Наталия МАМАЕВА
Далёкая Радуга
Разумеется, это было совершенно, однозначно и, безусловно, исключено –
написать роман-катастрофу на сегодняшнем и на нашем материале, а так
мучительно и страстно хотелось нам сделать советский вариант «На последнем
берегу»: мёртвые пустоши, оплавленные руины городов, рябь от ледяного
ветра на пустых озерах...
Б.Стругацкий. Комментарий к пройденному
Выполним пятилетку за оставшиеся три дня!
Из анекдота
Первый вопрос, который должен возникнуть у читателя (и у критика) по
прочтению произведения – о чём это произведение? Если говорить
о сюжете, то «Далекая Радуга» – это рассказ о том, как целая планета
вместе с населением гибнет в результате техногенной катастрофы, являющейся
результатом неудачного эксперимента.
На уровне высшего смысла произведения его можно прочитать по-разному.
Многие критики утверждали, что главная мысль произведения – мысль об
ответственности науки перед обществом. Ведь именно в результате смелого
научного эксперимента Радуга и гибнет. Но вряд ли всё можно трактовать так
однозначно. Тема науки, научного познания, смысла этого познания и его
возможностей является одной из главных в творчестве Стругацких. Звучит она
и в «Далекой Радуге», и к этому мы ещё вернемся. Но в данном
случае проблема ответственности учёного не является ведущей. На протяжении
повести даже в самых драматических моментах никто из жителей планеты не
бросает упрёка физикам-нулевикам. В конце концов, как справедливо замечает
Этьен Ламондуа, «Давайте смотреть на вещи реалистически. Радуга – это
планета физиков. Это наша лаборатория».
Если уж говорить об ответственности, то скорее следует говорить об
ответственности административной. Радуга – это действительно лаборатория
физиков, и возникает вопрос – насколько уместно существование при этой
лаборатории детских садов, школ и путешествующих по планете туристов.
Трагедия Радуги, если уж искать её истоки, заключается в том, что во главе
планеты стоит не жёсткий администратор, а прекраснодушный либерал XXII
века. Сцены, которые разворачиваются в кабинете директора во второй главе
книги, воспринимаются как увлекательный водевиль. И водевиль этот будет
иметь трагические последствия. Матвей Вязаницын воспринимает
административно-снабженческие склоки как любопытный элемент прошлого,
цитату из Ильфа и Петрова, а воспринимать их надо было совсем не так.
Ответ Матвея на вопрос Горбовского, что он никогда не видел Волну,
поскольку у него не было свободного времени, звучит откровенно беспомощно.
А, может, стоило бы и посмотреть?.. И предвидеть последствия. И во
избежание трагедии предпринять определённые действия: допускать на планету
только научных сотрудников и вспомогательный персонал, отслеживать ход
эксперимента, держать всё время наготове резервный звездолёт большой
вместимости: в общем-то, вполне элементарные меры безопасности.
Единственная мера безопасности, которая была реально соблюдена, это
строительство Столицы на экваторе.
Но это так, к слову. Разумеется, книга не об этом. В данном случае это не
более чем отвлечённое рассуждение о том, что можно при желании извлечь из
неё. Речь здесь конечно идёт не об ответственности административной или
научно-административной, а о проблеме человеческого выбора в критической
ситуации. Польский исследователь творчества Стругацких В.Кайтох
справедливо пишет о том, что авторы поставили классическую этическую
проблему, но «не стали решать её в энный раз: а показали, кто как
склонен её разрешать». Эта этическая проблема является классической для
жанра романа-катастрофы, весьма модного в XX веке. Если это более-менее
серьёзное произведение (а не блокбастер, где герои восемь раз пробегают по
одному и тому же коридору и восемь раз взламывают одну и ту же дверь,
которая всё время оказывается закрытой; интересно, кто же тот злодей,
который всё время закрывает эту дверь, когда корабль, самолёт, отель
гибнет, – наверное, помощник режиссёра?), то жанр катастрофы
даёт богатые возможности для анализа спектра человеческого поведения в
критические минуты. Как правило, авторы, работающие в этом жанре, активно
пользуются всеми возможностями открывающейся перед ними палитры и
представляют самые крайние варианты поведения героев от чудес героизма до
подлого спасения собственной шкуры. При этом, разумеется, присутствуют все
промежуточные варианты – спасение собственной персоны, но без нарушения
моральных норм; спасение близкого человека, попытка спасти близких, даже
рискуя собственной жизнью, ответственность главного в этой ситуации,
который пытается спасти всех; героизм, слёзы, мужество, жалобы,
истерики... Поскольку Стругацкие представляют читателю мир будущего, где
люди умеют справляться со своими чувствами и преодолевать страх смерти
(«Они там все умеют преодолевать страх смерти...»), то эта палитра
существенно обеднена. Практически всё население планеты приходит к
благородному и правильному решению – спасать детей. В книге имеются всего
лишь два исключения.
