Библиография Стругацких

СТРУГАЦКИЕ. ТЕКУЩАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
ЯНВАРЬ 2002


КНИГИ

Витицкий С. Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики: Фантаст. роман: В 6 кн. / Ред. по Брайлю Н. Аничкова. — СПб.: Изд-во «Чтение» Всерос. ордена Трудового Красного знамени об-ва слепых, 2001. — 495 с. 105 экз.
[Издание шрифтом Брайля для слепых]

Евлампиев И. Художественная философия Андрея Тарковского. — СПб.: Алетейя, 2001. — 348 с.

Стругацкий Аркадий, Стругацкий Борис. Трудно быть богом: Романы; Повесть / Худож. Ю. Рыжиков. — Минск: Вышэйша школа, 1997. — 651, [2] с. — (Школьная б-ка). — 22000 экз.

    Содерж.:

      С. 3-240: Стажеры
      С. 241-426: Трудно быть богом
      С. 427-652: Понедельник начинается в субботу

Стругацкий Аркадий, Стругацкий Борис. Собрание сочинений в 11 т.: Т. 8. 1979-1984. — Донецк: Сталкер; СПб.: Terra Fantastica, 2001. — 727 с. 10.000 экз. (п) ISBN 966-596-445-3; ISBN 966-596-453-4; ISBN 5-7921-0477-8.

Стругацкий Аркадий, Стругацкий Борис. Собрание сочинений в 11 т.: Т. 9. 1985-1990. — Донецк: Сталкер; СПб.: Terra Fantastica, 2001. — 651 с. 10.000 экз. (п) ISBN 966-596-445-3; ISBN 966-596-454-2; ISBN 5-7921-0478-6.


ПУБЛИЦИСТИКА

Стругацкий Борис. Борис Стругацкий, писатель: Мы сейчас на очень опасном вираже истории / Беседовала Татьяна Вольтская // Десять лет, которые потрясли… 1991 – 2001. — М.: Вагриус, 2002. — С. 44-49

Стругацкий Борис. Об авторе // Штерн Борис. Приключения инспектора Бел Амора; Вперед, конюшня!. — М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2002. — С. 5-6

Стругацкий Борис. Предисловие Бориса Стругацкого: [Об А. Зинчуке] // Зинчук Андрей. Вперед, Котенок! и другие сказки для театра. — СПб.: Издательство Российского института истории искусств, 2001. — С. 3

Стругацкий Борис. А Вам нужен 5-й канал? / Борис Стругацкий, писатель // Коммерсантъ — Санкт-Петербург (СПб.). — 2000. — 28 июня (№ 115). — С. 20

Стругацкий Борис. А Вы каким видите гражданское общество? / Борис Стругацкий, писатель // Коммерсантъ — Санкт-Петербург (СПб.). — 2000. — 14 дек. (№ 234). — С. 20

Стругацкий Борис. А Вы кому верите? / Борис Стругацкий, писатель // Коммерсантъ — Санкт-Петербург (СПб.). — 2001. — 15 марта (№ 45). — С. 20

Стругацкий Борис. А Вы подписали бы письмо в защиту Григория Пасько? / Борис Стругацкий, писатель // Известия (М.). — 2002. — 31 янв. (№ 17). — С. 12

Стругацкий Борис. Б.н.: [О ситуации с НТВ и СМИ] // Мир Internet (СПб.). — 2001. — № 5. — С. 89-91

Стругацкий Борис. Беззаконие в «законе» / Борис Стругацкий, писатель // Невское время (СПб.). — 1995. — 4 марта (№ 41). — С. 1

Стругацкий Борис. Беседа Стругацкого, Карпинского, Язева на квартире у Стругацкого 28 апреля 1998 года / С. А. Язев // Вселенная и Мы (М.). — 2000. — № 4. — С. 95-96

Стругацкий Борис. Борис Стругацкий: «Не люблю литературу, которая уводит от реальности» / А. Хуснутдинов // КонтиненТ (Алматы). — 1999. — 8-21 дек. (№ 11). — С. 30

Стругацкий Борис. Борис Стругацкий: «Образ крыловской стрекозы произвел на меня еще в детстве большое впечатление» / Беседовал В. Кожемякин // Русская Германия (Берлин). — 2001. — 31 дек. – 13 янв. 2002 (№ 52/2001-01/2002)

Стругацкий Борис. Борис Стругацкий, писатель-фантаст: Вместо героев нам нужны профессионалы! // Вечерний Ростов (Р-н-Д). — 2000. — 15 марта (№ 58). — С. 1. — (Цитата дня)

Стругацкий Борис. Борис Стругацкий: «Секретные материалы» — несусветная чушь! / Владимир Кожемякин, информационное агенство «АиФ-Новости» // АиФ-Новости (М.). — 2001. — 21 ноября (возможно, издание электронное)

Стругацкий Борис. В космос вернемся? / Борис Стругацкий, писатель // Коммерсантъ (М.). — 2002. — 22 янв. (№ 9). — С. 16

Стругацкий Борис. Должна ли Россия помогать Афганистану деньгами? / Борис Стругацкий, писатель-фантаст // Известия (М.). — 2002. — 22 янв. (№ 10). — С. 12

Стругацкий Борис. Как встречает Новый год московское высшее общество: Знаменитые москвичи рассказывают нашему специальному корреспонденту Михаилу Голованову, как они будут праздновать «три нуля», что подарят близким и вспоминают свои новогодние приключения / Борис Стругацкий, писатель // Русская Германия (Берлин). — 1999. — № 51

