КРИТИКА
Б.а. В России. Награды деятелям культуры // Вечерний Екатеринбург (Екатеринбург). — 2002. — 1 февр. (№ 21). — С. 7
[Президент России Владимир Путин подписал указ о награждении деятелей культуры. Премии Президента России в области литературы и искусства 2001 года, в частности, присуждены режиссерам Галине Волчек и Глебу Панфилову, писателям Михаилу Жванецкому и Борису Стругацкому, драматургу Виктору Розову, актрисе Ноябрине Мордюковой, музыкантам Валерию Гергиеву и Михаилу Плетневу. Указом Президента премия имени Булата Окуджавы 2001 года присуждена певцу и композитору Александру Дольскому.]
Б.а. В стране: Стали известны имена лауреатов // Невское время (СПб.). — 2002. — 1 февр. (№ 20). — С. 2
[Владимир Путин подписал указ о награждении Государственными премиями в области литературы и искусства за 2001 год. Ее лауреатами, в частности, стали писатели Борис Стругацкий и Михаил Жванецкий, музыканты Валерий Гергиев и Михаил Плетнев, режиссеры Галина Волчек и Глеб Панфилов, драматург Виктор Розов, актриса Нонна Мордюкова.]
Б.а. В стране и в мире // Волжская коммуна (Самара). — 2002. — 1 февр. (№ 20)
[Владимир Путин присудил премии президента России в области литературы и искусства. Премии 2001 года получили: Галина Волчек, Валерий Гергиев, Михаил Жванецкий, Александр Кедринский, Ноябрина Мордюкова, Глеб Панфилов, Михаил Плетнев, Виктор Розов, Дмитрий Сарабьянов, Борис Стругацкий. Президент также присудил премию имени Булата Окуджавы 2001 года Александру Дольскому.]
Б.а. Выбор Президента // Книжное обозрение (М.). — 2002. — 4 февр. (№ 5). — С. 1. — (Новости)
Б.а. Десять строк о самом главном // Рабочий край (Иваново). — 2002. — 1 февр. (№ 20)
[Премии Президента РФ Премии Президента РФ в области литературы и искусства 2001 года присуждены Галине Волчек, Валерию Гергиеву, Михаилу Жванецкому, Александру Кедринскому, Ноябрине Мордюковой, Глебу Панфилову, Михаилу Плетневу, Виктору Розову, Дмитрию Сарабьянову, Борису Стругацкому.]
Б.а. Здравствуй, читатель! // Восточно-Сибирская правда (Иркутск). — 2002. — 5 февр. (№ 23)
[Цитата: «Короче говоря, как предполагал один из персонажей повести братьев Стругацких, человек — это только промежуточное звено, необходимое природе для создания венца творения — рюмки коньяка с ломтиком лимона».]
Б.а. Зеленые крылья погон // Саратов (Саратов). — 2002. — 12 февр. (№ 27). — С. 3
[Цитата: «Российская газета» (№ 23) задала участникам совместной — с «Эхо Москвы» — журналистской акции вопрос о причинах побегов из армии и получила, в частности, ответ с цитатой из Стругацких: «Ежели человека не кормить, не поить, не лечить, то он... будет несчастлив и даже, может, помрет».]
Б.а. Знакомые все лица: Владимир Путин подписал указ о награждении госпремиями в области литературы и искусства за 2001 год // Советская Чувашия (Чебоксары). — 2002. — 1 февр. (№ 22)
[Ее лауреатами, в частности, стали писатели Борис Стругацкий и Михаил Жванецкий, музыканты Валерий Гергиев и Михаил Плетнев, режиссеры Галина Волчек и Глеб Панфилов, драматург Виктор Розов, актриса Нонна Мордюкова. Кроме того, премия имени Булата Окуджавы за 2001 год присуждена автору-исполнителю и композитору Александру Дольскому. Президентские премии, добавляет «Коммерсант», присуждены на основании предложений комиссии по государственным премиям в области литературы и искусства.]
Б.а. Искусству воздали по заслугам // Век (М.). — 2002. — 1-8 февр. (№ 5). — С. 2
[Премии президента РФ в области литературы и искусства 2001 года присуждены Галине Волчек, Валерию Гергиеву, Михаилу Жванецкому, Александру Кедринскому, Ноябрине Мордюковой, Глебу Панфилову, Михаилу Плетневу, Виктору Розову, Дмитрию Сарабьянову, Борису Стругацкому. Владимир Путин подписал соответствующее постановление, рассмотрев предложения Комиссии при президенте по Государственным премиям РФ в области литературы и искусства. Премия имени Булата Окуджавы 2001 года присуждена Александру Дольскому. ИТАР-ТАСС]
Б.а. Клипы. Путин наградил Стругацкого // Час (Рига). — 2002. — 1 февр. (№ 27)
[Цитата: «В России названы лауреаты государственных премий в области литературы и искусства за минувший год. Информационные агентства не преминули отметить, что произошло это не само по себе и по не чьей-то там анонимной воле, а посредством подписания соответствующего указа президентом РФ Владимиром Путиным. Так вот, в 2001-м перед ВВП особо отличились такие классики, как фантаст Борис Натанович Стругацкий (кстати, давно уже ничего не пишущий), юморист Михаил Жванецкий, музыканты Валерий Гергиев и Михаил Плетнев, театральный режиссер Галина Волчек и кинорежиссер Глеб Панфилов, драматург Виктор Розов и актриса Нонна Мордюкова (кстати, давно не снимающаяся). Барду Александру Дольскому дали премию имени барда Булата Окуджавы».]
Б.а. Корабли-призраки // Тульский курьер (Тула). — 2002. — 28 февр. (№ 8). — С. 23
[О Христофоре Колумбе и его плавании. Цитата: «Начнем с того, что к Колумбу всецело можно отнести слова, которыми Стругацкие характеризуют одного из своих героев — «Он никто. Он ниоткуда».]
Б.а. Лауреаты Госпремии // Городские вести (Волгоград). — 2002. — 2 февр. (№ 12). — С. 20
[Владимир Путин подписал указ о награждении Государственными премиями в области литературы и искусства за 2001 год. Ее лауреатами, в частности, стали писатели Борис Стругацкий и Михаил Жванецкий, музыканты Валерий Гергиев и Михаил Плетнев, режиссеры Галина Волчек и Глеб Панфилов, драматург Виктор Розов, актриса Нонна Мордюкова.]
Б.а. Легендарному архитектору присуждена Премия Президента России // Царскосельская газета (Пушкин, Ленинградская область). — 2002. — 9 февр. (№ 11)
[Цитата: «Премии президента России в области литературы и искусства 2001 года присуждены группе деятелей отечественной культуры. Рассмотрев предложения Комиссии при президенте по Государственным премиям Российской Федерации в области литературы и искусства, Владимир Путин подписал постановление о присуждении премии. Лауреатами президентской премии стали: главный режиссер московского театра Современник Галина Волчек, художественный руководитель Мариинского театра, лауреат Царскосельской премии Валерий Гергиев, пианист и дирижер Михаил Плетнев, писатель-сатирик Михаил Жванецкий, мастера отечественного киноискусства Нонна Мордюкова и Глеб Панфилов. Главной государственной премии удостоены также старейший русский драматург Виктор Розов, писатель-фантаст Борис Стругацкий, историк искусства Дмитрий Сарабьянов, поэт Александр Дольский.
Премия президента РФ присуждена также главному архитектору Государственного музея-заповедника Царское Село Александру Кедринскому. В этом году
Александру Александровичу Кедринскому исполняется 85 лет».]
Б.а. Лента новостей // Сургутская трибуна (Сургут). — 2002. — 2 февр. (№ 21)
[Владимир Путин подписал указ о награждении государственными премиями в области литературы и искусства за 2001 год. Ее лауреатами, в частности, стали писатели Борис Стругацкий и Михаил Жванецкий, музыканты Валерий Гергиев и Михаил Плетнев, режиссеры Галина Волчек и Глеб Панфилов, драматург Виктор Розов, актриса Нонна Мордюкова.]
Б.а. Мы и мир // Магнитогорский рабочий (Магнитогорск). — 2002. — 1 февр (№ 21). — С. 1
[Цитата: «Награды в области культуры.
МОСКВА. Президент России Владимир Путин подписал указ о награждении деятелей культуры. Премии президента России в области литературы и искусства 2001 года, в частности, присуждены режиссерам Галине Волчек и Глебу Панфилову, писателям Михаилу Жванецкому и Борису Стругацкому, драматургу Виктору Розову, актрисе Ноябрине Мордюковой, музыкантам Валерию Гергиеву и Михаилу Плетневу. Указом президента премия имени Булата Окуджавы 2001 года присуждена певцу и композитору Александру Дольскому».]