Во-первых, это Женя Вязаницына, жена директора Радуги, для которой главным
является её ребенок, и она, нарушив все запреты и моральные нормы,
пробирается к нему в корабль. Во-вторых, это главный «отрицательный»
герой, Роберт Скляров, который любой ценой, в том числе ценой гибели
детей, пытается спасти любимую женщину. Самый драматический выбор,
конечно, разворачивается именно здесь. Это ни в коем случае не выбор
эгоиста, как считает Кайтох. Человек спасает не себя, а другого, при этом
Роберт отчётливо понимает, что Татьяна в любом случае его возненавидит.
Это не есть классический конфликт между долгом и чувством, поскольку все
жители Радуги выбирают чувство – спасают детей, а не достижения научного
прогресса. Это выбор между любовью к ближнему и дальнему – Роберт
выбирает, кого спасать – любимую женщину или детей, в общем-то, совершенно
чужих для него. Разумеется, авторы пожалели героя и облегчили ему выбор. В
аэробусе около десятка детей, во флаере в лучшем случае могут улететь
трое. Поэтому Роберт просто не имеет возможности совершить правильный
выбор. Всех детей всё равно спасти невозможно. Другое дело, что он
совершил бы свой выбор даже в том случае, если бы детей было трое. Он
должен не просто быть уверенным, что флаер с Татьяной спасся от Волны, а
должен впихнуть, – если понадобится и силой, –
любимую в звездолёт. Но, к счастью для нервной системы читателя последняя
сцена не реализуется.
В.Кайтох считает, что Роберт Скляров, герой-мещанин, совершает
показательно «неправильный» выбор. А почему, собственно, мещанин?.. и
почему неправильный? Поступок Роберта можно определить как угодно –
трусость, эгоизм, подлость, но при чём тут мещанство? И какой выбор, с
точки зрения критика, здесь был бы правильным? Спасти детей, исходя из
ситуации, никто их трёх взрослых участников трагедии – испытатель Габа,
физик-нулевик Скляров и воспитательница Татьяна Турчина – не могут.
Выбрать для спасения только трёх из десяти им не позволяют этические
критерии. По-видимому, с точки зрения Кайтоха, правильный выбор – это
остаться всем троим возле мёртвого аэробуса и героически погибнуть вместе
с детьми, по возможности скрасив им последние минуты жизни. Может, это
действительно единственно возможный выход, но вряд ли его можно назвать
правильным, впрочем, в такой ситуации правильный выбор вообще невозможен,
и это есть вполне реалистическая психологическая картина.
Принципиально, на мой взгляд, то, что именно условно отрицательные герои в
этой ситуации ведут себя наиболее человечно и психологически достоверно.