Стругацкий Борис. Кого люблю — тому дарю, или Признания знаменитостей / Борис Стругацкий, писатель // Санкт-Петербургский курьер (СПб.). — 2002. — 10-16 янв. (№ 1). — C. 8-9

Стругацкий Борис. Куда бы Вы перенесли столицу России? / Борис Стругацкий, писатель // Известия (М.). — 2002. — 11 янв. (№ 3). — С. 12

Стругацкий Борис. Над чем Вы сейчас работаете? Борис Стругацкий, выйдя из больницы придумывает себе псевдоним / Полосу подготовили: Дмитрий Быков, Андрей Ванденко, Юлия Васильева // Собеседник (М.). — 2002. — 24-30 янв. (№ 3). — С. 28.

Стругацкий Борис. Отягощенный добром / [Интервью взял] В. Кожемякин // Курьер (Бруклин). — 2000. — № 8

Стругацкий Борис. Что Вам ближе — монархия или республика? / Борис Стругацкий, писатель // Коммерсантъ — Санкт-Петербург (СПб.). — 2000. — 14 июля (№ 127). — С. 16


КРИТИКА

Б.а. Ада Шмерлинг // Iностранец (Москва). — 2002. — 15 янв. (№ 1)
[Упоминаются Стругацкие]

Б.а. В стране и в мире // Вечерняя Москва (М.). — 2002. — 31 янв. (№ 20). — С. 2
[Цитата: «ПРЕМИИ ПРЕЗИДЕНТА РФ В ОБЛАСТИ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА за 2001 год присуждены указом Владимира Путина, в частности, режиссерам Галине Волчек и Глебу Панфилову, писателям Михаилу Жванецкому и Борису Стругацкому, драматургу Виктору Розову, актрисе Ноябрине Мордюковой, музыкантам Валерию Гергиеву и Михаилу Плетневу. Премию имени Булата Окуджавы получит композитор Александр Дольский».]

Б.а. Германы схлестнулись с бандитами: Знаменитый питерский режиссер и его сын были избиты в Доме отдыха кинематографистов // Петербург-Экспресс (СПб.). — 2002. — 10 янв. (№ 1). — С. 3
[Упоминается, что Герман снимает фильм по «Трудно быть богом» Стругацких]

Б.а. Друг, который никогда не изменит... // Казахстанская правда (Алма-Ата). — 2002. — 18 янв. (№ 11)
[О книголюбах в Алма-Ате. Упоминаются Стругацкие]

Б.а. Если звезду «гасят», значит это кому-то нужно // Смена (СПб.). — 2002. — 11 янв. (№ 2). — С. 8-9
[ Упоминается, что Герман снимает на Ленфильме экранизацию романа братьев Стругацких «Трудно быть богом»]

Б.а. Книжный форум в Ледовом // Санкт-Петербургские ведомости (СПб.). — 2002. — 25 янв. (№ 16). — С. 3
[Цитата: «Как сообщил СПб-ТАСС, в числе торжественных акций книжного форума состоится вручение литературной премии имени братьев Стругацких писателям-фантастам, награждение победителей конкурса книги „Серебряная литера“ по номинациям: современные проза и поэзия, детская литература, искусствознание, лучшее полиграфическое исполнение книги, издания, посвященные Петербургу, мультимедиа».]
.
Б.а. Нерасчлененный мозг: Жизнь — это болезнь материи, а разум — это болезнь жизни // Ex libris НГ (М.). — 2002. — 24 янв. (№ 2)
[Цитата: «Жизнь — это болезнь материи, а разум — это болезнь жизни». По существу, этот фраза героя одного из романов братьев Стругацких — отчаянная попытка взглянуть на феномен Разума глазами Универсума, то есть — максимально отстраненно».]

Б.а. Поход в «Зарю» // Каскад (Калининград). — 2002. — 19 янв. (№ 9). — С. 11
[Цитата: «Второе нашествие марсиан» — так называется повесть братьев Стругацких, в которой все человечество „осчастливлено“ гуманной и высокоразвитой цивилизацией марсиан, которые весьма цивилизованно паразитируют на человеческом... желудочном соке! Именно эта жидкость была нужна инопланетянам, как совершенно правильно догадалась калининградка Александра, чей телефон начинается с 38-... Александра получает билет на фильм о более гуманных инопланетянах — жителях таинственной планеты «К-РАХ».]

Б.а. Проснись и пой // Нижегородские новости (Нижний Новогород). — 2002. — 15 янв. (№ 7)
[О Нижегородской эсперантистке Елене Акимовой. Цитата: «На эсперанто переведены практически все произведения Стругацких, на этом языке можно почитать Шекспира, Данте, Бодлера, Гоголя».]

Адамский Александр. Кто выиграет войну с беспризорностью? // Первое сентября (М.). — 2002. — 22 янв. (№ 5). — С. 1
[Цитата: «Поэтому бюрократия всегда проигрывает в борьбе с чрезвычайными ситуациями. В результате — проблема разрастается до уровня национальной трагедии, когда не замечать ее уже невозможно, особенно если высшее руководство время от времени „ходит в народ“. И только тогда высшее руководство предлагает бюрократии „в кратчайший срок сделать предложения по искоренению недостатков“. Классический ход событий, описанный братьями Стругацкими в „Сказке о тройке“. Там время от времени глава сказочной тройки восклицал: „Недоразумение? Товарищ Фарфуркис, устранить!“ И самый предприимчивый из тройки бросался устранять увиденный руководством недостаток. Как правило, делал он это формально и сути проблемы не затрагивал никогда».]