Б.а. Научный центр. Ежемесячный выпуск // Черноголовская газета (Черноголовка, Московская область). — 2002. — 9 февр. (№ 6)
[Цитата: «Поэтому, подводя итоги прошедшего научного года, мы не стремились уподобиться героям романа Стругацких, придумавшим ИЗПИТАЛ (измеритель писательского таланта) и перессорившим между собой всех членов литературного клуба».]
Б.а. Неделя // Четверг (Омск). — 2002. — 5 февр. (№ 6). — С. 2
[Цитата: «ВЛАДИМИР ПУТИН присудил премии Президента России в области литературы и искусства 2001 года. Премии присуждены: Волчек Галине Борисовне. Гергиеву Валерию Абисаповичу, Жванецкому Михаилу Маньевичу, Кедринскому Александру Александровичу, Мордюковой Ноябрине Викторовне, Панфилову Глебу Анатольевичу, Плетневу Михаилу Васильевичу, Розову Виктору Сергеевичу, Сарабьянову Дмитрию Владимировичу, Стругацкому Борису Натановичу.
Кроме того, президент присудил премию имени Булата Окуджавы 2001 года Дольскому Александру Александровичу».]
Б.а. Обидно: Из-за мелочи стоим // Вестник (Сургут). — 2002. — 11 янв. (№ 2)
[Упоминаются Стругацкие]
Б.а. Праздничный Иванов // Новости Петербурга (СПб.). — 2002. — 26 февр. (№ 9). — С. 4
[Цитата: «Глядя перед праздником Дня защитника отечества по телевизору на то, как Иванов вручал главкому сухопутных войск личный штандарт, вспомнил вдруг роман братьев Стругацких Хромая судьба. Только вот армия припадает у нас не на одну ногу, как первый ее гражданский министр, а на обе сразу».]
Б.а. Президентские премии // Мурманский вестник (Мурманск). — 2002. — 1 февр. (№ 21)
[Рассмотрев предложения Комиссии при президенте по государственным премиям в области литературы и искусства, Владимир Путин постановил «присудить премии президента РФ в области литературы и искусства 2001 года Волчек Галине Борисовне, Гергиеву Валерию Абисаловичу, Жванецкому Михаилу Маньевичу, Кедринскому Александру Александровичу, Мордюковой Ноябрине Викторовне, Панфилову Глебу Анатольевичу, Плетневу Михаилу Васильевичу, Розову Виктору Сергеевичу, Сарабьянову Дмитрию Владимировичу, Стругацкому Борису Натановичу».
Кроме того, президент присудил премию имени Булата Окуджавы 2001 года Дольскому Александру Александровичу.]
Б.а. Президент утешил оставшегося без машины Жванецкого премией // Вечерний клуб (М.). — 2002. — 7 февр. (№ 6). — С. 1
[Указ о присуждении президентских премий в области литературы и искусства подписал на днях Владимир Путин. По итогам 2001 года лучшими из лучших стали Галина Волчек, Валерий Гергиев, Михаил Жванецкий, Александр Кедринский, Ноябрина Мордюкова, Глеб Панфилов, Михаил Плетнев, Виктор Розов, Дмитрий Сарабьянов и Борис Стругацкий. Премия имени Булата Окуджавы решением президента досталась поэту и барду Александру Дольскому. Комментируя награду, он сказал: «Я бы не хотел, чтобы она (премия — ред.) прибавляла благ творческому человеку. Для поэта достаточно, чтобы его признали поэтом».]
Б.а. Премии Президента // Санкт-Петербургские ведомости. — 2002. — 1 февр. (№ 21). — С. 1
[Среди лауреатов премии — Борис Стругацкий]
Б.а. Премии Президента России // Слово (М.). — 2002. — 1 февр. (№ 4). — С. 2
[Цитата: «Как сообщает Интерфакс, указом Владимира Путина премии Президента РФ в области литературы и искусства за 2001 год присуждены, в частности, режиссерам Галине Волчек и Глебу Панфилову, писателям Михаилу Жванецкому и Борису Стругацкому, драматургу Виктору Розову, актрисе Ноябрине Мордюковой, музыкантам Валерию Гергиеву и Михаилу Плетневу. Указом Президента РФ премия имени Булата Окуджавы 2001 года присуждена певцу и композитору Александру Дольскому.]
Б.а. [Рец. на кн.: Десять лет, которые потрясли…(1991-2001). — М.: Вагриус, 2002. — 224 с.] // Литературная газета (М.). — 2002. — 6-12 февр. (№ 5). — С. 1. — (ЛГ-рейтинг)
[Цитата: «Политики, ученые, журналисты, мыслители — те, кого принято называть цветом нации, подвели итоги десяти лет, прошедших после распада СССР. Итоги порою неутешительные, но всегда драматические. Литературная газета, чьи материалы и легли в основу книги, открыла свои страницы людям зачастую противоположных взглядов, но одинаково неравнодушным к судьбе России. Статьи Александра Ципко, Бориса Стругацкого, Леонида Жуховицкого, Александра Яковлева, недавно ушедшего из жизни Александра Афанасьева и еще пятнадцати авторов — не только личный взгляд на исторический процесс, но и личный вклад в этот процесс».]
Б.а. Театры // Коммерсантъ-Weekend (М.). — 2002. — 1 февр. (№ 17). — С. 22-23; То же // Коммерсантъ-Weekend (М.). — 2002. — 8 февр. (№ 22). — С. 22-23;
[Театр на Малой Бронной. 8 февраля, 19-00. «Жиды города Питера» А. Стругацкий, Б. Стругацкий]
Б.а. Телеграфный стиль // Сегодня (Киев). — 2002. — 2 февр. (№ 25). — С. 7
[Владимир Путин присудил премии президента России в области литературы и искусства за 2001 год. Среди лауреатов — музыканты Валерий Гергиев и Михаил Плетнев, режиссеры Галина Волчек и Глеб Панфилов, актриса Нонна (Ноябрина) Мордюкова, драматург Виктор Розов, писатели Борис Стругацкий и Михаил Жванецкий (кстати, народный артист Украины — не будем забывать об этом приятном фрагменте!). Также указом президента Государственная премия имени Булата Окуджавы присуждена питерскому автору-исполнителю, поэту и композитору Александру Дольскому.]
Б.а. Указали на Жванецкого // Московские новости (М.). — 2002. — 5 февр. (№ 5). — С. 4
[Указом президента писатель Михаил Жванецкий награжден премией Президента РФ в области литературы и искусства
Сообщение это вдвойне приятно для «Московских новостей». Во-первых, потому, что Михаил Михайлович — постоянный автор нашей газеты. А во-вторых, потому, что именно наша газета представила писателя к этой высокой награде. Напомним, что, объявив в ноябре о своей инициативе, мы обратились за поддержкой к читателям, которые откликами в письмах и голосованием на сайте (www.mn.ru) поддержали и писателя, и газету. Таким образом, на Жванецкого указали не только «МН», но и сотни поклонников писателя из разных точек мира.
Надо заметить, что Комиссия по госпремиям уже в пятый раз подводит итоги в президентской номинации. Среди тех, кто получил эту награду, первыми были Дмитрий Лихачев, Галина Уланова, Георгий Свиридов. И среди нынешних лауреатов — замечательные представители искусства: Галина Волчек, Валерий Гергиев, Нонна Мордюкова, Борис Стругацкий, Михаил
Плетнев... Хорошая награда для хороших людей, одним словом.]
Айзенберг Ольга. Горячая колонка. Мордюкова // Челябинский рабочий (Челябинск). — 2002. — 1 февр. (№ 20)
[Владимир Путин подписал указ о награждении госпремиями в области литературы и искусства за 2001 год. Ее лауреатами, в частности, стали писатели Борис Стругацкий и Михаил Жванецкий, музыканты Валерий Гергиев и Михаил Плетнев, режиссеры Галина Волчек и Глеб Панфилов, драматург Виктор Розов, актриса Нонна Мордюкова.]
Акcенов Валерий. Простая профессия // Все для Вас (Томск). — 2002. — 17 янв. (№ 291). — С. 9
[Цитата: « — Но вы сами — просто журналист или работаете где-нибудь? Не бывает же такой профессии — журналист... — Видите ли Ядвига Михайловна, это довольно трудно сформулировать. Основная профессия у меня... Н-ну, пожалуй, прогрессор... Аркадий и Борис Стругацкие «Жук в муравейнике».]
Алексеева Татьяна. Что произойдет 12 июня 2018 года? // Санкт-Петербургские ведомости (СПб.). — 2002. — 20 февр. (№ 34). — С. 5
[О семинаре Бориса Стругацкого и проводимом на нем с 1988 года конкурсе рассказа «12 июня 1988 года»]
Алова Лина. Родники серебряные, золотые россыпи // Зауралье (Курган). — 2002. — 21 февр. (№ 28). — С. 3
[На кафедре «Русской и зарубежной литературы» филологического факультета Курганского Государственного Университета состоялась научная межвузовская конференция по теме «Актуальные проблемы современной литературы». Тема одного из сообщений «Булгаковские традиции в произведениях Стругацких».]