Жители Радуги, которые перед лицом смерти активно и дружно строят
подземное убежище и конвейерные цеха, переснимают научную документацию,
неторопливо беседуют на разнообразные темы, бродят в полях, обсуждают
произведения живописи, героически скрывая страх смерти, выглядят не
слишком убедительно. И если бы не фраза «и кто-то отвернулся, и кто-то
согнулся и торопливо побрёл прочь, натыкаясь на встречных, а кто-то просто
лёг на бетон и стиснул голову руками», – читатель мог бы вообще не
поверить авторам. Мир Радуги, мир будущего, мир XXII века, – это мир
«рацио», и авторы всё время вольно или невольно это
подчёркивают. Можно спорить, видели ли авторы в этом достоинство этого
мира, или его недостаток, или достоинство, превратившееся в недостаток,
или имманентно присущую этому миру черту, которую как не
оценивай – всё равно не изменишь, но не заметить очевидного
невозможно.
Мир XXII века эмоционально беден. Это чувствуется и в «Радуге», и в других
произведениях. Герой повести «Трудно быть богом» может любить только на
далёкой планете, поскольку феминизированные девушки Земли соответствующих
чувств не вызывают (Анка – это, прежде всего «свой парень»); любовь Майи
Глумовой и Льва Абалкина шокирует окружающих, можно приводить и другие
примеры, и об этом уже говорилось в предыдущих главах. Можно предположить,
что сами люди XXII века относятся к этой своей эмоциональной скудости
отрицательно, хотя и признают её. Рассуждения физика Альпы в этом смысле
вполне показательны. Он понимает, что идея согнать художников и поэтов в
лагеря и заставить их работать на науку, по меньшей мере, глупа и более
того «мысль эта глубоко мне неприятна, она пугает меня, но она
возникла... и не только у меня». Герои без труда совершают правильный
выбор – никто не даёт взяток, не пытается штурмовать звездолёт,
не шантажирует начальство, не падает на колени перед Горбовским. Это и
вызывает вполне обоснованные подозрения. Да, кидаться в люк звездолёта,
расталкивая локтями всех, в том числе женщин и детей, разумеется,
некрасиво, негуманно и непорядочно, и даже подло, но... человечно. И
единственным человеком на этой планете оказывается «отрицательный» герой,
которому чужд «весь этот нечувственный мир, где презирают ясное, где
радуются только непонятному, где люди забыли, что они мужчины и женщины».
И поэтому я категорически не согласна с В.Кайтохом, что выбор Роберта
Склярова есть «мудрость мещащина».
Выбор Склярова оправдан потому, что он человечен. Выбор героев Радуги
правилен, благороден, добродетелен и удивительно морально бесплоден,
вплоть до абсурда.
В самом деле, какие могут быть дела у Матвея Вязаницына в его кабинете за
час до гибели планеты? Он говорит замечательную в своей нелепости фразу:
«У меня масса дел, а времени мало». Какие у него могут быть дела?
Приводить в порядок документы, которые через час обратятся в пепел вместе
с ним?
А, может быть, и тут всё гораздо глубже и тоньше. Просто не может быть
вместе с людьми человек, который не смог спасти от гибели планету, хотя и
обязан был это сделать; который не увидел перед вечным прощанием своего
ребёнка и даже не попытался это сделать; который не употребил свою власть
директора, чтобы пропихнуть собственного ребёнка и супругу в звездолёт
первыми, которому даже в голову не пришло, что это можно сделать, наплевав
на все правила, просто потому, что он их любит? Может, проще в такой
ситуации укрыться за делами, которые никому не нужны?
Итак, все герои кроме нескольких человек, совершили свой правильный выбор.
«Неправильный выбор» оказался бесплодным – Роберту
всё равно не удалось спасти Таню, большинство детей планеты спасены и даже
пачку материалов с наблюдениями о Волне удалось засунуть в звездолёт.
Но ведь перед героями помимо выбора – спасаться самим или спасать детей –
стоял и ещё один выбор – выбор между спасением научной документации и
физиков-нулевиков, «носителей нового понимания пространства, единственных
на всю Вселенную» и спасением детей. Кайтоху такой выбор представляется
надуманным. По его мнению «проблема не могла представиться читателю
горячей, аутентичной проблемой современной нам действительности» –
поскольку выбор и так был очевиден, и сама постановка проблемы казалась
критику надуманной.