Аникин Борис. Филигранное «Толкование...»; [О II Чтениях памяти Аркадия Стругацкого] // Книжное обозрение (М.). — 2001. — 8 окт. (№ 41). — С. 20. — (Фантастика/Новости)

Аплетаев Вадим. Экс-министр Аксененко — истинный наследник Высоцкого // Час (Рига). — 2002. — 26 янв. (№ 22)
[О вручении премии имени В. Высоцкого «Своя колея». Упоминается Борис Стругацкий]

Арбитман Роман. Почтовый ящик «пожирателя книг» // Саратов (Саратов). — 2002. — 16 янв. (№ 8). — С. 3
[Упоминается семинар молодых фантастов под руководством Бориса Натановича Стругацкого]

Барабаш Анна. Инстинкт самосохранения // Вечерний Барнаул (Барнаул). — 2002. — 5 янв. (№ 1-2). — C. 3
[Упоминаются Стругацкие]

Белоусов Сергей. Пикник на трех обочинах // Новая Сибирь-Молодая Сибирь (Новосибирск). — 2002. — 11 янв. (№ 1-2). — С. 7, 10
[Цитата: «В полку „литературных“ кафе и ресторанов Новосибирска прибыло. „Капитан Флинт“, „Джон Сильвер“, „Билли Бонс“ (больше всего повезло Стивенсону), „Хижина Робинзона“, „У Кисы и Оси“, „Эльсинор“, „Изумрудный город“ и др., а теперь вот появился „Пикник“, созданный под непосредственным влиянием знаменитой повести братьев Стругацких „Пикник на обочине“... В меню „Пикника“ около трех десятков салатов и закусок, семь супов (30-100 руб.), 23 вторых — от 100 до 300 рублей, куча гарниров, с полдюжины десертов. Кухня европейская, сырье привычное: говядина, свинина, курятина, баранина, семга, осетрина, форель, карп, судак, овощи и фрукты из тех, что продаются повсеместно, исключение составило разве что авокадо. Разливное пиво — от 35 рублей за кружку, водка — от 35 рублей за 100 г („Гжелка“, „Флагман“). Названия блюд — популярные „фишки“ от Стругацких, причем какие-либо аналогии со вкусом и видом кушаний отслеживаются далеко не всегда, есть, правда курица с грибами „Черные брызги“, карп „Костлявый Фил“, мороженое „Золотые шарики“, но большая часть, всякие там „гравиконцентраты“, притянута за уши. Странно, что не использовано такое богатое название, как „ведьмин студень“. Да и борщ в меню так и именуется: „Борщ с курицей“, а вовсе не „боржч“, согласно литературной иконе... Вообще, насколько я понимаю, с этой затеи новосибирских рестораторов оставшемуся брату Стругацкому и законным наследникам покойного должны капать определенные отчисления. Тем более что лишь совсем чуть-чуть, перефразируя Булгакова, „для их славы уже ничего не нужно, они нужны для нашей славы“. А вот с деньгами у большинства российских литераторов практически всегда было туго... Ну а мудрые Стругацкие, с которых тут ободрали по листику лишь часть „надводного“ обрамления их философской повести, заметили в ней мимоходом: „Здесь пахло... всей этой дешевкой... которая наросла на Зоне, пила от Зоны, жрала, совокуплялась, жирела от Зоны, и на все ей было наплевать, и в особенности ей было наплевать на то, что будет после, когда она нажрется, напьется, насовокупляется всласть, а все, что было в Зоне, окажется снаружи и осядет в мире“. Прошу никого не обижаться, ведь, по большому счету, это сказано обо всем человечестве».]

Богатырева Ирина. Самый ценный груз: Новогодняя космическая комедия // Новый город (Ульяновск). — 2002. — 17 янв. (№ 2). — С. 6
[Упоминается «Парень из преисподней»]

Борисов Владимир. Быть или не быть по-арканарски // Если (М.). — 2002. — № 1. — С. 277-282
[История написания и жизни романа А. и Б. Стругацких «Трудно быть богом»]

Булычев Кир. Можно ли предсказать будущее? / Беседовал Анатолий Обыденкин // Аргументы и факты (М.). — 2002. — 16 янв. (№ 3). — С. 8
[Упоминаются Стругацкие]

Бушин Владимир. Мамонты на тронувшемся льду // Патриот (М.). — 2002. — 1 янв. (№ 1). — С. 4, 6
[Упоминается Аркадий Стругацкий]

Быков Дмитрий. Никто не виноват. Что делать?: Национальные особенности русского детектива // Вечерний Клуб (М.). — 2002. — 4 янв. (№ 1). — С. 26
[Цитата: «Высшим достижением русской остросюжетной прозы становится ситуация, при которой конкретного виновника не может быть в принципе: убийство осуществляется ходом вещей, суммой обстоятельств, мирозданием. Справедливости ради заметим, что впервые такой сюжет построил хоть и славянин, но не русский: Лем почти добил сам жанр детектива своим гениальным и очень страшным романом „Расследование“. Но куда остроумнее и изящнее то же самое сделали Стругацкие: в романе „За миллиард лет до конца света“ первопричиной всех событий становится некая Мировая Воля, мешающая людям проникнуть в свои тайны. Русский детектив, хотя бы и фантастический, продолжает настаивать на том, что никто не виноват».]