Антропьев Борис. Политический пейзаж: Проблема Большого Скачка // Караван+Я (Тверь). — 2002. — 16 янв. (№ 3)
[Цитата: «Теорема: для всякого общества наступает период расслоения социума на две подгруппы — большую и меньшую, причем меньшая необратимо опережает большую по уровню развития. Следствие 1. Усвоение человеком новых умений происходит скачкообразно: щелчок — и ты в другом качестве. Следствие 2. За расслоение нация платит катастрофическим оглупением основной части населения и неспособностью выжить в отсутствие контроля и помощи со стороны вырвавшихся вперед люденов. Следствие 3. Идея равенства членов человеческого социума противоречит самой природе социума. Определение. Людены (странники, пассионарии) — члены социума, вырвавшиеся вперед в освоении информационного пространства, переставшие интересоваться проблемами социума и начинающие порывать связи с ним. Братья А. и Б. Стругацкие. Волны гасят ветер. Переслегин С. Б., Переслегина Е. Б. Тихоокеанская премьера. — М.: ООО Издательсво АСТ, СПб, 2001, с. 621-644».]
А.О. «Триумф» дороже всех // Аргументы и факты (М.). — 2002. — 13 февр. (№ 7). — С. 15
[Цитата: «К ней добавилась Премия Президента РФ в области литературы и искусства — 120 тыс. руб. В этом году ее вручили Г. Волчек, Б. Стругацкому и др.»]
Арбитман Роман. Ностальгия на потоке // Саратов (Саратов). — 2002. — 30 янв. (№ 18). — С. 3
[Цитата: «Впрочем, из всех российских издательств грамотнее всего эксплуатирует ностальгию фантастолюбов фирма ACT, принадлежащая к тем российским колоссам, которые — при помощи хороших переводов, тиражей, рекламы и так далее — могут заработать на вторичном обороте, не прибегая к вульгарным допечаткам и ухитряясь год за годом придумывать все более разнообразные обертки одного и того же товара. Самый удачный пример деятельности такого рода связан с именем братьев Стругацких. Сперва Андрей Чертков и товарищи проверили кредитоспособность аудитории, выпустив книжку сиквелов Время учеников, а уж потом было принято решение переиздать собрание самих Стругацких — и все получилось вполне удачно; народ, подогретый малоудачными подражаниями эпигонов, жадно припал к первоисточникам».]
Асламазян Манана, Еремин Борис. Диалог о диалоге // Советник (М.). — 2002. — 25 февр. (№ 2). — С. 1, 4
[Эпиграф к одному из разделов: «...Грамотей не есть враг короля, — сказал Отец Кин. — Враг короля есть грамотей-мечтатель, грамотей усомнившийся, грамотей неверящий! ... Разрешите пояснить, благородный дон, — горячо сказал он, облизнув губы. — Суть в основных установлениях нового государства. Установления просты, и их всего три: ...вера в непогрешимость законов, беспрекословное оным повиновение, а также неусыпное наблюдение каждого за всеми!» А и Б. Стругацкие «Трудно быть богом».]
Баюн Елена. Путин обласкал культуру // Московский комсомолец (М.). — 2002. — 1 февр. (№ 24). — С. 2
[Владимир Путин подписал Указ о присуждении премий Президента РФ в области литературы и искусства за 2001 год.
Среди награжденных — режиссеры Галина Волчек и Глеб Панфилов, писатели Михаил Жванецкий и Борис Стругацкий, драматург Виктор Розов, актриса Нонна Мордюкова (в указе стоит ее настоящее имя — Ноябрина), музыканты Валерий Гергиев и Михаил Плетнев. А премия имени Булата Окуджавы досталась певцу и композитору Александру Дольскому.]
Белявский Юрий. Выбор Президента // Культура (М.). — 2002. — 7-13 февр. (№ 6). — С. 1
[Цитата: «Как минимум половина из лауреатов может быть отнесена к категории основоположников. В. Розов — обновленного советского театра, Б. Стругацкий — советской социальной утопии, Д. Сарабьянов — современного отечественного искусствоведения, А. Кедринский — послевоенной реставрационной школы et cetera».]
Берестюк Ирина. Просто фантастика для «резервов района» // Вести (СПб.). — 2002. — 5 февр. (№ 14). — С. 4
[О полуфинальной игре Областного турнира школьных команд КВН Ленинградской области под названием «Просто фантастика». Цитата: «Программа состояла из трех традиционных конкурсных заданий, которые должны были отражать знание произведений братьев Стругацких: приветствий на тему Понедельник начинается в субботу, разминки и домашнего задания Хищные вещи XXI века.]
Беркли А. Боевые машины времени: (Хронооружие: прошлое, настоящее, будущее. «Иф», № 8 за 3691 г. по новому галактическому стилю) / Перевод с галактического и публикация Игоря Пинка // Техника-молодежи (М.). — 2001. — № 10. — С. 45-47
[В «Списке использованной литературы» — Стругацкие]
Богуславский Михаил. Педагогический пульс прессы // Педагогический вестник (М.). — 2002. — 11 февр. (№ 4). — С. 2-3
[Что читают дети. Упоминаются Стругацкие]
Бояринова Екатерина. Жертв и разрушений нет // Версия [Совершенно Секретно] (М.). — 2002. — 12 февр. (№ 6). — С. 7
[О 62-й годовщине создания Военного Института Иностранных Языков — ВИИЯ. Упоминаются, что ВИИЯ окончил Аркадий Стругацкий]
Брилева Ольга. В защиту Гарри Поттера: Фундаменталисты объявили войну сказочному герою // Общая газета (М.). — 2002. — 7 февр. (№ 6). — С. 15
[Цитата: «Роулинг пользуется магическими реалиями точно так же, как и братья Стругацкие в книге Понедельник начинается в субботу. Только они пародируют атмосферу НИИ 60-х, а Роулинг — английской частной школы с традициями.]
Бузгалин Александр. Прорыв оазисами // Экономическая газета (М.). — 2002. — 15 февр. (№ 7). — С. 2
[Упоминаются Стругацкие]
Булычев Кир. Почему жирафа в отличие от НЛО быть не может: Кир Булычев в стране чудес / Беседовал Анатолий Обыденкин // Новая газета (М.). — 2002. — 4 февр. (№ 8). — С. 22-23
[Цитата: «То же самое и в литературе. Писатели обычно четко делятся на фантастов и реалистов. Например. Толстой — всегда реалист. А Гоголь, что бы он ни написал, — всегда фантаст и ничего другого, кроме фантастики, писать не умел. Как и Булгаков — типичный писатель-фантаст. Но в современной литературе существует удивительный феномен. Вот я, например, считаю Стругацких — именно как писателей, как литераторов — людьми, на голову выше 99% реалистических писателей. Тем не менее было и есть понятие фантастики как литературного гетто, и, допустим, в Новом мире произведения Стругацких никогда не печатались. Зато литературные журналы полны банальной, плохо сделанной, скучной реалистической прозы, потому что издаются ограниченной тусовкой, которая решает потом, кому дать Букера, а кому нет.
Наблюдая за Виктором Пелевиным или Татьяной Толстой, можно видеть, как они сознательно избегают самого слова фантаст, зная, что
тогда в восприятии многих перестанут быть Куртом Воннегутом и попадут в отвратительные Стругацкие. Вообще, писатели, которых называют сейчас постмодернистами, — чаще всего именно писатели-фантасты, не желающие попасть под сложившееся определение литературного гетто».]
Бурмистрова Татьяна. Президент дал премии поэтам и не только // Известия (М.). — 2002. — 1 фев. (№ 18). — С. 2
[Цитата: «Вчера Владимир Путин, рассмотрев предложения комиссии при президенте РФ по Государственным премиям в области литературы и искусства, постановил присудить премии за 2001 год Галине Волчек, Валерию Гергиеву, Михаилу Жванецкому, Александру Кедринскому, Нонне Мордюковой, Глебу Панфилову, Михаилу Плетневу, Виктору Розову, Дмитрию Сарабьянову, Борису Стругацкому. Лауреатом премии имени Булата Окуджавы стал поэт и певец Александр ДОЛЬСКИЙ...»]
