Повесть М. и С. Дяченко "Кон" была опубликована в юбилейном, сотом номере журнала "Если" (июньский номер за 2001 год). Рецензия К. Родика была опубликована в газете "Книжник-Ревю" № 15(25) за август 2001 года (на украинском языке).
Юбилейный, сотый, выпуск московского журнала фантастики "Если" (самое толстое в мире Ф-издание) украшен новой повестью киевлян Марины и Сергея ДЯЧЕНКО "Кон". Каждое новое их произведение - совершенно не похоже на предыдущее. Непредсказуемость - "фирменный знак" Дяченко. Но если истинно, что писатель всю жизнь пишет одно и то же произведение, то Дяченко вот уже десять лет пишут о странном прерождении человеческих душ в неуловимой точке между хаосом и порядком, между свободой и законом, между Ведьмой и Инквизитором.
|
|
Пустой аквариум любви. Только подумалось, как память подсунула цитату: "Эксперимент состоит в попытке совмещать свободу и закон". Это - характеристика философского метода Декарта, сформулированная в недавно изданной книге Мераба Мамардашвили "Картезианские рассуждения" (К.: Стилос). Современный философ реконструирует мир классического мыслителя, применяя всё современное концептуальное знание, с восточно-филосовским инструментарием включительно. "Мир есть описание. А научное описание мира есть язык. Ы только язык. Фабула. Рассказ в значении правдоподобной сказки." Это - и о Дяченко тоже.
"Суть его философии, - продолжает Мамардашвили о Декарте (И о Дяченко тоже), - можно выразить одной сложноподчинённой фразой: мир, во-первых, всегда новый (в нём будто ничего ещё не случилось, а только случится вместе с тобой), и, во-вторых, в нём всегда есть для тебя место, и оно тебя ждёт".
И это - место выбора. Между хаосом и порядком, между свободой и законом, между Ведьмой и Инквизитором. "Чем человек может гордиться в своей жизни, так это осуществлением свободы выбора: Единственное, что законно как основание для гордости, - это способность и готовность человека к реализации свободы: Если я забуду то, что от меня, то не будет и ничего другого, будет хаос", - эти рассуждения философа Мамардашвили о Декарте вполне созвучны пружинам-коллизиям "фэнтезийных" произведений Дяченко.
Выбор, который Дяченко каждый раз заставляют делать своих героев, - это выбор в условиях внутреннего, душевного ада. Именно в том значении, как его интерпретирует Мамардашвили: "Не случайно Достоевский именно так и определял ад: это то, чего нельзя более любить. Имея в виду, конечно, что только это он и мог бы любить".
Герой "Кона", начинающий театральный режиссёр, всю свою недолгую жизнь любил-боготворил Кон - городской театр, обросший традициями, способными влиять на массовое сознание. Когда-то храм-камертон искусства, Кон со временем превратился в генератор неоспоримой иерархии общественного мнения, в генератор зомбирования. Словно сама собой выстроилась жёсткая кристаллическая решётка: попал со своим представлением на сцену Кона - ты есть (в хрестоматиях, в "обоймах" критиков, в библиотеках, на ТВ); не попал - оставайся среди интеллектуальных маргиналов, их случайных "кухонных" слушателей.
Генератор силы стёртых тапочек. Политкультурно выражаясь - конформизма. "Кон", возможно, сокращение от этого слова; или от слова "канон". И - от "конать". Либо ты принимаешь чужие правила, либо - на задворки. Творчески закончиться.
Кон не принял представление героя повести ("спектакль, ещё вчера натянутый, как струна, теперь провис сырым тестом"). Любимая изменила. Как дальше любить то, что теперь можно только ненавидеть? Жестокий, адский выбор. И тогда всё происходит словно по сценарию Декарта-Мамардашвили: "Не нужно бежать от предметов страха, потому что, убегая, вы всё равно страх с собой заберёте! А если пойдёте на них с обнаженной шпагой, то убедитесь в том, что это лишь воздух и тени". И происходит непредсказуемое: гибнущий Кон на глазах мутирует в Скрута, во что-то, почувствовавшее (не понявшее!) свою неисправимую ошибку перед другой живой душой. Энергия любовного взрыва детонировала даже эзотерическую субстанцию.
"Кон" - это не притча (хотя заслушаешься, ибо присутствует вся триллерная атрибутика). "Кон" - повесть-матрица. Читатель, даже того не замечая, выполняет в подсознании запрограммированную работу самоидентификации. "Я занимаюсь самой настоящей работой. Сейчас. То, что за неё пока не платят, ничего не значит." Способны ли вы поставить на кон всё и начать жизнь с чистого листа, на котором начертите собственные координаты?
"Горели фонари: в половине четвёртого утра город походил на аквариум, из которого выплеснули воду, такой же пустой и тускло-прозрачный".
Перевод с украинского Александра Лебедя
© Марина и Сергей Дяченко 2000-2011 гг.
Рисунки, статьи, интервью и другие материалы НЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАНЫ без согласия авторов или издателей.
|
|