Владимирова Светлана. Шок по-бокситогорски: Победителем зонального турнира среди областных молодежных команд КВН стала бокситогорская команда «Шок» // Вести (СПб.). — 2002. — 5 янв. (№ 2). — C. 6
[Цитата: «Состязания веселых и находчивых, организованные областным Комитетом по культуре, состоялись во Всеволожске. В зональную группу вошли команды из Колпина, Отрадного, Подпорожья и Бокситогорска. Участники разрабатывали общую тему „Просто фантастика“. И все задания — приветствие, разминка, музыкальный конкурс — основывались на классических произведениях братьев Стругацких. Бокситогорцы оказались самыми изобретательными фантазерами и победили! Кстати, предновогодняя победа — не первая для моих земляков. Три года подряд бокситогорские кавээнщики занимали вторые места в областных состязаниях. В последний раз им не хватило до победы одной десятой балла».]

Владимирский Василий. АБС-Премия: Подводя итоги // Питерbook плюс (СПб.). — 2001. — № 7. — С. 50-51. — (Фэн-клуб)

Владимирский Василий. Одушевленное пространство Андрея Карапетяна // Питерbook плюс (СПб.). — 2001. — № 9. — С. 20-21
[В публикации приведены ил. к книгам В.Рыбакова и братьев Стругацких]

Володихин Дмитрий. Как это делается в Москве // Ex libris НГ (М.). — 2002. — 24 янв. (№ 2)
[О Московских конвентах фантастики и премиях, вручаемых на них. Цитата: «В первом отделении камерного спектакля „Филиграни“ проводятся Чтения памяти Аркадия Натановича Стругацкого. Их поддерживает столичная литературно-философская группа „Бастион“. Воспоминания о покойном зубре перемежаются с докладами о сегодняшнем дне фантастики».]

Гаков Владимир. Страх и ужас Джонатана Свифта: Сколько раз нам предсказывали конец света // Ровесник (М.). — 2001. — № 3. — С. 60-61
[О предсказаниях в НФ на материале произведений М. Робертсона, Дж. Свифта, Ф. Бэкона, Х. Гернсбека, Р. Брэдбери, А. и Б. Стругацких и др.]

Гордеев Андрей. Андрей Гордеев: Однажды я предал друга // Смена (СПб.). — 2002. — 21 янв. (№ 8). — С. 11
[Цитата: « — Есть ли у вас фраза, которая помогает вам жить, например, как у царя Соломона была фраза „И это пройдет?“
 — Хорошая фраза. У меня, наверное — „Настанет и это“. И еще слова Стругацких: „Счастье дается всем совершенно бесплатно, пусть никто не уйдет обиженным“.]


Грива Татьяна. Свой среди своих: Встреча с писателем-фантастом // Курская правда (Курск). — 2002. — 24 янв. (№ 11). — С. 3
[Встреча с писателем-фантастом Романом Злотниковым. Упоминаются Стругацкие]

Добрюха Николай. Страна самоубийц: Жириновский о друзьях, недругах и коллегах // Версия (М.) [приложение к газете «Совершенно секретно»]. — 2002. — 8 янв. (№ 1). — C. 12-13
[Упоминаются Стругацкие]

Дьякова Елена. Харуки Мураками: Овцы у себя в яслях // Педология / Новый век (M.). — 2001. — № 9 (декабрь). — С. 68-70
[Рецензия на книгу: Муракми Х. «Dance, dance, dance...». Цитаты: «Дмитрий Коваленин, переводчик обеих книг, русский протагонист японского прозаика, — с молодой бесхитростностью, важным голосом писал в послесловии к „Охоте на овец“: Харуки Мураками для тридцатилетней токийской образованной аудитории „элитарен и крут“, „крут однозначно и, судя по всему, надолго“, крут как „Сэлинджер или... братья Стругацкие“. (Это уж что-то очень надолго. Это уж крутизна кроя дедушкиных штанов для выходов на Пешков-стрит или авангардной прозы „Затоваренная бочкотара“); «Так пусть числится крутым и элитарным, как Стругацкие!».]

Жирновский Максим. Что делать?: Персональный подход — ваш резерв в конкурентной борьбе // Connect. Мир связи (М.). — 2002. — № 1. — С. 18-20
[Эпиграф к статье взят из «Понедельник начинается в субботу»]

Житинский Александр. Print-on-demand: Дорога от сетевой публикации до бумажной короче, чем кажется // Ex libris НГ (М.). — 2002. — 17 янв. (№ 1)
[Упоминается «Понедельник начинается в субботу» Стругацких]

Кантор Юлия. Хроники // Известия (М.). — 2002. — 9 янв. (№ 1). — С. 8
[Похороны Вадима Шефнера

Вчера Петербург прощался с поэтом Вадимом Шефнером, коренным петербуржцем, не дожившим до 87-летия нескольких дней (он родился 12 января). Панихида прошла в Князь-Владимирском соборе. На панихиде Даниил Гранин назвал Шефнера одним из самых петербургских поэтов в истории XX века. „Он всегда был как бы в тени, чурался каких-либо советских общественных кампаний. Например, когда началась борьба с космополитами, партийные идеологи считали Шефнера евреем, за что ему и доставалось. И никогда он, истинно русский аристократ, не опровергал нападки, ибо для него это значило встать на сторону гонителей. Парадоксы нашей жизни не угнетали Вадима Шефнера, они его интересовали, отсюда гармоничное слияние в его творчестве поэзии и фантастики“. Он писал стихи и увлекался фантастикой, в госпиталях Второй мировой перечитывая Уэллса. Ему нравились Брэдбери, Лем и Стругацкие. Всю жизнь его привлекали земля и небо: и первая книга стихотворений „Светлый берег“, и повесть „Облака над дорогой“ об их гармонии. Потом были „Годы и миги“, была поэзия и проза: „Мы все, как боги рядом с небом/ живем на лучшей из планет“.]