Васильева Марина. Трудно быть богом у Германа // Вечерняя Москва (М.). — 2002. — 6 февр. (№ 24). — С. 4
Верникова Кира, Должанский Роман, Новикова Лиза, Орлова Милена. Российская культура по версии Владимира Путина // Коммерсантъ (М.). — 2002. — 1 февр. (№ 17). — С. 9, 13
[Цитаты: «Объявлены лауреаты президентских премий в области литературы и искусства за 2001 год. Премии получат Валерий Гергиев, Михаил Плетнев, Галина Волчек, Борис Стругацкий, Виктор Розов, Михаил Жванецкий, Дмитрий Сарабьянов, Александр Кедринский, Нонна (Ноябрина) Мордюкова, Глеб Панфилов. Лауреатом премии имени Булата Окуджавы стал Александр Дольский»; «В области литературы премия досталась писателю Борису Стругацкому. Знаменитый фантаст сказал корреспонденту Ъ, что он в данном случае выступает как представитель писателя «Аркадий и Борис Стругацкие». Известие о президентской премии писатель воспринял с радостью — в первую очередь за самого президента: Наверное, если президент подписывал соответствующий указ, он Стругацких читал. А ведь президент будет читать не всякую книгу. Образец культового писателя для широких масс научно-технической интеллигенции».]
Вноровский Константин. Просто фантастика // Экспресс-К (Алма-Ата). — 2002. — 27 февр. (№ 38)
[Упоминаются Стругацкие]
В фантазии и в реальности: Современная фантастика: На чем она стоит и куда идет / Елена Мурашова, Дмитрий Федотов // Литературная Россия (М.). — 2001. — 28 сент. (№ 39). — С. 10-11
[Цитата: «…и даже День литературы печатает Вячеслава Рыбакова, ученика Бориса Стругацкого. Вообще-то большинство таких авторов не считает, что их писанина годна только для развлечения. Их герой, постреляв из бластера, обязательно присядет и задумается о добре и зле, о лютой ненависти и святой любви. Или затеет спор о тайнах мироздания, о диалектических законах бытия… Ведь все фантасты нашего поколения воспитаны на Стругацких!»]
Гопман Владимир. Работа по призванию // Библиография (М.). — 2001. — № 5. — С. 156-157
[О полемике с А.Н. Осиповым. Упоминается интервью А. и Б. Стругацких в журнале «Уральский следопыт» № 4 за 1987 год]
Давыдова Н., Коновалова О. Стругацкий Аркадий Натанович: Выборочный список литературы о писателе // Читаем, учимся, играем [журнал-сборник сценариев для библиотек] (М.). — 2000. — № 3. — С. 42
До боя Руматы еще не дошло: [Отрывок из статьи в «Независимой газете», 13.10.2001 г. о съемках А. Германом фильма «Трудно быть богом»] // Вечерний клуб (М.). — 2001. — 19 окт. — С. 4: фото.
Дементьева Ирина, Игнатьева Юлия, Найденов Игорь. Рецидив будущего: Власти и ФСБ имеют общее прошлое и общие идеалы // Общая газета (М.). — 2002. — 28 февр. (№ 9). — С. 4
[Цитата: «Далее. Нынешние старшеклассники называют господина Путина нашим доном Ребе? Это персонаж из Трудно быть Богом Стругацких. А правительство ассоциируется у них с серыми — из той же книги. Но у Стругацких сказано, что после серых к власти приходят черные и коричневые. Молодые люди, однако, этого почему-то совершенно не боятся. Зато я за них боюсь».]
Дяченко Марина и Сергей. Марина и Сергей Дяченко: Фантастика — подсветка реального / Беседовала Нина Катаева // Гудок (М.). — 2002. — 19 февр. (№ 30). — С. 4
[Упоминаются Стругацкие]
Ермакова Галина. О бедной подписке замолвите слово // Витирина читающей России (М.). — 2002. — 15 февр. (№ 2). — С. 32-33
[Магазин «Подписные издания» (СПб.) принимает подписку на 11 томов Стругацких]
Жирновский Максим. Что делать?: Персональный подход — ваш резерв в конкурентной борьбе // Connect. Мир связи (М.). — 2002. — № 2. — С. 34-36
[Эпиграф: «Вот, изволите видеть, так называемая эвристическая машина, — сказал старичок. — Точный электронно-механический прибор для отвечания на любые вопросы... А. и Б. Стругацкие «Сказка о Тройке».]
Завгородний Борис. Помним Аркадия Стругацкого...: [Статья] // Порог (Кировоград). — 2001. — № 11
Заводюк Вадим, Исупов Станислав. Мы как биомасса // Ex libris НГ (М.). — 2002. — 14 февр. (№ 5)
[Упоминаются Стругацкие]
Зеленков Александр. Почему солдаты бегут из армии? // Российская газета (М.). — 2002. — 6 февр. (№ 23). — С. 8
[Цитата: « — Могу начать ответ цитатой из братьев Стругацких: Ежели человека не кормить, не поить и не лечить, то он... будет несчастлив и даже, может, помрет. Очевидно, именно это и происходит с нашими солдатами. А они не хотят быть несчастливыми и умирать. Вот и бегут».]
Имамутдинов Ирик, Медовников Дан. Гадкие лебеди: Чтобы сделать из науки хороший бизнес, предприимчивым ученым приходится уходить из академических институтов // Эксперт (Москва). — 2002. — 18 февр. (№ 7). — C. 42-45
[Упоминаются Стругацкие, «Гадкие лебеди»]
Кваша Григорий. Братья и сестры // МП-Зазеркалье (М.). — 2002. — 2 февр. (№ 109). — С. 1; То же: Московская правда (М.). — 2002. — 10 февр. (№ 6). — С. 13;
[Цитата: «Самый великий пример — это братья Стругацкие. Аркадий (Бык) и Борис (Петух). Это не просто братья и не просто писатели, это нечто абсолютно единое и при этом совершенно гениальное».]
Книги-юбиляры // Знаменательные даты 2002: Универсальный иллюстрированный календарь для работников библиотек, любителей книги, науки и словесности. — М.: Либерея-Бибинформ, 2001. — С. 608
[Цитата: «30 лет. 1972. Впервые была опубликована повесть А.Н. (1925-1991) и Б.Н. (род. В 1933) Стругацких Пикник на обочине, посвященная проблеме контакта с внеземной цивилизацией. По мотивам повести режиссером А.А. Тарковским был снят фильм Сталкер (1980). Фото: обложка тома из Собр. соч. 1991(Полдень. Далекая Радуга)».]
Коган Надежда. Фантастика — это серьезно // Вперед (Сергиев-Посад, Московская область). — 2002. — 26 янв. (№ 8)
[Упоминаются Стругацкие]
Котомина Анна. Много ли силы у слова?: Почему Владимир Сорокин и Виктор Пелевин попали в «черный список»? // Культура (М.). — 2002. — 14 февр. (№ 7). — С. 7
[Цитата: «Для советского читателя фантастика была побегом из серых будней. Стругацких и Лема меняли на макулатуру.В библиотеке зачитывали до дыр. У Пелевина сами будни стали фантастикой. При этом фантастические миры его рассказов напоминают не столько идеальный и сентиментальный мир НИИ ЧАВО из культового романа братьев Стругацких, сколько запретный и замкнутый мир человечков из модели корабля у бабушки на полке, который мальчик тайно сломал ножом в рассказе Житкова. Обаятельные герои пелевинских притчей вечно ищут окно, дверь, код, ведущие к выходу из собственного мира. И всегда находят».]
Кувшинова Мария. Одна шестая часть Мордора: Краткая история толкиенизма в России // Известия (М.). — 2002. — 7 февр. (№ 22). — С. 8
[Упоминаются Стругацкие]
Кузнецова Алла, Ашкинази Леонид. Семит на обочине // Международная Еврейская газета (М.). — 2002. — 21 февр. (№ 6-7). — С. 4
[Еврейская тема в творчестве Стругацких интересна по трем причинам: она неочевидна, она злободневна, а само творчество Стругацких для определенного слоя общества является культовым. Время от времени появляются статьи, в которых высказываются самые разные мнения и оценки. И что обращение Стругацких к «еврейскому» было и «дразнением властей», и данью пролетарскому интернационализму, и выражением гражданской позиции, вплоть до того, что целые произведения были посвящены еврейской теме, но излагали все в зашифрованном виде.
Время творчества Стругацких охватывает период с конца 1950-х по начало 1990-х годов XX века, время, которое можно разделить на три периода, обычно называемые «оттепелью» (конец 1950-х — 1964 или 1968 годы), «застоем» (до 1985) и «перестройкой». В начале перестройки можно выделить период особого интереса к еврейской теме, которая до этого была полузапретной (в оттепель) или запретной (в застой). Творчество Стругацких, как и
творчество любого писателя, должно было (в теории) отражать все эти изменения. На практике в творчестве Стругацких можно выделить несколько вариантов обращения к теме еврейства.