Но ведь в мире XXII века эта проблема вовсе не надуманна. Наука является
смыслом жизни, фетишем и богом этих людей. Вспомним из «Понедельника» – «И
они приняли рабочую гипотезу, счастье в непрерывном познании неизвестного
и смысл жизни в том же». Люди выбирают (в данном случае не выбирают) не
абстрактную науку, а смысл своего существования. Рассуждения о природе и
смысле научного познания, которые ведутся в очереди за ульмотронами,
отнюдь не случайны. Для физиков, а большинство планеты составляют именно
физики, только наука является тем богом, которому можно служить.
«Избавиться от всех этих слабостей, страстей, эмоций – вот идеал, к
которому надо стремиться», и судя по поведению большинства героев, они
близки к этому идеалу. Выбор между детьми и научным знанием – это отнюдь
не случайность и не любопытный парадокс. Наука – это святое, человек
должен спасти святое. Открытым остается вопрос: можно ли говорить об
ограниченности авторов, которые столь откровенно и примитивно утверждали
примат науки, а можно восхищаться творческим мастерством, с которым они
опровергли этот собственный тезис.
В любом случае тема науки является очень значимой в «Радуге»,
как и в других вещах Стругацких. Сейчас, когда наша вера в возможности
научного познания и научного преобразования мира в значительной степени
утрачена, рассуждения героев о судьбах науки в современном мире и о её
будущем уже не представляются столь актуальными, как это было в 60-е годы.
Но тогда, в век советского Просвещения, во времена неопозитивизма эти
рассуждения были более чем актуальными. Людям казалось, что наука
благополучно решит практические все проблемы, связанные с
жизнеобеспечением и рядовой человек реально будет озабочен проблемой – что
делать в свободное время и как заниматься нелюбимой, но нужной обществу
работой?
(Нам электричество глухую тьму разбудит!
Нам электричество пахать и сеять будет!
Нам электричество заменит всякий труд!
Нажал на кнопку... Чик-чирик! Все с зависти помрут!)
В нашем обществе на современном этапе его развития эти рассуждения кажутся
достаточно наивными, хотя совершенно не исключено, что лет через 30 они
вновь станут актуальными.
Например, мысль, высказанная вскользь одним из героев о том, что наука
будет разбиваться на всё большее число узких направлений, которые никак не
будут связаны друг с другом, полностью подтвердилась. Сейчас иногда даже
специалисты смежных областей с трудом понимают, чем занимаются коллеги.
Впрочем, имеет место и прямо противоположная тенденция, когда возникает
синтез самых неожиданных наук.
В этом плане интереснее, конечно, не рассуждения авторов о судьбах
конкретной науки, а те мысли, которые мы бы могли обозначить, как
гносеологические проблемы в творчестве братьев Стругацких. Может ли наука
создать нового человека? Будет ли он ещё человеком или нет (казус Чертовой
Дюжины)? Должен ли кто-то заниматься интересным научным трудом, а кто-то
неинтересной работой, обеспечивающей науку необходимыми приборами и
материалами? Возможен ли искусственный интеллект (Массачусетская машина)?
Все эти проблемы поднимаются в беседе физиков, сидящих в очереди за
ульмотронами. Эта глава книги, действие которой происходит, когда
катастрофа ещё не надвинулась, на первый взгляд кажется проходной, но
дискуссия, которая разворачивается в ней, – это очень грамотный
философский диспут о судьбах науки в мире, о судьбах мира науки и судьбах
мира. При этом диспут, который ведется на нормальном понятном читателю
языке, и который интересен даже тому читателю, которого никогда не
интересовали философские проблемы.
Заключая этот краткий и фрагментарный обзор философского наследия братьев
Стругацких, следует сделать вывод, что начиная с «Попытки к бегству» и
«Далекой Радуги» Стругацкие всё увереннее определяют свой
творческий путь как путь писателей-философов.
|