Каралис Дмитрий. Бастовать ли писателям? // Литературная газета (М.). — 2002. — 23 янв. (№ 2-3). — С. 8
[Рассказ о Санкт-Петербургском Центре современной литературы и книги. Упоминается семинар под руководством Бориса Стругацкого]

Карпец Александр. Бегство от реальности // День (Киев). — 2002. — 18 янв. (№ 10)
[Цитата: «Телевидение и его младший брат кинематограф стали жертвами собственных манипуляций. Вы посмотрите, что сотворил Тарковский с „Солярисом“ Станислава Лема и „Пикником на обочине“ Стругацких, названным зачем-то „Сталкером“. О вкусах, конечно, не спорят. Но в этих киношедеврах абсолютно отсутствует философско-футурологический дух авторов, идущий за пределы познанного, вглубь Вселенной».]

Козаченко Богдана. Кибер-спорт // Столичные новости (Киев). — 2002. — 22 янв. (№ 2)
[О компьютерных играх. Цитата: «И все-таки компьютерные игры — подростковая субкультура, и она более безопасна, чем другие. Даже умозрительная „Флора“ братьев Стругацких куда серьезней, а ее аналоги в жизни и подавно. А для взрослых людей игры были и остаются одной из форм отдыха, тоже не худшей».]

Коликов Кирилл. Мир после «Грозы» // Русская Германия (Берлин). — 2000. — 31 июля-6 авг. (№ 30)
[Цитата: «То ли дело в Европе! Вот молодой астроном некий Борис Стругацкий раздал друзьям машинописные листы с собственными нелитованными опусами. Но, отсидев положенное, исправился и вместе с братом-переводчиком написал массу полезных книжек про будущий коммунизм. Но творить они почему-то уехали в Испанскую Социалистическую Республику. Не сладок им, что ли, бесплатный хлеб Родины?»]

Котин Максим. Требуется Прогрессор или Ищем новые кадры: Вы никогда не задавались вопросом о том, что сближает менеджмент, научную фантстику и кино? Человеческий фактор. Иначе — кадровый вопрос // The CHIEF™-Шеф (СПб.). — 2001. — № 4 (декабрь). — С. 48-51
[Статья о съемках фильма «Трудно быть богом»]

Крайнова Наталья. Ночь после Рождества // Оренбургские губернские ведомости (Оренбург). — 2002. — 3 янв. (№ 1). — С. 19
[Цитата: «Еще Святки — это чудесный способ поправить свое материальное положение. Конечно, можно попробовать приобрести неразменный рубль. Нужно только в полночь на перекрестке продать первому прохожему черного петуха за серебряный рубль. Прохожим будет черт, а деньги у него неразменные. Вот только куда вы потом этот рубль денете? Например, Саша Привалов из повести Стругацких „Понедельник начинается в субботу“ крепко попался с неразменным пятаком. Так что „не советую, граждане“.]

Краснова Екатерина. Между делом // Дело (Самара). — 2002. — 15 янв. (№ 1). — С. 47-49
[Упоминаются Стругацкие]

Кудрявцев Николай. Какими они будут, новые земляне? // Смена (СПб.). — 2002. — 30 янв. (№ 15). — С. 5
[О клонировании. Упоминаются Стругацкие]

Кузнецов Исай. Исай Кузнецов: «Москва — Кассиопея была веселой работой» / [Беседовал] Андрей Щербак-Жуков // Алфавит (М.). — 2002. — 3 янв. (№ 1). — C. 16-17. — (Игра в фантастику)
[Цитата:
« — Сейчас я уже не могу сказать в какой-то мере уверенно, почему мы вдруг занялись фантастикой. В любом случае считать „Москву — Кассиопею“ и „Отроков во Вселенной“ научной фантастикой невозможно. Это была скорее игра в фантастику...
Кстати говоря, когда фильм уже был готов, критик Брандис, которому эти фильмы очень нравились, пригласил меня с фильмом в Ленинград. Он устроил показ для ленинградских фантастов. И они приняли эти фильмы в штыки! Мне говорили, что это издевательство над научной фантастикой, что в фильмах масса совершенно абсурдных вещей, то есть подходили к этому с точки зрения ученых. Только Борис Стругацкий был наиболее лоялен, он-то ведь понимал, что такое юмористическая фантастика. Конечно, в фильме многое противоречит науке, даже с фантастическими допущениями. Например, роботы, падающие в обморок от задачи „А и Б сидели на трубе...“. Это ирония по отношению к настоящей фантастике. Но ирония не злая, а добродушная ...Может быть, мы и взялись за этот сценарий потому, что в свое время имел большой успех наш фильм „Пропало лето“, тоже иронический и игровой. Сценарий „Москва — Кассиопея“ получил, кажется, вторую премию на конкурсе сценариев, проводимом Министерством кинематографии, но потом довольно долго лежал, пока за него не взялся Ричард Викторов. Это был очень хороший режиссер, понимающий. И фильм пользовался настолько большим успехом у юного зрителя, что и мы, и режиссер получали продолжения, которые писали сами ребята. К сожалению, у меня эти письма не сохранились...»]