Первый и самый очевидный — это персонажи-евреи. В нем можно выделить несколько «подвариантов». Например, «номинальные евреи», то есть евреи, которых от окружающих их представителей иной национальности отличает только фамилия, национальные же черты (то есть то, что массовое сознание считает таковыми), отсутствуют — например, Валькенштейн, Мандель. Чаще всего такой тип героев встречается в цикле «Истории Будущего» или «Мира Полудня». Произошло это потому, что образ «человека будущего» конструировался Стругацкими в полемике с И. Ефремовым. А он сформулировал свое кредо так: «Когда я пишу своих героев, я убежден, что эти люди — продукт совершенно другого общества. Их горе — не наше горе, их радости — не наши радости. Надо... не переносить искусственно человека нынешнего в то далекое время». Как следствие этого, возникла ефремовская художественная концепция человека, согласно которой «каждый тип в «Туманности Андромеды» — проекция в будущее какого-то национального качества, общечеловеческой склонности или идеи». Результатом того, что человеческий образ создавался как персонификация умозрительной идеи, а не как отражение реальности, стала прямолинейность, статичность, заданность героев ефремовских произведений: образу-характеру в них практически не было места.
В противовес такому подходу появились герои произведений Стругацких. «Мы населили этот воображаемый мир людьми, — писали Стругацкие во втором издании повести «Возвращение» о едином художественном стиле своих произведений, — которых мы знаем и любим; таких людей еще не так много, как хотелось бы, но они есть, и с каждым годом их становится все больше и больше. В нашем воображаемом мире их абсолютное
большинство...»
Возникает впечатление, что нации в описанном Стругацкими будущем настолько слились в единое человечество, что различия остались в основном чисто формальными (на уровне имен и фамилий), хотя в некоторых произведениях (например, «Обитаемый остров») можно встретить упоминания и о сохранившихся языковых различиях. У Ефремова же нации слились в «сверхнации», и хотя остались расовые различия (европеец Дар Ветер, африканец Мвен Мас, азиатка Тивиса Хенако и т.д.), но языковые давно отсутствуют.
Заметим, что формального противоречия с Ефремовым у Стругацких нет, ибо время действия в произведениях Стругацких значительно ближе к нашему (ХХII-ХХIII века, а не следующие тысячелетия у Ефремова), но психологически это была именно полемика, воплощение в художественной форме разных представлений о будущем.
Второй вариант «еврея» у Стругацких — когда персонаж, кроме фамилии, обладает ярко выраженными «еврейскими» чертами характера и внешности, то есть такими чертами, которые приписываются евреям общественным мнением (осторожность, активность, въедливость). Такие персонажи немногочисленны (например, Фарфуркис из повести «Сказка о Тройке», Носатый Бен-Галеви из повести «Пикник на обочине», Матвей Матвеевич, Агасфер Лукич из романа «Отягощенные злом, или Сорок лет спустя», Пинский из пьесы «Жиды города Питера..., или Невеселые беседы при свечах»). Немногочисленность таких персонажей можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, тем, что, в соответствии со взглядами Стругацких на мир будущего, столь выраженным национальным характерам там места не было (а большая часть произведений Стругацких посвящена именно «истории будущего»). Во-вторых, тем, что такой «карикатурный» характер персонажа предполагает определенную схематичность всего мира произведения, а таких работ у Стругацких немного. И в-третьих, не следовало слишком уж испытывать терпение цензоров и редакторов — ведь в
Советском Союзе еврейская тема была полузапретной — до 1989 года даже критики сторонились ее обсуждения. Вероятно, именно поэтому такой, тип персонажей появился только в последних произведениях Стругацких. Впрочем, надо отметить, что «национальные карикатуры» у Стругацких встречаются не только в образе евреев. Можно, например, вспомнить китайца Вана — воплощение покорности и безответности, или дядю Юру (широта натуры, независимость, хозяйственность), или немца Отто (дисциплинированность и чинопочитание)... Особенно тщательно эти черты просматриваются в романе «Град обреченный», где изображение людей различных национальностей было структурообразующей частью художественного замысла. В других же вещах, где изображение национальностей было не столь важно, национальные черты героев сглажены.
С таким типом персонажей сближается третий тип — «глубинный еврей». То есть такой персонаж, которому присущи «глубинные черты» еврейского народа.
Естественно, это не исключает ни первого признака (фамилии), ни второго (черты, в общественном сознании характерные для евреев). Возможно даже, что разделение на «еврея карикатурного» и «еврея глубинного» обусловливается только нашим восприятием этих персонажей: неприятные черты — естественно, карикатура, а положительные — глубинный образ... В сущности, таких персонажей только двое — Перец (из романа «Улитка на склоне») и Кацман (из романа «Град обреченный»). Однако оба они — ключевые для соответствующих произведений, причем других ключевых персонажей с национальными чертами у Стругацких нет (если, конечно, не относить к нациям «советскую»). Заметим, однако, что самый ярко выраженный из всех еврейских персонажей — Кацман — приходится на произведение, в котором, как указано выше, изображение национальных черт героя было очень важно, и поэтому натуралистическое изображение его еврейских черт носит отчасти служебный характер.
Вопреки высказываемым в некоторых работах (например, М. Амусина) предположениям, появление в произведении того или иного персонажа-еврея зависит не столько от «периода творчества» Стругацких, сколько от общей направленности текста. Таким образом, периодизация творчества, конечно, влияет на использование того или иного типа героев, но — вторично: сначала она влияет на выбор темы произведения, места действия и т.д., а посредством этого — на выбор типа героя.
Нельзя, по-видимому, сказать, что использование еврейской тематики Стругацкими было специально направлено на «дразнение властей». Достаточно дразнящими были их произведения в целом, и им не требовалось придавать остроту упоминанием «запретной национальности» (хотя, может быть, такое упоминание и могло явиться «последней соломинкой, сломавшей спину верблюда», — естественно, вслух об этом скорее всего редактор/цензор не сказал бы)...
Итак, первый
вариант обращения к еврейской теме — это введение в произведение персонажей-евреев. Второй же, но в отличие от первого, неочевидный, — аллюзии на еврейство. Разные авторы относят к таковым довольно широкий спектр ситуаций (несколько десятков) — от вполне очевидных (например, выступление одного из персонажей «на общем собрании курса в памятном тысяча девятьсот сорок девятом») до более чем сомнительных. Например, ситуации, приводимые в качестве еврейских в статьях Каганской, лежат в диапазоне от дискуссионных до, как нам кажется, излишне притянутых. К последним можно отнести, например, такие: ассоциация имени героини — Стелла — со звездой Давида, сравнение отказов людей от некой прививки с «отказами» в выезде, происходившими, как известно, от системы, а тяги одного из героев к возвращению на Землю из космоса — с «тягой к национальной самоидентификации». Как пример можно привести и следующий отрывок: «Что ж до
самого главного героя, Левы Абалкина, — то в его образе запечатлены не только приметы и судьба «коллективного еврея» — изгнанника с Земли (Святой) и Вечного Странника («Жида»), но и «зримые черты» главного героя другой книги — Танаха, — черты грозного еврейского Бога, неплотно прикрытые обаятельной маской доктора Айболита: в детстве Лева по своему усмотрению начинал и прекращал войны между муравейниками (муравьи и муравейники как символ этнического коллектива, народа, были известны уже древним грекам), приручает змей и прочих тварей и т. п. Имя — Лев, Лев Иудеи, относится, надо полагать, к тому же символическому пласту».
Отнесение критиками событий и реалий произведений к этой группе зависит зачастую не столько от самого текста произведения, сколько от их собственных установок и намерений. Как нам кажется, такое отнесение во многих случаях слабо мотивировано и явно избыточно. Это наше мнение отчасти подтверждается
следующим наблюдением: опрошенные нами активные читатели Стругацких тех лет утверждали, что им не бросалась в глаза еврейская тема у Стругацких и что они не могут сказать, что замечали ее. Анализ накопленного значительного материала по цитированию Стругацких показывает, что говорить о частом цитировании еврейских пассажей Стругацких тоже нельзя.
В 1990-е годы, с одной стороны, стало уже можно говорить все и обо всем, а с другой стороны — появилась свобода печати, что вызвало к жизни множество «самиздатовских» журналов («фэнзинов» — по вопросам фантастики). Немалое внимание в этих изданиях уделялось творчеству Стругацких. Можно было бы ожидать, что национальная тема произведений Стругацких будет в них обсуждаться регулярно и тщательно (тем более что среди авторов и организаторов было немало евреев). Однако этого не произошло. В сетевых конференциях эта тема также возникает редко и нерегулярно (и обсуждается недолго).
