехах. Но жестокость кары все-таки превосходит все грехи Арканара. «Город
был поражен невыносимым ужасом. Красноватое утреннее солнце угрюмо
озаряло пустынные улицы, дымящиеся развалины, сорванные ставни,
взломанные двери. В пыли кроваво сверкали осколки стекол <...> Казалось,
ничего живого не осталось в городе – только орущие вороны и деловитые
убийцы в черном» [с. 380].
Конечно, город постепенно придет в себя. Но эта картина тотального ужаса и
пустынности города, сверкающие красным осколки стекла, как кровь,
пролитая не горожанами, а самим городом, напоминает города, сметенные (по
Библии) божественным гневом.
Появляется в повести образ города, который можно противопоставить Арканару
(уподобить небесному Иерусалиму). Антон-Румата рассказывает Кире «про
хрустальные храмы, про веселые сады на много миль без гнилья, комаров и
нечисти, про скатерть-самобранку, про ковры-самолеты, про волшебный город
Ленинград, про своих друзей – людей гордых, веселых и добрых, про дивную
страну за морями, за горами, которая называется по-странному –
Земля...» [с. 310].
Конечно, и Арканар несет в себе зародыши, ростки будущего. Это и Кира, и
доктор Будах, и грамотей Киун, бегущий из Арканара, и Гаук, с которым
можно поспорить о достоинствах стихов Цурена, и брат Нанин, написавший
«Трактат о слухах», и Гур Сочинитель, автор прекрасной истории о принце и
прекрасной варварке, и барон Пампа, о котором Румата говорит, что он
отличный товарищ. Конечно, эти ростки в средневековье выпалывались, а в
правление дона Рэбы это делалось сознательно и методично, но именно эти
ростки позволяют надеяться, что Арканар выстоит, поднимется с колен и
когда-нибудь, через века, о нем тоже можно будет сказать – «волшебный
город Арканар».
Мне кажется, что братья Стругацкие в романе «Трудно быть богом» создали
еще один живой и полнокровный образ (наряду с остальными персонажами) –
это образ Арканара. Он может быть разным – красивым и грязным, охваченным
ужасом и улыбающимся, работящим и лодырничающим, смотрящим с интересом
или неодобрением на дела своих детей – горожан.
Именно образ Арканара – жестокого и прекрасного средневекового
города – создает в романе ту атмосферу, которая делает «Трудно
быть богом» одной из лучших книг братьев Стругацких, да и пожалуй, одной
из лучших книг российской фантастики.
Прочитано в качестве доклада
на четвертой научной конференции по проблемам современной фантастики
в КЛФ «Контакт» в ноябре 1997 г.
|