|
Кир БУЛЫЧЕВ НЕ ОТВЛЕКАЙСЯ...
С Аркадием Натановичем Стругацким я знаком страшно давно. Настолько
давно, что в то время он еще не был Натановичем, а был просто Аркадием.
Меня же тогда еще не было. Я был только читателем фантастики.
Последовательность событий такова:
В 1958 году (а может быть это было в начале 1959 года) я числился
переводчиком на строительстве в Бирме. Реально же я был завхозом, но не
строительства как такового, а был завхозом для строителей: я снимал дома,
получал на складе мебель, добывал скатерти и чайники. Строителей было
несколько десятков, поэтому я был самым деятельным и занятым лентяем в
Бирме. Когда я озверевал от переговоров и поездок, то прятался в каком-нибудь
книжном магазинчике, куда начальство, разумеется, никогда не заходило.
Одним из таких магазинов был магазин советской книги в самом центре города
, в пагоде Суле. Это было темное пыльное помещение, где пахло плесенью.
Запах той плесени неистребим – книги, купленные за бесценок в том магазине,
пахнут плесенью и сегодня. Одной из них оказалась книга Стругацких «Страна
Багровых Туч», которую я прочитал за ночь, проспал встречу с полковником У
Мья Мауном из Реабилитационной бригады, имел беседу с начальником
строительства добрым, вспыльчивым Алихановым, затем вернулся домой, в
мансарду на Университетской улице и прочитал книгу во второй раз. Этого со
мной не случалось и не случается. И стал поклошкой. И знал с тех пор, что
любая книга, любой рассказ вышедший из-под пера Стругацких, будет мною
увиден и прочитан. Потому что я стал их читателем. И одним из первых-первейших
почитателей. И уж точно первым их почитателем в Бирме и во всей Юго-Восточной Азии.
А увидел я Аркадия (тогда еще не Натановича) года через три-четыре. Я
помню лишь картинку этой встречи, о которой Аркадий, разумеется, не
помнит.
В большом доме у Бородинского моста жили тогда Нелли Евдокимова,
впоследствии известная переводчица, и её муж Саша Евдокимов, автор ряда
статей по библиографии фантастики. Они решили создать настоящий салон –
чтобы к ним приходили писатели, критики, а то и просто интеллигентные
ценители фантастической литературы, и чтобы всем было интересно. Салон
просуществовал некоторое время и, по-моему, это единственный случай такого
рода.
Бывал в том салоне и я. Я тогда уже поступил в аспирантуру, но о
литературной деятельности и не помышлял, а если и помышлял, то шепотом.
И вот однажды туда пришли сразу несколько звезд тогдашней
фантастической Москвы. И я их лицезрел.
Во-первых в кресле сидел Аркадий Стругацкий и пил вино.
Во-вторых, напротив него в кресле сидела Ариадна Громова.
А за спиной Ариадны как её адъютанты стояли Александр Мирер и Рафа
Нудельман.
Аркадий, должен вам сказать, совсем не казался главным. Царицей бала
была, без всякого сомнения, Ариадна Громова, самым умным – Рафа
Нудельман, самым ярким и остроумным – Александр Мирер. Я все это понимал,
и в то же время вел себя как мальчик, знающий страшный секрет, мой
собственный, никому не скажу! – Я-то знал, что специально для меня судьба
привела в комнату Стругацкого и потому я ни с кем, ни о чем не намерен
спорить. Но свяжите мне руки, выведите к виселице и потребуйте отречься от
кумира, и я, как настоящий комсомолец, скажу «нет!» Тогда я еще числился
комсомольцем.
С тех пор прошла целая жизнь.
Вердикт, вынесенный мною в Рангуне, полностью подтвердился. Моя табель
о рангах незыблема. Что не значит, что я не почитаю память Ариадны
Громовой, не ценю ума Рафы Нудельмана и таланта Александра Мирера, более
того, я могу внутренне спорить со Стругацкими, одни их вещи мне нравятся
больше, другие меньше, но все эти «больше» и «меньше» имеют другие точки
отсчета, чем точки отсчета приемлемые для других писателей. «Нет, – говорю я
порой, – это не Эверест! Это Монблан какой-то!» Значит я страшно недоволен
Стругацкими – как итальянский тиффози своим «Ювентусом». Потому я так
ревнив к тому, что у них получается в кино. Потому что я убежден, что
Стругацкие настолько самобытны, что любая попытка передать их в ином виде
исскуства обречена на провал. Но как не хотят с этим соглашаться режиссеры!
Стругацкие – постоянный вызов величайшим из них, не говоря уже о
середняках с гонором. В результате маленькие режиссеры не претендуют на то,
чтобы сделать Стругацких на экране. Им достаточно названия в титрах. А
дальше они егозят как умеют, не обращая внимания на Стругацких. А
режиссеры большие бросаются в бой со Стругацкими, потому что хотят
подломить их под себя. Ничего из этого не может выйти, но смириться гордыня
Тарковского или Сокурова не может. И тогда режиссеры начинают снимать для
себя и о себе, борясь со Стругацкими, ибо не могут признать невозможности
адекватного или достойного превращения прозы Стругацких в кино.
Получаются какие-то генно-конструкторские опыты: разберем лебедя на
перышки и молекулы, а потом сделаем из него рака – вот такого большого и
красного!... Пожалуй для меня спокойнее, когда Стругацких изготовляют
махонькие режиссеры. Ну, откусил и побежал в уголок жевать. А большой сам
измучается, но и у Стругацких отнимет месяцы жизни и километры нервов. А
вот этого я им как читатель простить не могу.
Так что, Аркадий, не отвлекайся...
Ведь сейчас, боюсь, жутко трудный период: время, в котором мы живем
сегодня, не только предугадано и выражено Стругацкими, но и в определенной
степени создано Стругацкими. Нужен следующий шаг.
Не отвлекайся...
Оставьте Ваши вопросы, комментарии и предложения.
|