Кузнецова Татьяна. «Два плюс ку или Фантазии Владимира Захарова» // Красное знамя (Томск). — 2002. — 15 янв. (№ 8). — С. 4
[Известный томский кукольник Владмир Захаров готовит к постановке кукольный спектакль по «Улитке на склоне» Стругацких]

Курков Петр. Бездна сытых ртов, или Житие информационной шелухи // Подводная Лодка: Компьютеры (М.). — 2002. — № 1. — С. 142-145
[Эпиграф, с. 142: «…Мы до сих пор не понимаем (и даже представить себе не можем), что такое сознание, мыщление, „самость“. Сегодня ясно, что принципиальная возможность создать программу, которая будет сколь угодно точно ИМИТИРОВАТЬ поведение человека (задача Тьюринга), — возможность такая вполне реализуема. И в то же время абсолютно ясно, что такая программа не будет обладать самосознанием, а значит, и не будет „человеком“. Б. Стругацкий»]

Лебедев Гарри. Как Кирилл Серебрянников побил рекорды Голливуда // Ростов официальный (Ростов-на-Дону). — 2002. — 16 янв. (№ 2). — С. 4
[О сериале «Ростов-папа». Цитата: «Ведь еще в „Улитке на склоне“ братьев Стругацких сказано: „...придуманное — возможно!“]

Легкий Вася. Новогодний хит-парад // Телевизор (Красноярск). — 2001. — 26 дек. (№ 40). — С. 32
[Хит-парад газеты. На десятом месте песня «Три белых коня» из кинофильма «Чародеи»]

Логинов Святослав. О графах и графоманах, или Почему я не люблю Льва Толстого // Литературная Россия (М.). — 2002. — 25 янв. (№ 4). — С. 8-9
[Цитата: «Борис Натанович Стругацкий, чьим учеником я имею честь себя считать, говорил: „Как бы плохо вы ни написали вашу повесть, у вас обязательно найдутся читатели, тысячи читателей, которые сочтут её шедевром... Как бы хорошо вы ни написали свою повесть, обязательно найдутся читатели, и это будут тысячи читателей, которые сочтут её чистым барахлом“:.]

Маевская Яна. Актер по имени Таллинн // Молодежь Эстонии (Таллин) — 2002. — 5 янв. (№ 3)
[В Таллине снимали свои фильмы практически все киностудии Советского Союза. Цитата: «Поклонники братьев Стругацких, знаете ли вы, что „зона“, та самая зона, в которую ходил сталкер и где творятся опасные и необычные события, находится не где-нибудь, а в Таллинне? Точнее — на задворках нынешнего Главпочтамта, в узком проеме между заводскими строениями. Именно здесь снимался фильм Андрея Тарковского «Сталкер».]

Малюкова Лариса. Под знаком Тельца: Фильм Александра Сокурова о Ленине в Горках, о небытии при жизни получил премию «Золотой Овен»-2002 // Новая газета (М.). — 2002. — 24 янв. (№ 5). — С. 19
[Цитата: «К следующему „Овену“ поспеет Герман со своей картиной по роману Стругацких. И снова грядет угроза запрограммированной безальтернативности?»]

Медовников Дан. В поисках новых пирамид: Нам пора менять модель управления НТП // Эксперт (М.). — 2002. — 14 янв. (№ 1-2). — С. 44
[Цитата: «В последнее десятилетие действия и бизнеса нашего, и государства в инновационной сфере сильно напоминали безуспешные попытки героев романа Стругацких „Пикник на обочине“ разобраться с продуктами сверхцивилизационной деятельности, оставленными на Земле инопланетными посетителями. Хайтечные осколки советской „сверхцивилизации“ упорно не встраивались в стандартные бизнес-схемы и госуправленческие модели. Россия стремительно теряла пункты в рейтинге развитых в технологическом отношении стран».]

Михайличенко Борислав. Такое вот кино... // Санкт-Петербургский курьер (СПб.). — 2002. — 10-16 янв. (№ 1). — C. 3
[ Упоминается, что Герман снимает на Ленфильме экранизацию романа братьев Стругацких «Трудно быть богом»]

Панов Виталий. Комплекс вины: Андрей Тарковский и русская философия: [Рец. на кн.: Евлампиев И. Художественная философия Андрея Тарковского] // Ex libris НГ (М.). — 2001. — 25 окт. (№ 40). — С. 4. — (Кино и фотография)

Павленко Сергей. Правда пехотного капитана // Сегодняшняя газета (Красноярск). — 2002. — 10 янв. (№ 4). — (Наедине с прессой)
[О книге Вячеслва Миронова «Я был на этой войне». Цитата: «Книгу быстро заметили, несмотря на противоречивые отзывы, она в течение трех лет занимала лидирующие позиции во всевозможных интернетовских хит-парадах, конкурируя с произведениями Михаила Булгакова, Антуана де Сент-Экзюпери, Габриэля Гарсиа Маркеса и братьев Стругацких, роман Вячеслава Миронова стал победителем в литературном конкурсе „Тенета-Ринет-2000“, получил специальный приз журнала „Озон“.]