Из отдельных реплик самих Стругацких, а также из сопоставления различных редакций текстов можно сделать вывод, что «профессиональные читатели» (цензоры, редакторы) реагировали на еврейскую тематику существенно более болезненно (например, исчезновение пассажей на эту тему из журнального варианта романа «Хромая судьба» или существенное изменение образа Мослатого Исхака из повести «Пикник на обочине»). Можно отметить, что вспышка антисемитской тематики в критике («молодогвардейской критике» — по названию издательства, вокруг которого они группировались) приходится на конец 80-х — начало 1990-х годов, когда эта тема стала возможной для обсуждения.
Таким образом, можно констатировать, что еврейская тема у Стругацких не была востребована современниками, да и в последнее время не привлекла особого внимания основной массы читателей и поклонников. По-видимому, это явилось результатом действия двух причин: во-первых, у Стругацких не оказалось ни одного посвященного еврейской теме произведения
— просто потому, что они, как это, в частности, следует из их интервью, не считали эту тему такой уж важной, а для того, чтобы сказать обществу что-то, что его заденет, по-видимому, это необходимо, либо общество должно быть очень нацелено на эту тему. Во-вторых, возможно также, что поколение, среди которого Стругацкие были особенно популярны, менее чувствительно относилось к еврейской тематике, чем предыдущее.
Рассеянные по произведениям Стругацких еврейские мотивы означают, что еврейское присутствовало у них в актуальном сознании, однако оно равным образом присутствовало и в сознании читателей, которые поэтому ничего особо нового для себя не извлекли. Связной же картины, которую читатели могли бы воспринять для себя как новую, или направляющей идеи, которой читатели могли бы вдохновиться, у Стругацких не было.]
Лавлинский С. Грани вымысла и действительности в русской литературе XX века: Технология и программа литературного образования в 11-м классе (для школ, гимназий, лицеев) // Учительская газета (М.). — 2002. — 26 февр. (№ 9)
[Цитата: «Мотив распахнутого будущего в повести Б. и А. Стругацких Улитка на склоне.]
Лазарчук Андрей. Интернет — это полезно, но обжираться не стоит: [Беседа с писателем А. Лазарчуком и его женой И. Андронати / Записал А. Гавриленко] // Мир Internet (СПб.). — 2001. — № 9. — С. 88-90
[Цитата: «Мир I»: В чем для вас необычность Интернета? Андрей: В том, что Интернет никем не был предсказан. Создание глобальной информационной сети — такого не было. «Мир I»: А у Стругацких ведь был БВИ (Большой Всепланетный Информаторий)… Андрей: Не то! Это просто справочная. Тебе дают конкретный ответ на любой вопрос. А Интернет, он дает любой ответ на любой вопрос».]
Лепендин Павел. Награды от Президента: На днях стали известны имена лауреатов президентской премии в области литературы и искусства за 2001 год // Воронежский курьер (Воронеж). — 2002. — 5 февр. (№ 13). — С. 4
[Цитата: «Владимир Путин определил самых достойных среди представителей различных видов искусства. Президентской награды удостоились руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев, писатель Борис Стругацкий, основатель Российского национального оркестра пианист Михаил Плетнев, драматург Виктор Розов, сатирик Михаил Жванецкий, режиссеры Галина Волчек и Глеб Панфилов, актриса Нонна Мордюкова, главный архитектор музея-заповедника Царское село Александр Кедринский и другие. Помимо этого специальная премия имени Булата Окуджавы за прошедший год присуждена автору и исполнителю Александру Дольскому».]
Литвинова Марина. Фантазмы первокурсницы // Молодой дальневосточник (Хабаровск). — 2002. — 16 янв. (№ 3)
[Упоминаются Стругацкие]
Макаров Иван. «Балтийский» поручил клиентов Коновалу // Деловой Петербург (СПб.). — 2002. — 28 февр. (№ 34). — С. 1-ф
[Упоминаются Стругацкие]
Макаров Андрей. Видео от Андрея Макарова: Желания бессмысленные и беспощадные // Саратов (Саратов). — 2002. — 31 янв. (№ 19). — С. 6
[Упоминается Янус Полуэктович Невструев]
Медведев Игорь. Имя известно // Алфавит (М.). — 2002. — 14 февр. (№ 7). — С. 14
[Ответы на вопросы конкурса. Упоминается Стругацкий]
Мельник Василий. На грани фола: [Беседа с отв. редактором Альманаха] «Наша фантастика» / Записал И. Гетманский // Литературная Россия (М.). — 2001. — 19 окт. (№ 42). — С. 16
[Цитата: «У меня есть любимые произведения и в научной фантастике, и в фэнтези, и в киберпанке, и в мистике, и в альтернативной истории. Я с большим удовольствием читаю и Станислава Лема, и братьев Стругацких, и Роберта Асприна, и Стивена Кинга, и Гарри Гаррисона, и Александра Зорича».]
Мерзликина Юлия. В бой идут одни старики: Бежицкие ветераны развязывают войну за юношество // Брянское время (Брянск). — 2002. — 28 февр. (№ 9)
[Эпиграф: «А что такое нельзя, ты знаешь? Это значит: не желательно, не одобряется, значит, поступать так нельзя. Что можно — это еще неизвестно, а уж что нельзя — то нельзя. Бр. Стругацкие «Улитка на склоне».]
Мерзликина Юлия. Логическая икота // Брянское время (Брянск). — 2002. — 7 февр. (№ 6)
[Цитата: «Алгоритмические тупики подобного порядка братья Стругацкие называли «логической икотой».]
Минаев Борис. Отцы и дети: Судьба барабанщиков // Огонек (М.). — 2002. — 11 февр. (№ 6). — C. 14-17
[О семье Аркадия Гайдара. Упоминается Борис Стругацкий]
Мирзахаджиев Шавкатбек. Обзор производителей стеклотары и строительного стекла // Бизнес (Киев). — 2002. — 25 февр. (№ 8)
[Эпиграф: «В кладовке между кучей брюквы и кучей опилок поблескивал стеклянными трубками громоздкий спиртогонный агрегат отца Кабани — удивительное творение прирожденного инженера, инстинктивного химика и мастера-стеклодува. Аркадий и Борис Стругацкие «Трудно быть богом».]
Мирлас Наталья, Кузенштейн Глеб. «Пикник» на обочине русского рока // Площадь свободы (Тольятти). — 2002. — 20 февр. (№ 32)
[Цитата: «Почему на обочине? Во-первых, эта группа всегда держалась и держится подальше от шоу-бизнеса и музыкальной тусовки, очень редко выступая даже на сборных концертах. А во-вторых, сразу на ум приходит произведение братьев Стругацких — Пикник на обочине, и есть мнение, что название группы было придумано как вариант, как раз во время поездки на электричке».]
Михайличенко Борислав. Выводы Германа: Почему в России интеллигент беззащитен перед бандитами // Московские новости (М.). — 2002. — 8-21 янв. (№ 1-2). — С. 12
[Цитата: «…он сейчас снимает на Ленфильме «Трудно быть богом».]
Михайлов М., Михайлова Н. Глаза в литературе XX века // Русская речь (М.). —2002. — № 1. — С. 17-26
[Упоминаются Стругацкие]
Морозова Евгения. Не валяй дурака в Америке // Крайний Север (Анадырь). — 2002. — 18 янв.(№ 3). — С. 18-19
[Цитата: «Но самое удивительное — почва. Этакая Зона, сродни некогда придуманной братьями Стругацкими, живущая своей, не подконтрольной человеку, жизнью».]
Мышкина Маша. Начинка для американского пирога // Невское время (СПб.). — 2002. — 22 февр. (№ 35). — С.7
[Об экранизации «Властелина Колец». Упоминаются Стругацкие]
Немзер Андрей. Тем, кто хочет культурно развлечься // Время новостей (М.). — 2002. — 22 февр. (№ 33). — С. 9
[Цитата: «Сборник Казус 2002. Индивидуальное и уникальное в истории (М., О.Г.И.:), являясь изданием весьма ученым, вполне оправдывает свое интригующее название. Большая его часть отведена разделу Счастье и несчастье во все времена. Помнится, коллекцию определений счастья собирали сотрудники придуманного братьями Стругацкими Научного-исследовательского института чародейства и волшебства (НИИЧАВО). Дело их удачно подхватили авторы Казуса:, рассказывающие о том, как обстояло со счастьем у древних греков, средневековых фламандцев, приверженных платонической любви трубадуров (Ю.Л. Бессмертный. Странное счастье рыцаря), древнерусских аутсайдеров (И.Н. Данилевский. Холопское счастье Даниила Заточника), щеголей галантного века и разночинцев начала XIX столетия (А.И. Куприянов. Не знатность нас счастливыми творит...). Серьезная история культуры поворачивается к публике занимательной стороной и в других разделах —
О беспокойных подданных и обеспокоенных властях (здесь особенно впечатляет статья М.А. Бойцова Ограбление мертвых государей как всеобщее увлечение) и О людях, попадающих в историю (а кто только в нее не попадает — к примеру, средневековые флорентийские купцы или вологодский посадский мужик, которым выпало великое счастье жить в пору славных дней Петра!). Разумеется, книга издана вовсе не для досужих увеселений, но развлечь интеллигентного читателя она очень даже может. А там, глядишь, и почувствует этот самый читатель, как далека от расхожих представлений и сегодняшних норм пестрая и путаная история человечества».]
