Рецензия на роман Марины и Сергея Дяченко "Дикая энергия. Лана".
|
|
(Электронная версти статьи - www.comments.com.ua/?art=1146231812)
ДЕТСКАЯ КНИГА В БОРЬБЕ ЗА ЄНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ
Украинский книжный рынок пытается конкурировать с "Гарри Поттером"
Роман Марины и Сергея Дяченко "Дикая энергия: Лана" - детское фэнтези, стремящееся конкурировать с мощнейшим проектом для детей последнего десятилетия "Гарри Поттером". Причем если британский проект сначала подавался как сугубо книжный, который за счет интересного текста мог вернуть в круг чтения всех детей компьютерного века, то авторы "Дикой энергии" сразу пообещали многовекторное наступление на детское нежелание читать. "Дикая энергия" - это и фантастический роман, и музыкальный альбом, и новое уникальное шоу, и клубный проект, и комиксы, и компьютерная игра, и серия клипов, и фэшн-коллекция ради создания нового образа певицы (и - прибавим от себя - нового персонажа поп-культуры). Причем все это подкреплено европейскими художественными титулами его создателей - авторов текста Дяченко, наилучших фантастов Европы (Евроконвент фантастов в Глазго, 2005), и Русланы (победительницы "Евровидения-2004"). В Украине это совершенно новая маркетинговая практика - ведь самый хитовый текст украинской детской литературы всех времен "Тореадори з Васюківки" Всеволода Нестайко не может соревноваться с "Поттером" именно из-за отсутствия пакета пиара (рекламы, фильма, "сопутствующих товаров" - игрушек, комиксов, книжек-раскрасок, канцтоваров с изображением персонажей и тому подобного).
В этом романе-антиутопии действуют жизнеспособные герои - их мотивы благородны и в то же время логичны. Зло, на борьбу с которым они героически восстали - узнаваемо, а путь к победе - правдиво тернист, поэтому авторов нельзя заподозрить в подыгрывании положительным персонажам, чтобы те победили отрицательных. Причем, что тоже бесспорный плюс Дяченко как мастерам сюжета, зло в романе, как и зло в жизни, в известной степени неперсонифицированно и достаточно актуально: герои пытаются победить не Змея Горыныча и не Бабу Ягу, а сам энергетический кризис. Отсюда и философские вопросы, на которые приходится отвечать героям, и конкретные проблемы выбора на их жизненном пути. Этот выбор в итоге соизмерим с проблемами героев компьютерных "бродилок - вступить в бой сейчас или отступить, спасти друга или бросить на произвол судьбы и быстро перебраться на второй уровень... Параллели с законами компьютерных игр усиливаются еще и тем, что героям Дикой энергии" удается достичь своей цели, как правило, не с первого раза: упал, проиграл - ничего: перезагрузка - и ты опять в игре. У тебя всегда есть второй шанс. В конце концов, кто сказал, что в жизни не так? Бог, он тоже, кажется, любит настойчивых.
И еще одна привлекательная черта романа - он полиакцентный, то есть это текст, в котором каждый видит свое. Допустим, Руслана, мотивируя свой выбор, говорила, что сейчас для нее самой актуальной проблемой является борьба с рабством (имея в виду украинских гастарбайтеров), - и отголосок этой темы она нашла в книжке. Одна известная журналистка заметила, что ее поразило, как роман-фэнтези трактует тему манипулирования информацией (одна из проблем антиутопического общества С.І.Н.Т. в том, что синтетикам доступны лишь фрагменты информации). Знакомого актера увлекла мысль, что Завод, поставляющий энергию в город синтетиков, - это "трансформатор талантливого в посредственное". Меня же поразила анархическая философия книги - процесс трансформации власти в тотальный контроль и бунт против этого контроля. А мой ребенок, которого, оказалось, можно шантажировать сакраментальным "не сделаешь уроки - не успеешь почитать", со смехом цитирует какие-то словечки из диалогов героев: "что за синтепон" и "не смеши мои сандалии"...
Кстати, роман заканчивается тоже по законам нашего, склонного к сиквелам и компьютерной перезагрузке времени фразой "Главная битва еще впереди"... То есть в переводе на общедоступный язык - "Продолжение следует... ".
Леся Ганжа
© Марина и Сергей Дяченко 2000-2011 гг.
Рисунки, статьи, интервью и другие материалы НЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАНЫ без согласия авторов или издателей.
|
|