Пархомчук Татьяна. Следы на проталине // Зеркало недели (Киев). — 2002. — 19-25 янв. (№ 2)
[Цитата: «Бердичев, город-переросток, который, несмотря на размеры, не успел обзавестись даже троллейбусом, не исключение. А вот пульс у него пробивается — не совсем обычно для провинции — из здания бывшей городской управы, где нынче находится Дом детского творчества им. Александра Разумкова. В чем-то он схож с саймаковским „кукушатником“, а то и „тучей будущего“ Стругацких...»]

Пензин Сталь. Кино и кони: Экран в год Лошади // Воронежский курьер (Воронеж). — 2002. — 10 янв. (№ 2). — С. 4
[Цитата: «Самый интригующий проект — фильм А.Германа „Что сказал табачник с Табачной улицы“ по роману братьев Стругацких „Трудно быть богом“. Но увидим ли мы его в год Лошади, — неизвестно, ибо режиссер не любит спешить, помня знаменитые слова Высоцкого: „Чуть помедленнее, кони...“.]

Пономарева Екатерина. Homo Legens вымирает? // Учительская газета (М.). — 2002. — 29 янв. (№ 5)
[О проблемах чтения в России. Упоминаются Стругацкие]

Раичев Дмитрий. Ждали особенного? Зря! // Рабочий путь (Смоленск). — 2002. — 11 янв. (№ 7-8). — С. 13
[Цитата: «А вот другой новогодний фильм „Чародеи“ я смотрел с точки зрения технического совершенства: можно себе представить, как деятельность НУИНУ (у Стругацких был НИИ ЧАВО) вооруженные высокими технологиями кинематографисты сняли бы сейчас».]
.
Романов Юрий. Здоровенный образ жизни // Компьютерра (М.). — 2002. — 22 янв. (№ 2). — С. 53
[Цитата:
«Гипотеза № 2: „Счастье — в познании“. Результат опроса: „не подтверждается“.
Особые замечания: гипотеза широко озвучена на страницах классического произведения А. и Б. Стругацких „Понедельник начинается в субботу“. Цитирую: „Они работали в институте, который занимался прежде всего проблемами человеческого счастья и смысла жизни, но даже среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чем именно смысл жизни. И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни — в том же“. Вообще говоря, чувство удовлетворения от познания неизвестного имеет чрезвычайно много градаций „по уровню“ — от самого низкого (подглядывание запретного, „скрытая камера“, разоблачение тайн личной жизни) и до самого высокого (азарт научного поиска, раскрытие загадок Природы).
Ложность позиции, как и в предыдущем случае, вскрывается в момент прекращения соответствующей деятельности — исследователь уходит на пенсию, руководитель проекта сдает должность или проект закрывают. Научные статьи не цитируются, ученики стали самостоятельными, ушли далеко вперед и не видят необходимости обсуждать свою работу с бывшим руководителем. Ученые звания в обществе не ценятся и девальвированы обилием „параллельных академий“, их академиков, „член-корров“ и докторов. В итоге — все тот же комплекс одиночества и отвратительное чувство зря потраченного времени и сил. Сплошной стресс...»]


Рыбаков Вячеслав. Клеветникам Ордуси: Кому и почему мерещится «коричневая чума» в эпопее «Евразийская сифония» // Литературная газета (М.). — 2002. — 30 янв. (№ 4). — С. 3
[ Упоминается «Понедельник начинается в субботу» Стругацких]

Северова (Качмазова) Наталья. Критика цинизма: [О творчестве братьев Стругацких] // Лит. Россия (М.). — 2002. — 18 янв. (№ 3). — С. 14
[Статья посвящена трем произведениям Стругацких: «Попытка к бегству», «Трудно быть богом», «Обитаемый остров».
Цитата: «Проницательность братьев Стругацких, способствующая точным пророчествам, сказалась в том, что писатели, проигрывая в пространстве цинизма возможности тоталитарного режима, дают точную картину тоталитарного зла еще в 1960-е годы, до выхода всей гулаговской правды на поверхность».]


Степанова Ильмира. Планета средневековья: Завершаются съемки одной из самых загадочных картин современного российского кино. Алексей Герман работает над ней уже несколько лет // Время МН (М.). — 2002. — 11 янв. (№ 3). — С. 12

Сурикова Валентина. Есть мировой кинорекорд! : Режиссер Александр Сокуров «оцифровал» Эрмитаж // Киевские ведомости (Киев). — 2002. — 21 янв. (№ 12). — С. 14
[Цитата:
« — Похоже на то. Но и прежде нельзя было не заметить удобства вашего положения: классики у вас все ушедшие, и вы застрахованы от ревности и недовольства с их стороны. Единственные из современников — Стругацкие, по роману которых вы сняли „Дни затмения“. Как они отнеслись к идее картины, когда вы им объявили о своем замысле?
 — Они сказали так: „Мы прекрасно знаем, что в кино автор — режиссер. Мы вам верим, нам очень важно, что мы работаем вместе. Что вам нужно, то вы и делайте. Мы — ваши работники. Нужно, чтоб сюжет в эту сторону повернулся, мы это сделаем, в другую — сделаем“. Они очень умные, чрезвычайно пластичные, необыкновенные люди. И они в самом деле сделали все, что я просил. Я написал новую фабулу, и они полностью пошли по ней и даже допустили, что Юрий Николаевич Арабов в дальнейшем подключился к этой картине. Конечно, я бы еще очень хотел сделать картину по произведеньям Солженицына».]