Немзер Андрей. Чем Вам не «Триумф»? Названы лауреаты премии Президента РФ // Время новостей (М.). — 2002. — 1 февр. (№ 18). — С. 10
[Цитата: «Список новых лауреатов премии президента Российской Федерации блестяще подтверждает версию о полном тождестве государственных и независимых наград (см. заметки о десятилетии премии Триумф — Время новостей, 29 января). Высокой награды удостоились актриса и режиссер Галина Волчек, дирижер Валерий Гергиев, писатель Михаил Жванецкий, архитектор Александр Кедринский, актриса Нонна (Ноябрина) Мордюкова, кинорежиссер Глеб Панфилов, пианист и дирижер Михаил Плетнев, драматург Виктор Розов, искусствовед Дмитрий Сарабьянов, прозаик Борис Стругацкий. Безусловно, все это люди достойные, харизматичные и уважаемые. (Иные так и заслуженно любимые.) Кто-то из лауреатов и сейчас на творческом подъеме, кто-то ценим за былые, но незабываемые удачи, которые позволяют надеяться на их новые творческие свершения».]
Но... некогда, некогда мне: О литературных пристрастиях и «обнаруженных» книжных новинках рассказывают «общественники», деятели культуры и спорта / Беседовала Руслана Савинян // Экспресс-К (Алма-Ата). — 2002. — 27 февр. (№ 36)
[Упоминаются Стругацкие]
Павлова Евгения. Татьянин день // Вечерний Оренбург (Оренбург). — 2002. — 24 янв. (№ 4)
[Цитата: «Еще весточка недалекого прошлого — и мы понимаем, почему на страницах книг братьев Стругацких столь часто упоминается Оренбург».]
Панченко Александр. Здесь сохнут помидоры, а дети растут // Сегодня (Киев). — 2002. — 16 февр. (№ 37)
[Цитата: «Без привычки даже часок здесь трудно находиться, а жить — невозможно. Мне пришло на ум сравнение: сталкеры. Так в фантастическом романе братьев Стругацких назывались люди, умеющие выживать в аномальных условиях».]
Переслегин Сергей. Нашей цивилизации угрожает демонтаж! — утверждает лидер научно-исследовательской группы «Конструирование будущего» Сергей Переслегин / Беседовала Татьяна Максимова // Комсомольская правда в Петербурге (СПб.). — 2002. — 9 февр. (№ 25). — С. 3
[Упоминаются Стругацкие]
Петров Андрей. Блиц-опрос // Комсомольская правда в Петербурге (СПб.). — 2002. — 2 февр. (№ 20). — С. 1
[Цитата: «Президентские премии в области литературы и искусства 2001 года присуждены еще двум питерцам — художественному руководителю и главному дирижеру Мариинского театра Валерию Абисаловичу Гергиеву и писателю Борису Натановичу Стругацкому. Комсомольская правда в Санкт-Петербурге от всей души поздравляет лауреатов!»]
Письмо в редакцию // Вестник (Балтимор, США). — 2002. — 17 янв. (№ 2)
[Цитата: «Братья Стругацкие вывели интересную теорию оправданности существования человечества. Это теория Невидимого Здания. Храм Культуры как единственная непреходящая ценность на земле. По этой теории все лучшее, что придумало человечество, идет на этот храм, и ни разрушить его, ни унизить невозможно... Каждая вечная книга, каждая вечная мелодия, неповторимый архитектурный силуэт, героический поступок — есть кирпичики этого здания культуры. Он растет сам собою, этот храм, на мутном гребне человеческой истории. Храм строится, и ничего серьезного, кроме этого, не происходит. Так рассуждает герой книги Стругацких Град обреченный, свою единственную задачу видя в том, чтобы храм этот оберегать и богатство его приумножать. У этого Храма, — размышляет он, — есть строители — Гомер, Пушкин... И есть те, кто носит его в себе — посредники, жрецы. И есть потребители, без которых он был бы
вообще лишен смысла....]
Преподобный Михаил Ваннах. Стальные шторма грядущего // Компьютерра (М.). — 2002. — 27 янв. (№ 3). — C. 42
[О романе Эрнста Юнгера «Гелиополь», вышедшем в 1949 году. Цитата: «Но и погромщиков, преследующих беззащитных парсов, останавливают не их хорошее воспитание и не направленные к добру и миру речи проповедников, а огнеметные танки на воздушной подушке. (Не оттуда ли они перекочевали в Хищные вещи века братьев Стругацких?)»]
Прибыловский Владимир. Тактика Крошки Цахеса: Главный в России «хозяйствующий субъект» назначил себе роль «доброго следователя» // Русская мысль (Париж). — 2002. — 31 янв. (№ 4394)
[Цитата: «Вспоминаются Гадкие лебеди братьев Стругацких: Господин Президент считает, что купил живописца Р. Квадригу. Это ошибка. Он купил халтурщика Р. Квадригу, а живописец протек у него между пальцами и умер.]
Раичев Дмитрий. О, дивный новый мир! // Рабочий путь (Смоленск). — 2002. — 7 февр. (№ 30). — С. 4
[Об эпопее Хольма ван Зайчика. Цитата: «Нетрудно же догадаться, что книга Первица начинается в шестерицу, пусть она даже иллюстрирована рисунками Постава Дорэ, — это не что иное, как произведение любимых нами братьев Стругацких!»]
Романов Ю. Главный конструктор: [Квантовые процессы] // Компьютерра (М.). — 2001. — 2 окт. (№ 37). — С. 22-23
[Эпиграф: «Это же, может быть, самое ценное, что в Зоне осталось! Кому ж достанется, а? Неужто эти чистоплюям достанется, с ихними машинами? А. и Б. Стругацкие «Пикник на обочине».]
Романов Ю. Доклад по форме: [Квантовые технологии] // Компьютерра (М.). — 2001. — 2 окт. (№ 37). — С. 31-33
[Эпиграф: «Как программист, вы, вероятно, без особого труда освоили бы умклайдет электронного уровня… но квантовый умклайдет… гиперполя… трансгрессивные воплощения… — он виновато развел руками. А. и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу».]
Савельев Юрий. Вам причитается // Коммерсантъ-Деньги (М.). — 2002. — 6 февр. (№ 4). — С. 68-69
[Цитата: «По $10 тыс. — передовикам искусства
На прошлой неделе были обнародованы имена лауреатов Государственной премии РФ в области литературы и искусства. Согласно указу президента России Владимира Путина, почетные госнаграды получат режиссеры Галина Волчек и Глеб Панфилов, писатели Михаил Жванецкий и Борис Стругацкий, драматург Виктор Розов, актриса Нонна Мордюкова, музыканты Валерий Гергиев и Михаил Плетнев. Также высочайшим указом премия имени Булата Окуджавы 2001 года присуждена композитору Александру Дольскому.
На сегодняшний день Госпремия РФ в области литературы и искусства равняется 3 тыс. минимальных зарплат, что составляет примерно $10 тыс.»]
Сайрамова Джамия. Civic инфо // Учительская газета (М.). — 2002. — 12 февр. (№ 7)
[Владимир Путин подписал Указ о награждении государственными премиями в области литературы и искусства за 2001 год. Ее лауреатами стали писатели Борис Стругацкий и Михаил Жванецкий, музыканты Валерий Гергиев и Михаил Плетнев, режиссеры Галина Волчек и Глеб Панфилов, драматург Виктор Розов, актриса Нонна Мордюкова.]
Семин Михаил. Путин дал Мордюковой возможность надеть новое платье: Стали известны лауреаты президентской премии в области литературы и искусства // Комсомольская правда (М.). — 2002. — 2 февр. (№ 20). — С. 11
[Цитата: «Владимир Путин определил лауреатов президентских премий в области литературы и искусства за 2001 год. Государственной награды оказались достойны руководитель Мариинки Валерий Гергиев, основатель Российского национального оркестра пианист Михаил Плетнев, писатель Борис Стругацкий, режиссеры Галина Волчек и Глеб Панфилов, драматург Виктор Розов, профессор МГУ Дмитрий Сарабьянов (за пропаганду русского авангарда), главный архитектор музея-заповедника Царское Село Александр Кедринский. Замыкают список лауреатов сатирик Михаил Жванецкий и киноактриса Нонна Мордюкова».]