Токарева Виктория. Женщина тоньше чувствует, а мужчина лучше делает: Истории и рассуждения Виктории Токаревой, записанные на форуме молодых писателей // Вечерний клуб (М.). — 2001. — 26 окт.-1 нояб. (№ 42). — С. 6
[Цитата: «Чем человек больше печатал, тем налог был больше, со Стругацких взяли 101 процент».]

Успенский Михаил. «Я не умею писать о негодяях» / Беседовал Д. Быков // Собеседник (М.). — 1996. — Июнь (№ 21). — С. 21
[Упоминается Б. Стругацкий]

Филатов Дмитрий, Гордеева Татьяна. Главное — чтобы костюмчик сидел // Спид-Инфо (М.). — 2002. — 1 янв. (№ 1). — С. 36-37
[Как создавался фильм «Чародеи»]

Чулаки М., Гранин Д., Ботвинник С., Гордин Я., Никольский Б., Кушнер А., Стругацкий Б., Кузьмичев И., Фоняков И., Полякова Н., Рубашкин А., Каралис Д. Памяти Вадима Шефнера // Литературная газета (М.). — 2002. — 16-22 янв. (№ 1). — С. 2

Чулаки М., Гранин Д., Ботвинник С., Гордин Я., Никольский Б., Кушнер А., Стругацкий Б., Кузьмичев И., Фоняков И., Полякова Н., Рубашкин А., Каралис Д. Памяти Вадима Шефнера // Санкт-Петербургские ведомости (СПб.). — 2002. — 9 янв. (№ 4). — С. 2

Шалагин Сергей. Знай наших! // Марийская правда (Йошкар-Ола). — 2002. — 10 янв. (№ 4)
[Упоминаются Стругацкие]

Шкода Владимир. Убийство с добрым умыслом // День (Киев). — 2002. — 11 янв. (№ 5)
[Цитата: «Сегодня смертная казнь выглядит куда менее зловеще, чем во времена средневековья, но разве акт варварства, совершаемый цивилизованными методами, перестает быть актом варварства? На снимке — рабочий момент нового фильма Алексея Германа по повести Стругацких «Трудно быть богом».]

Щаранский Семен. Механическая скрижаль // Синегорье (Челябинск.). — 2002. — 23 янв. (№ 4)
[Цитата: «На студии сейчас Герман снимает по братьям Стругацким фильм „Трудно быть богом“. Снимает, как всегда, тяжело, сложно, но снимает. Это будет великое кино».]

Щербаков Алексей. Психи на воле: С наступлением тепла количество городских сумасшедших сильно возрастет // Версия в Питере (СПб.) [приложение к газете «Совершенно секретно»]. — 2002. — 14 янв. (№ 2). — C. 18
[Цитата: «Наша страна славится тем, что в ней даже самые безумные фантазии могут воплотиться в реальность. Те, кто читал повесть братьев Стругацких „Град обреченный“, помнят, что там по фантастическому городу разгуливали толпы сумасшедших. Постепенно Петербург все более становится похож на иллюстрацию к данному произведению. Сегодня этому способствует, с одной стороны, законодательство, с другой — положение с финансированием психиатрии... Однако, как всегда, наши чиновники ждут, пока гром не грянет. До этого мы по-прежнему будем наблюдать иллюстрации к роману Стругацких на наших улицах».]

Ярмольник Леонид. Я не жалею, что ушел с телевидения: [О съемках в к/ф «Трудно быть богом»] / [Записала] Ю. Кантор // Известия (М.). — 2001. — 11 авг. — С. 10

Ярмольник Леонид. Я состою на 60 процентов из жены и на 37 процентов из друзей. Может, потому сыграю Бога: [О съемках в к/ф «Трудно быть богом»] / Записала О. Кучкина // Комсомольская правда (М.). — 2001. — 17 мая (№ 86). — С. 16-17

В обзоре использована информация, полученная от Нины Ильиных, Владимира Колядина, Аллы Кузнецовой, Александра Лукашина,
Андрея Мешавкина, Юрия Флейшмана.


Фантастика:    Братья Стругацкие:    [КАРТА СТРАНИЦЫ]    [ПОИСК]   

ТВОРЧЕСТВО: [Книги] [Переводы] [Аудио] [Суета]
ПУБЛИЦИСТИКА: [Off-line интервью] [Публицистика АБС] [Критика]
    [Группа "Людены"] [Конкурсы] [ВЕБ-форум] [Гостевая книга]
ВИДЕОРЯД: [Фотографии] [Иллюстрации] [Обложки] [Экранизации]
СПРАВОЧНИК: [Жизнь и творчество] [Аркадий Стругацкий] [Борис Стругацкий] [АБС-Метамир]
    [Библиография] [АБС в Интернете] [Голосования] [Большое спасибо] [Награды]

Оставьте Ваши вопросы, комментарии и предложения.
© "Русская фантастика", 1997-2002
© Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий, 2002
© Владимир Борисов, Юрий Флейшман, состав, 2002
© Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000
© Алексей Андреев, графика, 1999
   Редактор: Владимир Борисов
   Верстка: Владимир Борисов
   Корректор: Владимир Дьяконов
Страница создана в январе 1997. Статус официальной страницы получила летом 1999 года