Скворцова-Ардабацкая Елена. Гаркуша: добрый, рыжий и не пьет // Московский комсомолец (М.). — 2002. — 11 февр. (№ 32). — С. 10
[Упоминается последняя Германовская картина по Стругацким «Башмачник с Башмачной улицы»]
Сметанина Светлана. За все хорошее // Газета (М.). — 2002. — 1 февр. (№ 18). — С. 3
[О присуждении Премии президента России. Упоминаются Борис Стругацкий]
Снегина Анна. «Остепенившиеся» работают без выходных // Учительская газета (М.). — 2002. — 12 февр. (№ 7)
[Цитата: «Молодые же ученые (студенты — стажеры — аспиранты) в основном живут по закону, выведенному братьями Стругацкими: понедельник начинается в субботу, и точка. Да и остепенившиеся до докторов и академиков включительно часто проводят субботу-воскресенье на рабочем месте».]
Театр с Еленой Ковальской // Афиша (М.). — 2002. — 4 фев. (№ 2). — C. 110-132
[Репертуар Театра на Малой Бронной: 8 февраля, 19-00. Жиды города Питера А. Стругацкого, Б. Стругацкого. Режиссер Лев Дуров. В ролях: И. Кириченко, А. Песелев, Л. Дуров и др. Продолжительность: 2 часа 10 минут, 1 антракт. Цена билетов 20-100 рублей.]
Тозоева Татьяна. РУ-библиотека читателей для читателей и писателей для писателей // Алло плюс (М.). — 2002. — 14 февр. (№ 1-2). — С. 8-11
[Об Интернет-библиотеке М. Мошкова. Упоминаются Стругацкие]
Трибунский Александр. Предсказанное время // Деловые люди (М.). — 2002. — 14 янв. (№ 130). — С. 18-23
[Цитата: «Братья Стругацкие, Страна багровых туч , Путь на Амальтею (1959), Стажеры (1961): к концу XX века СССР переименован в ССКР, остальная Земля последовательно переходит в соцлагерь. В 1999 году советские космонавты на атомно-импульсных планетолетах штурмуют непригодную для человека Венеру и исследуют недоступный Юпитер. На Луне существуют советско-китайские заводы для создания сверхмощных кораблей и сплавов, невозможных в земных условиях. Марс колонизирован для заселения, там находят следы давно сгинувшей цивилизации. Спутники и орбиты всех планет Солнечной системы заполняются научно-исследовательскими станциями. При этом вычислительная техника остается волноводной (гигантские вычислительные комбайны, занимающие по залу), в космосе ориентируются при помощи радиометрии. Правда, есть стереовизор — телевизор со стереоэкраном, передающий, вдобавок к изображению и звуку, еще и запахи. Молодежь рвется в Высшую школу космогации, не уважает
эгоистов, любит спорт и играет в четырехмерные шахматы. Несмотря на то, что капиталисты разрабатывают некоторые инопланетные месторождения на манер калифорнийских золотых приисков, в самой Америке уже идет национализация высокотехнологичных отраслей. Верховной властью в космосе обладает МУКС — Международное управление космических сообщений. В районе 2010 года стартует Первая Межзвездная Экспедиция».]
Указ Президента Российской Федерации о присуждении премий Президента Российской Федерации // Новые законы и нормативные акты (Библиотечка «Российской газеты»)(М.). — 2002. — 19 февр. (№ 7). — С. 19
[Рассмотрев предложения Комиссии при Президенте Российской Федерации по Государственным премиям Российской Федерации в области литературы и искусства постановляю:
Присудить премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2001 года:
Волчек Галине Борисовне
Гергиеву Валерию Абисаловичу
Жванецкому Михаилу Маньевичу
Кедринскому Александру Александровичу
Мордюковой Ноябрине Викторовне
Панфилову Глебу Анатольевичу
Плетневу Михаилу Васильевичу
Розову Виктору Сергеевичу
Сарабьянову Дмитрию Владимировичу
Стругацкому Борису Натановичу.
Президент Российской Федерации В.ПУТИН
Москва, Кремль 30 января 2002 года N 111
(«Российская газета», 1 февраля 2002 года)]
Указ Президента Российской Федерации «О присуждении премий Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2001 года» // Парламентская газета (М.). — 2002. — 1-7 февр. (№ 23). — С. 3
[Рассмотрев предложения Комиссии при Президенте Российской Федерации по Государственным премиям Российской Федерации в области литературы и искусства постановляю:
Присудить премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2001 года:
Волчек Галине Борисовне
Гергиеву Валерию Абисаловичу
Жванецкому Михаилу Маньевичу
Кедринскому Александру Александровичу
Мордюковой Ноябрине Викторовне
Панфилову Глебу Анатольевичу
Плетневу Михаилу Васильевичу
Розову Виктору Сергеевичу
Сарабьянову Дмитрию Владимировичу
Стругацкому Борису Натановичу.
Президент Российской Федерации В.ПУТИН
Москва, Кремль 30 января 2002 года N 111]
Указ Президента Российской Федерации «О присуждении премий Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2001 года» от 30 января 2002 года № 111 // Российская газета (М.). — 2002. — 1 февр. (№ 20). — С. 2
[Рассмотрев предложения Комиссии при Президенте Российской Федерации по Государственным премиям Российской Федерации в области литературы и искусства постановляю:
Присудить премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2001 года:
Волчек Галине Борисовне
Гергиеву Валерию Абисаловичу
Жванецкому Михаилу Маньевичу
Кедринскому Александру Александровичу
Мордюковой Ноябрине Викторовне
Панфилову Глебу Анатольевичу
Плетневу Михаилу Васильевичу
Розову Виктору Сергеевичу
Сарабьянову Дмитрию Владимировичу
Стругацкому Борису Натановичу.
Президент Российской Федерации В.ПУТИН
(Опубликовано в «Российской газете», 1 февраля 2002 года)]
Хазагеров Георгий. Персоносфера русской культуры // Новый мир (М.). — 2002. — № 1. — С. 133-145
[Цитата: «Гораздо реже встречается фигура негуманитария-неофита, шагнувшего от братьев Стругацких и «Техники-молодежи» непосредственно к Священному Писанию. На русскую литературу такой человек посматривает свысока, считая все светское чем-то второсортным».]
Харитонов Евгений. Библиография библиографии фантастики // Библиография (М.). — 2001. — № 5. — С. 144-153
[Приводятся данные о библиографиях творчества А. и Б. Стругацких, вышедших в разное время]
Хитаров Дмитрий. Против хода: «Эхо Москвы» пережило четырех российских президентов. Главный редактор радиостанции Алексей Венедиктов боится, что пятого ему не пережить // Ежедневный журнал (М.). — 2002. — 14 февр. (№ 6)
[Упоминаются Стругацкие]
Чибисов Василий. Суета вокруг вокзалов достойна пера братьев Стругацких // Гудок (М.). — 2002. — 22 февр. (№ 33). — С. 2
Шаяхмедов Р. И. Дом из нетающего льда // Химия и жизнь-XXI век (М.). — 2001. — № 9. — С. 20-21
[Эпиграф: «Я не терплю ничего вечного», — неожиданно спокойно сказал он и выстрелил. А. Стругацкий, Б. Стругацкий «Попытка к бегству».]
Шмаков Юрий. Топор президента // Молодой дальневосточник (Хабаровск). — 2002. — 6 февр. (№ 6)
[Упоминается «Понедельник начинается в субботу»]
Штокман Игорь. Подвиг один на всех: [Беседа с главным редактором издательской компании «Подвиг» Игорем Георгиевичем Штокманом] / Беседу вел Леонид Михайлов // Воин России (М.). — 2002. — 8 янв. (№ 1). — С. 92-95
[Упоминаются Стругацкие]
Щербина Нинель. Сомнительный «Триумф»: Станет ли премия Березовского «Персоной нон грата»? / Полосу подготовила Нинель Щербина // Российские вести (М.). — 2002. — 6 февр. (№ 4). — С. 16
[Упоминается премия Президента РФ в области литературы и искусства. Среди лауреатов — Борис Стругацкий]
Юнов Дмитрий. Indesign 2.0: Начало полета // Компьюарт (М.). — 2002. — 20 февр. (№ 2). — С. 42-50
[Упоминаются Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу»]
Ярмольник Леонид. Леонид Ярмольник, которому на Руси жить хорошо / Беседовала Ольга Шумяцкая // Время МН (М.). — 2002. — 20 февр. (№ 31). — С. 7
Ярмольник Леонид. Обаятельный гнус Леонид Ярмольник / Беседовала Мария Позднякова // Вечерний Томск (Томск). — 2002. — 7 февр. (№ 14). — С. 4; То же // Речь (Череповец). — 2002. — 8 февр. (№ 24). — С. 10; То же // Вечерний Челябинск (Челябинск). — 2002. — 26 февр. (№ 35). — С. 9
|